Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:45, реферат
Вторжение самозванца, принявшего имя младшего сына Грозного – Дмитрия, положило начало новому этапу в развитии Смуты. Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в начале XVII века. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI века, резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.
Введение.
Прошлое
не исчезнет, а продолжает жить в
накопленном опыте социальной жизни.
Обобщение и обработка
На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
История – одна из важнейших форм самосознания людей. заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывают историю заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое» высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности.
Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он не имеет права на обман, на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение истины во все времена являлась главной целью науки. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. Вопреки мнениям скептиков роль исторической науки в жизни людей возрастает. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.
Одно из самого запоминающего времени в истории - это смутное время.
Время
лихолетья затронуло все
Бедствия
Смутного времени потрясли ум и душу
русских людей. Современники винили
во всем проклятых самозванцев, посыпавшихся
на страну как из мешка. В самозванцах
видели польских ставленников,
орудие иноземного вмешательства. Но то была лишь полуправда. Почву
для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество.
Столкновение
интересов феодального
Кризис феодального сословия стал одним из главных факторов гражданской войны в России. К началу XVII века поместье подверглось такому же дроблению, как и боярские вотчины в XV веке. Численность феодалов вновь увеличилась, тогда как фонды феодальных земель оставались прежними. На этот раз кризис приобрел более глубокий характер. Низшие и наиболее многочисленные прослойки поместного дворянства оказались затронуты процессом социальной деградации.
Коллизии
гражданской войны затронули
не только низы, но и верхи русского
общества. От времен феодальной раздробленности
Россия унаследовала могущественную аристократию,
представительным органом которой
была Боярская дума. Московские государи
принуждены были делить власть со своими
боярами. Опираясь на опричнину и
дворян, Иван VI попытался избавиться
от опеки Боярской думы и ввести
самодержавную систему
Вторжение
самозванца, принявшего имя младшего
сына Грозного – Дмитрия, положило
начало новому этапу в развитии Смуты.
Самозванство явилось одной из специфических
и устойчивых форм антифеодального
движения в России в начале XVII века.
Закрепощение крестьян и ухудшение
их положения в конце XVI века, резкие
формы борьбы Ивана Грозного с
боярством, политика церкви, окружившей
престол ореолом святости, - вот
некоторые факторы, благоприятствовавшие
широкому распространению в народе
легенды о пришествии царя-избавителя.
4
Конец
законной династии и
вопрос о престолонаследии
Династия Ивана Калиты, внука Александра Невского, правила Московским государством почти триста лет. Основы ее могущества были заложены в то время, когда над Русью тяготело проклятие татарского ига. При Иване III в конце XV века Россия наконец освободилась от господства иноземных завоевателей.
Иван
VI был последним потомком Калиты,
имевшим многочисленную семью. Его
первая жена, Анастасия Романова, родила
трех сыновей – Дмитрия, Ивана, Федора
и несколько дочерей. Вторая царица,
Мария Темрюковна, родила сына Василия,
последняя (седьмая) жена, Мария Нагая,
- сына Дмитрия. Все дочери Грозного
и царевич Василий умерли в
младенческом возрасте. Царевич Иван
Иванович, достигший 27-летнего возраста
и объявленный наследником
Умирая, в марте 1584 г. царь передал трон любимому сыну Федору, а двухлетнему Дмитрию выделил удельное княжество со столицей в Угличе, где он жил вместе со своей матерью. Наследник престола Федор (1584-1598), болезненный, религиозный, суеверный, был мягким по натуре, но не способным к делам правления государством. Его советниками и блюстителями державы стали князья И.П.Шуйский, И.Ф.Мстиславский, бояре Н.Р.Юрьев, Б.Я.Бельский и Б.Ф.Годунов.
5
Особо царь жаловал Бориса Годунова, который приходился ему шурином (был родным братом его жены Ирины). Годунов стал фактически правителем государства.
Человек для своего времени
малообразованный, Годунов отличался
живым и гибким умом, умением
ладить с людьми в любых
сложных ситуациях, что и
Первым
крупным успехом его как
На личной судьбе Бориса
В 1598 г. царь Федор Иванович умер, не оставив после себя наследника. Династия Рюриковичей, правившая с 862 г., оборвалась навсегда.
Страна
стала скатываться в пучину гражданской
войны. Все признаки социальной катастрофы
были налицо: кризис власти и отсутствие
претендента с твердыми правами
на престол; недовольство, бунт народа
(повсеместно происходили
6
появилась
альтернатива: или по-прежнему идти
путем, близким к восточному, или
вернуться на европейскую стезю развития,
что означало необходимость ограничения
власти, предоставления свободы обществу.
На разных этапах Смуты борьба за лучшую
жизнь протекала по-разному, но всегда
присутствовала тенденция перехода к
европейскому типу.
Лжедмитрий
I
В феврале 1598 г. в Москве состоялся Земский Собор, в котором приняли участие люди разных сословий: бояре, дворяне, приказные, купцы, представители всех крестьян. Собор высказался за венчание на царство Бориса Годунова.
Мирное течение московской
В России было объявлено, что под именем Дмитрия скрывается беглый монах Чудова Монастыря Григорий (в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). Точных доказательств этому нет, но большинство специалистов склоняются именно к этой версии. Отрепьев обладал незаурядными способностями: он знал латинский и польский языки, имел каллиграфический подчерк, обладал редкой способностью быстро ориентироваться в конкретной обстановке. В молодости он был слугой Федора Романова, после ссылки которого постригся в монахи. Из Москвы с тремя другими монахами он бежал в Литву и Польшу. По всей видимости, Отрепьев сам верил в свое царское происхождение и не боялся никаких обличений в самозванстве.
В.О.Ключевский
справедливо заметил, что Лжедмитрий
был лишь «испечен в польской печке,
а заквашен в Москве»[2]. Заручившись
поддержкой польско-литовских магнатов,
Лжедмитрий тайно принял католичество
и обещал римскому папе распространить
католицизм в России. Он также обещал
передать Речи Посполитой и своей
невесте Марине Мнишек Северные и
Смоленские земли, Новгород и Псков.
Лжедмитрий понадобился польским магнатам
для того, чтобы начать
7
агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику. Это была скрытая интервенция.
Осенью 1604 года с войском в 2 тысячи человек самозванец пошел на Московское государство, избрав при этом длинный путь – через Чернигов, где скопилось много людей, недовольных Годуновым. Ситуация в стране способствовала успеху его похода. Беглые крестьяне, казаки присоединялись к войску Лжедмитрия. Решающее сражение проходило под г. Кромы, где царские войска перешли на сторону самозванца. В это же время, 13 апреля 1605 г., неожиданно умер царь Борис.
На трон взошел 16-летний сын Бориса Федор. Юный царь и его мать по требованию самозванца были тайно убиты. 20 июня 1605 года Лжедмитрий вступил в столицу. Вскоре его «опознала» мать, инокиня Марфа, а 30 июня 1605 г. «Дмитрий» был провозглашен царем.
Новый царь был небывалым явлением на престоле московских государей. В.О.Ключевский характеризует его следующим образом: «Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в свей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания.[3]»
Оказавшись в Кремле, самозванец распустил свое войско и как бы забыл об обещаниях, раздававшихся в Польше. Он держал себя независимо от папы и короля. Самозванец показывал себя православным и не собирался вводить католичество на Русь. Земельных уступок он также не сделал.
Деятельность
нового управителя вызвала неудовольствие
как в Польше, так и в Москве. Он был мало
похож не только на государя, но и на благовоспитанного
человека: не был богомолен, не держал
постов, кутил и пьянствовал, был слишком
близок к полякам, пришедшим с ним в Москву,
в целом он не умел сохранять своего достоинства
так, как это соответствовало царскому
чину. Он управлял с помощью немногих любимцев,
отстранив от влияния на дела знатнейших
бояр. Окончательно озлобило народ против
самозванца его свадьба с Мариной Мнишек.
На
8
эту свадьбу были приглашены только иноземные гости и придворные люди, новая царица не приняла православия, а сама свадьба проходила накануне праздника вопреки обычаям.