Самозванцы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:45, реферат

Описание работы

Вторжение самозванца, принявшего имя младшего сына Грозного – Дмитрия, положило начало новому этапу в развитии Смуты. Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в начале XVII века. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI века, резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 29.69 Кб (Скачать)

Введение. 

         Прошлое не исчезнет, а продолжает жить в  накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая  задача истории.

         На  исторических примерах люди воспитываются  в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

         История – одна из важнейших форм самосознания людей. заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывают историю заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое» высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности.

         Историк не может писать без гнева и  пристрастия, но он  не имеет права  на обман, на искажение и утаивание  истины. Поиск и утверждение истины во все времена являлась главной  целью науки. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. Вопреки мнениям скептиков роль исторической науки в жизни людей возрастает. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.

         Одно  из самого запоминающего времени  в истории - это смутное время.

         Время лихолетья затронуло все стороны  русской жизни – экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию  и нравственность. Причины смуты  заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных  отношений в конце правления  Ивана IV и при его преемниках.

         Бедствия  Смутного времени потрясли ум и душу русских людей. Современники винили во всем проклятых самозванцев, посыпавшихся на страну как из мешка. В самозванцах  видели польских ставленников,  
     

    орудие  иноземного вмешательства. Но то была лишь полуправда. Почву 

    для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество.

         Столкновение  интересов феодального государства  и дворянства, с одной стороны, закрепощенных крестьян, тяглых посадских  людей, холопов и других групп  зависимых людей – с другой, явилось источником социального  кризиса, породившего Смуту.

         Кризис  феодального сословия стал одним  из главных факторов гражданской  войны в России. К началу XVII века поместье подверглось такому же дроблению, как и боярские вотчины в XV веке. Численность феодалов вновь увеличилась, тогда как фонды феодальных земель оставались прежними. На этот раз кризис приобрел более глубокий характер. Низшие и наиболее многочисленные прослойки поместного дворянства оказались затронуты процессом социальной деградации.

         Коллизии  гражданской войны затронули  не только низы, но и верхи русского общества. От времен феодальной раздробленности  Россия унаследовала могущественную аристократию, представительным органом которой  была Боярская дума.  Московские государи принуждены были делить власть со своими боярами. Опираясь на опричнину и  дворян, Иван VI попытался избавиться от опеки Боярской думы и ввести самодержавную систему управления. Могущество знати было поколеблено, но не сломлено опричниной. Знать ждала  своего часа. Этот час пришел, едва настало  Смутное время.

         Вторжение самозванца, принявшего имя младшего сына Грозного – Дмитрия, положило начало новому этапу в развитии Смуты. Самозванство явилось одной из специфических  и устойчивых форм антифеодального  движения в России в начале XVII века. Закрепощение крестьян и ухудшение  их положения в конце XVI века, резкие формы борьбы Ивана Грозного с  боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот  некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя. 
     
     
     

4

Конец законной династии и  вопрос о престолонаследии 

         Династия  Ивана Калиты, внука Александра Невского, правила Московским государством почти  триста лет. Основы ее могущества были заложены в то время, когда над  Русью тяготело проклятие татарского ига. При Иване III в конце XV века Россия наконец освободилась от господства иноземных завоевателей.

         Иван VI был последним потомком Калиты, имевшим многочисленную семью. Его  первая жена, Анастасия Романова, родила трех сыновей – Дмитрия, Ивана, Федора и несколько дочерей. Вторая царица, Мария Темрюковна, родила сына Василия, последняя (седьмая) жена, Мария Нагая, - сына Дмитрия. Все дочери Грозного и царевич Василий умерли в  младенческом возрасте. Царевич Иван Иванович, достигший 27-летнего возраста и объявленный наследником престола, умер от нервного потрясения, претерпев  жестокие побои от отца. Единственный внук Грозного появился на свет мертвым, и в этом случае виноват был  сам царь, подверженный страшным припадкам  ярости. Род Грозного был обречен  на исчезновение. Причиной послужило  не только несчастное стечение обстоятельств, но и факторы природного характера. Браки внутри одного и того же круга  знатных семей имели отрицательные  биологические последствия. В середине XVI века стали явственно видны  признаки вырождения царствующей династии. Брат Ивана VI Юрий Васильевич, глухонемой от рождения, умер без потомства. Сын  Грозного царь Федор Иванович был  слабоумным и хилым и тоже не оставил  детей. Младший сын царя Ивана  Дмитрий страдал эпилепсией. Шансы  на то, что царевич доживет до зрелых лет и оставит наследника, были невелики. Но как первенцу Грозного – Дмитрию - старшему, так и его младшему сыну Дмитрию суждена была нечаянная и преждевременная смерть.

         Умирая,  в марте 1584 г. царь передал трон любимому сыну Федору, а двухлетнему Дмитрию  выделил удельное княжество со столицей в Угличе, где он жил вместе со своей матерью. Наследник престола Федор (1584-1598), болезненный, религиозный, суеверный, был мягким по натуре, но не способным к делам правления  государством. Его советниками и  блюстителями державы стали князья И.П.Шуйский, И.Ф.Мстиславский, бояре  Н.Р.Юрьев, Б.Я.Бельский и Б.Ф.Годунов.

         5

    Особо царь жаловал Бориса Годунова, который  приходился ему шурином (был родным братом его жены Ирины). Годунов стал фактически правителем государства.

           Человек для своего времени  малообразованный, Годунов отличался  живым и гибким умом, умением  ладить с людьми в любых  сложных ситуациях, что и предопределило  его быстрое восхождение к  власти. В течение 3-х лет после  коронации Федора Иоановича   опытный придворный политик Годунов  поочередно устранил соперников  и с 1587г., умело используя имя  царя Федора, стал единолично  управлять страной.

         Первым  крупным успехом его как правителя  стало учреждение в 1589 г. самостоятельной  Московской патриархии. Это возвысило  международный авторитет Москвы и укрепило позиции государства  по отношению к церкви. В области  внешней политики ему также удалось  проявить себя в качестве способного государственного деятеля: Россия добилась частичного пересмотра итогов Ливонской  войны и укрепила безопасность своих  южных рубежей, отразив нападение  крымского хана. В области внутренней политики самым значительным актом  правительства Годунова стало завершение процесса закрепощения крестьянства.

           На личной судьбе Бориса Годунова  и на оценке его неспокойного  правления сказалось так называемое  «углическое дело». 15 мая 1591 года  Дмитрий-младший погиб в Угличе. Согласно официальной версии, он  нечаянно нанес себе рану, которая  оказалась смертельной. К такому  заключению пришла комиссия бояр  Шуйского. По слухам царевич Дмитрий  был злодейски зарезан людьми, подосланными Борисом Годуновым.  Однако историки не располагают  убедительными документами, которые  доказывали бы виновность Годунова.

         В 1598 г. царь Федор Иванович умер, не оставив  после себя наследника. Династия Рюриковичей, правившая с 862 г., оборвалась навсегда.

         Страна  стала скатываться в пучину гражданской   войны. Все признаки социальной катастрофы были налицо: кризис власти и отсутствие претендента с твердыми правами  на престол; недовольство, бунт народа (повсеместно происходили восстания, наиболее крупное из них – под  руководством Болотникова); ослабление, а затем и распад государства; иностранная интервенция (шведы  захватили Новгородскую землю, в  Москве хозяйничали поляки). Во время  Смуты у страны 

         6

    появилась альтернатива: или по-прежнему идти путем, близким к восточному, или вернуться на европейскую стезю развития, что означало необходимость ограничения власти, предоставления свободы обществу. На разных этапах Смуты борьба за лучшую жизнь протекала по-разному, но всегда присутствовала тенденция перехода к европейскому типу. 

    Лжедмитрий I 

         В феврале 1598 г. в Москве состоялся  Земский Собор, в котором приняли  участие люди разных сословий: бояре, дворяне, приказные, купцы, представители  всех крестьян. Собор высказался за венчание на царство Бориса Годунова.

           Мирное течение московской жизни,  нарушенное голодом 1601-1603 гг., было  окончательно прервано самозванческой  смутой. В 1603 году распространились  слухи о том, что в Польше (по некоторым данным в Литве[1]) появился человек, назвавшийся   «чудесно спасшимся»  угличским  царевичем Дмитрием Ивановичем. Сначала он объявился у польского  магната Адама Вишневецкого, а  затем перешел пол покровительство  Юрия Мнишек.

         В России было объявлено, что под именем Дмитрия скрывается беглый монах  Чудова Монастыря Григорий (в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). Точных доказательств этому нет, но большинство специалистов склоняются именно к этой версии. Отрепьев обладал незаурядными способностями: он знал латинский и польский языки, имел каллиграфический подчерк, обладал редкой способностью быстро ориентироваться в конкретной обстановке. В молодости он был слугой Федора Романова, после ссылки которого постригся в монахи. Из Москвы с тремя другими монахами он бежал в Литву и Польшу. По всей видимости, Отрепьев сам верил в свое царское происхождение и не боялся никаких обличений в самозванстве.

         В.О.Ключевский справедливо заметил, что Лжедмитрий был лишь «испечен в польской печке, а заквашен в Москве»[2]. Заручившись  поддержкой польско-литовских магнатов, Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распространить католицизм в России. Он также обещал передать Речи Посполитой и своей  невесте Марине Мнишек Северные и  Смоленские земли, Новгород и Псков. Лжедмитрий понадобился польским магнатам для того, чтобы начать  

         7

    агрессию  против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному  наследнику. Это была скрытая интервенция.

         Осенью 1604 года с войском в 2 тысячи человек  самозванец пошел на Московское государство, избрав при этом длинный путь –  через Чернигов, где скопилось  много людей, недовольных Годуновым. Ситуация в стране способствовала успеху его похода. Беглые крестьяне, казаки присоединялись к войску Лжедмитрия. Решающее сражение проходило под  г. Кромы, где царские войска перешли на сторону самозванца. В это же время, 13 апреля 1605 г., неожиданно умер царь Борис.

         На  трон взошел 16-летний сын Бориса Федор. Юный царь и его мать по требованию самозванца были тайно убиты. 20 июня 1605 года Лжедмитрий вступил  в столицу. Вскоре его «опознала» мать, инокиня  Марфа, а 30 июня 1605 г. «Дмитрий» был  провозглашен царем.

         Новый царь был небывалым явлением на престоле московских государей. В.О.Ключевский характеризует его следующим  образом: «Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в свей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания.[3]»

         Оказавшись  в Кремле, самозванец распустил свое войско и как бы забыл об обещаниях, раздававшихся в Польше. Он держал себя независимо от папы и короля. Самозванец показывал себя православным и не собирался вводить католичество на Русь. Земельных уступок он также  не сделал.

         Деятельность  нового управителя вызвала неудовольствие как в Польше, так и в Москве. Он был мало похож не только на государя, но и на благовоспитанного человека: не был богомолен, не держал постов, кутил и пьянствовал, был слишком близок к полякам, пришедшим с ним в Москву, в целом он не умел сохранять своего достоинства так, как это соответствовало царскому чину. Он управлял с помощью немногих любимцев, отстранив от влияния на дела знатнейших бояр. Окончательно озлобило народ против самозванца его свадьба с Мариной Мнишек. На  

         8

    эту свадьбу были приглашены только иноземные  гости и придворные люди, новая  царица не приняла православия, а  сама свадьба проходила накануне праздника вопреки обычаям.

Информация о работе Самозванцы России