Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:41, доклад
Город, чей возраст исчисляется более чем двадцатью пятью веками, завораживает и манит своей красотой и неповторимостью.
Современный Самарканд - второй город Узбекистана после Ташкента по численности населения и территории, промышленному значению, центр мирового туризма. Расположен в левобережной холмистой части среднего течения реки Зеравшан.
Сама природа одарила Самарканд прекрасным климатом и чистой водой - он раскинулся в одном из райских уголков земли узбекской.
Климат Самарканда континентально-субтропический. Число ясных дней 155, сумма часов солнечного сияния 2916, средняя температура года +13,4, января –0, июля +26, абсолютный минимум -27 , абсолютный максимум +45'.
Население 364,3 тыс.чел.
Самарканд- Очаг древней культуры |
Нурисламов Бобур 3RuG2 |
Город,
чей возраст исчисляется более
чем двадцатью пятью веками, завораживает
и манит своей красотой и неповторимостью.
Современный
Самарканд - второй город Узбекистана
после Ташкента по численности населения
и территории, промышленному значению,
центр мирового туризма. Расположен в
левобережной холмистой части среднего
течения реки Зеравшан.
Сама природа одарила Самарканд прекрасным
климатом и чистой водой - он раскинулся
в одном из райских уголков земли узбекской.
Климат Самарканда континентально-субтропический.
Число ясных дней 155, сумма часов солнечного
сияния 2916, средняя температура года +13,4,
января –0, июля +26, абсолютный минимум
-27 , абсолютный максимум +45'.
Население 364,3 тыс.чел.
Главной водной артерией города являются
река Зарафшан, каналы Даргом, Сиаб, Шаудар.
История города
Самарканд – один из древнейших городов
мира, ровесник Рима, Афин, Вавилона. Справедливо
поэты и историки прошлого наделяли его
такими пышными эпитетами, как « Эдем Востока
», «Лик Земли», «Драгоценная жемчужина
восточного мира »,
Природное изобилие долины Заравшана,
где возник Самарканд, воспевалось в священных
гимнах «Авесты».
В середине 1-го тысячелетия до н.э. греческие
источники упоминают о Самарканде в форме
Мараканда, в средневековье руины древнего
Самарканда стали называть Афрасиабом.
Самое ранее письменное упоминание о Самарканде
относится к 329 г. до н. э., когда Греко -
македонская армия во главе с Александром
Македонским захватила его. В первые века
город попал под власть могущественной
кангюской державы.
В 6-7 вв. во главе Самарканда стояли правители
ишхиды, действовавшие в тесном контакте
с тюркским каганатом. В конце 7 - начале
8 вв. в Средней Азии появились войска арабов
- завоевателей.
Весной 1220 года город захватили орды Чингиз
– хана, разрушившие его древнюю основу.
14-середина 15 вв. знаменуются новым значительным
подъемом экономической, политической
и культурной жизни Самарканда. И именно
в это время возросла и мировая известность
Самарканда, как столицы созданной Темуром
обширной империи, простиравшуюся от Волги
до Ганга, от Тянь-Шаня до Босфора. Правитель
мечтал превратить Самарканд в прекрасный
город.
Из каждого победоносного похода в Индию,
Афганистан, Иран, Сирию, Закавказье, Турцию
он присылал в Самарканд самых искусных
зодчих, ювелиров и ученых. В своей державе
Темур был творцом - созидателем. Он щедро
поощрял художников и поэтов, мыслителей
и ученых. Эти гены передадутся потом его
внуку - Мирзо Улугбеку, чьим звездным
каталогом и картой, созданной пять веков
назад, во всем мире восхищаются и сегодня.
Именно в эпоху правления Темуридов Самарканд
достиг наивысшего расцвета.
Правители европейских государств считали
за честь посетить этот город.
Самарканд - город легенд. Здесь каждый
камень, овраг или водоем - живое предание
о былом, каждый квартал города (гузар
или махалля) хранит, как родословную,
свою легенду. Иногда легендами обрастает
какое-либо историческое событие или место,
которое дорого сердцу каждого самаркандца.
В годы независимости Самарканд расцвел
с новой силой. Государством и Президентом
уделяется большое внимание по восстановлению
исторических памятников и выделяются
большие средства на их содержание.
Городище Афрасиаб (VII век до н.э.-XIII в.н.э.)
хранит в своих недрах остатки разрушенного
монголами древнего Самарканда.
Название «Афрасиаб» связано с именем
героя древнего эпоса «Шахнаме» - Афрасиабом,
могучим владыкой Турана. Ныне Афрасиаб
- огромное скопление безжизненных холмов.
Но в далеком прошлом здесь кипела жизнь.
Именно этим и объясняется пристальный
интерес ученых к городищу Афрасиаб.
Первые монументальные кладки крепостных
стен городища относятся еще к VII-VI векам
до н.э.
У подножья цитадели издревле лежали городские
кварталы с жилищами горожан, храмами,
водоемами и торговыми площадями. В дворцовом
комплексе города, расположенном в одном
из кварталов 7-8 в.в. нашей эры, были обнаружены
знаменитые на весь мир настенные росписи,
выполненные талантливейшими самаркандскими
живописцами. Стены парадного зала украшены
высокохудожественной росписью, выполненной
клеевыми красками по глиняной штукатурке.
Уникальные жанровые картины, росписи
располагаются на стенах в три яруса. Яркими
красками изобразили сцены величественного
шествия мужчин, несущих богатые дары
и одетых в праздничные нарядные костюмы,
движение к храму столицы, сцены борьбы
и охоты, изображение водного царства.
Обнаруженные настенные росписи в оригинале
сегодня представлены в музее «Афросиаб».
, в переводе означает
"Песчаное место". Бывшую когда-то
базарную площадь Регистан сегодня с трех
сторон украшают величественные здания:
медресе Улугбека (1417 - 1420), медресе Шердор
(1619 - 1636), медресе Тилля-Кари (1647 - 1660).
Первоначально было построено медресе
Улугбека, в котором насчитывалось пятьдесят
худжр-келий, где проживало свыше ста студентов.
Среди них, по преданию, жил и учился знаменитый
таджикский поэт Джами. Согласно историческим
хроникам в медресе читал курс математики
и астрономии сам Улугбек. А во дворе стояли
учебные солнечные часы.
Медресе Улугбека сильно пострадало от
времени, землетрясений, особенно, в годы
междоусобиц в начале XVIII века. В 30-х годах
прошлого века здесь были проведены уникальные
работы по выпрямлению отклонившегося
в сторону его минарета.
В XVII веке на Регистане были построены
еще два медресе - Шердор и Тилля-Кари.
Они отличаются внушительными размерами
и роскошью отделки. Наиболее значительное
из медресе носит название Шердор - то
есть "Имеющее львов". Оно строилось
почти 17 лет по проекту самаркандского
правителя эмира Ялангтуша.По изяществу,
легкости, красоте изразцовой отделки
оно превосходило все существующие здания.
Спустя десять лет
при том же правителе было построено медресе
Тилля-Кари, замыкающее Регистан с севера.
Название медресе Тилля-Кари означает
в переводе "отделанное золотом".
Здание обильно украшено внутри раззолоченной
рельефной живописью. Медресе Тилля-Кари,
помимо своей основной задачи - обучения
студентов, выполняло ещё и роль соборной
мечети.
Соборная мечеть Биби-Ханым (1399-1404 гг.)
. Строительство ее начато было после победоносного
похода Тимура в Индию. По замыслу Тимура
мечеть Биби-Ханым должна была затмить
все виденное им в других землях. К участию
в строительстве были привлечены зодчие,
художники, мастера и ремесленники из
многих стран Востока. Было задействовано
более 700 человек.
Вход во двор был оформлен в виде величественного
портала с двумя круглыми минаретами,
достигавшими пятидесяти метров высоты.
Стены всех помещений снаружи были богато
декорированы разноцветными глазурованными
кирпичами. Роскошная и богатая отделка
внутренних помещений состояла из облицовки
майоликовой мозаикой, резным мрамором,
тиснением на папье-маше, позолоченными
узорами. Величественная красота этого
сооружения породила множество легенд,
связанных с талантливым зодчим и красавицей
Биби Ханым.
История не знает имени Биби Ханым. Известно,
что старшую жену Тимура звали Сарай-Мульк-Ханум.
Некрополь Шахи-Зинда (XIV – XV вв).. Он состоит
из одиннадцати мавзолеев, последовательно
пристраивавшихся один к другому в течении
веков.
Входной портал Шахи-Зинда,
заверщающий весь ансамбль, является позднейшим
сооружением. Надпись над входом гласит:
«Это величественное здание основано
Абдулазизханом, сыном Улугбека – Гурагана,
сыном Шахруха, сына Амира Тимура – Гурагана,
в 883 г. (1434 г.).
Долгое время считалось, что в первом мавзолее
слева погребен друг Улугбека, сотоварищ
по научной деятельности знаменитый астроном
Казызаде Руми. Однако, исследования ученых
доказали, что в этом мавзолее имеются
женские захоронения.
Поднявшись по тридцати шести ступеням
старинной лестницы, посетитель попадает
в открытую галерею. Тут слева и справа
расположены мавзолеи-усыпальницы ближайших
родственников Тимура, в том числе его
жены Туман-ака и сестры Ширин-бика-ака.
Галерея заканчивается круглым двориком
со сводчатой аркой. Под ней справа имеется
старинная резная дверь, ведущая к самому
древнему сооружению ансамбля Шахи-Зинда
– мавзолею Кусам ибн-Аббаса. Он объявлен
«святым» за проповедь и насаждение ислама
в Самарканде после завоевания его арабами.
Хранители Шахи-Зинда расскажут легенду,
о том, что живший здесь Кусам ибн-Аббас,
был убит неверными во время молитвы. Однако,
он взяв, свою голову исчез в колодце( по
другой версии скрылся в пещере), где продолжает,
якобы, жить и поныне. Отсюда и происходит
название «Шаит-Зинда», что означает «Живой
царь». Гробница Кусам ибн-Аббаса, отгороженная
от дворика резной деревянной решеткой,
облицована изразцами с арабскими надписями.
Архитектурный ансамбль Шахи-Зинда представляет
собой уникальный музей глазурованного
декора XIV – XV вв. Здесь можно найти и поливную
резную терракоту, и прекрасные образцы
наборной мозаики, и крупную мозаику из
поливных кирпичей. По тонкости, изяществу
и разнообразию форм ни один архитектурный
памятник Самарканда не может сравниться
с мавзолеями Шахи-Зинда.
Мавзолей Гур Эмир
(1404г.) По велению Тимура был воздвигнут
мавзолей Гури-Эмир - Могила Эмира - для
праха любимого его внука Мухаммеда Султана.
В мавзолее Гури-Эмир кроме Мухаммед Султана
погребены – Амир Тимур, два его сына -
Шахрух и Мираншах, его внук великий астроном
Улугбек, а также духовный наставник Тимура
мусульманский шейх из Медины - Мир Сейид
Береке и некий Шах-Ходжа.
Величие и легкость архитектурных линий
и форм, богатство разноцветной мозаики
- все это делает мавзолей уникальным памятником
среднеазиатского зодчества.
Мавзолей Ак-Сарай (XV в). Отсутствие исторических
данных делает постройку несколько загадочной.
Предполагают, что мавзолей мог служить
фамильной усыпальницей для потомков
Тимуридов по мужской линии. Она была воздвигнута
в 70-х гг. XV в., когда погребения заполнили
Гур-Эмир и прилежащие к нему помещения.
Внешне Ак-Сарай кажется непривлекательным
- лишен декора, купол остался недостроенным.
Чувствуется какая-то незавершенность.
Однако с точки зрения архитектурного
строительства он является уникальным
– здесь использовались новые технические
конструкции и приемы. Внутреннее убранство
не соответствует внешнему виду – стены,
паруса и купол покрывает орнаментальная
живопись, исполненная в технике “кундаль”
с обильным применением золота. Рельефность,
золото, обширная гамма цветовой тональности
в окраске пышных растительных узоров
напоминают богатые ковровые ткани.
На одной линии
с мавзолеем Гур Эмир находится еще
один, более ранний мавзолей, построенный
по распоряжению Амира Темура над могилой
известного шейха XIV века Бурханеддина
Сагараджи и называется Рухабад. Мавзолеи
шейха и Гур-Эмир расположены на одной
оси, чем подчеркивалась духовная связь
Темуридов с высокочтимыми шейхами. Мавзолей
Рухабад (1380-е гг.) Название переводится,
как «Обитель духа». Мавзолей сооружен
из кирпича в виде куба, на котором установлен
восьмигранный барабан и купол. Здание
выглядит аскетично, так как у мавзолея
нет оформленных порталов, практически
полностью отсутствует декор.
Мечеть Хазрет-Хызр (XIX в.), почитаемого
в исламе легендарного старца-странника,
культ которого уходит в доисламские времена.
Он, также является хранителем воды. Считалось,
что встреча с Хазрет-Хызром бывает нежданной
и всегда приносит счастье людям. Мечеть
неоднократно перестраивалась и ныне
включает в себя портальный вход, дарвазахану,
вестибюль, перекрытый ребристым куполом
на многогранном барабане, ханаку и колонный
айван. В декоре использованы резкой ганч
и потолочная роспись. Мечеть является
прекрасным образцом народной архитектуры
Самаркандской школы.
Обсерватория Улугбека (1428-1429 гг). Сооружена
на одном из холмов Самарканда. Это было
трехэтажное, покрытое цветными изразцами
здание круглой формы диаметром 46м и высотой
не менее 30м. В главном зале помещался
громадный инструмент для наблюдения
за Солнцем, Луной и другими светилами
небесного свода.
Основой обсерватории являлся гигантский
угломер (вертикальный круг), радиус окружности
которого равнялся 40,212м., а длина самой
дуги составляла 63м. главный инструмент
– секстант – был ориентирован с поразительной
точностью по линии меридиана с юга на
север.
Размеры главного инструмента, удачная
его конструкция, научные знания Улугбека
и его соратников обеспечили поразительную
точность астрономических наблюдений.
Обсерватория была для своего времени
уникальным сооружением.
После трагической гибели великого звездочета
реакционное духовенство спровоцировало
погром обсерватории. Научный центр был
разорен, ценнейшая библиотека расхищена,
ученые разогнаны.
Мазар Ходжи - Данияра (XV в.) (Пророка Данияра).
Он расположен в живописной местности
на склоне многоводного арыка Сиаб. Существует
предание, по которому появление здесь
захоронения святого связано с именем
Амира Темура, который привез из похода
на запад мощи Пророка Данияра для захоронения
вблизи Самарканда. Предание сообщает
также, что караван остановился именно
в этом месте, так как лошадь, на которой
везли останки, не желала двигаться дальше.
Амир Темур отдал приказ захоронить мощи
святого именно на этом месте, и тогда
от удара копытом лошади забил лечебный
родник. Другое предание повествует о
том, что похороненный в могиле святой
начал чудесным образом расти, и достиг
примерно 17 метров. В настоящее время сама
могила, покрытая семнадцатиметровой
дахмой, мазар, построенный над ней совсем
недавно, а также святой источник, расположенный
ниже под обрывом, являются местом паломничества
и поклонения последователей трех религий
- мусульманства, христианства и иудаизма.
Мазар Чупан-ата (XV в.). К северо-востоку
от Самарканда был построен в честь мифического
святого «отца пастухов», чей культ издавна
был популярен в народе, особенно среди
скотоводов. Это не надмогильное сооружение,
не мавзолей. По своей архитектуре - это
мавзолей, хотя археологические вскрытия
не обнаружили в нем ни погребения, ни
склепа. Мазар венчает скалистую вершину
и виден из любой точки города. Архитектура
памятника - небольшое помещение, перекрытое
внутренним куполом. Имеется также второй
наружный купол. По цветовому решению
внешнего декора мазар отличался двуединой
гармонией - бирюзовый купол сливался
с синевой неба, а массив основания, лишенный
облицовок - с цветом лёссовой почвы у
его подножия, как бы подтверждая принцип
связи «земля - небо».
Парк Баги - майдан (ХV в.) В далеком прошлом
у подножья Чупанатинских склонов был
создан один из красивейших загородных
парков. Его разбивка была начата при Тимуре
и завершена Улугбеком. Здесь находился
двухэтажный дворец «Чильсутун» (т.е. «сорокаколонный»).
Среди пышных деревьев сада располагались
изящные палатки, павильоны, из которых
особенно известным был Фарфоровый павильон
(Чини-хана), облицованный сине-белыми
плитками китайского фарфора, привезенного
из императорских мастерских правителя
Китая. Также использовались плитки искусных
местных имитаций его на фаянсе, изготовленными
самаркандскими гончарами. К сожалению,
здание это не сохранилось.
Мемориальный комплекс Имам ал-Бухари
(1998 г.). Расположен он в 12 км от Самарканда.
Когда-то, здесь у могилы Мухаммада ибн
Исмаила Бухари была построена мечеть.
Сам Имам ал-Бухари родился в IX веке в Бухаре,
но умер и похоронен был под Самаркандом
в 870 г. Он с детства, пристрастился к хадисам,
неутомимо собирал и записывал предания,
многие из которых в последствии были
внесены в «Шариат». Имам собрал и упорядочил
7275 хадисов. В 16 в. над его могилой был возведен
небольшой мавзолей, рядом была построена
мечеть и посажены чинары. В 1998 г. в связи
с празднованием 1225 годовщины со дня рождения
Имама на месте древнего мавзолея был
возведен мемориальный комплекс. Архитектурное
решение современного комплекса площадью
в 10 гектаров построено на использовании
национальных традиций. Он состоит из
мавзолея, мечети, административного здания
и других сооружений, построенных по периметру
внутреннего двора. На центральной оси
комплекса расположен мавзолей Имама
ал-Бухари. Это сооружение в форме куба
увенчано семнадцатиметровым куполом.
Дверь с правой стороны мавзолея ведет
вниз к дахме - месту поклонения. Справа
под отделанной светло-голубым ониксом
саганой верхнего этажа находится могила
ал-Бухари, покрытая мрамором. С левой
стороны внутреннего двора расположена
мечеть, площадь которой позволяет одновременно
молиться 1500 верующим. Стены оформлены
светло-зелеными, голубыми, белыми и глазурованными
плитками, мрамором, ониксом и гранитом;
полы украшены гирихом; в отделке также
широко использован ганч. Купол изнутри
украшен красочным орнаментом. У михрабной
ниши висит Кисва - материя Каабы, подаренная
Узбекистану королем Саудовской Аравии.
За мавзолеем расположен образовательный
центр (дорус-Хадис), где изучаются науки
о Хадисах. Мемориальный комплекс является
также местом мусульманских богослужений
и сохранения священной гробницы. Посещение
этого святого места у мусульман приравнивается
к малому хаджу. Ведь не зря в народе говорят:
"Если Мекка - сердце мусульманского
мира, то Самарканд - его голова!".
Мост вододелитель (нач. XVI в.). Остатки
моста вододелителя через Зарафшан являются
памятником материальной культуры, расположенного
несколько ниже современного железнодорожного
моста. Как свидетельствуют записки посещавших
долину географов-путешественников, примерно
на этом же месте находился еще более древний
мост, построенный при Темуридах, а до
него - мост, относящийся примерно к 8-9
вв.
Мост вододелитель был построен при хане
Шейбани в самом начале XVI века. В настоящее
время от моста сохранилась лишь одна
кирпичная арка.
Самарканд удивительный город – что ни
улица, то памятник старины, или его останки.
Но Самарканд является и современным городом.
Здесь работают машиностроительный, лифтостроительный,
суперфосфатный, фруктово-консервный
заводы, трикотажная, чаеразвесочная,
швейная, обувная, мебельная фабрики. Современный
город хорошо благоустроен, его украшают
множество тенистых скверов и парков.
Комплекс "Боги Эрам" открылся недавно.
В когда-то запущенном уголке городского
парка создано рукотворное озеро, которое
венчает огромный амфитеатр на 3,5 тысяч
мест. Комплекс сразу стал подлинным местом
отдыха людей. В жаркие летние вечера струи
фонтанов создают здесь особый микроклимат.
В 1996 году, когда город был награжден орденом
Амира Темура за номером один, Президент
Узбекистана Ислам Каримов сказал: "Самарканд
- это город со славным прошлым, счастливым
настоящим и вечным будущим".