Салическая правда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:54, лекция

Описание работы

Правовое положение основных групп населения и регулирование имущественных отношений согласно Салической правде, отражение в ней позиций по преступлениям, наказаниям и судебному процессу в целом.

Содержание

1. Характеристика Салической правды как памятника раннефеодального права
2. Правовое положение основных групп населения
3. Регулирование имущественных отношений
4. Преступления, наказания и судебный процесс

Работа содержит 1 файл

салическая правда.docx

— 29.40 Кб (Скачать)

Вопросы:

  1. Харатеристика Салической правды, как памятника раннефеодального права.
  2. Правовое положение основных групп населения
  3. Регулирование имущественных отношений
  4. Преступления наказания и судебный процесс

  Ответы:

  1. По мере завоевания Галлии германцами происходила запись их обычаев, в результате чего появились так называемые «варварские правды», среди которых выделяется Салическая правда. В дальнейшем Салическая правда дополнялась новыми нормами; она является основным источником раннего германского права, весьма мало затронутым влиянием римского права. Основное содержание Салической правды составляют штрафы за различного рода правонарушения и регламентация судебного процесса. Нормы гражданского права занимают в ней несравненно меньшее место.

  

Салической правде присущи казуистический характер и формализм. Казуистичность изложения материала исключала выработку и формулирование обобщающих понятий, таких как понятия преступления и наказания, понятия вины, умысла, неосторожности и т.п. Характернейшая черта варварских правд (и Салической в том числе) состоит в их строгом формализме. Процедура реализации правовой нормы представлялась франкам не менее существенной, чем реальное бытие самой этой нормы. Каждое правовое действие, непременно публичное, облекалось в формализованный ритуальный обряд, предполагавший строгую последовательность действий, использование словесных клише, употребление предметов-символов (горсть земли, ветка дерева и т. д.), — обряд, даже незначительное отступление от которого грозит свести на нет содержательную сущность нормы.[1,str 264,xxxiv] Важно помнить, что в условиях почти полной неграмотности подавляющего большинства населения публичность и ритуальность процессуальных действий были единственными гарантиями соблюдения правовой нормы как самими участниками процесса, так и его очевидцами.

  1. Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились “варварские правды”: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др. СП была создана в начале 6 века в последние годы жизни и правления короля Хлодвига и является 1 из самых древних сборником записей обычного права германцев. В не вошло более 60 титулов (глав).  Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.
  2. Характеристика источников, которые были положены в основу салической правды.  ?

  

       Основное содержание документа — нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.                                                                              

    1. и 2.     Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

      

    Салическая правда указывает также на наличие у  франков Других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской Дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.[str 255-…]

      

    Наряду с рабами существовала особая категория лиц  — полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

      

    3.

     

    Власть мужа и отца выступала у франков  в виде как бы опеки над женой  и несовершеннолетними детьми. Женщина  находилась под опекой всю жизнь. В случае смерти мужа опекунами вдовы  становились ее совершеннолетние сыновья, а если они отсутствовали –  другие родственники умершего.

      

    Для вступления в брак требовалось согласие обеих  сторон, а также родителей или  опекунов. До принятия христианства формой заключения брака у франков была покупка невесты. Следы этой покупки  имеются в Салической правде, где  указан размер покупной платы со стороны  жениха в случае всту-пления в брак со вдовой ее родственнику, под опекой которой она находилась. Развод был  первоначально разрешен только мужу и состоял в отказе мужа от дальнейшей совместной жизни с женой. Если развод был без уважительных причин, бывшая жена сохраняла свое приданое и подарки, сделанные супругом за период совместной семейной жизни; кроме того, муж должен был уплатить ей штраф. Под влиянием католической церкви в 744 г. развод был  запрещен.

      

    Жена могла  иметь собственное имущество. Что  касается имущества, приобретенного во время брака, то его собственником  считался муж. Отец мог пользоваться имуществом своих несовершеннолетних детей и получал следуемое  им вознаграждение за причиненный ущерб.

      

    Ряд норм Салической правды был направлен на защиту семьи  и нравственности.

      

    Запрещались браки  между свободными и рабами; за нарушение  этого правила наказанием служила  потеря свободы. За похищение чужой  жены виновный приговаривался к исключительно  большому штрафу в 200 солидов (как и  за убийство свободного франка); за похищение  чужой невесты – штраф 15 солидов  в пользу жениха. Наказывалось внебрачное сожительство (со свободной – штраф 45 солидов, с рабыней – 15 солидов).

      1. Салическая правд ещё  не употребляет понятия «собственность»  хотя уже выделяются категории вещей, которые находятся в исключительном владении отдельного человека. В начальный период истории Франкского государства относительно развитой была общинная собственность крестьян, при которой пахотная земля была распределена на наделы между отдельными семьями, а леса и пастбища оставались в общем пользовании. Особое место у крестьян-общинников занимала семейная собственность, отчуждение которой допускалось лишь с согласия членов семьи. Салическая правда устанавливала только наследование по закону. В случае смерти кого-либо из членов общины, не оставившего наследников, его земельный участок переходил к общине.

        

      В период правления  Хлодвига  широкое распространение получили аллоды – частная собственность новой служилой знати с полной свободой распоряжения. В дальнейшем появились бенефиции – владения на условиях военной службы без права передачи по наследству, которые со временем стали наследственными, превратившись таким образом в феоды.

        

      Что касается крестьянства, то для них наиболее распространенной формой земельных владений были держания с выплатой оброка и выполнения барщинных  работ в пользу феодала. В правовом отношении близко к аллоду находились благоприобретенные имущества, которыми собственники могли свободно распоряжаться. В отношении родовых поместий и благоприобретенных недвижимых вещей, а также движимого имущества ближайшими наследниками умершего были его дети и нисходящие (внуки, правнуки). При отсутствии их наследование производилось в зависимости от степени родства (по линиям). Первая степень родства – нисходящие (дети, внуки); вторая степень родства восходящие (отец и мать умершего и их нисходящие); третья степень родства (дед и бабка умершего и их нисходящие). Ближайшая степень родства исключала последующую. Если ближайшую степень составляло несколько родственников, они наследовали в равных долях.

        

      Первоначально в германском праве не допускалось  наследование по завещанию; но с развитием  частной собственности в праве  франков появляется так называемая аффатомия, путем которой можно  было увеличить при жизни наследодателя  долю того или иного наследника. Аффатомия напоминает легат по римскому праву; в данном случае указанное  имущество переходило в пользу конкретного  лица после смерти наследодателя. Но аффатомия могла иметь место  лишь при отсутствии детей у наследодателя  и лишь в отношении движимого  и благоприобретенного недвижимого  имуществ.

        

      Особый порядок  наследования существовал применительно  к феодам, которые наследовались  по принципу майората (они переходили во владение старшего в семье).

      1. Ара

        

      Салическая правда была прежде всего сводом уголовных  наказаний. Наказание по варварскому  праву преследовало двоякую цель, что соответствовало двойному характеру  предписаний и запрещений уголовного характера в законах: оно должно было искупить вину преступника в  удовлетворение сородичей потерпевшего, также оно должно охранить соблюдение «королевского мира», т. е. установленного и признанного властью общественного  порядка. Поэтому главенствующим видом  наказания становился выкуп (определенный как судебный штраф). Выкуп за убийство носил название  вергельд.

        

      Виды  преступлений:

        

      1) Государственные  – злоупотребление государственной  должностью (смертная казнь только  за это преступление)

        

      2) против личности - членовредительство, избиение, оскорбление(штраф)

        

      3) Имущественные  - кружа, разбой, грабеж, поджог, конокрадство, вторжение в чужое имущество  (штраф)

        

      4) против нравов  – изнасилование, прелюбодеяние,  сожительство с рабыней (штраф), вступление в явный брак с  рабом или рабыней влекло потерю  свободы.

        

      5) против правосудия: незаслуженное обвинение перед  королевским судом, неявка по  вызову истца, лжесвидетельство.

        

      Судебный процесс.

        

      Процесс по всем делам был исковым, возбуждение  жалобы или обвинения было частной  инициативой общинника. Вызов в  суд происходил при свидетелях. За отказ от явки угрожал штраф. Явка в суд истца и ответчика, обвинителя и обвиняемого должна была быть личной, суть жалобы или обвинения формулировал сам истец. После возражений ответчика  собственно вершился суд. Суд шел  в две условные стадии: вначале  рахинбурги провозглашали обычаи (право) к делу, потом выносили суждение (приговор или решение). На суждение можно было возражать, но тотчас, «не  переминая ноги». Собрание народа подтверждало криком суждение. Предполагалось, что  это должно быть единогласно, но, разумеется, недовольное меньшинство заставляли умолкнуть. Исполнение судебного решения  было делом истца. В случае отказа виноватого добровольно исполнить  постановленное судом, можно было обратиться к помощи короля. Крайним средством  принуждения было лишение виноватого «королевского покровительства». Решения  по имущественным делам (изъятие  вещи и т. п.) исполнялись графами, которые также несли личную ответственность  за справедливость исполнения.  Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

        

         Эпоха  создания Салической правды характеризуется  отмиранием кровной мести. Взамен  ее устанавливается выкуп: вергельд  — за убийство и пеня —  за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно  высоким: жизнь свободного франка  оценивалась в 200 солидов. Высокий  размер штрафов объясняется тем,  что система взысканий сложилась  еще в родовом обществе и  уплата осуществлялась родом  роду. Выкуп делился на три  части: семье убитого, родственникам  со стороны отца и матери  и казне.

        

      Суд и процесс.

        

      В древнейшие времена  суд у германцев производился собранием свободных людей округа (сотни) под председательством выборного  сотника (тунгина). Уже при Хлодвиге главная роль в судебном разбирательстве  переходит от тунгина к графу  – королевскому чиновнику, который  выносил решения по гражданским  делам и приговоры по уголовным  делам совместно с рахинбургами. В эпоху Карла Великого рахинбурги, избиравшиеся для каждого случая, были заменены скабинами, назначаемыми графом с согласия населения на пожизненный  срок из среды наиболее авторитетных людей округа.

        

      Решения и приговоры  суда графа могли быть обжалованы в суд короля, который обычно возглавлял палатный мэр (майордом). В эпоху  Каролингов королевский суд стал возглавляться дворцовым графом, хотя король мог производить суд  и единолично. Юрисдикция королевского суда, в состав которого входили  высшие дворцовые сановники, а также  представители светской и духовной знати, была неограниченной: он мог  взять к своему производству любое  дело в качестве суда первой инстанции. Некоторые дела (о дворцовых служащих, высших сановниках, о государственных  преступлениях) были отне-сены исключительно  к его ведению.

        

      К юрисдикции церкви были отнесены дела клириков. Что же касается дел между клириками  и светскими лицами, то в эпоху  Меровингов они рас-сматривались смешанными судами, составленными из представителей духовной и светской власти. При  Каролингах указанные дела подлежали  рассмотрению смешанного суда, если светское лицо откажется подчиниться церковной юрисдикции. Более того, юрисдикция церковного суда была расширена, она распространялась на вдов, сирот, вольноотпущенников, которые находились под покровительством церкви. Здесь ряд наказаний носил чисто церковный характер: отрешение клириков от должности, отлучение от церкви, запрещение священнослужения, которое могло распространяться на целые местности. Церковное отлучение имело очень серьезные последствия. Отлученный не допускался к церковным таинствам и службе, с ним никто не должен был разговаривать, никто с ним не смел пить или есть, даже здороваться, иначе и сам подвергался отлучению. Кто умирал отлученным, считался лишенным загробного спасения. Церковные правила не допускали наказания смертной казнью; поэтому тяжкие преступления подлежали рассмотрению в светском суде.

        

      Порядок судопроизводства был одинаков как в рассмотрении гражданских, так и уголовных  дел. Как правило, уголовное дело возбуждалось по инициативе потерпевшего, который сам должен был вызвать  ответчика (или обвиняемого в  совершении преступления) в суд. Если ответчик (обвиняемый) не являлся в  суд без уважительных причин, то он наказывался штрафом в 15 солидов. Если ответчик (обвиняемый) не являлся  в суд во второй, а затем и  в третий раз, то он вызывался на суд короля, который объявлял его  лишенным своего покровительства. Тогда  виновный и его имущество переходили в собственность потерпевшего (или  истца). И пока он не уплатит всего, что с него причитается, никто (даже его жена) не могут под угрозой  наказания оказывать ему помощь.

        

      Процесс по Салической правде был состязательным. Не только вызов в суд ответчика, но и  отыскание украденной вещи, вызов  свидетелей, соприсяжников являлось делом самого потерпевшего. Так, например, каждый имел право на преследование  по следам и на розыск. Суд даже в  уголовных делах не собирал доказательств, а лишь наблюдал за состязанием сторон и устанавливал, кем вы-игран спор.

        

      В случае признания  ответчика (обвиняемого), состязания сторон не производилось и суд выносил  соответствующее решение (приговор). Если обвиняемый не признавал свою вину, то различались две формы  процесса в зависимости от того, был ли он пойман с поличным или  же нет. Если виновный был захвачен на месте совершения преступления, то суд выносил сразу же приговор после принесения присяги потерпевшим  и определенными числом свидетелей, подтверждавших факт поимки обвиняемого  с поличным.

        

      В других случаях  обвиняемый был обязан представить  доказательства своей невиновности. Прежде всего суд учитывал выступления  соприсяжников, говоривших о репутации  обвиняемого. Число соприсяжников  зависело от степени тяжести преступления (шесть, двенадцать и более). Но риск для обвиняемого заключался в  том, что соприсяжники были обязаны  произнести вместе с обвиняемым особую сакральную формулу без малейших ошибок: всякая ошибка влекла за собой  проигрыш дела обвиняемым, исходя из того, что при судопроизводстве невидимо присутствует Бог, который не позволит выиграть дело неправой стороне.

        

      В качестве доказательств  учитывались, конечно, и свидетельские  показания; в некоторых случаях  прибегали к ордалиям  «суду  божьему» в виде испытания раскаленным  железом или котелком с кипящей  водой: обвиняемый должен был взять  в руку раскаленное железо или  опустить руку в кипящую воду, после  чего рука завязывалась. Через несколько  дней суд производил осмотр: если обожженная рука заживала, то обвиняемый признавался  невиновным; в противном случае он признавался виновным.

        

      В дальнейшем был  введен новый вид ордалий в  виде испытания водой.

        

      Наконец, в качестве доказательства выступал и судебный поединок. Сторона, победившая на поединке, выигрывала дело.

        

      По отношению  к рабам разрешался допрос под  пыткой.

        

      Лжесвидетельство  наказывалось штрафом в 15 солидов; ложное обвинение каралось штрафом, но если это происходит в отсутствие обвиняемого, то штраф был более высоким; а  если кто-либо ложно обвиняет в преступлении, за которое следует смертная казнь, виновный наказывается штрафом в 200 солидов.

        

      Исполнение судебного  решения было делом выигравшей стороны (истца).

        

      Контроль за исполнением судебных решений возлагался на графа. 
       

Информация о работе Салическая правда