Автор: m*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:24, реферат
Важнейшим источником права являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салическая правда, принятая у франков; её самая ранняя часть относится к концу V в. (486 – 496 гг.). Утвержденная преемниками первого франкского короля, редакция текста состояла из 65 глав-титулов, каждый из которых посвящался отдельному юридическому вопросу.
24.Салическая
правда: общая характеристика, преступления
и наказания, судебный процесс.
Важнейшим источником права являлись
варварские правды - записи обычного права
варварских племен. Одной из ранних и вместе
с тем классических правд считается Салическая
правда, принятая у франков; её самая ранняя
часть относится к концу V в. (486 – 496 гг.).
Утвержденная преемниками первого франкского
короля, редакция текста состояла из 65
глав-титулов, каждый из которых посвящался
отдельному юридическому вопросу. Позднее,
оставаясь основным сводом собственного
права франков, Салический закон неоднократно
дополнялся и расширялся; так возникли
редакции, названные Эмендата (VI – VII вв.)
и Геральдия (при Карле Великом).
Салическая правда в самой минимальной
степени испытала воздействие римского
права, сохранила даже некоторые остатки
языческой старины и родовых обычаев германцев.
Традиционной архаичности предписаний
сопутствовала еще одна особенность: многие
судебно-правовые процедуры были неразрывны
с символическими священно-обрядовыми
действиями, лишенными реального содержания,
но важными для общественного признания
тех или других фактов. Поддержание общинного
мира было в большей степени целью Салического
закона, чем проведение государственной
репрессии; это характерно для раннего,
в значительной степени еще догосударственного
права.
Преступления и наказания.
Салическая правда была прежде всего сводом
уголовных наказаний. Наказание по варварскому
праву преследовало двоякую цель, что
соответствовало двойному характеру предписаний
и запрещений уголовного характера в законах:
оно должно было искупить вину преступника
в удовлетворение сородичей потерпевшего,
также оно должно охранить соблюдение
«королевского мира», т. е. установленного
и признанного властью общественного
порядка. Поэтому главенствующим видом
наказания становился выкуп (определенный
как судебный штраф). Выкуп за убийство
носил название вергельд.
Виды преступлений:
1) Государственные – злоупотребление
государственной должностью (смертная
казнь только за это преступление)
2) против личности - членовредительство,
избиение, оскорбление(штраф)
3) Имущественные - кружа, разбой, грабеж,
поджог, конокрадство, вторжение в чужое
имущество (штраф)
4) против нравов – изнасилование, прелюбодеяние,
сожительство с рабыней (штраф), вступление
в явный брак с рабом или рабыней влекло
потерю свободы.
5) против правосудия: незаслуженное обвинение
перед королевским судом, неявка по вызову
истца, лжесвидетельство.
Судебный процесс.
Процесс по всем делам был исковым, возбуждение
жалобы или обвинения было частной инициативой
общинника. Вызов в суд происходил при
свидетелях. За отказ от явки угрожал штраф.
Явка в суд истца и ответчика, обвинителя
и обвиняемого должна была быть личной,
суть жалобы или обвинения формулировал
сам истец. После возражений ответчика
собственно вершился суд. Суд шел в две
условные стадии: вначале рахинбурги провозглашали
обычаи (право) к делу, потом выносили суждение
(приговор или решение). На суждение можно
было возражать, но тотчас, «не переминая
ноги». Собрание народа подтверждало криком
суждение. Предполагалось, что это должно
быть единогласно, но, разумеется, недовольное
меньшинство заставляли умолкнуть. Исполнение
судебного решения было делом истца. В
случае отказа виноватого добровольно
исполнить постановленное судом, можно
было обратиться к помощи короля. Крайним
средством принуждения было
лишение виноватого «королевского покровительства».
Решения по имущественным делам (изъятие
вещи и т. п.) исполнялись графами, которые
также несли личную ответственность за
справедливость исполнения.
Наличие или отсутствие реальных доказательств существенно влияло на ход разбирательства. Были безусловные доказательства, которые не подлежали оспариванию (поличное или королевская грамота при земельных спорах). Были условно-объективные доказательства: жребий или присяга (соприсяжничество). В делах против несвободных или рабов доказательства исчерпывались показаниями под допросом (пыткой). Одним из распространеннейших доказательств был Божий суд – главным образом в виде ордалии. Важное место занимали свидетельские показания.