Русско-японская война

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:10, реферат

Описание работы

Ру́сско-япо́нская война́ (яп. 日露戦争 нити-ро сэнсо: 27 января (9 февраля) 1904 — 23 августа (5 сентября) 1905) — война между Российской империей и Японией за контроль над Маньчжурией и Кореей. Стала — после перерыва в несколько десятков лет — первой большой войной с применением новейшего оружия: дальнобойной артиллерии, броненосцев, миноносцев.

Работа содержит 1 файл

Русско-японская война.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     17 (30 января) 1902 года был подписан  англо-японский договор, статья 3 которого в случае войны одного  из союзников с двумя и более  державами обязывала другую сторону оказать военную помощь. Договор давал Японии возможность начать борьбу с Россией, обладая уверенностью, что ни одна держава (например, Франция, с которой Россия с 1891 года состояла в союзе) не окажет России вооружённой поддержки из опасения войны уже не с одной Японией, но и с Англией. Японский посол, отвечая на вопрос англичан о возможном поводе для войны с Россией, пояснил что «если безопасность Кореи будет гарантирована, Япония, вероятно не пойдёт на войну из-за Маньчжурии или Монголии или других отдалённых частей Китая».

     3 (16) марта 1902 г. была опубликована  франко-русская декларация, явившаяся  дипломатическим ответом на англо-японский  союз: в случае «враждебных действий  третьих держав» или «беспорядков  в Китае», Россия и Франция оставляли за собой право «принять соответствующие меры». Декларация эта имела малообязывающий характер — существенной помощи на Дальнем Востоке Франция своей союзнице России не оказала.

     Рост  русско-японской конфронтации

     26 марта (8 апреля) 1902 года было подписано русско-китайское соглашение, по которому Россия обязывалась в течение 18 месяцев (то есть к октябрю 1903 года) вывести свои войска из Маньчжурии. Вывод войск должен был быть осуществлён в 3 этапа по 6 месяцев каждый.

     В апреле 1903 года российское правительство не выполнило второй этап вывода своих войск из Маньчжурии. 5 (18) апреля китайскому правительству была направлена нота, поставившая условием дальнейшего вывода войск закрытие Маньчжурии для иностранной торговли. В ответ Англия, США и Япония заявили России протест против нарушения сроков вывода российских войск, а Китаю посоветовали не принимать вообще никаких условий, — что китайское правительство и сделало, заявив, что оно будет обсуждать «любые вопросы о Маньчжурии» — лишь «по эвакуации».

     В мае 1903 года около сотни российских солдат, переодетых в гражданскую  одежду, было введено в деревню Yongampo в Корее, находившуюся в зоне концессии  на реке Ялу. Под предлогом строительства  лесных складов в деревне было начато строительство военных объектов, что было воспринято в Великобритании и Японии как подготовка России к созданию постоянной военной базы на севере Кореи. Японское правительство в особенности было встревожено возможностью развития ситуации в Корее по порт-артурскому сценарию, когда за укреплением Порт-Артура последовала оккупация всей Маньчжурии. 

     1 (14) июля 1903 года было открыто движение  по Транссибу на всём его  протяжении. Движение шло через  Маньчжурию (по КВЖД). Под предлогом  проверки пропускной способности  Транссиба, немедленно началась переброска российских войск на Дальний Восток. Участок вокруг Байкала не был завершён (грузы через Байкал перевозились на паромах), что снижало пропускную способность Транссиба до 3—4 пар поездов в сутки.

     30 июля было образовано наместничество  Дальнего Востока, объединившее Приамурское генерал-губернаторство и Квантунскую область. Целью образования наместничества было объединение всех органов русской власти на Дальнем Востоке для противодействия ожидавшемуся японскому нападению. Наместником был назначен адмирал Е. И. Алексеев, которому были поставлены в подчинение войска, флот и администрация (включая полосу Китайско-Восточной дороги).

     12 августа японское правительство  представило российскому проект  двустороннего договора, предусматривавшего  признание «преобладающих интересов Японии в Корее и специальных интересов России в железнодорожных (только железнодорожных!) предприятиях в Маньчжурии».

     5 октября Японии был направлен  ответный проект, предусматривавший,  с оговорками, признание Россией  преобладающих интересов Японии в Корее, в обмен на признание Японией Маньчжурии лежащей вне сферы её интересов.

     Положение об исключении Маньчжурии из зоны её интересов  японское правительство категорически  не устраивало, однако дальнейшие переговоры существенных изменений в позиции сторон не внесли.

     8 октября 1903 года истёк срок, установленный  соглашением от 8 апреля 1902 года, для  полного вывода российских войск  из Маньчжурии. Несмотря на это,  войска выведены не были; в  ответ на требования Японии  о соблюдении условий соглашения, российское правительство указывало на невыполнение Китаем условий эвакуации. Одновременно Япония начала протестовать против российских мероприятий в Корее. По мнению исследователя царствования Императора Николая II С. С. Ольденбурга, Япония лишь искала повод для начала военных действий в удобный для себя момент.

     5 февраля 1904 года японский министр  иностранных дел Дзютаро Комура (англ.) телеграфировал послу в  Петербурге «прекратить настоящие  бессодержательные переговоры»,  «ввиду промедлений, остающихся большей частью необъяснимыми», и прервать дипломатические отношения с Россией.

     Решение о начале войны против России было принято в Японии на совместном заседании  членов тайного совета и всех министров 22 января (4 февраля) 1904 года, а в ночь на 23 января (5 февраля) отдано распоряжение о высадке в Корее и об атаке русской эскадры в Порт-Артуре. Вслед за этим 24 января (6 февраля) 1904 Япония официально объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией.

     Максимально выгодный для себя момент Японией был выбран с высокой точностью: перекупленные ею у Аргентины в Италии броненосные крейсеры «Ниссин» и «Касуга» только что миновали Сингапур и их уже нигде и никто не мог задержать по пути в Японию; русские же последние подкрепления («Ослябя», крейсера и миноносцы) ещё находились в Красном море.

     Соотношение сил и коммуникаций перед войной 

     Вооружённые силы

     Соотношение сил сторон к началу войны приведено  в таблице ниже.

Япония Россия Россия (к  востоку от Байкала)
Армия мирного времени 180 000 1 100 000 125 000 — 150 000
Вместе  с резервистами 850 000 4 541 000 н/д
Население (справочно) 46 000 000[29] 141 000 000[30] ~1 000 000
 

     Российская  империя, обладая почти трёхкратным  преимуществом в численности  населения, могла выставить пропорционально  бо́льшую армию. Вместе с тем, численность  вооружённых сил России непосредственно  на Дальнем Востоке (за Байкалом) составляла не более 150 тыс. человек, причём, с учётом того, что большая часть этих войск была связана охраной Транссиба/госграницы/крепостей, непосредственно для активных операций было доступно около 60 тыс. человек. 
 
 

     Распределение российских войск  на Дальнем Востоке  показано ниже:

    • около Владивостока — 45 тыс. человек;
    • в Маньчжурии — 28,1 тыс. человек;
    • гарнизон Порт-Артура — 22,5 тыс. человек;
    • железнодорожные войска (охрана КВЖД) — 35 тыс. человек;
    • крепостные войска (артиллерия, инженерные подразделения и телеграф) — 7,8 тыс. человек.
 

     К началу войны Транссиб уже действовал, но пропускная способность его составляла лишь 3—4 пары поездов в сутки. Узкими местами были паромная переправа через Байкал и забайкальский участок Транссиба; пропускная способность остальных участков была в 2—3 раза выше. Низкая пропускная способность Транссиба означала низкую скорость переброски войск на Дальний Восток: переброска одного армейского корпуса (около 30 тыс. человек) занимала около 1 месяца.

     По  расчётам военной разведки Япония в  момент мобилизации могла выставить армию в 375 тыс. человек. Японская же армия после мобилизации насчитывала около 442 тыс. чел.

     Возможности Японии высадить войска на материке зависели от контроля Корейского пролива и  южной части Жёлтого моря. Япония обладала достаточным транспортным флотом, чтобы одновременно перевозить две дивизии со всем необходимым оборудованием, а от портов Японии до Кореи было меньше суток пути. Надо также отметить, что активно модернизируемая англичанами японская армия имела некоторый технологический перевес перед русской, в частности, у неё к концу войны было существенно больше пулемётов (в начале войны Япония не обладала пулемётами), а артиллерия освоила стрельбу с закрытых позиций.

     Флот

     Основным  театром военных действий было Жёлтое море, в котором японский Соединённый флот под командованием адмирала Хэйхатиро Того блокировал российскую эскадру в Порт-Артуре. В Японском море, Владивостокскому отряду крейсеров противостояла 3-я японская эскадра, задачей которой было противодействие рейдерским атакам российских крейсеров на японских коммуникациях.

     Соотношение сил русского и японского флотов в Жёлтом и Японском морях, по типам кораблей.

     Ядро  японского Соединённого флота —  включая 6 эскадренных броненосцев  и 5 броненосных крейсеров — было построено в Великобритании в 1896—1901 годах. Эти корабли превосходили российские аналоги по многим параметрам, таким как скорость, дальность хода, коэффициент бронирования и т. д. В частности, японская корабельная артиллерия превосходила российскую по массе снаряда (того же калибра) и технической скорострельности, вследствие чего бортовой залп (суммарный вес выпущенных снарядов) японского Соединённого флота во время боя в Жёлтом море составлял около 12 418 кг против 9111 кг у русской эскадры в Порт-Артуре, то есть был в 1,36 раза больше. Кроме 6 эскадренных броненосцев «первой линии», в ВМФ Японии было еще 2 более старых броненосца («Чин-Иен», германской постройки, трофей японо-китайской войны, и «Фусо» британской постройки).

     Стоит также отметить качественную разницу  в снарядах, использовавшихся русским и японским флотами — содержание взрывчатых веществ в русских снарядах основных калибров (12", 8", 6") было в 4—6 раз ниже. При этом мелинит, применявшийся в японских снарядах, по мощности взрыва примерно в 1,2 раза превосходил пироксилин, применявшийся в российских.

     В первом же бою 27 января 1904 года у Порт-Артура наглядно проявилось мощное разрушительное действие японских тяжёлых фугасных снарядов по небронированным или  слабобронированным конструкциям, не зависевшее от дальности стрельбы, а также существенная бронепробивающая способность русских лёгких бронебойных снарядов на коротких дистанциях (до 20 кабельтовых). Японцы сделали необходимые выводы и в последующих боях, обладая превосходством в скорости, старались удерживать огневую позицию в 35—45 кабельтовых от русской эскадры.

     Однако  мощная, но нестабильная шимоза собрала  свою «дань» — разрушения от взрывов  собственных снарядов в стволах  орудий при выстрелах наносили японцам  едва ли не больший ущерб, чем попадания  русских бронебойных снарядов. Стоит упомянуть про появление во Владивостоке к апрелю 1905 года первых 7 подводных лодок[63] которые хоть и не достигли существенных военных успехов, но всё же были важным сдерживающим фактором, существенно ограничившим в ходе войны действия японского флота в районе Владивостока и Амурского лимана.

     В конце 1903 года Россией на Дальний  Восток были отправлены только что  построенные в Тулоне броненосец «Цесаревич» и броненосный крейсер  «Баян»; вслед за ними вышли броненосец «Ослябя» и несколько крейсеров и миноносцев. Сильным козырем России являлась возможность снарядить и перебросить из Европы ещё одну эскадру, по численности примерно равную находившейся на Тихом океане на начало войны. Надо отметить, что начало войны застало на полдороге к Дальнему Востоку достаточно крупный отряд адмирала А. А. Вирениуса, двигавшийся на усиление русской эскадре в Порт-Артуре. Это ставило перед японцами жёсткие временные рамки, как по началу войны (до прихода отряда Вирениуса), так и по уничтожению российской эскадры в Порт-Артуре (до подхода помощи из Европы). Идеальным для японцев вариантом была блокада российской эскадры в Порт-Артуре с последующей её гибелью после захвата Порт-Артура осаждавшими его японскими войсками.

     Суэцкий канал был слишком мелок для новейших русских броненосцев типа «Бородино», проливы Босфор и Дарданеллы были закрыты для прохода русских военных кораблей из достаточно мощной черноморской эскадры. Единственным путём для значимой поддержки флота Тихого океана был путь из Балтики вокруг Европы и Африки.

Информация о работе Русско-японская война