Русско-Японская война

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:27, реферат

Описание работы

В своей работе я бы хотел описать события, которые происходили во время русско-японской войны 1904-1905 гг, такие как: оборона порт-артура, действия в центральной манчьжурии, морские сражения в желтом море, сражение у залива Ульсанман, Цусимский бой, а так же понять причины поражения в ней России и подвести итоги войны.

Содержание

Введение. 3
Предпосылки войны и ее начало 3
Действия в центральной Маньчжурии. 5
Оборона порт-артура. 10
Сражение в Желтом море. 12
Морское сражение у залива Ульсанман. 13
Цусимский бой. 15
Портсмутский мир. Итоги войны. 21
Возможные причины поражения России. 24
Заключение 27
Список литературы……………………………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Русско-японская война.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

     12 августа на передовые линии  вышли неприятельские инженерные  батальоны. В конце августа  - начале сентября осадные работы  заметно продвинулись вперед. За  это время пополнился артиллерийский  полк неприятеля за счет одиннадцатидюймовых  осадных гаубиц.

     Поредевшие  при августовском штурме дивизии  Ноги пополнились 16 тысячами солдат и  офицеров и, кроме того, 2 ротами сапер. В свою очередь защитники Порт-Артура совершенствовали оборонительные сооружения. Благодаря установке новых морских  батарей количество артиллерии в сентябре увеличилось до 652 стволов. Расход снарядов был возмещен флотом, и на 1 сентября 1904 года крепость имела 251 428 выстрелов.

     Упорная борьба развернулась за господствующие высоты Длинная и Высокая, которые  имели важное значение в системе обороны крепости. Штурмы этих высот следовали один за другим. Людские силы неприятеля на главном направлении удара превосходили оборону примерно в 3 раза, а на отдельных участках - до 10 раз. При отражении атак русские широко использовали ряд новых средств борьбы, в том числе минометы, изобретенные мичманом С.Н. Власьевым. После четырехдневных ожесточенных боев японцам удалось захватить гору Длинную. Атаки на гору Высокую 6-9 сентября, в ходе которых потери японцев составили до 5 тысяч солдат и офицеров, завершились безрезультатно. Русские потеряли убитыми 256 человек и ранеными 947. На этом завершился второй штурм крепости.

     17 октября после 3-дневной артиллерийской  подготовки японцы провели третий  штурм крепости, длившийся 3 дня.  Все атаки врага были отбиты русскими войсками с огромными для него потерями. 13 ноября японские войска (свыше 50 тысяч человек) предприняли четвертый штурм. Им мужественно противостоял русский гарнизон, насчитывавший к этому времени 18 тысяч человек. Особенно тяжелые бои происходили за гору Высокую, которая пала 22 ноября.

     Заняв гору Высокую, неприятель приступил  к обстрелу города и гавани из 11-дюймовых гаубиц. Получив многочисленные повреждения, 22 ноября затонул броненосец "Полтава", 23 ноября - броненосец "Ретвизан", 24 ноября - броненосцы "Пересвет" и "Победа", крейсер "Паллада"; был сильно поврежден крейсер "Баян". 2 декабря с группой офицеров погиб герой обороны генерал Кондратенко. Это явилось большой потерей для защитников крепости. Хотя после гибели эскадры положение осажденных сильно ухудшилось, гарнизон был готов продолжать борьбу.

     Еще держали оборону боеспособные части, могли стрелять 610 орудий (из них 284 морских), имелось 207 855 снарядов (не хватало крупного калибра), не ощущалось острой нужды  в хлебе и сухарях, из 59 укрепленных узлов крепости было потеряно не более 20. (Сорокин А.И. Указ. соч., с. 103.) Однако вследствие малодушия генерала Стесселя и нового начальника сухопутной обороны генерала А.В. Фока 20 декабря 1904 года (2 января 1905 года по новому стилю) Порт-Артур был сдан японцам. 

     Сражение  в Желтом море.

 

     По  прямому указанию императора Николая II контр-адмирал Витгефт предпринял попытку прорыва во Владивосток. Он вышел в море во главе эскадры  в составе 6 броненосцев, 5 крейсеров  и 8 эсминцев (а также нескольких малых кораблей-тральщиков, канонерских лодок и т.п. - госпитального судна "Монголия" и ряда других вспомогательных судов). Во второй половине дня с ним сблизилась эскадра адмирала Того. Японская артиллерия имела над русской значительное превосходство, и огонь 4 современных эскадренных броненосцев Того был более интенсивным, чем огонь их противника. Обе эскадры понесли серьезный ущерб. Через полтора часа после начала боя (в 17 часов 30 минут) 12-дюймовый (305 мм) снаряд ударил в фок-мачту флагманского броненосца "Цесаревич" и разорвался прямо над адмиральским мостиком; при взрыве погиб сам контр-адмирал Виттефт и почти весь его штаб. По иронии судьбы это произошло в тот самый момент, когда адмирал Того, считая, что прорыв русским удался и воспрепятствовать их дальнейшему продвижению практически невозможно, уже отдач приказ кораблям своей эскадры отходить в Сасебо. Выход из строя "Цесаревича" заставил его пересмотреть ситуацию, и еще не переданный приказ был отмечен.. В результате последовавшей путаницы приказов русские корабли беспорядочно отступили. Крейсер "Аскольд" и миноносец "Гремящий" прорвались в Шанхай; поврежденный броненосец "Цесаревич" и миноносцы "Бесшумный", "Бесстрашный" и "Беспощадный" - в Циндао (аренда Германии): миноносец "Бурный" - в Вэйхайвэй (аренда Великобритании): крейсер "Диана" - в Сайгон: миноносец "Решительный" - в Чифу (совр. Яньтай в Китае), крейсер "Новик" почти достиг Владивостока, однако близ Корсаковского поста (японск. Отомари: совр. город Корсаков на Сахалине), куда он зашел для бункеровки, был вынужден вновь вступить в бой с японскими крейсерами и погиб. 

     Морское сражение у залива Ульсанман. 

     После неудачи прорыва 1-й Тихоокеанской  эскадры из Порт-Артура во Владивосток, единственными способными к действию кораблями российского Тихоокеанского флота оказались три крейсера II ранга Владивостокского отряда - "Россия", "Громовой" и "Рюрик". Командование отрядом принял с огромной задержкой прибывший во Владивосток новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал II.И. Скрыдлов. Его действия вызвали справедливое изумление современников: первым делом (еще не зная о поражении порт-артурской эскадры) он 13 августа направил навстречу последней все три своих крейсера под непосредственным командованием контр-адмирала Иессена (сам оставшись без кораблей во Владивостоке). В Корейском проливе 4 броненосных крейсера эскадры вице-адмирала Хиконоэ Камимуры вступили в бой с 3 крейсерами Владивостокского отряда и потопили крейсер "Рюрик". Два других корабля бежали. Теперь Япония обрела безоговорочное господство на море.

     С середины XIX столетия строительство  русского флота было подчинено идее крейсерской войны. Автономные броненосные  крейсера "Рюрик", "Россия", "Громовой" были построены прежде всего для  действий на коммуникациях противника. Они превосходили японские КРБ типа "Асама" по мореходности и дальности плавания, уступая им по бронированию и артиллерии. (Японские крейсера имели башенную артиллерию, в то время как русские - казематную).

     За  первые 8 месяцев войны крейсера Владивостокского отряда Иессена совершили 7 выходов в море, длительностью от 5 до 16 суток, серьезных успехов не добились, однако, вызвали волну недовольства в японских торговых и промышленных кругах. Реакция японского военного руководства была достаточно нервной, в результате эскадра Камимуры была отвлечена от блокады Порт-Артура и направлена на борьбу с русскими крейсерами. Хотя это решение и было вынужденным, его все же следует признать ошибочным. Неуверенные действия Того в бою 10 августа, возможно, объясняются тем, что с уходом Камимуры нарушилась система взаимодействия в японском соединении.

     На  ошибку японского командования русское  ответило серией последовательных ошибок. Было принято решение, согласно которому крейсера отряда Иессена должны были "оказать содействие прорыву Порт-Артурской эскадры во Владивосток". Собственно, огромное содействие-отвлечение 4 лучших броненосных крейсеров противника - уже было оказано. Однако, русское руководство понимало "помощь" только как непосредственное взаимодействие в бою. В результате крейсера были направлены навстречу эскадре Витгефта.

     Очень трудно понять, зачем это вообще было сделано: "Россия", "Громовой", "Рюрик" потому и оказались  в начале войны во Владивостоке, что эти корабли не предназначались  для совместных действий с главными силами и должны были оперировать самостоятельно. Далее легко было понять, что встреча эскадры Витгефта и японского флота произойдет в окрестностях Порт-Артура. После чего эскадра либо прорвется (тогда помощь крейсеров ей не понадобится), либо вернется в крепость (тогда крейсера ей не помогут).

     Итак, даже если бы отряды встретились, это  не дало бы никаких дополнительных тактических шансов. Но могло ли это произойти? Окруженный Порт-Артур  не имел связи с Владивостоком. Витгефт сообщил Алексееву о своем выходе только 10 августа. В результате приказ крейсерам был дан 11 августа, а вышли они 12, когда разбитая русская эскадра уже сутки как отстаивалась в Порт-Артуре (о чем Алексеев, понятно, еще не знал).

     Отряду  Иессена было приказано в течение 15 часов крейсировать в Корейском проливе, в случае встречи с кораблями Камимуры отрываться и уходить во Владивосток.

     Итак, мобильное крейсерское соединение было направлено в район, в котором  его проще всего было перехватить. Что же касается "отрыва от противника", то эскадренные крейсера Камимуры были на 3 узла быстроходнее (даже в предположении, что старый "Рюрик" сможет развить проектную скорость).

     Отряд Камимуры был развернут в Корейском  проливе для "ловли" легких крейсеров  Порт-Артурской эскадры и "на всякий случай". Своим шансом Камимура воспользовался, хотя и не лучшим образом. 

     Цусимский бой. 

     Развертывание японской эскадры было простым и  эффективным. Получив около 5.00 первое сообщение об обнаружении русской  эскадры, уже через 2 часа (в 7.10 утра) Того вышел в море. К полудню он пересек с запада на восток Корейский пролив и спокойно ожидал неприятеля. 
Рожественский, очевидно, пытался перехитрить своего противника за счет нескольких последовательных тактических перестроений. Ночью и рано утром он шел в тесном строю двух кильватерных колонн с вспомогательными судами между ними, а в 9.30 перестроил броненосцы в одну колонну. Около полудня русский адмирал сделал второй маневр, приказав 1-му броненосному отряду повернуть "последовательно" вправо на 8 румбов (под прямым углом), а затем - еще на 8 румбов влево. Возникла путаница: "Александр III" повернул за флагманом "последовательно", а следующий за ним в строю "Бородино" начал поворот "все вдруг". Пока еще не вынесен окончательный вердикт - кто же из них ошибся. Сам Рожественский объяснял впоследствии свой замысел как попытку выстроить 4 наиболее сильных корабля в строй фронта путем поворота "все вдруг". Однако существует немало других объяснений не этому предполагаемому, а реально осуществленному маневру (наиболее полное и изящное обоснование возможной "тактической игры" Рожественского можно найти в статье В.Чистякова). Так или иначе, русская эскадра оказалась в строе двух колонн, выстроенных уступом - правая несколько впереди левой. Около 14.40 далеко впереди и справа по курсу открылся японский флот. Интересно, что оба русских перестроения - из двух колонн в одну, затем опять в две - остались Того неизвестны. Плохая видимость и плохая радиосвязь стали причиной того, что последние данные, которые имел японский командующий о русском строе, относились к раннему утру. Так что вполне понятны утверждения наблюдателей с японской стороны, свидетельствующие о построении русских, как о двух параллельных кильватерных колоннах. Именно в таком строю шла эскадра Рожественского ранним утром, и именно в нем ожидалось ее увидеть.

     Далеко  впереди Того пересек курс русской  эскадры с востока на запад  и пошел встречным курсом на пересечку  левой, слабейшей русской колонне. Существует мнение о том, что он и  хотел атаковать ее, быстро разгромить, а затем уже заняться главными силами противника - 4 новейшими броненосцами. Вряд ли это верно: весь ход Цусимского боя показывает, что японский адмирал сосредотачивал огонь на самых сильных кораблях русских, совершенно справедливо считая, что только они и могут оказать реальное влияние на ход боя, и полагая, что "старики" и так никуда не денутся. Кроме того, атака на встречных курсах никак не могла входить в планы Того. Перед его глазами стоял призрак боя в Желтом море, когда разойдясь с 1-й Тихоокеанской эскадрой на контркурсах, японцам пришлось в течение 4 часов догонять противника, потеряв почти весь остаток светлого времени суток. Переход на другой борт может быть объяснен совершенно другой причиной, о которой почему-то забывают исследователи Цусимы. Дело в том, что погодные условия в роковой день 14 мая были плохими: сильный юго-западный ветер (5-7 баллов) развел довольно большие волны и мощные фонтаны брызг. В этих условиях существенным недостатком стала казематная система расположения вспомогательной артиллерии на японских броненосцах и броненосных крейсерах. Стрельба из казематов нижнего яруса, а в них располагалась половина японских 6-дюймовок, которые, как станет видно из дальнейшего, сыграли очень важную роль, была затруднена. В немногим более плохих условиях английские броненосные крейсера "Good Hope" и "Monmouth", "родные сестры" японских кораблей того же класса, в бою у Коронеля вообще не могли стрелять из орудий нижних казематов.

     Перейдя на западную сторону от русской колонны, Того получил дополнительное тактическое преимущество. Теперь русские корабли были вынуждены вести огонь против ветра и волны.2

     Развертывание сил приблизилось к решающему  моменту. Рожественский около 1:50 пополудни  скомандовал перестроение - вновь в строй одной кильватерной колонны. Для быстрого выполнения маневра 1-му броненосному отряду не хватило превосходства в скорости и расстояния между ним и 2-м отрядом. Существует множество оценок "качества" последнего изменения строя русских - от полностью погубившего завязку боя до почти четко выполненного. Очевидно только, что в той или иной мере этот маневр помешал выравниванию колонны из 12 броненосных кораблей. Но и Того в это время занимался, на первый взгляд, очень странными маневренными упражнениями.

     Десятью минутами позже (в 14.02) раздельно маневрировавшие, но шедшие один за другим с небольшим  разрывом отряды Того и Камимуры, дойдя  примерно до траверза головы русской  колонны, начали поворот "последовательно" влево почти на обратный курс, находясь менее чем в 50 кабельтовых от русской эскадры. Действительно, этот маневр выглядит очень рискованным. Однако Того мог ориентироваться на все тот же опыт боя в Желтом море, полагая, что русские орудия вряд ли смогут нанести его броненосцам существенный ущерб за те 15 минут, которые требовались ему для того, чтобы последний крейсер Камимуры лег на новый курс. Зато удачное выполнение такого маневра сулило немало тактических преимуществ. Японцы выходили в голову русской эскадры, охватывая ее справа. Их преимущества в расположении по отношению к ветру и волне сохранялись. Такая ситуация могла расцениваться как близкая к идеальной и безусловно стоила риска.

Информация о работе Русско-Японская война