Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:15, контрольная работа
Целью моей работы является изучить русское театральное искусство в Казани 19 века. Исходя из цели ставлю пред собой задачи: рассмотреть
Введение………………. ……………………………………………………….
1. Сущность театра , его назначение…………………………………………..
2. Театральное искусство, его особенности……………………………………
3. Театр средневековья………………………………………………………….
4. Театральное искусство в России 19 века ………………………………….
Заключение……………………………………………………………………...
Литература………………………………………………………………………..
Первой половине XIX века продолжали развиваться театральные традиции. Русский театр становился профессиональным. На его сцене можно было увидеть пьесы Я.Княжнина, А. Сумарокова, других авторов. Трижды была поставлена комедия А.Грибоедова «Горе от ума», первый раз- с участием великого русского актера М.С. Щепкина. Из местных актеров известны были Н.К.Милославский, А.И. Стрелков, В.И.Виноградов, Е.Г.Пиунова. Однажды в одном из любительских спектаклей участвовал студент Казанского университета Л.Н.Толстой. Театральные представления привлекали внимание татар. Как писал М.С. Рыбушкин в «Краткой истории Казани», изданной в 1848 году, они «стали страстными любителями театра». Кроме того, в Казанском университете, гимназиях. В среде интеллигенции действовали кружки любителей театрального искусства.
Во второй половине XIX века, прежде всего пореформенный период, произошли глубокие сдвиги в социально-экономической, общественной жизни страны. Под их влиянием развивалась культура, в различных областях которой наблюдался существенный прогресс. Пореформенные годы - время большого подъема сценического искусства. Казанский городской театр приобретает славу одного из лучших провинциальных театров России. Этой славе во многом был обязан деятельности антрепренера, казанского купца П.М. Медведева. Начиная с 1874 года в казанском театре действовали уже три труппы - драматическая, оперная и опереточная. Здесь ставились драмы и комедии А.С. Грибоедова, А.Н.Островского, А.В.Сухово-Кобылина, произведениях Шекспира, Ф.Шиллера. Большим успехом пользовались оперы Ш. Гуно, ДЖ.Верди, А.С.Даргомыжского, Джона Мейербера, П.И. Чайковского. В ряде драматических и оперных спектаклей в роли статиста выступал юный Фёдор Иванович Шаляпин, уроженец Казани. В марте 1890 года в опере «Евгений Онегин» в хоре исполнил партию Зарецкого. Через девять лет, уже, будучи известным артистом Ф.И Шаляпин на казанской сцене выступал в операх «Русалка», «Фауст» и «Жизнь за царя».
На казанской сцене начинался творческий путь многих актрис, актёров. Среди них М.Г.Савина, П.А.Стрепетова, В.Н.Давыдов, М.И.Писарев. Их имена вскоре стали известны всей Российской театральной публике. В товариществе антрепренера М.М.Бородая в Казанском городском театре до конца 90-х годов блистал В.И.Качалов.
Профессиональный татарский театр возник позже. Но уж тогда в частных домах ставились самодеятельные спектакли. Учащаяся молодежь, педагоги организовывали театральные представления в медресе, татарских учительских семинариях.
В 80-х годах создаются
Возникновение Казанского драматического театра и его развитие.
В 1785 году в Казани открылась разночинная гимназия, в которой ставились спектакли. Г. Р. Державин, учившийся в этой гимназии, вспоминал, что гимназисты представляли «театре бывшие тогда в славе Сумарокова трагедии».
Писатель и драматург М. И.
Веревкин реорганизовал этот
гимназический театр для
Историческое значение
В 1791 году по инициативе главы
Казанского князя С. М.
Начавшаяся активная
В 1802 году дворянин Павел Петрович
Есипов добивается разрешения
открыть постоянный театр в
Казани. Высочайшее соизволение
он получает с условием
Театр Есипова работал
В начале 1815 года пожар в Казани уничтожил значительную часть города. Театральные представления прекратились. Но по мере возрождения Казани после пожара возрождались и культурные традиции. В Казани стали проявляться кочевавшие по стране труппы актеров.
Спустя довольно много лет
после пожара в городе вновь
заработал постоянный театр.
Во время своих гастролей в Казани М.С. Щепкин обратил внимание на актера из труппы Соколова, тогда мало кому известного Прова Михайловича Садовского, и рекомендовал его труппе Малого театра. С 1839 года Садовский, став актером этого театра, положил начало блестящей актерской династии Садовских в Малом театре Москвы. Вспоминая о годах , проведенных в провинции, П.М. Садовский отмечал, что именно в Казани ему молодому актеру выпадали «хорошие роли».
В 1842 году в Казани снова
бушевал пожар, уничтоживший много
зданий, в том числе и то, в котором работала
труппа Соколова, вынужденная в связи
с этим покинуть Казань, оставив там самые
добрые воспоминания о своей театральной
деятельности.
Первый Всероссийский съезд сценических деятелей. Казань как один из театральных городов России.
В 1897 году был созван Первый Всероссийский съезд сценических деятелей, на котором известный актер Малого театра, педагог и воспитатель актеров, реформатор театрального дела А. П. Ленский сделала доклад: «Причины упадка театрального дела в провинции». В качестве положительных примеров Ленский называл города, где общество поддерживает театр и способствует его процветанию – Казань, Киев, Харьков, Саратов.
После отъезда из Казани П. М. Медведева, оставившего заметный след в истории городского театра, казанскому зрителю суждено было вновь встречаться с заезжими труппами, далекими от профессионального уровня театра. Такое обстояло дело несколько сезонов, но с 1893 по 1901 год в Казани действовало товарищество Михаила Матвеевича Бородая, также известного в России антрепренера.
Изучив театральные запросы
Спектакли менялись часто, ни один из них не шел более двух раз в сезон, при этом часть спектаклей давалась по общедоступным ценам. «Волжский
вестник» писал по поводу просветительской и благотворительной деятельности антрепренера следующее: «Господин Бородай…избаловал нас своей
любезностью,
миролюбием, готовностью на всякое
нововведение в театре кланяющееся
к удобству публики, особенно учащейся
молодежи, он разослал в средние
учебные заведения даровые
Благодаря широкому привлечению зрителей театральное дело Бородая в Казани преуспевало. Актеров радовала их оплата труда, несмотря на то, что он был очень напряженным, а дисциплина поддерживалась очень строгая. Узким местом в товариществе Бородая была слабая режиссура, а если сказать точнее, отсутствие профессиональной режиссуры. Спектакли ставились самими актерами. Были, правда, ответственные лица, которых называли «режиссерами», но, как пишут в своих воспоминаниях актеры тех лет, они скорее являлись теми, кого мы сегодня называем «заведующими сценой», «ведущими спектакль». Об отсутствии у Бородая полноценной режиссуры писала и казанская пресса, упрекавшая актеров в неубедительном сценическом поведении, обнаруживавшая неправильное толкование той или иной роли.
В первые три месяца после приезда в Казань Качалов сыграл тридцать три мелких роли. Тем не менее он выдержал у Бородая три сезона, с 1897 по 1900 год. Для этого у Качалова была причина творческого характера Александрийского театра В. П. Далматова, с которым Качалов познакомился в первый год своей профессиональной работы, будучи актером суворинского театра, а до приезда в Казань совершил с ним гастрольную поездку по провинции.
С приездом Далматова у
За три сезона пребывания в товариществе Бородая Качалов стал кумиром не только учащихся гимназий и студенческой молодежи, но и большого числа зрителей старшего поколения, в основном из образованной среды, которая поддерживала развитие театрального искусства.
К концу 19 века товарищество
Бородая, модно сказать,
Н. И. Собольщиков-Самарину
Драматическая и оперные
труппы в антрепризе
Медведева.
В ряду первых городов России
Информация о работе Русское театральное искусство в Казани 19 век