Русский народ: условия формирования, особенности культуры и ментальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:07, реферат

Описание работы

«Ру́сские — восточнославянский народ, объединённый общей историей, культурой, языком и этническим происхождением.» Истоки формирования русского народа уходят в эпоху Древнерусского государства, возникшего в IX веке в результате объединения восточно-славянских племен. Говоря о русском народе, мы не можем утверждать, что русский народ древний, но наш этнос – древен и многочисленен. Что же такое «Этнос»? Этнос (народность, народ) - является естественной общностью близких по духу людей с единой культурой, языком, со схожим психическим складом, объединяемой в единое целое этническим самосознанием своих членов.

Содержание

Введение.
Условия возникновения Русского народа.
Русский менталитет и особенности его формирования.
Формирование национальной культуры.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

     Русская культура, на всех этапах своего становления и исторического развития, отражает геополитичность расположения России между востоком и западом. Этим фактором обусловливается бинарность русской культуры, такие свойственные ей противоположности как христианство и язычество, светскость и духовность, оседлость и кочевничество, коллективность и индивидуальность и пр. Срединность по отношению к западному и восточному типам культур – пожалуй, одна из ведущих характеристик русской культуры, поскольку «западные» и «восточные» черты в русской ментальности не строго противоречат друг другу, а скорее соединяются и взаимодополняются. Такая двойственность структуры составляет национальное своеобразие русской культуры, ее типологическую особенность.

     Что же касается путей развития  русской культуры, то её культурная история имеет совершенно уникальную специфику. Наша история и не такая постоянная, направленная на  поддержание устойчивости, равновесия и по возможности неизменности, как на Востоке, обращенном в вечность, и, в то же время, не такая прогрессивная, как на Западе, идущем по пути качественного и экстенсивного развития. Мы будто играем, тасуя в своей истории восточный и западный типы структурирования исторического времени.

     Русская культура то впадает в некоторую  спячку, в которой даже «пропускает» важнейшие моменты европейской истории духа, то концентрируется и включается в какой-нибудь исторический коллапс, неважно, внешняя ли это война, внутренняя революция или что-то вроде «Перестройки» или других реформ. Так, например, мы не пережили Античности, давшей европейской и восточной культурам такую мощную культурную новацию, как переход от мифологического типа мышления к рациональному освоению мира, к появлению философии - мы начали формировать свою этнокультурную самобытность сразу в Средневековье; Ренессансный тип личности так и не сложился в русской культуре, так как через Возрождение мы тоже «перешагнули», ступив сразу в хорошее и сильное Просвещение.

     Заключение.

     Итак, подводя итог, мы видим, что формирование русского народа из восточнославянских этносов, следует отсчитывать не от более древних исконных форм вечевого правления свободными людьми, а от эпохи московских князей конца XV - начала XVI веков, образовавших Московское централизованное государство при Иване III, когда такие подлинно народные государства как Вечевой Новгород и Сечь были поглощены имперской Московией, поддержанной Церковью. Династическо-имперский путь создания русской государственности и формирования русского народа не был предопределен, история неоднократно могла пойти и по-другому пути.

     Что же касается русского менталитета, то на сегодняшний день, несмотря на множество  исследовательских работ в этой области, русский менталитет остается загадочным и непредсказуемым явлением. Любые попытки предопределить поведение русского человека, используя шаблонное мышление о русском менталитете, в большинстве случаев закончатся неудачей. Все описанные в данной работе факторы, влияющие на поведенческую модель русского народа, лишь отчасти позволяют заглянуть в русскую душу. Многогранность и противоречивость русского характера обусловливают непредсказуемость и вольность в принятии решений. Подведя итог,  я хочу закончить свою работу замечательным, основательным, раскрывающим самую суть русского менталитета, умозаключением  Ф. И. Тютчева: 

     «Умом Россию не понять,

     Аршином общим не измерить:

     У ней особенная  стать —

     В Россию можно только верить.» 

 

Список  используемой литературы. 

  1. Ануфриев  Е. А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический феномен // СПЖ., 1997. № 4
  2. Культурология: теория и история культуры. - М.: Знание, 1998.
  3. Раульф У. История ментальностей. К реконструкции духовных процессов. Сборник статей. - М., 1995.
  4. Стельмашук Г.В. Культура и ценности // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина.- 2000.
  5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.
  6. Советов, Ф. В. Закономерные особенности русского менталитета // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Сер. Социально-гуманитарные науки. - Н. Новгород, 2007.
  7. Усенко О.Г. К определению понятия "менталитет" // Русская история: проблемы менталитета. - М., 1994.
  8. Ильин В.В., Панарин А.С., Бадовская Д.В. Политическая антропология. М., 1995. С.108-109.
  9. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Губского Е. Ф. - М.: Изд-во Цифра, 2002.
  10. Гачев Г. «Национальные образы мира» Курс лекций М., 1998
  11. В. А. Александров, В. А. Тишков, М. Н. Шмелева Русские: Историко-этнографические очерки. - М., 1997

Информация о работе Русский народ: условия формирования, особенности культуры и ментальности