Русские княжества в составе Литвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:17, реферат

Описание работы

В работе описан период княжества русских князей в Литве.

Содержание

Введение
1. Взаимоотношения Литвы и Западных земель Руси до середины XIII века
2. Появление литовских князей в Новогородской земле
3. Установление власти литовских князей в Полоцком и Витебском княжествах
4. Включение Берестейской земли в состав Великого княжества Литовского
5. Присоединение Турово-пинского княжества к Литовскому государству
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Русские княжества в Литве.doc

— 122.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Русские княжества в составе Литвы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2008
Содержание

 

 

 


Введение

 

В истории средневековой Руси трудно найти более противоречивый сюжет, чем место в ее системе Полоцкого княжества. Связанный с остальной Русью общностью начальных судеб, православием, языком и письменностью, Полоцк в переломный момент своего развития стал на долгие века частью не Русского, а Литовского государства.

Литва, поначалу зависимая от Полоцка, затем взяла над ним верх, но это могло случиться только после того, как полоцкое влияние преобразовало саму Литву: русский язык стал надолго ее государственным языком, а князья литовских династий сплошь и рядом отвергали язычество и принимали православие во имя торжества единодушия со своими славянскими подданными. Так возникло Литовско-Русское государство, которое в остальной Руси воспринималось как образование родственное, хотя и постоянно чреватое военной опасностью.

Актуальность данной темы я вижу в том, что уже десяток лет - а может и больше - отношения Литвы с Россией очень похожи на холодную войну. Не происходят визиты глав стран, хотя официально и говорится, что отношения неплохие, что они существуют. Но неофициально обе стороны признают, что появился тупик. Этот период «похолодания» связывается с президентством Валдаса Адамкуса. Однако при этом забывают годы правления Витаутаса Ландсбергиса и Альгирдаса Бразаускаса. Никто не скажет, что отношения с Россией тогда были лучше.

Самым большим препятствием для нормализации отношений является разная трактовка геополитики и истории ХХ века обеими сторонами. Официальная линия Литвы такова: Россия - собственница правового и исторического наследия СССР - автоматически является ответственной за оккупацию Литвы 1940 г. и обязана выплатить ей свыше 70 миллиардов литов за нанесенный вред. Основанием для такого требования стал устроенный в Литве референдум, который признал необходимость вытребовать у России указанную компенсацию, а также в 2000 г. принятый большинством голосом консерваторов закон о взыскании долга и обязательстве государства вести переговоры с Россией по этому вопросу. Еще подчеркивается, что Россия обязана извиниться перед Литвой и осудить советский строй и в будущем взаимоотношения строить на основе европейских ценностей.

Россия претензий Литвы не признает. Ее главы утверждают, что нельзя тоталитарные действия СССР приписать одной из бывших республик - России. Она также, а может и более пострадала от сталинских преступлений. Требование Литвы о возмещении ущерба Россия называет безосновательным произвольным актом одной стороны другой, которая также может предъявить свои требования.

Рассмотрение исторических отношений Русских княжеств и Литвы дает новое толкование взаимоотношений этих стран.

Работа посвящена растянувшемуся почти на полтора столетия образованию Великого княжества Литовского на основе включения в него, прежде всего, западнорусских земель. Начало этого процесса падает на годы правления Миндовга (сер. 30-х г. XIII в. - 1263 г.), конец - на совместное правление Ольгерда и Кейстута (1345 - 1382 гг.).

Цель данной работы – рассмотреть Русские княжества в составе Литвы в XIII-XIV веках.

В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

       

 

 


1. Взаимоотношения Литвы и Западных земель Руси до середины XIII века

 

Историческое развитие русских княжеств издавна переплеталось с судьбами народов Восточной Прибалтики, и, в частности, с Литвой. О прочных и постоянных торговых связях Литвы с древней Русью свидетельствуют находки, полученные в результате раскопок курганов и населенных пунктов.

С Руси в литовские земли привозились шиферные пряслица, различные бронзовые и серебряные изделия - витые плетеные браслеты, браслеты-наручи, подвески крестовидной формы, шейные гривны, сканные бусы, лунницы, зооморфные подвески и др. Из Руси доставлялись также стеклянные бусы, предметы христианского культа, киевские денежные гривны.

Через земли Руси и при ее посредничестве шла торговля со странами Ближнего Востока. Оттуда в Литву попадали арабские монеты, позолоченные, посеребренные и полихромные стеклянные бусы и раковины каури.[1]

Если в период Киевской Руси военные отношения Литвы с Русью выражались в основном в походах киевских князей на литовские племена и их соседей, то в последующий для Руси период феодальной раздробленности характерно участие литовских дружин на стороне отдельных русских князей в их междоусобной борьбе с соседями.

Причины участия литовских дружин в походах отдельных западнорусских князей, в частности, минских и полоцких до конца не выяснены и вызывают споры исследователей-историков.

Полоцкие князья использовали литовские дружины в борьбе с соседями, но утверждать на этом основании, что Литва подчиняется власти Полоцка, нет оснований.

Скорее всего, литовцы использовались как наемники, принимая участие в грабеже одного русского княжества в составе войска другого. Причем, в этом качестве литовские дружины использовались далеко не только западнорусскими князьями.

Причем, в этом качестве литовские дружины использовались далеко не только западнорусскими князьями. Одно из первых упоминаний о литовских племенах в «Великой хронике» польской относится к 1230 г., когда они принимали участие в походе Конрада Мазовецкого на Сандомир: «Итак, Конрад, домогаясь владений племянника и считая свое изгнание позором, часто водил ятвягов, сковитов, пруссов, литвинов, жмудзинов, нанятых за деньги, на сандомирские земли своего племянника, (желая) их разорить... Во время (правления) этого Конрада по его призыву, о чем мы говорили выше, языческий народ впервые начал опустошать Польское королевство. Ведь упомянутый Конрад по научению своей жены собрал большое богатство, из которого щедро наградил язычников, помогавших ему».[2]

В той же Великопольской хронике находится подтверждение тому, что отношения литовцев с Русью и Польшей на определенном этапе носили сходный характер. Несколько десятилетий спустя описываемых событий, когда литовцы приступили к самостоятельным грабительским походам на Русь и захвату западнорусских территорий, читаем в хронике: «В том же (1260) году упомянутый Мендольф (Миндовг), собрав множество, до тридцати тысяч, сражающихся: своих пруссов, литовцев и других языческих народов, вторгся в Мазовецкую землю. Там прежде всего он разорил город Плоцк, а затем города и деревни всей Плоцкой земли жестоко опустошил мечом и пожаром, разбоями и грабежом».[3]

Литовское войско использовали в междоусобной борьбе даже обосновавшиеся в Прибалтике немцы.

Постепенно от участия в походах западнорусских князей в XII в. литовские князья в начале XIII в. переходят к самостоятельным набегам на соседние русские земли.

2. Появление литовских князей в Новогородской земле

 

Впервые в Ипатьевской летописи Новогородок упоминается под 1235 годом. Однако, как показали археологические исследования, древнерусский город существовал здесь раньше - в конце X века. Из-за отсутствия летописных известий о Новогородке историю города в какой-то мере можно восстановить лишь по материалам археологических раскопок, которые, в частности, свидетельствуют о широких и прочных экономических связях Новогородка со многими регионами Европы и Азии.

Многочисленные находки свидетельствуют об общении Новогородка и с Прибалтикой. Уже в слоях конца X - XI вв. в Новогрудке встречаются единичные куски янтаря, возможно служившие амулетами.[4]

В XII - XIII вв. связи города с Прибалтикой и Северо-западными землями сохраняются. Янтарь, оружие, некоторые виды украшений, добытые, сделанные на территории пруссов, литовцев, латгалов и куршей, занимают определенное место в Новогородском импорте.[5]

Пути, по которым можно было проникнуть в Новогородок из Прибалтики, в известной степени воссоздаются благодаря письменным свидетельствам, повествующим о военных походах.

Это еще одно свидетельство в пользу того, что летописная Литва находилась в Прибалтике, а не на территории, определенной М.Ермоловичем. Ведь если бы Литва «врезалась клином между Полоцкой, Турово-Пинской и Новогородской землями», как утверждает он, литовцам совершенно незачем было бы переходить Неман и тем более Вилию, чтобы попасть в Новогородок.

Под 1217 г. Стрыйковский приводит (ссылаясь на летописцев) описание похода литовского князя Эрдивила на Русь. Среди прочих городов он захватывает и Новогородок.[6] Далее приводится титул Эрдивила: «Эрдивил Монтвилович, наследник Жмудской и Литовской земли, первый великий князь русский Новогрудский».[7]

Численность балтских переселенцев в Черной Руси увеличивалась в связи с агрессией Тевтонского ордена. Сюда бежала уцелевшая после разгрома часть населения из Погезании и Бартии.[8] Беглых пруссов поселял в Черной Руси и великий князь литовский Тройден.[9] Это, конечно, укрепляла власть литовских князей в Новогородской земле.

Итак, в середине XIII в. в Черной Руси утвердился литовский князь Миндовг - личность в высшей степени примечательная. По крайней мере, вряд ли такой человек смог бы довольствоваться ролью «наемника, который преданно борется за интересы своих хозяев».

Миндовгу пришлось вести длительную борьбу за обладание Черной Русью. Его основными противниками были галицко-волынские князья, имевшие также определенное влияние в Новогородской земле. Особого ожесточения эта борьба достигла в 1252 г., когда волынские князья захватили Черную Русь.[10]

Однако мудрая, а подчас коварная дипломатия Миндовга сумела разрушить коалицию враждебных государств и принудила волынских князей к миру, который от имени Литвы заключил (около 1253 г.) Войшелк. Договор был скреплен браком Шварна Даниловича с дочерью Миндовга. По условиям мира Черная Русь осталась за Литвой: в ней правил Войшелк. Но затем князь Войшелк решил оставить «княжение свое», постригся в монахи и передал Черную Русь князю Роману Даниловичу: он дал ему «Новогородок от Миндовга», а Слоним, Волковыск «и все городы от себе».[11]

Нам неизвестна причина такой щедрости Войшелка, но вероятнее всего Литва вновь оказалась в критическом положении. Нам неясны и условия, на которых галицко-волынский князь получал Черную Русь: возможно Роман Данилович владел ею на правах вассала великого князя литовского, возможно новогородская земля отдавалась галицко-волынским князьям как военная добыча. Впрочем, это не столь существенно, так как власть галицко-волынских князей над Черной Русью недолго будет длиться.

После убийства Миндовга Войшелк вынужден был бежать в Пинск, но в 1264г. с войском пинян вернулся, овладел Новогородком и объявил себя великим князем литовским.

Соперничество между литовцами и галицко-волынскими князьями из-за Новогородка продолжалось и при преемниках Войшелка. В 1274 году Лев Данилович с татарами пришел к Новогородку и взял окольный город, но вынужден был отступить.[12]

В 1277 г. галицко-волынские князья вновь совершили поход на Черную Русь.[13]

Постоянная борьба между галицко-волынскими и литовскими князьями не прошла бесследно для города. Если во второй половине XIII в. он считался столицей Великого княжества Литовского, то после 1268 г. он теряет этот статус, который переходит к Трокам, а с 1323 г. к Вильно.

В первой половине XIV в. великий князь литовский Гедимин отдал во владение своему сыну Кориату «Новгород князство с Волковыйском и Мстибоговом»[14], а в 1394 году Новогрудок становится одним из центров великокняжеского домена.

3. Установление власти литовских князей в Полоцком и Витебском княжествах

 

Одним из первых фактически независимых от Киева княжеств стало Полоцкое. Расположенное на северо-западной окраине Руси, оно занимало почти половину территории современной Беларуси и своими размерами превосходило многие европейские государства.

Владения полоцких князей в XI -XII вв. простирались до Рижского залива, включая города в пределах нынешней Латвии - Кокнесе (Кукенойс) и Ерсику (Герцике). К Полоцкой земле относились города Минск, Витебск, Друцк, Лукомль, Заславль, Логойск, Браслав, Борисов и др.[15]

Однако относительное единство полоцкой земли было не прочным, и уже после смерти Всеслава (1101 г.) она была разделена между его сыновьями. Феодальные междоусобицы и раздробленность на уделы ослабляли Полоцкую землю. Временами Полоцк оказывался в зависимости от смоленских и черниговских князей.

Впервые Витебск (Видбеск) упоминается под 1021 г. В XI в. он представлял собой крупный ремесленный и торговый центр Полоцкого княжества, однако с 1165 г. Витебский удел обособился и стал фактически независимым от Полоцка.

Каково же было положение Полоцкой земли в конце XII - начале XIII вв.? К 1180 г. Полотчина встает не только в единстве своей метрополии, но и в тесной связи со своими колониями в Нижнем Подвинье и Верхнем Понеманье. Она опять набрала свою былую мощь и, известно, не могла мириться с тем, что такая важная часть ее, как Друцкий удел еще была отрезана от нее, и потому послала туда свои соединенные силы.

Однако привлечение в свое войско литовских дружин свидетельствует не об усилении Полоцкого княжества, а как раз наоборот, отсутствие собственных сил для борьбы заставило Полоцк прибегать к разорительной помощи наемников. Не в пользу возросшей мощи Полоцка свидетельствуют и его войны со своими вассалами, которые отказываются признать верховную власть сюзерена.

Информация о работе Русские княжества в составе Литвы