Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:56, реферат
Цель: изучить Золотую Орду и русские княжества
Задачи:
Ознакомиться с литературой
Рассмотреть некоторые вопросы Золотой орды.
Сделать выводы
Введение………………………………………………………………...…..3
Образование Золотой орды…………………………………………...…...5
Государственное устройство Золотой орды…………………………...…9
Русь и Золотая орда (организация властвования)……………………....13
Заключение……………………………………………………………......18
Литература………………………………………………………………...20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский
государственный
имени академика М.Ф. Решетнева»
филиал
в г. Зеленогорске
Кафедра
истории
Реферат
По теме:
Русские княжества и
Золотая Орда
Выполнил:
Проверил:
старший преподаватель
Зеленогорск, 2008
Содержание
Введение
Цель: изучить Золотую Орду и русские княжества
Задачи:
Актуальность:
Я считаю, что эта тема актуальна тем, что она дает нам возможность узнать, как образовывалось наше государство в XIII – XIV веках, каким оно было во время правления монголо-татар.
Золотая Орда была одним из крупнейших
государств средневековья, владения которого
находились в Европе и Азии. Ее военная
мощь постоянно держала в напряжении всех
соседей и очень долгое время никем не
оспаривалась. Монархи даже отдаленных
стран стремились завязать с ней дружественные
отношения и всеми силами их поддерживать.
Наиболее предприимчивые купцы преодолевали
огромные расстояния, чтобы попасть в
ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей
торговой базой между Востоком и Западом.
По всему миру разносили путешественники
и торговые караваны, правдивые рассказы
и невероятные легенды о народах, населявших
Золотую Орду, их своеобразных обычаях
и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших
здесь ханов, бесчисленных стадах скота
и бескрайних степях, где можно было неделями
не встретить ни одного человека. Правдивые
и вымышленные рассказы об огромном государстве
кочевников продолжали свое существование
и после его исчезновения. И сегодня интерес
к нему не ослабел, и его история уже давно
изучается во многих странах. Но до сих
пор в оценке многих политических и бытовых
сторон жизни и истории Золотой Орды встречаются
самые противоположные мнения. И к тому
же до настоящего времени существует в
научных работах и учебной литературе,
да и просто в самом распространенном
восприятии истории целый ряд заблуждений
или утвердившихся стереотипов, связанных
с Золотой Ордой. Это относится к ее территории
и границам, названию государства, наличию
городов, развитости культуры, соотношению
понятий “монголы” и “татары”, некоторым
моментам политической истории и т.п. Большая
часть широко распространившихся штампов
о Золотой Орде возникла еще в прошлом
веке, и существование их связано исключительно
с пренебрежением к изучению этого во
многом своеобразного государства. Явная
и резко отрицательная роль Золотой Орды
в истории Руси в первую очередь бросается
в глаза при ознакомлении с любым источником,
раскрывающим их взаимоотношения. В результате
в науке создалась такая ситуация, когда
по большей части изучалась не столько
сама Золотая Орда, а ее влияние на Русь
и их взаимоотношения. Что же касается
изучения собственно Золотой Орды, то
здесь господствовало суждение о ней как
о государстве-угнетателе, не заслуживающем
внимания советских историков. Любой положительный
факт по отношению к государству монголов
казался немыслимым и подвергался сомнению.
Нельзя сказать, что Золотая Орда стала
запретной темой в науке, но нежелательной
она была явно. Но несмотря, ни на что, золотоордынская
тематика была и осталась одной из традиционных
в российской дореволюционной, а затем
и советской исторической науке. Без знания
истории и путей развития огромного, мощного,
во многом необычного и в полном смысле
слова кровожадного государства (лишь
несколько лет его существования были
мирными) нельзя понять многих сторон
сложения и роста средневековой Руси,
нельзя полностью оценить течение событий
европейской политики в XIII--XV вв. [4]
Образование Золотой орды
За
тридцать лет до появления кочевнических
орд под стенами русских
Государственное устройство Золотой орды
Можно
выделить три стороны проблемы: как
называли свое государство сами монголы,
как его именовали окружающие
соседи и какое название утвердилось за
ним уже после распада. Во всех монгольских
государствах, возникших в XIII в., утвердились
правящие династии, ведущие свой род от
Чингисхана. Глава каждой из них рассматривал
выделенную ему или завоеванную территорию
не как государство, а как родовое владение.
Кипчакские степи получил старший сын
Чингисхана Джучи, который и стал основателем
правившего здесь многочисленного семейства
Джучидов. В полном соответствии с этим
каждый из вступавших на сарайский престол
ханов называл свое государство просто
“улус”, т.е. народ, данный в удел, владение.
Сохранился ярлык хана Тохтамыша, в котором
он именует свое государство Великим Улусом.
Такой пышный эпитет, подчеркивавший мощь
державы, использовали и другие ханы, особенно
при дипломатической переписке. Что касается
наименования государства Джучидов представителями
европейских и азиатских держав, то здесь
царил полный разнобой. И только в последнее
десятилетие XIII в. появляется и прочно
утверждается новое и единственное название
“Орда”, которое просуществовало до полного
распада государства Джучидов. Что же
касается привычного теперь названия
“Золотая Орда”, то оно стало употребляться
в то время, когда от основанного ханом
Бату государства не осталось и следа.
Можно не сомневаться, что термин “Золотая
Орда” бытовал на Руси в разговорной речи
уже в XIV в. Именно поэтому название “Золотая
Орда” появляется только после того, когда
все ужасы монгольского владычества стерло
время. С первого года своего существования
Золотая Орда не была суверенным государством,
и возглавлявший ее хан также не считался
независимым правителем. Это было вызвано
тем, что владения Джучидов, как и других
монгольских царевичей, юридически составляли
единую империю с центральным правительством
в ракоруме. Находившийся здесь каан, согласно
одной из статей ясы (закона) Чингисхана,
имел право на определенную часть доходов
со всех завоеванных монголами территорий.
Больше того, он имел в этих областях принадлежавшие
лично ему владения. Создание такой системы
тесного переплетения и взаимопроникновения
было связано с попыткой предотвратить
неизбежный распад огромной империи на
отдельные независимые части. Только центральное
каракорумское правительство было правомочно
решать наиболее важные экономические
и политические вопросы. Сила центральной
власти, из-за отдаленности ее пребывания
державшейся, пожалуй, лишь на авторитете
Чингисхана, была еще столь велика, что
ханы Бату и Берке продолжали придерживаться
по отношению к Каракоруму “пути чистосердечия,
покорности, дружбы и единомыслия” . Но
в 60-е годы XIII в. вокруг каракорумского
престола разгорелась междоусобная борьба
между Хубилаем и Ариг-Бугой. Победивший
Хубилай перенес столицу из Каракорума
на территорию завоеванного Китая в Хан-балык.
Правивший в это время в Золотой Орде Менгу-Тимур,
поддерживавший в борьбе за верховную
власть Ариг-Бугу, поспешил воспользоваться
представившимся поводом и не признал
за Хубилаем права верховного правителя
всей империи, так как он покинул столицу
ее основателя и бросил на произвол судьбы
коренной юрт всех Чингизидов - Монголию.
С этого момента Золотая Орда обрела полную
самостоятельность в решении всех вопросов
внешнеполитического и внутреннего характера,
а столь тщательно охраняемое единство
заложенной Чингисханом империи внезапно
взорвалось, и она развалилась на куски.
Однако ко времени приобретения полного
политического суверенитета в Золотой
Орде, естественно, уже существовала собственная
внутригосударственная структура, причем
в достаточной степени сложившаяся и развитая.
Нет ничего удивительного в том, что она
в основных чертах копировала систему,
введенную в Монголии еще Чингисханом.
Основой этой системы было армейское десятичное
исчисление всего населения страны. В
соответствии с армейским членением все
государство делилось на правое и левое
крылья. В улусе Джучи правое крыло составило
владения хана Бату, простиравшиеся от
Дуная до Иртыша. Левое крыло находилось
под властью его старшего брата. Улус Джучи
после 1242г. разделился на два крыла, составивших
самостоятельные владения двух ханов
— Бату и Орды. В свою очередь территория,
находившаяся под властью Бату, также
делилась на правое и левое крылья. В начальный
период существования Золотой Орды крылья
соответствовали самым крупным административным
единицам государства. Но уже к концу XIII
в. они превратились из административных
в чисто армейские понятия и сохранились
только в отношении воинских соединений.
В административной структуре государства
крылья были заменены более удобным подразделением
на четыре основные территориальные единицы,
возглавлявшиеся улусбеками. Эти четыре
улуса представляли собой крупнейшие
административные подразделения. Они
назывались Сарай, Крым, Хорезм. При этом
улусы не были наследственными владениями,
которые можно передать от отца к сыну.
Более того, хан мог отобрать улус совсем
или заменить его другим. В начальный период
существования Золотой Орды крупных улусов
было, видимо, не больше 15, и границами
между ними чаще всего служили реки. В
этом видна определенная примитивность
административного членения государства,
уходящая корнями в старые кочевнические
традиции. Дальнейшее развитие государственности,
появление городов, введение мусульманства,
более тесное знакомство с арабскими и
персидскими традициями управления привели
к различным усложнениям во владениях
Джучидов с одновременным отмиранием
центрально-азиатских обычаев, восходящих
ко времени Чингисхана. Вместо членения
территории на два крыла, как уже говорилось,
появились четыре улуса во главе с улусбеками.
Один из улусов был личным доменом хана.
Он занимал степи левобережья Волги от
её устья до Камы, то есть, включая бывшую
территорию Волжской Болгарии. Каждый
из этих четырех улусов делился на какое-то
число “областей”, являвшихся улусами
феодалов следующего ранга. Всего в Золотой
Орде число таких “областей” в XIV в. составляло
около 70 по числу темников. Одновременно
с установлением административно-
Русь и Золотая орда (организация властвования)
1257
год был знаменателен для Новгорода, счастливо
избегавшего татарского разорения, но,
тем не менее, вынужденного признать над
собою татарскую власть. Но это для Новгорода
была лишь небольшая отсрочка. Через два
года прибыли в Новгород татарские уполномоченные
Беркай и Касачик с требованием дани. Александр
Невский дал им стражу, так как новгородская
городская и сельская масса встретила
гостей неласково. Боярство готово было
покориться и требовало покорности от
меньших. Пришлось подчиниться. Блестящий
победитель шведов и ливонских рыцарей,
спасший Русь от немецкой папской агрессии,
обнаружил здесь политическую дальновидность
и трезвую оценку обстановки. Он вынужден
был принимать меры против возможных проявлений
народного гнева в Новгороде. Этим и объясняется
то, что Александр Ярославич счел необходимым
обезопасить пребывание в Новгороде татарских
численников. С 1257 г. мы можем считать полное
установление татарской власти над русской
землей. Но прежде чем была организована
целая система золотоордынского властвования,
между Русью и Золотой Ордой непосредственно
вслед за покоренном устанавливались
отношения господства и подчинения, хотя
и не успевшие вылиться в законченные
формы. Великий Хан не удовольствовался
визитом Константина, Ярослав сам должен
был ехать на берега реки Орхона в ханскую
ставку. В 1246 г. известный францисканец
Плано Карпини, отправленный римским папой
во главе миссии к монгольскому хану с
целью собрать сведения относительно
татар, которыми европейцы, напуганные
вторжением Вату и Европу, стали сильно
интересоваться, встретил в орде русского
князя Ярослава. Кроме Владимиро-Суздальской
земли, за Ярославом был утвержден и Киев.
Но сам Ярослав в Киев не ездил, а поставил
там, в качестве своего наместника боярина
Дмитра Ейковича. Завоеванные татарским
войском русские земли не вошли непосредственно
в состав Золотой Орды. Золотоордынские
ханы рассматривали русские земли как
политически автономные, имеющие свою
собственную власть, но находящиеся в
зависимости от ханов и обязанные платить
им дань — “выход”. Зависимость от ханов
выражалась в том, что русский великий
князь садился на своем столе “пожалованием
царевым” , т.е. ханским. Это делалось от
имени хана либо митрополитом русским,
либо уполномоченным ханским. Посаженный
на стол от имени хана князь ставился в
то же время под контроль ханской власти.
Это относится уже не только к великому
князю, а и к другим князьям. Контроль этот
осуществляли баскаки. Курский баскак
Ахмат держал баскачество курского князя,
другие - по другим княжениям. Сбор татарской
дани возлагается на русских князей под
ответственностью великого князя. Власть
хана по отношению к этим вассальным князьям
формально выражалась еще и в том, что
эти князья утверждались на своих княжеских
столах ханами через вручение им ярлыков.
Старший среди князей, или великий князь,
тоже получал особый ярлык на великое
княжение. Татарский “выход” должны были
платить все. С этой целью татары и производили
переписи населения. Для первой переписи
и сбора дани Бату послал баскаков. Новая
перепись была произведена, как мы видели,
в 1257 г. при хане Берке, который прислал
для этого уже специальных численников.
Такова была политика татарских ханов
по отношению к церкви, которую ханы совершенно
справедливо считали политической силой
и использовали в своих интересах. И ханы
в этом отношении не ошиблись: публичная
молитва духовенства о ханах внедряла
в массы мысль о необходимости подчинения
татарской власти. Кроме дани татары требовали
от русского населения некоторых повинностей,
без которых татары не могли осуществлять
своей власти. Как мы уже видели, с покоренных
земель татарские ханы требовали, прежде
всего, денег и людей. Освобождая духовенство
от этих повинностей и платежей, ханы освобождали
его и от поставки воинов, подвод, ямской
повинности. Собирание воинов с покоренных
народов - это обычный прием татарской
власти. Что касается других повинностей,
где применялась непосредственно людская
сила, то здесь нужно, прежде всего, указать
на ямскую повинность, которая, по-видимому,
не сразу стала натуральной. Киевские
князья тоже нуждались в средствах сообщения,
и у нас есть ранние известия о них. Корм,
проводники и подводы в древнейших наших
актах являлись сбытыми повинностями
населения. Отвечают за исполнение этих
повинностей мирские двинские власти
- посадники, скотники, старосты. Но, конечно,
это еще не было “ямской гоньбой”, т.е.
организованной системой сообщения, где
заранее заготовлялись подводы для нужд
проезжающих, хотя бы только по государственным
надобностям. Татары нуждались в средствах
сообщения и естественно должны были обратить
большое внимание на ту сторону дела. Нет
оснований сомневаться в том, что татарская
власть, очень заинтересованная в улучшении
средств сообщения к покоренной стране,
внесла в их организацию и нечто свое.
Но было бы ошибкой думать, что до татар
русские земли не имели средств сообщения
между собой, и тем более, внутри княжений.
Этому допущению противоречили бы все
известные нам факты. Не следует преувеличивать
также и значение финансово-податной системы,
якобы введенной у нас татарами. Мы уже
видели, что это не так. Наконец, сбор дани
выполнялся татарскими чиновниками сравнительно
недолго. Уже с конца XIII в. эта обязанность
была возложена на русских князей. Они
сами и по-своему должны были ее собирать
и доставлять в Орду. Все князья должны
посылать своих даньщиков, но собранные
суммы сдаются в казну великого князя,
который и является ответственным перед
ханом за “выход”. Размеры “выхода”
не были устойчивыми. Сумма дани менялась
в зависимости от различных обстоятельств:
то сами князья, конкурируя друг с другом
из-за великого княжения, накидывали суммы,
то ханы увеличивали эти суммы, руководствуясь
разными соображениями. Приходилось платить
иногда и особую чрезвычайную дань, которую
князья брали со своих бояр. Изменчивость
размера дани оговаривалась в между княжеских
договорах. Не регулярно, но все же постоянно
русские князья возили в Орду ханам и ханшам
и их близким дорого стоящие подарки. Это
тоже статья расхода, ложившаяся, в конечном
счете, на плечи тех же плательщиков всяких
даней, т.е. на крестьянство и городскую
трудовую массу. Отсюда делаются понятны
жалобы этих плательщиков на тяжесть “выхода”
и простеет их, доходящий до вооруженных
восстаний. Через несколько лет, такая
же история повторилась в Ростове, Суздале
и Ярославле. Татары нигде не меняли общественного
строя завоеванных земель, да и едва ли
в силах были это сделать. Если бы они даже
и смогли навязать побежденным свой способ
производства, то этот способ производства
не мог бы стать основанием для бесклассового
строя, потому что монгольское общество
этого периода было уже классовым. Князья,
бояре, купечество, церковь сравнительно
скоро нашли общий язык с татарской властью.
Народная масса, на которую пала главная
тяжесть золотоордынских даней и других
повинностей, под натиском соединенных
сил завоевателей и старых своих господ,
опиравшихся на сильное татарское войско,
вынуждена была смириться. В столицу Орды,
Сарай, отовсюду понаехало много русских.
А так как здесь, на юго-востоке, на Азовском
побережье и Северном Кавказе, с незапамятных
времен жило много славян, то не удивительно,
что в Сарае очень скоро была организована
специальная православная Саранская епархия
с первым епископом Митрофаном, поставленным
русским митрополитом Кириллом. В состав
этой епархии, кроме Сарая, вошел и Переславль
Киевский; тогда глава этой епархии стал
носить титул епископа саранского и переславского.
Но, несмотря на внешне налаженные отношения,
антагонизм между побежденной страной
и победителями устранен не был. Татары
и не могли освоить Русскую землю, поскольку
у них не хватало для этого организационных
средств, поскольку их самих для этой цели
было количественно мало, т.к. сами растворились
в тюркской среде. Дальнейшее развитие
России и Золотой Орды пошло в разных,
диаметрально противоположных направлениях.
Если в Золотой Орде весьма заметно вызревали
элементы распада, то среди русских княжеств
в это же время шел энергичный процесс
образования сильного национального государства.
По мере углубления этого процесса среди
русского народа крепла надежда на освобождение
от власти золотоордынского хана. [2]
Заключение
Поход
Тимура 1395—1396 гг. не просто подорвал жизненно
важные аспекты существования Золотой
Орды, но и стал рубежом качественно нового
периода в развитии этого государства, —
периода его уже фактически назревшего
политического краха и территориального
развала. В политическом отношении ни
одному из ханов на протяжении XV в. не удалось
даже приблизиться к тому уровню, который
характеризовал правление Узбека или
Джанибека. Все попытки сплотить государство
воедино оканчивались полным крахом, еще
более усугублявшим процесс раскола. Это
был третий внутренний кризис, на преодоление
которого явно не хватило сил. Первый кризис,
вызванный сепаратизмом Ногая, длился
больше 10 лет, но был успешно преодолен
собственными силами. Второй, затяжной
двадцатилетний кризис 60—70-х годов XIV в.
удалось превозмочь исключительно с помощью
извне. Без мощной поддержки Тимуром Тохтамыша
о восстановлении единства государства
не могло быть и речи. Третий кризис конца
XIV — первой половины XV в. носил ясно различимые
черты необратимости усугубления политической
слабости и географического сокращения
территории. Последнее было обязательным
и характерным спутником всех трех кризисов —
непременное их последствие состояло
в возрастании с каждым разом площадей
теряемых государством земель. Эти перемены
нашли отражение и в чисто формальной
стороне — изменении названия государства
в русских летописях. Вместо всеобъемлющего
и подчеркивающего единства названия
Орда появляется узкоконкретное Большая
Орда Волжская. Введение географического
определения не оставляет сомнений о соответствующем
ограничении государственной территории.
Она составляла лишь меньшую часть бывшей
Золотой Орды, заключенную между Волгой
и Днепром. И в политическом, и в территориальном
отношении это была уже не Золотая Орда,
а только ее осколок. Именно поэтому нельзя
считать синонимами названия Золотая
Орда и Большая Орда или Большая Орда Волжская.
Чисто механическое объединение этих
политических реалий, не соответствующих
друг другу не только хронологически,
но и географически, совершенно неправомерно.
Воспоминания о былой государственной
мощи, естественно, постоянно сквозили
в амбициях большеордынских ханов, но
на практике их основные заботы сводились
к внутренней борьбе за обладание верховной
властью. Оказать какое-либо заметное
влияние на международную политику они
были уже просто не в силах.
Литература