Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:03, контрольная работа
Главная задача настоящей работы заключается в том, чтобы сделать выводы о ценности этого памятника, как документа права. Следовательно, попытаемся ответить на вопрос, насколько полно и верно отразился в нем действовавший на Руси юридический порядок? Для этого обратимся, во-первых, к вопросу о собственно происхождении Правды Русской. Во-вторых, поговорим о ее содержании. А в-третьих, уясним, какое место она занимает среди других дошедших до нас правовых документов древней Руси.
Введение. стр. 3
1. Происхождение и состав Русской Правды. стр. 4
1.2 Источники кодификации. Происхождение. стр. 5
2. Содержание Русской Правды. стр. 9
2.1 Правовое положение населения. стр. 9
2.2 Частный характер права в Русской Правде. Имущественное и уголовное право. стр. 12
2.3 Система наказаний по Русской Правде. стр. 14
2.4 Судебный процесс по Русской Правде. стр. 15
3. Русская Правда и другие памятники права древней Руси. стр. 16
Заключение. стр. 18
Литература стр. 19
ПЛАН
Введение.
1. Происхождение
и состав Русской Правды.
1.2 Источники
кодификации. Происхождение.
2. Содержание
Русской Правды.
2.1 Правовое
положение населения.
2.2 Частный
характер права в Русской Правде. Имущественное
и уголовное право.
2.3 Система
наказаний по Русской Правде.
2.4 Судебный
процесс по Русской Правде.
3. Русская Правда и другие памятники права древней Руси. стр. 16
Заключение.
Литература
Введение
Правда Русская1 (здесь «правда» употребляется в значении лат. Iustitia) – правовой кодекс Руси, принадлежащий к числу классических памятников отечественной истории, к которому на протяжении нескольких веков обращалось множество ученых (историков, лингвистов, правоведов, нумизматов, палеографов). Все авторы общих трудов по древнерусской истории так или иначе высказывали мнения об этом уникальном кодексе права Киевской Руси. Также многие исследователи посвящали годы, а то и десятки лет приведению в порядок всей системы знаний о Русской Правде, накопленных за более чем 250 лет ее изучения. Для того, чтобы представить наиболее полно и достоверно структуру Древнерусского государства и общества, формы эксплуатации населения в X—XII вв., необходимо снова и снова анализировать Русскую Правду. При помощи разбора изменения норм этого кодекса на протяжении времени можно проследить развитие государственного аппарата, гражданского и уголовного права и судопроизводства.
Можно предполагать, что древние юристы и книжники придавали Русской Правде большое значение. Об этом свидетельствует ее широкое распространение в виде рукописей. До нас дошло более 110 списков этого документа. В том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской Судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649г..
Русская Правда принадлежит к числу наиболее выдающихся правовых памятников средневековья, отражая в своем тексте общие пути становления и развития феодальных отношений Восточной и Западной Европы.
Итак, мы видим, что актуальность темы «Русская Правда» – как памятник древнерусского права» не вызывает сомнений.
Главная
задача настоящей работы заключается
в том, чтобы сделать выводы о ценности
этого памятника, как документа права.
Следовательно, попытаемся ответить на
вопрос, насколько полно и верно отразился
в нем действовавший на Руси юридический
порядок? Для этого обратимся, во-первых,
к вопросу о собственно происхождении
Правды Русской. Во-вторых, поговорим о
ее содержании. А в-третьих, уясним, какое
место она занимает среди других дошедших
до нас правовых документов древней Руси.
1.
Происхождение и состав
Русской Правды
Р.правда
- так называется памятник древнего русского
права, открытый В. Н. Татищевым в 1738 г.
в списке Новгородской летописи, писанном
в конце XV в. Татищев списал этот памятник
и представил его в Академию Наук, снабдив
переводом и примечаниями. Затем был открыт
еще целый ряд списков Р. Правды, в новгородских
летописях, кормчих книгах, юридических
сборниках и др. Теперь их известно более
50. Издана была Р. Правда впервые только
в 1767 г., Августом Шлецером, по рукописи
Татищева, под заглавием «Правда Русская,
данная в XI в. от великих князей Ярослава
Владимировича и сына его Изяслава Ярославича».
Еще раньше, в 1756 г., Струбе-де-Пьермонт
издал исследование о Р. Правде по-русски
и по-французски («Слово о начале и переменах
российских законов» — «Discours sur l’origine
et les changements des lois russiennes»). Списки Р. Правды
различаются между собой не только по
памятникам, в которых они находятся, но
также по времени написания рукописи (от
XIII до XVII в.), по заглавиям, по полноте текста
и по порядку размещения статей. Калачев
разделил списки Р. Правды на 4 фамилии,
по месту их нахождения, но теперь более
принято деление их на три редакции: краткую
(самую древнюю), пространную и сокращенную
из пространной (самую позднюю). Первая
сложилась в XI в., вторая — в XII в., третья
— в XIII в. Списков 1-й редакции известно
всего четыре (образцом их может служить
список академический), списков 2-й редакции
— гораздо больше (образцами могут служить
синодальный, Пушкинский, Троицкий и Карамзинский),
списков 3-й редакции — немного (образцом
может служить список князя Оболенского).
Новейшие издания Р. Правды: Калачова (1886
г.) и Владимирского-Буданова (в «Хрестоматии
по истории русского права», вып. I). Исследования
о Р. Правде, кроме упомянутой выше книги
Струбе-де-Пьермонта: Rakowiecki, «Prawda Ruska…»
(Варшава, 1820—1822); Ewers, «Das älteste Recht der Russen»
(Дерпт, 1826; русский перевод, СПб., 1835); Tobien,
«Die Prawda Russkaja» (1844); Дубенский, «Русские
достопамятности» (ч. II, М., 1843); Каченовский,
«Мой взгляд на Р. Правду» («Вестник Европы»,
1828, 13-15 и «Ученые Записки Московского
Университета», 1835); Попов, «Р. Правда в
отношении к уголовному праву» (М., 1841);
Ланге, «Исследование об уголовном праве
Р. Правды» («Архив Калачова», 1859); Калачов,
«Предварительные юридические сведения
для полного объяснения Р. Правды» (М.,
1846; 2-е изд., 1885); Леонтович, «Р. Правда и
Литовский Статут» («Киевские Университетские
Известия», 1865); Грицько, «Участие общины
в суде по Р. правде и разбор сочинения
Ланге» («Архив Калачова», 1860-61, 5); Дювернуа,
«Источники права и суд в древней России»
(М., 1869); Мрочек-Дроздовский, «Исследование
о Р. Правде» (M., 1885); Сергеевич, «Р. Правда
и ее списки» («Ж. М. Н. Пр.», 1899, I).
1.2.
Источники кодификации.
Происхождение
На вопрос об источниках кодификации Русской Правды в ученой среде нет однозначного ответа. Так, Тихомиров М. Н. утверждает, что она есть древнейший памятник славянского права, основанный только на судебной практике восточных славян. «Русская Правда возникла целиком на русской почве и была результатом развития русской юридической мысли Х - ХII вв.»2 Автор учебника Исаев И. А. выделяет три основных источника кодификации: нормы обычного права (положения о кровной мести и круговой поруке), княжескую судебную практику и византийское каноническое право. Ключевский В. О. находит в памятнике черты церковно-византийского права, кроме того указывает на солидарность между Русской Правдой и юридическими понятиями древнерусского духовенства, но замечает лишь «следы» княжеской практики.
Итак, нам известно множество (более 110) разных списков Правды, различающихся количеством, порядком и даже текстом статей. Именно по этой причине среди ученых не существует единства мнений по вопросу происхождения этого документа.
Одни полагают, что это был кодекс, составленный Ярославом, дополненный его сыновьями, затем Мономахом I, и служивший руководством для княжеских судей, то есть подлинный памятник законодателя. К такому заключению их приводит заглавие над первой статьей памятника в древнейших списках, сообщающее о том, что это "суд" или "устав" Ярослава, а также не раз встречающееся замечание, что так "судил" или "уставил" Ярослав. На это указывает и память о Ярославе как установителе правды, закона: ему давалось иногда прозвание Правосуда. Так преподносят нам Русскую Правду авторы учебников Исаев И. А., Титов Ю. П..
Другие приходят к выводу, что это лишь приватный юридический сборник, составленный каким-то древнерусским законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей. Так, Ключевский В. О. полагает, что Русская Правда «это - церковный судебник по недуховным делам лиц духовного ведомства. Русская Правда - свод постановлений об уголовных преступлениях и гражданских правонарушениях в том объеме, в каком нужен был такой свод церковному судье для суда по недуховным делам церковных людей»3.
Воспользуемся разбором Русской Правды Ключевским для того, чтобы проверить и оценить оба этих взгляда. Ученый указывает на следующие особенности:
Совокупность
всех этих наблюдений приводит Ключевского
к тому, что текст Русской Правды сложился
в сфере не княжеского, а церковного суда,
в среде церковной юрисдикции, нуждами
и целями которой и руководился составитель
Правды в своей работе. Церковный суд по
духовным делам над всеми христианами
производился на основании Номоканона,
принесённого из Византии, и церковных
уставов, изданных первыми христианскими
князьями Руси. Церковный суд по нецерковным
уголовным и гражданским делам, простиравшийся
только на церковных людей, должен был
производиться по местному праву и вызывал
потребность в письменном своде местных
законов, каким и явилась, по Ключевскому,
Русская Правда.
2.
Содержание Русской
Правды
2.1
Правовое положение
населения
В Русской Правде правовое положение отдельных групп населения определяет целый ряд норм. Однако грань между правящим слоем и остальной массой размыта.
Эти группы можно разделить, опираясь на два юридических критерия. О первом говорится в ст. 1 Пространной Правды: «Аже убиеть мужь мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо браточаду, любо братню сынови; оже ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривен, аче будеть княжь мужь или тиуна княжа; аче ли будеть русинъ, любо гридь, любо купець, любо тмунъ боярескъ, любо мечникъ, любо изгои, любо словЪнинъ, то 40 гривен положити за нь.»4 То есть за убийство представителя привилегированного слоя предполагалась повышенная (двойная) уголовная ответственность. О втором критерии мы узнаем из ст. 91 Пространной Правды: «О ЗАДНИЦЪ БОЯРЬСТЕИ И О ДРУЖИННЪИ. Аже в боярехъ любо въ дружинЪ, то за князя задниця не идеть; но оже не будеть сыновъ, а дчери возмуть.»5 Существовал особый порядок наследования земли для этого слоя.
Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. Не все они могут быть названы «феодалами», можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.
Основная же масса населения состояла из свободных и зависимых людей, а также промежуточных и переходных категорий.
Свободными
были посадские люди и смерды-общинники.
Они имели права и
Наряду со свободными существовали и зависимые смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Сложной фигурой был закуп, которому посвящен устав о закупах в Пространной Правде (ст. 56-62). Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», заем (в виде земли, скота, зерна, денег и пр.). Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.
Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», то есть превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа.
В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только «в малых исках» или «по нужде».
Закуп был той юридической фигурой, которая в большей степени иллюстрирует процесс «феодализации», закрепощения бывших свободных общинников.
Холоп и вовсе не являлся субъектом права. Его личность законом не защищалась. Он не имел ни прав, ни собственности, ни обязательств. Всю ответственность за него нес господин. Холоп был субъектом имущественного права. Холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему или заплатить за него штраф. Он также не мог выступать в судебном процессе.
Источниками холопства по Русской Правде были: самопродажа в рабство, рождение от раба, женитьба на рабе, поступление в услужение к господину без оговорки о сохранении статуса свободного человека, выдача «головой», бегство закупа от господина, злостное банкротство. Русская Правда, однако, умалчивает о наиболее распространенном источнике холопства – плене.
Городское
население делилось на следующий ряд социальных
групп: боярство, духовенство, купечество,
«низы» (ремесленники, мелкие торговцы,
рабочие и пр.).
2.2
Частный характер права
в Русской Правде. Имущественное
и уголовное право
Частное право – это совокупность отраслей права, распространяющих свое действие на частных лиц (гражданское, семейное, трудовое, земельное и международное частное право). Оно регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения граждан, семейные отношения; отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников в их имущественной деятельности и личных отношениях.
Информация о работе Русская правда-древнейший памятник Русского права