Русская правда. Первый свод законов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:18, реферат

Описание работы

«Русская Правда» – это сборник древнейших русских законов сформированный на протяжении ХI-ХIII вв. Но некоторые ее статьи «уходят» в языческую старину. Первый текст был явлен на свет в 1973 г. Татищевым В.Н. Нормы «Правды» располагаются в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права.

Содержание

Введение…………………………………………...2
Происхождение и источники……………………..3
Правовое положение населения……………….....4
Гражданское право. Право собственности………8
Обязательное право……………………………….10
Наследственное право……………………………13
Преступление и наказание………………………..16
Суд и процесс……………………………………...22
Заключение………………………………………..24
Список используемой литературы……………..25

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………...2

Происхождение и источники……………………..3

Правовое положение населения……………….....4

Гражданское право. Право собственности………8

Обязательное  право……………………………….10

Наследственное  право……………………………13

Преступление  и наказание………………………..16

Суд и процесс……………………………………...22

Заключение………………………………………..24

Список  используемой литературы……………..25

Введение.

           «Русская Правда» – это сборник  древнейших русских законов сформированный  на протяжении ХI-ХIII вв. Но некоторые ее статьи «уходят» в языческую старину. Первый текст был явлен на свет  в 1973 г. Татищевым В.Н.  Нормы «Правды» располагаются в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права.

          «Русская Правда» состоит из  трех разновременно возникших,  но связанных между собой тонкой  нитью редакций.

          В статьях Русской Правды говорится об  установлении  права феодальной  собственности не только на землю  и  угодья,  но и на  движимое имущество коней бобров орудия производства и др. Для эпохи предшествовавшей «Русской Правде», характерным объединением сельского населения была  соседская община. Она выросла в процессе разложения семейной  общины. Древнейшая  часть «Русской Правды» является  записью  более  старых  норм,  сделанной  при  князе Ярославле Владимировиче. Ее иногда называют «Правдой  Ярослава».  Эта  часть состоит из первых  16  статей  «Краткой  Правды».  За  ней  следует  «Правда Ярославичей», т.е. сыновей Ярослава. Пространная редакция  более сложна  по составу и включает  в себя  множество княжеских законов изданных  между серединой XI и началом XIII  в.в.,  систематизированных и хронологически перемешанных.

Основное   содержание   Русской   Правды   отражает   интересы княжеского хозяйства управления. При  сравнении  отдельных  ее  частей  ясно виден рост княжеской власти и расширение княжеского суда.

 

 

 

 

 

Происхождение и источники.

«Русская Правда»  – древнейший русский сборник  законов сформировался на протяжении ХI-ХII вв., но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати В.Н. Татищевым. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки – «закон», «законник». На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай», но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».

Принято делить сборник на три редакции (большие группы статей, объединённые хронологическим и смысловым содержанием): «Краткую Правду», «Пространную Правду» и «Сокращенную Правду». В редакцию «Краткой Правды» входят две составные части: «Правда Ярослава» (или «Древнейшая») и «Правда Ярославичей» – сыновей Ярослава Мудрого. «Правда Ярослава» включает первые 18 статей «Краткой Правды» и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию. Ярослав задобрил новгородцев “дав им Правду, и устав, списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите”. За этими словами в Новгородской I летописи помещен текст «Древнейшей Правды».

«Правда Ярославичей» включает статьи 19-43 «Краткой Правды» (Академический список). В ее заголовке  указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого, при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

Со второй половины ХI в. стала формироваться «Пространная Правда» (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХII в. По уровню развития правовых институтов социально-хозяйственному содержанию, это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы «Краткой Правды». «Пространная Правда» состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась.

В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она  представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности.

 

 

 

Правовое  положение населения.

Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права  и обязанности которых четко определены законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус. Было бы большим упрощением рассматривать феодальное общество с точки зрения эксплуататоров и эксплуатируемых. Сословие феодалов, составляя боевую силу княжеских дружин, несмотря на все свои материальные выгоды, могло потерять жизнь – самое ценное – проще и вероятнее, нежели бедное сословие крестьян.

Феодальное  общество было религиозно-статичным, не склонным к резкой эволюции. Стремясь закрепить эту статичность, государство консервировало отношения с сословиями в законодательном порядке.

Не сложившись в глобальную систему производства, рабство Руси получило распространение  как общественный уклад. Источником рабства был, прежде всего, плен, рождение от рабыни. В рабство попадали за тяжкие уголовные преступления (поток и разграбление), зависимый закуп обращался в раба в случае бегства от хозяина и кражи, в рабство обращался злостный банкрот (ст. ст. 56, 64, 55 «Пространной Правды»). Статья 110 «Пространной Правды» устанавливает еще три случая холопства: женитьба на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажа в рабство хотя бы за «наготу».

В первом тысячелетии  н.э. рабство у славян, по сообщениям римских авторов, носило патриархальный характер, пленных рабов отпускали за выкуп или включали в состав племени. Самые жесткие формы присущи рабству на ранних этапах государственности, в IХ-Х вв. рабы у славян являются предметом продажи и обогащения. В договорах с Византией (Х в.) фигурирует специальная «челядинная цена». В XI в. в русском праве уже действует принцип, согласно которому раб не может быть субъектом правоотношений, вступать в договоры. Русская Правда считала холопов собственностью господина, сами они не обладали собственностью. За уголовные преступления холопов и нанесенный ими имущественный ущерб ответственность по его возмещению несли хозяева. За убийство холопа полагалось возмещение ущерба в 5-6 гривен (как за уничтожение вещи). Хозяин холопа за его убийство не привлекался к ответственности – за подобные случаи назначалось церковное покаяние.

Класс феодалов формировался постепенно. В него входили  князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы  осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед другом и перед государством. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью. Вассальные и земельные отношения феодалов, их связь с великим князем регулировались, скорее всего, специальными договорами. В «Русской Правде» раскрыты лишь некоторые аспекты правового статуса этого сословия. Она устанавливает двойную виру (штраф за убийство) в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тортов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит. Вероятно, за посягательства на них применялась смертная казнь. В летописях неоднократно описывается применение казни во время народных волнений.

Следующая группа статей «Русской Правды» защищает собственность. Устанавливается штраф в 12 гривен за нарушение земельной межи. Некоторые  исследователи считают, что высокая ставка штрафа указывает на принадлежность собственности феодалу. Такой же штраф следует за разорение пчельников, бояриных угодий, за кражу ловчих соколов и ястребов. Высшие штрафы в 12 гривен устанавливаются за побои, выбитые зубы, поврежденную бороду, – видимо, корпоративное понимание чести зачастую приводило к физическим столкновениям.

В феодальной прослойке  ранее, всего произошла отмена ограничений  на женское наследование. В церковных  уставах за насилия над боярскими  женами и дочерьми устанавливаются высокие штрафы от 1 до 5 гривен золота, за остальных – до 5 гривен серебра.

Обязанности крестьянского  населения по отношению к государству  выражались в уплате налогов в  форме дани и оброков и участии  в вооруженной защите в случае военных действий. На крестьян распространялись государственная юрисдикция и княжеский суд.

В науке существует ряд мнений о смердах, их считают  свободными крестьянами, феодально-зависимыми, лицами рабского состояния, крепостными  и даже категорией, сходной с мелким рыцарством. Но основная полемика ведется по линии: свободные – зависимые (рабы). Важное место в обосновании мнений имеют две статьи «Русской Правды».

Статья 26 «Краткой Правды», устанавливающая штраф  за убийство рабов, в одном прочтении  гласит: «Ав смерде и в холопе 5 гривен» (Академический список). В Археографическом списке читаем: «А в смердьи в холопе 5 гривен». В первом прочтении получается, что в случае убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф. Из второго списка следует, что смерд имеет холопа, которого убивают. Разрешить ситуацию невозможно.

Статья 90 Пространной  Правды гласит: «Если смерд умрет, то наследство князю; если будут дочери у него, то дать им приданое…». Некоторые  исследователи трактуют ее в том  смысле, что после смерти смерда его имущество переходило целиком к князю и он человек «мертвой руки», то есть не способный передавать наследство. Но дальнейшие статьи разъясняют ситуацию – речь идет лишь о тех смердах, которые умерли, не имея сыновей, а отстранение женщин от наследства свойственно на определенном этапе всем народам Европы.

В древнерусском  обществе огромное значение имела собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности  или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.

Свободные жители городов пользовались правовой защитой  Русской Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства  и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде было одной из первых купеческих организаций в Европы.

 

Гражданское право. Право собственности.

В феодальном обществе право собственности в среде  феодалов определяется их взаимной связью и связью с государством, то есть системой вассальной зависимости, а  в крестьянской среде системой запретов на распоряжение. От различий этих отношений зависит и различия в статусе собственности. В дореволюционных исследованиях шло в основном обсуждение вопросов о существовании родовой и частной собственности, мнение о коллективных формах земельной собственности преобладало.

Юридические различия и специальная терминология для обозначения движимой и недвижимой собственности возникают значительно позднее, скачала в Европе, в силу влияния развитого римского права, а потом в России. Юридическая формулировка права собственности складывалась в России под воздействием буржуазных отношений и соответствовала, аналогичному понятию в других буржуазных странах. Ее суть, заключающаяся в том чтобы подчеркнуть экстраординарное положение субъекта собственности, определена еще в римском праве: «Собственнику принадлежит исключительное, и независимое господство над вещью».

Собственник по «Русской Правде» имел право распоряжаться  имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его  защиты при посягательствах. Объектами  права собственности выступает весьма обширный круг вещей – кони и скот, одежда и оружие, торговые товары, сельскохозяйственный инвентарь и многое другое.

Формы собственности  были различными. Помимо семейно-индивидуальных и общинных хозяйств имелись следующие  княжеский домен представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князьям. Они взимали там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями по собственному усмотрению.

Собственность феодалов возникала как частная  и основанная на княжеских пожалованиях. Условные держания могли быть и в самой боярской иерархии. Княжеская раздача земель сопровождалась получением иммунитетов (независимых действий в этих владениях) – судебных, финансовых, управленческих. В «Русской Правде» нет сведений о землевладении феодалов, но в Пространной Правде упоминаются лица, жившие на этих землях: тиун боярский (ст. 1), боярские холопы (ст. 46), боярский рядович (ст. 14). Внутрифеодальные договоры о земле и кодексы, регулирующие землевладельческие отношения, до нас не дошли, можно лишь догадываться об их существовании.

Информация о работе Русская правда. Первый свод законов