“Русская правда” как исторический источник по истории Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:00, реферат

Описание работы

Древнерусский, вошедший в историю, правовой сборник «Русская Правда» дошел до нас к сожалению только в виде «списков», т е рукописных копий, сделанных в XIV, XV и более поздних столетиях. До сих пор ученые спорят, когда же были написаны древнейшие части «Русской Правды».
Русская Правда стала основным источником социальных, правовых и экономических отношений в славянских княжествах. Ее влияние присутствует в последующих исторических правовых документах.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………3
2. «Русская правда» как исторический источник………………………..4
3. Заключение……………………………………………………………...7
4. Список литературы……………………………………………………..8

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 25.19 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Реферат

    по  дисциплине «История»

    на  тему « “Русская правда” как исторический источник по истории Древней Руси» 
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                            Выполнил студент

                                                              ……..                      

                                                                              Проверила:

                                                               …….. 
     
     
     
     
     
     

    Казань 2011 

    СОДЕРЖАНИЕ 

    1. Введение…………………………………………………………………3
    2. «Русская правда» как исторический источник………………………..4
    3. Заключение……………………………………………………………...7
    4. Список литературы……………………………………………………..8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

ВВЕДЕНИЕ 

Древнерусский, вошедший в историю, правовой сборник  «Русская Правда» дошел до нас к сожалению только в виде «списков», т е рукописных копий, сделанных в XIV, XV и более поздних столетиях. До сих пор ученые спорят, когда же были написаны древнейшие части «Русской Правды». Наиболее смелые гипотезы утверждают, что они относятся к VII в. Но большинство историков склоняются к тому, что данный сборник является наследием времен Ярослава Мудрого. Современная наука располагает достоверными данными об изданиях конца 13 века. Русская Правда вобрала в себя нормы устного племенного права славян, а также некоторые заимствования византийского и скандинавского права. Также заметно влияние церкви. Сборник включает в себя нормы наследственного, уголовного, процессуального и торгового законодательств. Русская Правда стала основным источником социальных, правовых и экономических отношений в славянских княжествах. Ее влияние присутствует в последующих исторических правовых документах. 
До нынешних времен дошло множество вариантов Русской правды. Традиционно основными считаются две: «Пространная» (> 100 списков) и «Краткая» (6 списков). Также отдельно выделяют редакцию под названием «Сокращенная» (2 списка), которая является сокращением «Пространной редакции».
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

СОДЕРЖАНИЕ 

      Крупнейшим памятником древнерусского права и основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, который получил название Русской Правды и сохранил свое значение  в более поздние периоды истории.  

   Особенности   социально-экономического   строя   Киевской   Руси   нашли   отражение   в  « Русской   Правде » — подлинном своде древнерусского феодального права. Этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм, а именно:

  • «Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»;
  • «Закон Русский»;
  • Дополнения к « Правде  Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.);
  • « Правда  Ярославичей» (« Правда   Русской  Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого);
  • Устав Владимира Мономаха, включавший «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.;
  • «Пространная  Правда ».

   Основной  тенденцией эволюции « Русской   Правды » стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, от определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права.

  Русская Правда во всех ее редакциях и списках  является памятником громадного исторического  значения. На протяжении нескольких веков  она служила основным руководством при судебных разбирательствах. В  том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила  одним из источников позднейших судных грамот: Псковской Судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых  статей Соборного Уложения 1649 г. Долгое применение Русской Правды в судебных делах объясняет нам появление  таких видов пространной редакции Русской Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям еще  в XIV - XVI веках.

  Русская Правда принадлежит к числу крупнейших юридических произведений средневековья. Дo времени своего возникновения она является древнейшим памятником славянского права, целиком основанным на судебной практике восточных славян.

  4

  Все попытки  доказать какое - либо влияние на Русскую  Правду со стороны византийского, южнославянского, скандинавского или какого - либо другого  законодательства оказались совершенно бесплодными. Русская Правда возникла целиком на русской почве и  была результатом развитая русской  юридической мысли Х - ХII вв. Таким образом, изучение Русской Правды вводит нас в область правовых понятий этих столетий. Вместе с тем Русская Правда является незаменимым источником по истории хозяйственных, общественных и классовых отношений на Руси, что ярко отражено в работах Б. Д. Грекова, С. В. Юшкова, Б. А. Рыбакова и других ученых. Самый вопрос о начале феодальных отношений на Руси бесспорно разрешается только данными Русской Правды.

  Громадное значение Русской Правды как источника  по истории непосредственных производителей материальных благ особенно четко выясняется в трудах В. И. Ленина. В. И. Ленин обращается несколько раз к Русской Правде, говоря о крепостнических отношениях в своей книге «Развитие капитализма  в России». Он указывает, что «отработки держатся едва ли не с начала Руси (землевладельцы кабалили смердов еще во времена  «Русской Правды»), увековечивая рутинную технику, и начинают быстро уступать место капитализму только в пореформенную  эпоху».

  Таким образом, Русская Правда имеет громадное  значение, как исторический источник по генезису феодализма в древней  Руси. Закабаление смердов фактически может быть изучено только при  посредстве Русской Правды, так как  летописи и другие источники говорят  о смердах и их положении крайне мало и отрывочно.

  Значение  Русской Правды для изучения истории  хозяйства в древней Руси отмечается и в других местах книги В. И. Ленина, в частности по вопросу об отработочной ренте: «Отработочная система хозяйства безраздельно господствовала в нашем земледелии со времен «Русской Правды» и вплоть до современной обработки частновладельческих полей крестьянским инвентарем; необходимым спутником ее была забитость и одичалость земледельца, приниженного если не крепостным, то «полусвободным» характером его труда; без известной гражданской неполноправности земледельца (как - то: принадлежность к низшему сословию; телесное наказание; отдача на общественные работы; прикрепление к наделу и т. д.) отработочная система была бы немыслима». 
 

  5

   У В.  И. Ленина находим и характеристику  кабального положения смердов  во времена Русской Правды: «И  «свободный» русский крестьянин  в 20 - м веке все еще вынужден  идти в кабалу к соседнему  помещику совершенно так же, как в 11 - м веке шли в кабалу «смерды» (так называет крестьян «Русская Правда») и «записывались» за помещиками!».

   Русская  Правда служит основным источником  для наших представлений о  социально - экономическом строе  древней Руси, так как только  в ней мы находим сведения  о развитии крепостнических отношений  в этот период.

  Большое значение для правильного понимания  Русской Правды и других источников древнерусской истории имеют  высказывания И. В. Сталина о феодальной собственности на землю как основе феодализма. Вопросы феодальной собственности проходят по всему тексту Русской Правды, возникшей в среде феодального общества и отражающей стремления господствующей феодальной верхушки держать в повиновении непосредственных производителей материальных благ - крестьян.

  Вместе  с тем Русская Правда дает материал для изучения товарного производства в феодальное время. И. В. Сталин указывает: «Товарное производство старше капиталистического производства. Оно существовало при  рабовладельческом строе и обслуживало  его, однако не привело к капитализму. Оно существовало при феодализме и обслуживало его, однако, несмотря на то, что оно подготовило некоторые условия для капиталистического производства, не привело к капитализму».

  В Русской  Правде имеется большой материал по изучению товарного производства в древней Руси XI - XII вв.

  Изучение  Русской Правды имеет громадное  значение не только для историков, но также и для историков древнерусской  литературы и языка, так как на ней в гораздо меньшей степени, чем на летописях и других памятниках повествовательной литературы, отразилось влияние церковнославянского языка. Это приобретает особенно большое  значение в свете труда И. В. Сталина  «Марксизм и вопросы языкознания». Такие памятники как Русская Правда непосредственно подводят к изучению словарного состава языка древней Руси. И. В. Сталин указывает, что с русским языком «скрещивались в ходе исторического развития языки ряда других народов». Тем не менее русский язык сохранил свои основные особенности. «Что касается национальной самобытности русского языка, то она не испытала ни малейшего ущерба, ибо, сохранив свой грамматический строй и основной словарный фонд,

  6

  русский язык продолжал продвигаться вперед и совершенствоваться по внутренним законам своего развития». Словарный фонд Русской Правды является исключительно ценным источником по изучению разговорного языка древней Руси.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким образом, проанализировав источник древнерусского права,  я могу с уверенностью сказать, что Русская Правда является уникальным памятником древнерусского права. Ведь она, являясь первым писаным  сводом законов, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу различных  отношений. Она представляет собой  свод развитого феодального права, в котором нашли отражение  нормы уголовного, гражданского права  и уголовного процесса.

Русская Правда всесторонне защищает интересы господствующего  класса и откровенно провозглашает  бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди. 

Русская Правда во всех её редакциях и списках  является памятником огромного  исторического значения: она настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки ПП активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший ПП в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России
  2. Ленин В. И. Развитие капитализма в России.
  3. Ленин В. И. Проект речи по аграрному вопросу во второй Государственной думе.
  4. И. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР, 1952
  5. Сталин И. В. Марксизм и вопросы языкознания, 1950
  6. Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    9

Информация о работе “Русская правда” как исторический источник по истории Древней Руси