Русская описательная школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 19:11, доклад

Описание работы

В XVIII веке наряду с организацией учета естественного движения населения и податных ресурсов страны, с распространением внутривотчинных записей по сельскому хозяйству, налаживанием учета на горных заводах и мануфактурах возникают попытки обогащенных исследований всего хозяйства России с применением статистических методов.

Работа содержит 1 файл

Русская описательная школа.docx

— 12.80 Кб (Скачать)

Русская описательная школа  

1) В XVIII веке наряду  с организацией учета естественного  движения населения и податных  ресурсов страны, с распространением  внутривотчинных записей по сельскому  хозяйству, налаживанием учета  на горных заводах и мануфактурах  возникают попытки обогащенных  исследований всего хозяйства  России с применением статистических  методов. Возникновению в XVIII в.  многочисленных описаний достопримечательностей, России (природных богатств, населяющих  народов, населенных пунктов,  особенностей хозяйства, государственного  устройства и др.) во многом (способствовало  разрешение пользоваться до того  недоступными материалами правительственных  приказов и коллегий.  

2) Впервые в истории  статистики табличный метод при  характеристике достопримечательностей  России был применен И. К.  Кириловым (1689—1737) . И. К. Кирилов—  один из первых русских картографов  и статистиков, он и более  20 лет проработал в сенате и  имел доступ к его архивам,  что облегчило ему собирание  многих фактических данных. В  1726—1727 гг. он написал работу “Цветущее  состояние Всероссийского государства” . И. К. Кирилов представил здесь  данные о “государственных достопримечательностях”  в табличной форме, чем, по  признанию многих исследователей, установил приоритет русской  статистики в создании и применении  табличного метода. Только через  15 лет после исследования И.  К. Кирилова этот метод был  применен и датчанином Анхерсеном, опубликовавшим в 1741 г. работу  “Описание культурнейших государств  в таблицах” .  

3) Представителем  описательной школы является  и знаменитый энциклопедист XVIII в. В. Н. Татищев (1686— 1750) , который немало сделал в области  описательной статистики и экономической  географии страны. В. Н. Татищев  впервые высказал идею о необходимости  составления географии России  с полным ее экономическим  описанием. Важнейшей заслугой  его в статистике является  разработанная им обширная анкета (198 вопросов) , призванная осветить  все основные стороны жизни  страны.  

4) Всестороннее изучение  государства и характеристика  его достопримечательностей получили  дальнейшее развитие в трудах  великого русского ученого М.  В. Ломоносова (1711—1765) 1 . В связи  с созданием “Российского Атласа”  который должен был отразить  не только географию, но и  экономику страны, М. В. Ломоносов  разработал обширную программу  статистических сведений о природных  богатствах России, ее пространстве  и населении, о городах и  селах, о земледелии и промыслах,  о торговле и средствах передвижения. По мысли М. В. Ломоносова, эти  материалы должны были послужить  источником для экономико-географического  описания страны и для нанесения  основных сведений, на карту с  тем, чтобы было наглядно видно,  как и какими особенностями  характеризуется страна в целом  и ее отдельные местности.  

Научные труды М. В. Ломоносова имели серьезное значение и для развития статистики. Они  сыграли существенную роль в накоплении материала по экономико-географическому  описанию России. М. В. Ломоносов разработал анкету, состоявшую из 30 вопросов, которая  охватывала все стороны экономической  жизни России и разработка которой  позволила осветить многие достопримечательности  страны.  

5) Трудами И. К.  Кирилова, В. Н. Татищева и М.  В. Ломоносова далеко не исчерпывается  перечень работ русских исследователей  описательной школы, государствоведов  и экономгеографов XVIII в. К числу  деятелей этого направления следует  отнести также И. И. Голикова (1735—1801) , С. И. Плещеева (1752—1602) , М.  Д. Чулкова (;1740—1793) и других, давших  в cвоих работах интересные  и важные фактические материалы,  разработанные и систематизированные  в определенном порядке. Следует  особо отметить работу М. Д.  Чулкова по статистико-экономическому  описанию страны.

Информация о работе Русская описательная школа