Русская описательная
школа
1) В XVIII веке наряду
с организацией учета естественного
движения населения и податных
ресурсов страны, с распространением
внутривотчинных записей по сельскому
хозяйству, налаживанием учета
на горных заводах и мануфактурах
возникают попытки обогащенных
исследований всего хозяйства
России с применением статистических
методов. Возникновению в XVIII в.
многочисленных описаний достопримечательностей,
России (природных богатств, населяющих
народов, населенных пунктов,
особенностей хозяйства, государственного
устройства и др.) во многом (способствовало
разрешение пользоваться до того
недоступными материалами правительственных
приказов и коллегий.
2) Впервые в истории
статистики табличный метод при
характеристике достопримечательностей
России был применен И. К.
Кириловым (1689—1737) . И. К. Кирилов—
один из первых русских картографов
и статистиков, он и более
20 лет проработал в сенате и
имел доступ к его архивам,
что облегчило ему собирание
многих фактических данных. В
1726—1727 гг. он написал работу “Цветущее
состояние Всероссийского государства”
. И. К. Кирилов представил здесь
данные о “государственных достопримечательностях”
в табличной форме, чем, по
признанию многих исследователей,
установил приоритет русской
статистики в создании и применении
табличного метода. Только через
15 лет после исследования И.
К. Кирилова этот метод был
применен и датчанином Анхерсеном,
опубликовавшим в 1741 г. работу
“Описание культурнейших государств
в таблицах” .
3) Представителем
описательной школы является
и знаменитый энциклопедист XVIII
в. В. Н. Татищев (1686— 1750) ,
который немало сделал в области
описательной статистики и экономической
географии страны. В. Н. Татищев
впервые высказал идею о необходимости
составления географии России
с полным ее экономическим
описанием. Важнейшей заслугой
его в статистике является
разработанная им обширная анкета
(198 вопросов) , призванная осветить
все основные стороны жизни
страны.
4) Всестороннее изучение
государства и характеристика
его достопримечательностей получили
дальнейшее развитие в трудах
великого русского ученого М.
В. Ломоносова (1711—1765) 1 . В связи
с созданием “Российского Атласа”
который должен был отразить
не только географию, но и
экономику страны, М. В. Ломоносов
разработал обширную программу
статистических сведений о природных
богатствах России, ее пространстве
и населении, о городах и
селах, о земледелии и промыслах,
о торговле и средствах передвижения.
По мысли М. В. Ломоносова, эти
материалы должны были послужить
источником для экономико-географического
описания страны и для нанесения
основных сведений, на карту с
тем, чтобы было наглядно видно,
как и какими особенностями
характеризуется страна в целом
и ее отдельные местности.
Научные труды М.
В. Ломоносова имели серьезное значение
и для развития статистики. Они
сыграли существенную роль в накоплении
материала по экономико-географическому
описанию России. М. В. Ломоносов разработал
анкету, состоявшую из 30 вопросов, которая
охватывала все стороны экономической
жизни России и разработка которой
позволила осветить многие достопримечательности
страны.
5) Трудами И. К.
Кирилова, В. Н. Татищева и М.
В. Ломоносова далеко не исчерпывается
перечень работ русских исследователей
описательной школы, государствоведов
и экономгеографов XVIII в. К числу
деятелей этого направления следует
отнести также И. И. Голикова
(1735—1801) , С. И. Плещеева (1752—1602) , М.
Д. Чулкова (;1740—1793) и других, давших
в cвоих работах интересные
и важные фактические материалы,
разработанные и систематизированные
в определенном порядке. Следует
особо отметить работу М. Д.
Чулкова по статистико-экономическому
описанию страны.