Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:26, доклад
С X в. почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные,
западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская) , накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконы. Её развитие было
прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура.
Русская культура
XIV – XVII веков
С X в. почти половина Европейской
части России вошла в состав феодального
Древнерусского государства, где сложилась
самобытная художественная культура с
рядом местных школ (юго-западные,
западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская)
, накопившая опыт строительства и благоустройства городов,
создавшая замечательные памятники древнего
зодчества, фрески, мозаики, иконы. Её развитие
было
прервано монголо-татарским нашествием,
приведшим Древнюю Русь к экономическому
и культурному упадку и к обособлению юго-западных
земель, вошедших в состав польско-литовского
государства. После полосы застоя в размещавшихся
на территории России Древнерусских землях
с конца XIII в. начинает складываться собственно
русская (Великорусская) художественная
культура. В ее развитии ощутимее, чем
в искусстве
Древней Руси, проявилось воздействие
городских низов, ставших важной общественной
силой в борьбе за избавление от монголо-татарского
ига и объединение русских земель. Возглавившая
уже в XIV в. эту борьбу
великокняжеская Москва синтезирует достижения
местных школ и с XV в. становится важным
политическим и культурным центром, где
складываются проникнутое глубокой верой
в красоту нравственного подвига искусство
Андрея Рублева и соразмерная человеку
в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз
идей объединения и укрепления русского
государства воплотили храмы-памятники
XVI в. С развитием экономических и общественных
отношений в XVII в. окончательно ликвидируется
обособленность отдельных областей, и
расширяются международные связи, в искусстве
нарастают светские черты. Не выходя в
целом
почти до конца XVII в. за рамки религиозных
форм, искусство отражало кризис официальной
церковной идеологии и постепенно утрачивало
цельность мировосприятия: непосредственные
жизненные наблюдения
разрушали условную систему церковной
иконографии, а заимствованные из западноевропейской
архитектуры детали вступали в противоречие
с традиционной композицией русского
храма. Но этим отчасти
подготовлялось решительное освобождение
искусства от влияния церкви, совершившееся
к началу XVIII в. в результате реформ Петра
I.
После монголо-татарского нашествия долгое
время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших
до нас деревянных сооружений. С конца
XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной
Руси возрождается и каменное зодчество,
прежде всего военное. Возводятся каменные
городские укрепления Новгорода и Пскова,
крепости на приречных мысах (Копорье)
или на островах, порой с дополнительной
стеной у въезда, образующей вместе с основной
защитный коридор – “захаб” (Изборск,
Порхов) . С середины XIV в. стены усиливаются
могучими башнями, в начале над воротами,
а затем и по всему периметру укреплений,
получающих в XV веке планировку, близкую
к регулярной. Неровная кладка из грубо
отесанного известняка и валунов наделяло
сооружение живописью и усиливало их пластическую
выразительность. Такой же была
кладка стен небольших однокупольных
четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й
половины XIV вв., которым обмазка фасадов
придавала монолитный облик. Храмы строились
на средства бояр, богатых купцов. Становясь
архитектурными доминантами отдельных
районов города, они обогащали его силуэт
и создавали постепенный переход представительного
каменного кремля к нерегулярной деревянной
жилой застройке, следующей
естественному рельефу. В ней преобладали
1-2 этажные дома на подклетах, иногда трехчастные,
с сенями посередине. В Новгороде развивалось
его прежняя планировка, прибавилось улиц,
ведущих к Волхову. Каменные
стены Детинца и Окольного города, а так
же церкви, построенные на средства отдельных
бояр, купцов и групп горожан, изменили
облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят
в завершениях фасадов церквей от полукружий-закомар
к более динамичным фронтонам – “щипцам”
или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим
форме сводов, более низких над углами
храма. Величественны и нарядны храмы
2-й половины XIV
в. – поры расцвета новгородской республики,
полнее отражавшие мировоззрение и вкусы
горожан. Стройные, удлиненных пропорций,
с покрытием на восемь скатов по трехлопастным
кривым, которое позднее часто переделывалось
на пощипцовое, они совмещают живописность
и пластическое богатство архитектурного декора
(уступчатые лопатки на фасадах, декоративные
аркады на апсидах, узорная кирпичная
кладка, рельефные “бровки” над окнами,
стрельчатые завершения перспективных
порталов) с тектонической ясностью и компактностью
устремленной вверх композиции. Широкая
расстановка столбов внутри делала просторнее
интерьеры. В XV в. Новгородские храмы становятся
интимнее и уютнее, и них появляются паперти,
крыльца,
кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в Новгороде
появляются каменные жилые дома с подклетками
и
крыльцами. Одностолпная “Грановитая
палата” двора архиепископа Евфимия,
построенные при участии
западных мастеров, имеет готические нервюрные
своды. В других палатах стены членились
лопатками и
горизонтальными поясками, что перешло
в монастырские трапезные XVI в.
В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от
Новгорода, главный, Троицкий собор имел,
судя по рисунку
XVII в., закомары, расположенные на разных
уровнях, три притвора и декоративные
детали, близкие
новгородским. Поставленный в кремле (Кром)
на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой,
собор
господствовал над городом, который рос
к югу, образуя новые, огражденные каменными
стенами части,
прорезанные улицами, ведущими к кремлю.
В дальнейшем псковичи разрабатывали
тип четырехстолпной
трехапсидной приходской церкви с позакомарным,
а позднее и восьмискатным пощипцовым
покрытием.
Галереи, приделы, крыльца с толстыми круглыми
столбами и звонницы придавали этим, словно
вылепленным
от руки приземистым постройкам, возводившимся
вне кремля, особую живописность. В псковских
бесстолпных
одноапсидных церквях XVI в. барабан с куполом
опирался на пересекающиеся цилиндрические
своды или на
ступенчато расположенные арки. В Пскове,
как и в Новгороде улицы, имели бревенчатые
мостовые и были так
же застроены деревянными домами.
С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х
гг. появляются первые белокаменные храмы.
Не
сохранившийся Успенский собор и собор
Спаса на Бору с поясами резного орнамента
на фасадах восходили по
типу к четырехстолпным с тремя апсидами
владимирским храмом домонгольской поры.
Во второй половине
XIV в. строятся первые каменные стены Кремля
на треугольном в плане холме при впадении
Неглинной в
Москву-реку. На востоке от Кремля расстилался
посад с параллельной Москве-реке главной
улицей. Схожие по
плану с более ранними, храмы конца XIV –
начала XV вв. благодаря применению дополнительных
кокошников
в основании барабана, приподнятого на
подпружных арках, получили ярусную композицию
верхов. Это
придавало зданиям живописный и праздничный
характер, усиливавшийся килевидными
очертаниями закомар
и верхов порталов, резными поясками и
тонкими полуколонками на фасадах. В соборе
московского
Андроникова монастыря угловые части
основного объема сильно понижены, а композиция
верха особенно
динамична. В бесстолпных церквах московской
школы XIV- начала XV вв. каждый фасад иногда
увенчивался
тремя кокошниками.
Формирование к концу XV в. централизованного
государства выдвинуло задачу широко
развернуть
строительство крепостных сооружений
в городах и монастырях, а в его столице
– Москве – возводить храмы и
дворцы, отвечающие ее значению. Для этого
были приглашены в столицу зодчие и каменщики
из других
русских городов, итальянские архитекторы
и инженеры по фортификации. Основным
строительным
материалом стал кирпич. Московский Кремль,
вмещавший резиденции великого князя,
митрополита, соборы,
боярские дворы, монастыри, был во второй
половине XV в. расширен до нынешних размеров,
а посад охватил
его с трех сторон и был прорезан радиальными
улицами. На востоке от Кремля возникла
Красная площадь,
часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной
стеной, а затем каменная стена Белого
города и
деревоземляная стена Земляного города
окружили столицу двумя кольцами, что
и определило радиально-
кольцевую планировку Москвы. Монастыри-крепости,
защищавшие подступы к городу и созвучные
Кремлю по
своему силуэту, со временем стали композиционными
центрами окраин Москвы. Радиальные улицы
с
бревенчатыми мостовыми вели к центру
через увенчанные башнями ворота Земляного
и Белого городов. Жилая
застройка городских улиц состояла в основном
из деревянных домов, имевших два-три этажа
на подклетях,
отдельные крыши над каждой частью дома,
средние сени и крыльцо.
Кремли других городов, как и в Москве,
следовали в своих планах рельефу местности,
а на ровных
местах имели правильные прямоугольные
планы. Крепостные стены стали выше и толще.
Навесные бойницы и
зубцы в виде ласточкина хвоста, примененные
итальянскими архитекторами в Московском
Кремле, появились
и в кремлях Новгорода, Нижнего Новгорода,
Тулы и др. Позднее башни стали декорироваться
лопатками и
горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками.
Свободнее от новых влияний были крепости
дальних
Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей,
с мощными стенами и башнями, сложенными
из крупных
валунов и почти лишенными украшений.
Сохранившаяся часть великокняжеского
кремлевского дворца в Москве с огромным
одностолпным
залом наделена чертами западной архитектуры
(граненый руст, парные окна, ренессансный
карниз) , но вся
композиция дворца, слагавшаяся из отдельных
зданий с переходами и крыльцами, близка
к композиции
деревянных хором. В архитектуре Успенского
собора Московского Кремля, который было
предложено строить
наподобие одноименного собора XII в. во
Владимире, традиции владимиро-суздальского
зодчества
подверглись существенному переосмыслению.
Величественный пятикупольный храм с
редкими щелевидными
окнами, прорезанными в могучих барабанах
и в глади стен, опоясанных аркатурным
фризом, мощнее по
пропорциям и монументальнее своего прототипа.
Впечатляющим контрастом несколько суровым
фасадам
собора служит интерьер с шестью равномерно
расставленными высокими тонкими столбами,
придающими ему
вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана
Великого, господствовавший не только
над Кремлем, но и над
всей Москвой, стал традиционным образцом
для подобных высотных доминант и в других
русских городах.
Попытка перенести в русский храм мотивы
раннего венецианского Возрождения привела
к несоответствию
ярусных членений фасада. В других храмах
второй половины XV-XVI в. встречаются свойственные
Московской архитектуре XIV-XV вв. ярусы
килевидных закомар, но их ритм менее динамичен,
а размеренные
членения фасадов, украшенных аркатурными
фризами, узорной кладкой с терракотовыми
деталями, делают
храмы нарядно-величавыми. Терракотовые
детали встречаются в Белозерье и Верхнем
Поволжье, например, в
дворцовой палате в Угличе, где венчающие
щипцы над гладкими стенами заполнены
узорной кирпичной
кладкой с терракотовыми вставками. Фасады
других светских построек этого времени,
как правило, скромнее.
От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных
церквей. Более ранние – “клетские” ,
напоминающие
избу с двухскатной крышей и пристройками.
Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные,
крыты шатром, а
пристройки с двух или с четырех сторон
имеют криволинейные крыши – “бочки”
. Их стройные пропорции,
контрасты фигурных “бочек” и строгого
шатра, суровых рубленых стен и резьбы
галереи и крылец, их
неразрывная связь с окружающим пейзажем
– свидетельства высокого мастерства
народных мастеров –
“древоделей” , работавших артелями.
Рост Русского государства и национального
самосознания после свержения татарского
ига отразился в
каменных храмах-памятниках XVI в. Являя
собой высокое достижение московского
зодчества, эти
величественные постройки, посвященные
важным событиям, как бы соединяли в себе
динамичность
деревянных шатровых церквей и ярусных
завершений храмов XIV – XV вв. с монументальностью
соборов XVI
в. В каменных церквах-башнях ведущими
стали формы, присущие камню, — ярусы закомар
и кокошники вокруг
прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер
заменялся барабаном с куполом или же
башни с куполами
окружали центральную, крытую шатром башню.
Преобладание вертикалей наделяло ликующей
динамичностью
устремленную ввысь композицию храма,
как бы вырастающего из окружающего его
открытых “гульбищ” , а
нарядный декор придавал сооружению праздничную
торжественность.
В храмах конца XV и XVI вв. применение так
называемого крестчатого свода, опиравшегося
на стены,
избавляло интерьер от опорных столбов
и позволяло разнообразить фасады, которые
получали то
трехлопастное, то имитирующее закомары
завершение, то увенчивались ярусами кокошников.
Наряду с этим
продолжали строить четырехстолпные пятикупольные
храмы, иногда с галереями и приделами.
Каменные
одностолпные трапезные и жилые монастырские
постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные
простым
карнизом или пояском узорной кладки.
В жилой архитектуре господствовало дерево,
из которого строились и
дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские
дворцы, состоявшие из связанных переходами
многосрубных групп
на подклетях.
В XVII в. переход к товарному хозяйству,
развитие внутренней и внешней торговли,
усиление
центральной власти и расширение границ
страны привели к росту старых городов
и возникновению новых на
юге и востоке, к постройке гостиных дворов
и административных зданий, каменных жилых
домов бояр и
купцов. Развитие старых городов шло в
рамках уже сложившейся планировки, а
в новых городах-крепостях
пытались внести регулярность в планировку
улиц и форму кварталов. В связи с развитием
артиллерии, города
окружались земляными валами с бастионами.
На юге и в Сибири строились и деревянные
стены с земляной
засыпкой, имевшие башни с навесным боем
и низкими шатровыми крышами. Каменные
стены среднерусских
монастырей в то же время теряли свои старые
оборонительные устройства, становились
более нарядными.
Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение
масштабов Москвы вызвало надстройку
ряда кремлевских
сооружений. При этом больше думали о выразительности
силуэта и нарядности убранства, чем об
улучшении
оборонительных качеств укреплений. Сложный
силуэт и богатую белокаменную резьбу
карнизов, крылец и
фигурных наличников получил теремной
дворец, построенный в Кремле. Возрастает
число каменных жилых
зданий. B XVII в. они обычно строились по
трехчастной схеме (с сенями посередине)
, имели подсобные
помещения в нижнем этаже и наружное крыльцо.
Третий этаж в деревянных зданиях часто
был каркасным, а в
каменных – с деревянным потолком вместо
сводов. Порой верхние этажи каменных
домов были деревянными.
В Пскове дома XVII в. почти лишены декоративного
убранства, и лишь в редких случаях окна
обрамлялись
наличниками. Среднерусские кирпичные
дома, часто асимметричные, с разными по
высоте и форме крышами,
имели карнизы, междуэтажные пояса, рельефные
наличники окон из профильного кирпича
и украшались
раскраской и изразцовыми вставками. Иногда
применялась крестообразная схема плана,
соединение под
прямым углом трехчастных зданий, внутренние
лестницы вместо наружных.
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной
разбросанности к компактности и симметрии.
Это
видно из сравнения деревянного дворца
в селе Коломенском с Лефортовским дворцом
в Москве. Дворцы
церковных владык включали церковь, а
иногда, состоя из ряда зданий, окружались
стеной с башнями и имели
вид кремля или монастыря. Монастырские
кельи часто состояли из трехчастных секций,
образующих длинные
корпуса. Административные здания XVII в.
походили на жилые дома. Гостиный двор
в Архангельске, имевший
2-этажные корпуса с жильем наверху и складами
внизу, был в то же время и крепостью с
башнями,
господствовавшей над окружающей застройкой.
Расширение культурных связей России
с Западом
содействовало появлению на фасадах домов
и дворцов ордерных форм и поливных изразцов,
в
распространении которых известную роль
сыграли белорусские керамисты, работавшие
у патриарха Никона на
постройке Ново-Иерусалимского монастыря
в Истре. Убранству патриаршего собора
стали подражать и даже
стремились превзойти его нарядностью.
В конце XVII в. ордерные формы выполнялись
в белом камне.
В церквах на протяжении XVII в. происходила
та же эволюция от сложных и асимметричных
композиций к ясным и уравновешенным,
от живописного кирпичного “узорочья”
фасадов к четко
размещенному на них ордерному убранству.
Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные
с сомкнутым
сводом “узорочные” церкви с трапезной,
приделами и колокольней. Они имеют пять
глав, главки над
приделами, шатры над крыльцами и колокольней,
ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой
карнизы, наличники, филированные пояски.
Своим дробным декором, живописным силуэтом
и сложностью
объема эти церкви напоминают многосрубные
богатые хоромы, отражая проникновение
в церковное зодчество
светского начала и утрачивая монументальную
ясность композиции.
В первые десятилетия после монголо-татарского
нашествия возрождается живопись. В условиях
сильно
сократившихся международных и межобластных
связей во 2-ой половине XIII века и в начале
XIV в.
окончательно кристаллизуются старые
школы живописи и образуются новые.
В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода
уже со 2-ой половины XIII в. определяются
чисто
местные черты, сложившиеся здесь в росписях
XII в.: ясный образ, не осложненный аллегориями,
несколько
элементарный крупный рисунок, декоративная
яркость цвета. На исполненной Алексой
Петровым храмовой
иконе церкви Николы на Липне Николай
чудотворец представлен как внимательный
наставник и помощник
людям. Округлые линии, нарядная орнаментация
отразили воздействие декоративных тенденций
народного
творчества.
В городах северо-восточной Руси, уцелевших
от нашествия, живопись долгое время развивалась
на
домонгольской основе. Художественные
мастерские были сосредоточены на архиерейских
и княжеских дворах,
и их произведения имеют церковный, либо
кастовый княжеский характер. Ростовские
иконы XIII-XIV вв.
характеризуются просвечивающимися красками,
нежным и теплым колоритом. Большой популярностью
пользовались житийные иконы, в которых
ярко выражено литературное повествовательно
начало. С
Ярославлем связано несколько выдающихся
икон и лицевых рукописей XIII-XIV вв. Торжественной
красотой
выделяется икона “Борис и Глеб” , но
место ее написание точно не установлено.
В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа
живописи. Росписи Спасо-Преображенского
собора в
Твери, исполненные местными мастерами,
были первой попыткой обращения к монументальной
живописи
после татарского нашествия. Для не очень
высоких по качеству тверских икон и рукописей
характерны белесые
высветления и декоративные сочетания
белого, красного, голубого. Несколько
позже тверской возникла
московская школа, ранние памятники которой
свидетельствуют о тесных ее связях с
Ростовом и Ярославлем.
В XIV в., с началом широкого строительства
каменных храмов, возрождается фресковая
живопись.
Фрески собора Святогорского монастыря
близ Пскова по стилю еще близки к росписям
Новгорода типа
нередицких. Новгородские росписи 2-й половины
XIV в. более свободны по характеру. Одни
из них
исполнены выходцами из Византии: фрески
церквей Спаса на Ильине улице и Успения
на Волотовом поле.
Другие написаны южными славянами: фрески
церквей Спаса на Ковалеве и Рождества
на кладбище и церкви
Михаила Архангела Сковородского монастыря.
Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса
на Ильине улице, исполненные Феофаном
Греком, а так же
фрески Волотова, поразительные по одухотворенной
патетике образов и артистизму. Росписи
Феофана по их
суровой выразительности, исключительной
свободе композиции и письма не имеют
себе равных не только на
Руси, но и в Византии. Хорошо сохранились
фрески угловой камеры на хорах: образы,
воплощающие
аскетические идеалы, отличаются психологической
напряженностью, техника письма – динамикой
и
оригинальностью приемов, колорит предельной
сдержанностью. Божество и святые предстают
у Феофана в
виде грозной силы, предназначенной управлять
человеком и напоминать ему о подвигах
во имя высшей идеи.
Их темные лики с бегло положенными белыми
бликами, по контрасту с которыми приобретают
особую
звучность разбеленные желтые, малиновые,
синие тона одежд, оказывают на зрителя
непосредственное и
глубокое воздействие. Фрески церкви Федора
Стратилата стилистически близки к росписям
Спаса на Ильине
улице. Возможно, что в их исполнении участвовали
русские мастера, учившиеся у греков.
Фреска повлияла и на стиль новгородских
икон XIV в., сделавшийся более свободным
и живописным.
Произведения псковских иконописцев XIV
в. выделяются смелой цветовой лепкой
и необычным колоритом,
основанным на сочетании оранжево-красных,
зеленых, коричневых и желтых тонов. Сумрачная
выразительность образов святых на псковских
иконах обнаруживает их известную близость
к работам Феофана
Грека.
На севере в XIV в. сложилась вологодская
школа живописи. Ее известный представитель
– иконописец
Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах
преобладают темные, несколько приглушенные
тона. Стойкие на
севере архаические традиции делают иконы
северного письма XIV-XV вв. нередко похожими
по стилю на
памятники более раннего периода.
Расцвет новгородской живописи произошел
в XV в. На новгородских иконах специфический
подбор
святых: Илья, Василий, Флор и Лавр, Параскева
Пятница, Анастасия, Никола, Георгий. Они
ассоциировались в
народном сознании с силами природы и
были призваны охранять человека, его
дом и хозяйство. Иконография
обнаруживает следы воздействия языческих
пережитков, фольклора, местных исторических
событий, быта.
Необычайная активность и известный демократизм
общественной жизни Новгорода способствовали
сложению
в местной живописи особого идеала человека
– решительного, энергичного, сильного.
Новгородским иконам
свойственны уверенный жестковатый рисунок,
симметрические композиции, яркие холодные
тона.
С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная
роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек,
Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил
Черный. В иконостасе Благовещенского
собора Московского Кремля
Феофан немного увеличил размеры икон
Христа, Богоматери и святых и достиг четкой
выразительности
силуэта (“деисусный чин” ) . Этот чин
имел большое значение для последующего
развития русского высокого
иконостаса. Созданная Феофаном в Москве
школа стимулировала развитие местных
мастеров, выработавших,
однако, отличный от феофановского стиль.
В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный
исполнили новую
роспись Успенского собора во Владимире.
Эти фрески в традиционных иконографических
образах раскрывают
глубокий духовный мир и мысли современников.
Просветленные благожелательные лица
апостолов, ведущих
за собой народ, мягкие гармоничные тона
живописи пронизаны чувством умиротворения.
Написанные
несколько позже Рублевым иконы звенигородского
чина — чисто русская интерпретация темы
деисуса. Образ
благословляющего Христа полон внутренней
силы и мудрого спокойствия. Рублев обладал
редким даром
воплощать в искусстве светлые стороны
жизни и душевного состояния человека.
В его работах на смену
внутреннему смятению аскетической отрешенности
образов Феофана приходят красота душевного
равновесия и
сила осознанной нравственной правоты.
Произведения Рублева, являясь вершиной
московской школы
живописи, выражают идеи более широкого,
общенационального характера. В замечательной
иконе “Троица” ,
написанной для собора Троице-Сергиева
монастыря, Рублев создал образы, далеко
перерастающие узкие рамки
разработанного им богословского сюжета,
воплотив идеи любви и духовного единства.
Фигуры ангелов,
сидящих, склонив головы друг к другу в
безмолвной беседе, образуют круг – символ
вечности, а плавные,
гармоничные линии навевают настроение
светлой сосредоточенной задумчивости.
Нежные, тонко
согласованные тона, среди которых преобладают
золотистый и звонкий голубой, внутренняя
свобода точно
найденной композиции с ее выразительным
ритмом находятся в тесной взаимосвязи
с глубоко человечным
замыслом этого гениального произведения.
В последней трети XV в. начинает свою художественную
деятельность Дионисий. В иконах и фресках
Дионисия и его школы, создававшихся в
период образования русского централизованного
государства во главе
с Москвой, возрастают известное единообразие
приемов, внимание мастеров к художественной
форме, черты
праздничности и декоративности. Тонкий
рисунок и изысканный колорит икон Дионисия,
с сильно
вытянутыми грациозными фигурами, полны
нарядной торжественности. Но в психологическом
плане его
образы уступают рублевским. Созданные
Дионисием и его сыновьями Феодосием и
Владимиром росписи
собора Ферапонтова монастыря близ Кириллова
отмечены особой мягкостью колорита, красотой
подчиненных
плоскости стены композиций с как бы скользящими
изящными фигурами. Многочисленные работы
Дионисия и
художников его школы вызвали повсеместные
раздражения им. В конце XV в. московские
художники
выезжают в Новгород, Псков, на Север, в
города Поволжья, а лучшие мастера этих
художественных центров
выезжают для работы в Москву, где они
знакомятся с творческими приемами столичных
живописцев.
Московское искусство постепенно нивелирует
местные школы и подчиняет их общему образцу.
В XVI в. укрепление государства и церкви
сопровождалось теоретической разработкой
вопросов о
царской власти, об отношении к ней церкви,
о роли искусства в богослужении, о способах
воплощения
церковных сюжетов. Искусство под воздействием
начетнической богословской литературы
становится
надуманно сложным, схоластически отвлеченным.
Многочисленные умозрительные аллегории
и символы
нередко затемняют содержание и перегружают
композицию. Письмо мельчает, стиль теряет
монументальность
и ясность. Несохранившаяся роспись Золотой
палаты московского Кремля, исполненная
на основе “Сказания о
князьях Владимирских” , наглядно иллюстрировала
идею преемственности власти московских
самодержцев.
Написанная по случаю взятия Казани икона-картина
“Церковь воинствующая” , представляющая
апофеоз Ивана
Грозного, наполнена аллегориями и историческими
параллелями. В такого рода произведениях
политические,
светские тенденции становились преобладающими.
Еще сильнее эти тенденции выступали в
миниатюре ряда
рукописных книг. Крупнейшие книгописные
мастерские находились в Новгороде, Москве
и Троице-Сергиевой
лавре. Фундаментальный “Лицевой свод”
содержит около 16 тысяч миниатюр. Военные
и жанровые сцены с
почерпнутыми из жизни бытовыми деталями
выполнены в графической манере и подцвечены
акварелью. В
них появляются многоплановые построения
пространства, реальный пейзаж. Книгопечатание,
первые опыты
которого пришлись на 50-х гг. XVI в., положило
начало русской гравюре. Иван Федоров
нашел для нее
художественное решение, независимое
от иконной и миниатюрной живописи.
На рубеже XVI-XVII вв. в Москве формировались
два течения в живописи, условно называемые
по
фамилиям их ревностных сторонников “годуновским”
и “строгановским” . Первая из них тяготела
к строгому
стилю икон и монументальной росписи XV-XVI
вв., но обнаруживала так же типичную для
мастеров XVI в.
любовь к царственной пышности, а при иллюстрировании
псалтырей возрождало старую традицию
оформления рукописей рисунками на полях.
Строгановская школа культивировала мелкое,
щегольски-
утонченное письмо, сочетающее краски
с золотом и серебром; иконы писались для
домашних молелен богатых
феодалов - ценителей изощренного мастерства.
Несколько изнеженная красота и беззащитная
слабость святых в
расцвеченных одеждах, фон со сложным
фантастическим пейзажем характерны для
работ мастеров этой школы
– Емельяна Москвитина, Стефана Пахири,
царских иконописцев Прокопия Чирина,
семьи Савиных и др.
Польско-шведская интервенция начала
XVII в. задержала развитие искусства, но
к 1640-м годам
художественное творчество заметно оживилось.
Расширился социальный контингент заказчиков.
Наряду с
царским двором, духовенством и боярами
усиленное строительство и украшение
каменных церквей и палат
вели купцы и разбогатевшие посадские
люди. Растет число художников, порой недостаточно
профессионально
подготовленных, что снижает общий уровень
мастерства. Но среди выходцев из городских
низов и
государственных крестьян было немало
людей с ярким дарованием, создавших росписи,
иконы, миниатюры,
поражающие свежестью мировосприятия,
свободой и разнообразием толкования
сюжетов, смелостью
технических приемов. Искусство демократизируется,
становится более понятным и доступным,
приближается к
народному мироощущению. Известно много
имен мастеров XVII в. – московских, ярославских,
костромских,
нижегородских, чаще всего работающих
большими артелями: одни мастера намечали
композиции на стенах
церкви, другие писали лица, третьи – одежду
и драпировки, четвертые архитектуру и
ландшафты, пятые –
орнаменты и т.д. Коллективное творчество
вырабатывало четко выраженное единообразие.
В иконописи 1-й
половины XVII в. прослеживаются традиции
строгановской школы. Автор иконы “Алексий,
митрополит
московский” любовно расцвечивает и пышную
ризу святого, и затейливые облака фона,
и расстилающийся
внизу пейзаж. В иконах, рассчитанных на
восприятие издали, формы крупнее, линия
энергичнее, силуэт
выразительнее, колорит проще и глуше.
Монументальная живопись развивается
под заметным влиянием
иконописи и западноевропейской гравюры.
Умножаются сюжеты, сведенные к занимательному
рассказу с
бытовыми деталями, масштабы фигур уменьшаются,
рисунок теряет былую лаконичную выразительность,
индивидуальные образы вытесняются без
конца повторяющимися типами.
В середине XVII в. центром художественной
живописи становится Оружейная палата
Московского
Кремля, сильно влиявшая на русское искусство
в целом. Ее живописцы были мастерами широчайшего
диапазона: они выполняли стенные росписи,
иконы и миниатюры, раскрашивали мебель
и домашнюю утварь,
писали царские портреты, оформляли церковные
и светские праздники и т.д. И хотя частая
смена занятий
вырабатывала у мастеров шаблонные приемы,
Оружейная палата поддерживала искусство
на очень высоком
профессиональном уровне. Здесь возникли
первые в истории русского искусства специальные
трактаты о
живописи, написанные Иосифом Владимировым
и Симоном Ушаковым, ставившие проблему
жизненного
правдоподобия иконных изображений. В
живописи Ушаков главное внимание уделял
светотеневой лепке
формы, достигая мягкости переходов, объемности
изображения, настойчиво добиваясь впечатления
их
реальности.
В XVII в. в русском искусстве появился новый
для него жанр – портрет. До середины XVII
в. авторы
портретов еще следуют иконописным принципам,
и их работы мало отличаются от икон. Позднее,
не без
влияния работавших в России иностранцев,
в портрете появляются приемы западноевропейской
живописи,
точно фиксируются черты лица, выявляется
объемность фигуры, хотя трактовка одежд
остается плоскостной, а
изображение в целом – застыло неподвижным.
Стенопись ярославских и костромских
иконописцев, работавших также в Москве,
Ростове, Романове и
Борисоглебской слободе, Вологде, Троице-Сергиевой
лавре и других городах, отмечена неисчерпаемой
фантазией, интересом окружающей действительности.
Мастера умели придать занимательность
и
декоративность многофигурным, полным
динамики многоцветным росписям, покрывающим
стены и своды
храмов живописным ковром. Ряд сцен слагается
в повествовательные циклы со множеством
тонко
подмеченных бытовых деталей и с мотивами
реальных пейзажей. Эти росписи, так же
как иконы в ярославской
церкви Ильи Пророка и несколько превосходных
икон Семена Колмогородца, пронизаны оптимистическим
мироощущением людей, еще робко, но радостно
открывающих красоту земной жизни.
Искусство XVII в., преимущественно повествовательное
и декоративное, стремилось к литературности
и
внешней выразительности, достигавшейся
часто за счет весьма свободного истолкования
иконографических
сцен и насыщения их бытовыми деталями.
Это, а также постоянный интерес художников
к портрету и к
изображению реальных построек и пейзажа
подготовили русское искусство к переходу
на путь светского
развития. Этот переход был невозможен,
однако, без решительного освобождения
искусства от влияния церкви,
без внедрения в культуру светского начала,
которое несли с собой реформы Петра I.
Скульптура занимала особое место в художественной
жизни русского средневековья. Официальная
церковь относилась к ней отрицательно
как к пережитку идолопоклонства, но не
могла не считаться с ее
популярностью в народной среде. В те моменты
истории, когда объединение всех сил народа
было особенно
важно, скульптура получала доступ в храм,
служа действенным проводником актуальных
идей. Поэтому в ней
преобладают сюжеты, которые в народном
сознании связывались с героическим или
высоким нравственно-
эстетическим началом.
Обычно изваяния выполнялись в дереве,
хотя известны отдельные произведения
в металле: автопортрет
мастера Аврама на трофейных бронзовых
вратах Софии Новгородской, собранных
им на рубеже XII – XIV вв. ;
серебряная фигура царевича Дмитрия работы
Гаврилы Овдокимова “с товарищами” .
Встречается и скульптура
в камне: “Георгий” В. Д. Ермолина, большие
памятные кресты с рельефами. Как правило,
деревянная
скульптура была полихромной. Локальная
роспись темперными красками сближала
ее с иконой. Эта близость
усугублялась тем, что рельефы не выступали
за плоскость обрамляющей изображение
нетронутой кромки доски,
а уплощенные фигуры, рассчитанные на
строго фронтальное восприятие, помещались
в киотах с цветным
фоном, плотность цвета и весомость объема,
подкрепляя друг друга, создают особую
интенсивность
декоративного звучания скульптуры. Фигуры,
развернутые на плоскости, сохраняют цельность
и мощь
округлого блока дерева. Неглубокие геометризованные
порезки, обозначающие одежды и доспехи,
подчеркивают монументальность объема
и непроницаемую твердость массы, по контрасту
с которой тонко
моделированные черты лица приобретают
повышенную одухотворенность, выявляя
внутреннюю жизнь,
сконцентрированную в величественных,
застывших фигурах. Как и в живописи, в
скульптуре возвышенная
идея выражалась ритмом, пропорциями,
силуэтом замкнутых композиций, наделяя
телесный облик святых
напряженной духовностью, лишенной индивидуальных
черт.
В течении XIV - XVII вв. скульптура проделала
в общих чертах ту же эволюцию, что и живопись,
от
лапидарной, обобщенной трактовки статических
фигур к большей повествовательности
и свободе в передаче
движения. Не связанная непосредственно
с византийской традицией, скульптура
была свободнее в
воплощении местного понимания идеалов
нравственной красоты и силы. В отдельных
местных школах
ощущаются отзвуки дохристианских традиций.
Эти традиции, хотя и вызывали решительные
меры со стороны
церкви по их искоренению, нашли свое прямое
развитие в народной скульптуре XVIII –
XIX вв.
Возрождение декоративно-прикладного
искусства в послемонгольское время было
осложнено тем, что
многие мастера были угнаны в плен, и ряд
навыков ремесла утрачен. С середины XIV
в. оживляется ювелирное
искусство. Оклад Евангелия боярина Федора
Кошки с чеканными рельефными фигурами
в многолопастных
обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовый
потир работы Ивана Фомина с чеканкой
и сканью, чеканные
кадила, “сионы” , воспроизводящие формы
шатровых и купольных храмов, братины,
ковши, чаши, литой с
чеканкой панагиар новгородского мастера
Ивана сохраняют тектоническую ясность
формы и орнамента,
подчеркивающего строение предмета. В
XVI в. чеканка и скань дополняются финифтью.
В XVII в. развивается
растительная орнаментация, сплошь оплетающая
изделия. Московская и сольвычегодская
финифть, теряя в
тонкости исполнения и цельности колористической
гаммы, выигрывает в яркости и богатстве
оттенков,
соперничая с блеском драгоценных камней.
По заказу Строгановых в Сольвычегодске
изготовляются предметы
“усольского дела” , расписанные яркими
сказочными цветами по белой грунтовой
эмали. Появляются
сюжетные изображения, носящие отпечаток
западноевропейского воздействия. С XVI
в. применяется чернь с
ясным красивым рисунком, соответствующим
форме изделий. Со 2-й половины XVII в. и в
черни нарастает
узорчатость, распространяются восточные
мотивы. Лишь к концу столетия возрождается
более строгий
орнамент. Большое распространение получает
басма, покрывающая изделия из дерева,
украшающая фоны икон.
В XIV – начале XV вв. в ней используется
орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный
из византийских и
балканских рукописей. В XVII в. ее причудливые
растительные узоры приобретают чисто
русский характер.
Увлечение в XVII в. пышной орнаментикой
приводит к утрате художественной меры,
в особенности при
украшении предметов драгоценными камнями
и жемчугом, из которых компонуются узоры,
прежде
выполнявшиеся из золота. Ту же эволюцию
испытало литье из цветных металлов –
от Царь-пушки Андрея
Чохова до бронзовой сени Дмитрия Сверчкова
в московском Успенском соборе и до оловянных
ажурных литых
рам к киотам XVII в. Даже в изделиях из железа
наблюдается увлечение узорностью форм:
кованые решетки
московской церкви Георгия Неокесарийского,
врата из просеченного железа в рязанском
Успенском соборе,
петли и дверные ручки рядовых зданий.
В памятниках резьбы по кости XV в. видны
неизжитые формы “звериного стиля” в
ажурном орнаменте.
В “Распятии” XVI в. Угличского историко-художественного
музея сказались удлиненно-изящные пропорции
фигур Дионисия. В XVII в. искусство резчиков
из Холмогор ценится высоко в Москве, где
они работают,
украшая свои изделия птицами и зверями
“в травах” . Особенно хороши многочисленные
ларцы с крупным
сквозным растительным орнаментом.
До нас дошли немногие крупные образцы
резьбы по дереву XIV-XVI вв. Таков острый
по силуэту
Людогощинский крест из Новгорода, украшенный
сложным орнаментом и изображениями святых.
Больше
сохранилось мелких деревянных изделий,
среди которых тонкостью и красотой исполнения
выделяются работы
мастера Амвросия. В XVI в. в деревянную
резьбу проникают элементы восточного
искусства. Виртуозна мелкая
плоскорельефная ажурная резьба царских
врат из церкви Иоанна Богослова на Ишне
близ Ростова,
выполненных иноком Исаией. Трон Ивана
Грозного с шатром и резными историческими
сценами и
святительские места XVI-XVII вв. при относительно
дробном узоре отличаются архитектурной
четкостью
сложно скомпонованных завершений. Изощренная
ярославская ажурная резьба напоминает
четкостью форм
металл. С середины XVII в. в Москву приезжает
ряд белорусских резчиков во главе с Климом
Михайловым,
которые вводили западноевропейские барочные
формы. “Белорусская резь” получила распространение
в
иконостасах, поражающих богатством и
разнообразием деталей. Ее формы были
также использованы в
наружном белокаменном декоре. Если разнообразные
деревянные ковши и блюда XVI-XVII вв. отличались
мягкой пластикой округлых форм, оттененных
легким геометрическим орнаментом, то
в мебели использовались
крупные ажурные растительные мотивы.
Геометрическая трехграновыемчатая резьба
украшала ларцы, свечные
ящики, столики. Нередко в мебели применялись
формы, заимствованные из архитектурного
декора. Резные
изделия часто пестро раскрашивались.
Роспись была преимущественно орнаментальной.
По технике и характеру она долгое время
сохраняла
связь с иконописью. По-видимому, в XVI в.
появляется “золотая” роспись деревянной
посуды, известная
позднее как хохломская. Роспись распространяется
на стены, оконное стекло, резной декор
в интерьере.
Нередко орнаментальные побеги сплошь
покрывают поверхность предметов. Эти
мотивы просуществовали в
русских областях вплоть до последнего
времени. В XVII в. на мебели и посуде появляется
“бытийное письмо” -
бытовые сцены, сказочные существа и т.д.
Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна
по форме. Лишь с XVI в. применяются “морение”
и
лощение. На флягах XVII в. появляется геометрическая
орнаментация, а затем плоскорельефные
изображения
фигур. Многие изделия воспроизводят металлические
формы, в орнаментации видно влияние деревянной
резьбы. С конца XV в. фигурные балясины
и красные терракотовые плитки, украшенные
пальметтами, а порой
покрытые светло-охряной глазурью, включаются
в декор фасадов. В XVII в. изготовляются
для убранства
зданий зеленые изразцы с рельефными бытовыми
и военными сценами. С середины XVII в. белорусские
мастера выполняли многоцветные изразцы
для собора Ново-Иерусалимского монастыря
в Истре.
Шитье имело много общего с живописью.
Лучшие мастерские шитья были в XVI в. сосредоточены
в
Москве при царском дворе. Из мастерской
Старицких вышли две большие плащаницы,
отличающиеся глубинно
психологической характеристики персонажей
и безупречной артистической техникой.
Набойки XVI-XVII вв. наряду с геометрическими
и растительными мотивами, восходящими,
возможно,
к домонгольским образцам, воспроизводят
восточные и западные орнаменты привозных
шелковых тканей. В
конце XVII в. появляется трех- и четырехцветная
набойка. В течение XIV-XVII вв. существовало
высокоразвитое узорное ткачество, о чем
свидетельствует паволока иконы “Звенигородского
чина” Андрея
Рублева. В XVII в. получает распространение
золотное кружево с геометрическими сетчатыми
мотивами либо с
растительными элементами. Иногда в узоры
вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветной
просверленный
камень. Некоторые узоры XVII в. дожили в
нитяном льняном кружеве до XX в.
В XIV-XVII вв. искусство в России развивалось
под большим влиянием церкви. В архитектурных
памятниках преобладают церкви, в памятниках
живописи – иконы. Также было сильно влияние
византийских
мотивов на развитие Руси в это период.
Лишь часть ремесел не подверженная этому
влиянию развивалась
самостоятельно. Выход русского искусства
из-под влияния церкви начался лишь в конце
XVI – начале XVII вв.,
что дало мощный толчок для развития.