Русская культура 1900 – 1917 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 02:59, реферат

Описание работы

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка.

Содержание

Введение ………………………………………………………..3
Русская литература ……………………………………………5
Наука …………………………………………………………..12
Заключение ……………………………………………………14
Литература …………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 35.25 Кб (Скачать)

     Министерство  образования Республики Беларусь

     Белорусский государственный педагогический университет  имени Максима Танка

     Исторический  факультет 

 
 

     Реферат на тему:

     «Русская  культура 1900 – 1917 гг» 
 
 
 
 
 
 

      студент 304 группы

      Кохан Евегений Леонидович

      Проверил

      Фомин В.И 

      доктор  исторических наук 
 
 
 
 

Минск

2011 

Содержание 

Введение  ………………………………………………………..3

Русская литература ……………………………………………5

Наука …………………………………………………………..12

Заключение  ……………………………………………………14

Литература …………………………………………………….15

 

Введение

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.

      Но  этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема  поэзии и философии после периода  упадка. Это была вместе с тем  эпоха появления новых душ, новой  чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических  веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешения. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

 

      Русская литература

      Для восприятия русской литературы «Серебряного века» наступила эпоха должной  исторической дистанции. С расстояния в целое столетие мы обретаем способность правильно оценить ее роль в отечественном и мировом духовном творчестве. Открылась возможность соединить в рамках единого взгляда противоречивые, а на поверку ополняющие друг друга течения, методы, стили, выявить то новое,

что породила блестящая эпоха, воздействие  которой каждый культурный гражданин  России испытывает на себе доныне. Величайший из поэтов «Серебряного века» Александр Блок, предвидя грозные испытания для Отечества, осмысливая противоречивость уже пройденного им пути, сказал накануне Рождества 1914 г.:«Роковая, родная страна…». Впереди были войны и революции, поиски и утраты, трагедии и новые творческие взлеты. Время действительно удивительное и небывалое, кризисное и переломное. Под стать времени и люди. В том числе и деятели искусства и культуры. Многих из них мы можем (и уже должны) признать гениями. Время дает право на это. Лучшие русские писатели конца XIX — начала XX столетий обладали языком богатым и щедрым, изощренным и точным. Они постигали (вместе с читателем!) тайну, поэзию и красоту жизни. Защита человеческого в людях, вера в будущее культуры, сочувствие к «маленькому человеку», непримиримость к тираническому произволу, презрение к мещанскому самодовольству, культ любви, понимание ключевого значения прекрасного в жизни человечества — вот черты творчества мастеров лирики, эпоса и драматургии «Серебряного века». В этом они хранили традиции «золотого века» русской литературы, обогащая, приумножая, но и творчески трансформируя это наследство. Русская художественная литература развивалась в начале XX века под влиянием русской классической литературы века минувшего. Символом великих традиций был Лев Николаевич Толстой. Хотя главные его произведения были созданы в 60–70-х гг. XIX века, он продолжал творить и в последующие годы. Вместе с тем с 80-х гг. в его творчестве все более заметное место занимает публицистика.

Замечательные драматические произведения этих лет  — пьесы «Власть тьмы» (1886), «Плоды просвещения» (1890), повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» и другие. В 1900 гг. отдельным

изданием  выходит последний из трех крупнейших романов Л.Н. Толстого — «Воскресение». Тема падения и нравственного  внутреннего возвышения человека является главной в романе «Воскресение». Произведение подвергалось в России жестокой цензуре, а обличение. Церкви, содержащееся в романе, послужило главным поводом отлучения в 1901 г. Льва Толстого от Православной церкви. В первые годы XX века Л. Толстой публикует многие новые произведения. Это драма «Живой труп» (1900), вошедшая в классический репертуар драматических театров не только нашей страны, но и многих театров мира, повести «После бала» (1903), «За что?» (1906), «Хаджи-Мурат» (1904). Основные положения социально-философского учения, которое создал Лев Толстой, получают широкое признание. Смерть Льва Толстого, сами ее обстоятельства сделались первостепенным политическим событием жизни страны. Всенародные похороны Льва Толстого (1910) обозначили собой начало нового общественного подъема. Литературный гений Толстого оказывал и оказывает до сих пор колоссальное влияние на судьбы мировой и русской литературы. 

  Глубокий след в истории литературы оставил А.П. Чехов — другой великий русский писатель, творивший в это время. В ранний период своего творчества Чехов достиг совершенства в создании юмористической миниатюры. В своих получивших всероссийскую известность рассказах он высмеивал полицейских, чиновников и обывателей, быт и ограниченность мещанской жизни провинции и столицы. На рубеже веков Чехов уже не юморист, хотя юмор никогда не покидал страницы и его серьезных вещей. Это тонкий психолог, человек, обеспокоенный проблемами добра и зла. Такие произведения, как «Палата № 6» (1892), «Анна на шее» (1895), «Ионыч», «Крыжовник» (1898) в мягкой лирической форме рассказывают о важных жизненных проблемах, о любви, надеждах и их крушении, ответственности человека перед обществом, в котором он живет. Видное место в творчестве Чехова заняла драматургия. В 1896 г. А.П. Чехов пишет «Чайку», но ее постановка в Александрийском театре в Петербурге кончилась провалом. Второе рождение пьесы дал Московский Художественный театр, с руководителями которого В.И. Немировичем-Данченко и К.С. Станиславским А.П. Чехов сблизился в 1898 г. В этом театре нашли сценическое воплощение пьесы «Дядя Ваня» (написана в 1896 г.) «Три сестры» (написана в 1900 г., поставлена в 1901 г.), «Вишневый сад» (1903–1904). Чеховские пьесы отразили духовные искания российского общества начала XX века. Чеховский театр — источник вдохновения режиссеров и актеров мира, создающих все новые постановки его знаменитых пьес. Другим властителем дум первых лет XX века стал М. Горький (1868–1936). С 1895 г. он стал печататься в столичных газетах, а в 1898 г.уже вышло в свет двухтомное издание его «Очерков и рассказов». В них нашли отражение переживания самого автора в тяжелые годы отрочества и юности, его путешествия по стране, десятки профессий, которыми он овладел. Внимание к людям разных сословий, прежде всего, к обездоленным и угнетенным, сохранится и в последующем творчестве Максима Горького. Биография Горького, романтическая приподнятость его первых произведений превращают молодого писателя в заметную фигуру литературного мира. В 1901 г. Горький пишет пьесу «Мещане», которую Московский Художественный театр ставит в 1902 г. В 1903 г.Горький пишет вторую свою пьесу — «На дне». «Мещане» и «На дне» стали любимыми пьесами русских театральных режиссеров, выдержали не одну сотню постановок во многих странах мира. В 1904–1905 гг. Горький пишет новые пьесы — «Дачники», «Дети солнца», «Варвары» .В период революции 1905–1907 гг. Горький пережил увлечение социалистическими идеями (роман «Мать»). Февральскую револцию Горький встретил с позиции буржуазного радикализма. В марте 1917 г. он хотел даже основать собственную радикальную партию. Взгляды В. Ленина казались ему нереалистическими и экстремистскими. Прошло немало лет, прежде чем Горький принял большевистскую революцию. Талантливым писателем, пользовавшимся большой популярностью среди русской интеллигенции, был Л.Н. Андреев (1871–1919). В своем творчестве Леонид Андреев развивал традиции Ф.М. Достоевского с его интересом к теме «бедных людей». Андреева отличало повышенное внимание к темным сторонам человеческой натуры, неуправляемости и непредсказуемости человеческих поступков, судьбы. Огромную известность у современников получил его рассказ «Красный смех» (1904), посвященный теме безумия войны. Еще больший общественный резонанс получила повесть «Рассказ о семи повешенных» (1908), в которой осуждался террор властей по отношению к революционерам. Леонид Андреев создал много пьес. Они носили мистически-философский характер, что было созвучно смятению в душах интеллигентов после революции («Савва» 1907 г., «Царь Голод» 1908 г., «Жизнь человека» 1907 г., «Черные маски» 1908 г., «Анатема» 1910 г.). В это же время Леонид Андреев возглавил альманах «Шиповник». «Черный романтизм» трагедии человеческой жизни — вот литературное амплуа Леонида Андреева во второй период его творчества. Широко известно читающей России было творчество А.И. Куприна (1870–1938). Он начал печататься в 1889 г., еще учась в юнкерском училище. Тема армии, жизни русского офицера и солдата станет одной из постоянных и любимых тем Куприна. Оставив армию, А.И. Куприн был репортером, переменил множество профессий, странствовал по югу страны. Писал он в это время в основном рассказы и очерки. В 1896 г. вышла его повесть «Молох», показывающая тяжелую долю русского рабочего. Главные герои Куприна — военные, горожане, мелкие чиновники. Большую известность получили его повести «Поединок», «Гранатовый браслет». Популярностью пользовались его повесть на библейскую тему «Суламифь» (1908), роман о публичном доме «Яма» (1909–1915). Приветствовав первую российскую революцию, Куприн, как и большинство русских интеллигентов, тяжело переживал ее поражение. Приняв Федеральную революцию, он резко выступил против Октябрьской революции. Проживая в Гатчине, он во время наступления Юденича в 1919 г. издавал там белогвардейскую газету, что кончилось эмиграцией писателя после разгрома белых. Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии И.А. Бунин (1870–1953) начинал как поэт в 1887 г. Прозаиком он стал в начале 90-х гг. XIX века. Иван Бунин был, прежде всего, гениальным художником слова, замечательным стилистом, его волновали вечные нравственные проблемы. Наиболее известные рассказы и повести Бунина в дореволюционный период — «Антоновские яблоки» (1900), «Деревня» (1909–1910), «Суходол» (1911), «Грамматика любви» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1915). Бунин прославился и как переводчик. Именно он еще в 1898 г. перевел на русский язык «Песнь о

Гайавате» Лонгфелло. Ему принадлежат блестящие  переводы поэм

Байрона. 1917 год Бунин встретил враждебно, эмигрировал за границу. Там не переставал работать и создал целый ряд талантливых произведений: «Жизнь Арсеньева», «Митина любовь» и другие. Сложными и многогранными талантами была богата русская литература в начале XX века. Среди них были Короленко, Вересаев, Мамин-Сибиряк, десятки других писателей. В эти же годы на литературную арену впервые вышли писатели, более известные современному читателю как советские, А.Н. Толстой, В. Шишков, М. Пришвин. Творчеству способствовали свобода литераторов объединяться в группы и союзы, наличие возможности свободно формировать сообщества, издавшие литературные журналы и сборники. Русская проза конца XIX–начала XX веков — новый этап в развитии отечественной литературы. Особенно богат «Серебряный век» русской культуры достижениями поэтического творчества. Он поражает многообразием стилей, возникших в ходе поступательного развития русской поэзии. Такого богатства и разнообразия поэтической рубрики, как в начале XX века, никогда не видела российская литература. Важнейшими направлениями были символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм. Выдающимся поэтом этого времени был А.А. Блок (1880–1921) — виднейший представитель символизма. Свою первую подборку стихов «Из посвящений» Блок напечатал в 1903 г. в журнале «Новый путь». В следующем году вышла его книга «Стихи о Прекрасной Даме». Все творчество Блока окрашено романтическими тонами, хотя его обычно относят к символистам. Мы находим у А. Блока и ярко выраженную патриотическую тему, и тему грядущих потрясений, иобращение к мифологизированной истории народа. Но, прежде всего, это лирик, воспевающий любовь. Блок писал стихи, поэмы, создал несколько драм. Он был несчастен в личной жизни, являлся кумиром молодежи и женщин. После победы Февральской революции его близкий знакомый, министр финансов Временного правительства М.И. Терещенко добился прикомандирования Блока к Чрезвычайной следственной комиссии, созданной для расследования преступлений по должности министров царского правительства. Собранные Блоком материалы вошли затем в исторический отчет «Последние дни императорской власти» (журнальная публикация в 1919 г., отдельная книга в 1921 г.), одно из самых точных описаний событий Февральской революции. В январе 1918 г. он создает знаменитую поэму «Двенадцать» о революционном Петрограде, отданном во власть красногвардейцам. Один из немногих представителей русской интеллигенции, А.А. Блок сразу же принял Советскую власть и напечатал ряд статей о месте интеллигенции в новом обществе. Однако образ революции в поэме «Двенадцать» далеко не идиллический. Гордостью русской поэзии начала века был В.Я. Брюсов (1873–1924). Он был теоретиком такого направления в русской поэзии, как символизм. Еще в 1904–1909 гг. редактировал журнал символистов «Весы». Протест против социальной несправедливости, неизбежное разрушение старого мира — тема многих стихотворений Брюсова в те годы. Широко были известны и его сборники «Третья стража» (1900), «Городу и миру» (1903), «Венок» (1906), выделяющиеся своим декламационным строем. Брюсов — автор исторических романов «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913). Он приветствовал не только Февральскую, но и Октябрьскую революцию. Поражает эрудиция этого поэта, критика литературоведа. Поэтом символистом, пользовавшимся большой популярностью, был К.Д. Бальмонт (1867–1942). Еще в последние годы XIX века он опубликовал книги «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина» (1894, 1895, 1898). Они говорили о переживаниях человека, о его предчувствиях, о смерти, обреченности. Стихотворения Бальмонта отвечали смутным предчувствиям конца эпохи, апокалипсиса, желанию укрыться в мир собственных переживаний (сборник «Будем как солнце», 1903 г.). Бальмонт откликнулся на первую российскую революцию политическим циклом «Песни мстителя». После Октября он эмигрировал во Францию. Русский поэт Игорь Северянин (И.В. Лотарев, 1887–1941) называл себя эгофутуристом. С футуристами сближала его оригинальность тем и образов, но по поэтическому строю своих произведений он был ближе к классическому русскому стиху, который развивали символисты. Северянин выпустил сборники «Громокипящий кубок» (1913), «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915) и другие. С 1918 г. Он жил в Эстонии. Великий русский поэт С.А. Есенин (1895–1925) вышел из самой народной гущи, родился в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Есенин стал писать стихи уже в 14 лет. Их удивительная напевность, близость к русской природе, жизни русской деревни — все это принесло Есенину быструю популярность уже в канун Первой мировой войны. В войну он был призван и служил в ополчении. Поэтический сборник Есенина «Радуница» вышел в 1916 г. Есенин примыкал к имажинистам. В.В.

Анна  Ахматова и Николай Гумилев, Марина Цветаева и Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам и Сергей Городецкий сформировались как поэты, создали  многие замечательные произведения в 1910#е гг. В целом русская поэзия обогатила в это время нашу культуру многими своими достижениями, отразила по-своему те кризисные явления, которыми было поражено русское общество. Поэзия XX века получила новый язык, расширила свои горизонты. [1 c] 

Наука

     На руб. XIX - XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е.Жуковский (1847-1921) - основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища. К.Э.Циолковский (1857-1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро - и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель-ракету («Исследование мировых пространств реактивными приборами», (1903).

     Работы выдающегося русского физика П.Н.Лебедева (1866-1912) сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.

     Научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П. Павлова (1849-1934) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904). Десятилетия «последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один русский естествоиспытатель И.И.Мечников (1845-1916), вскоре стал Нобелевским лауреатом (1908) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И.Вернадским (1863-1945). Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь. 

Информация о работе Русская культура 1900 – 1917 гг