Русь при первых киевских князьях ( 862-980 гг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:42, реферат

Описание работы

Русь экспортировала в Византию меха, мед, воск, невольников; импортировала из Византии драгоценности, вина, ткани, оружие.
Подчинение восточнославянских племен власти Киева оставалось еще непрочным. После смерти Олега некоторые племена (например, древлян) пришлось подчинять вторично. Подчинение вятичей произошло при Святославе, а окончательное подчинение радимичей — лишь при Владимире I.

Содержание

1. Киевская Русь при первых князьях 3
2. Социально-экономические отношения на Руси 4
3. Внешняя политика Киевской Руси 6
4. Принятие Русью христианства 10
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат 1.docx

— 33.35 Кб (Скачать)

Отношения с европейскими странами

     Отношения со странами Европы стали активно  развиваться в конце X–XI вв., после  крещения Руси. Став христианской, Русь включилась в единую семью европейских  государств. Началось заключение династических  браков. Уже внуки Владимира были женаты на польской, византийской и немецкой принцессах, а его внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

     В Х–XI вв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев (ныне — Тарту).

     Таким образом, Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична  для раннего государства.

4. Принятие Русью христианства

Дохристианские  славянские верования

     В VII – X вв. восточные славяне были язычниками.

     Основными славянскими божествами были:

    Сварог бог неба
    Дажьбог бог Солнца
    Стрибог бог ветра
    Перун бог грома и  молнии, покровитель дружины
    Велес бог скота и  покровитель пастухов
    Ярила бог весны (или  Солнца)
    Купала бог лета
    Мокошь богиня женского рукоделия

     Земледельческими  были древнейшие божества Род и рожаницы.

     Как у любых язычников, у славян существовали жрецы — волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов — идолам.

     Однако, славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.

Первая  религиозная реформа  Владимира

     С объединением славян под властью  Киева, укреплением власти князя  потребовался главный бог. Как князь  являлся единственным властителем  на земле, так и верховный бог  должен был быть единственным властителем  на небе. Это делало необходимой  замену разрозненных языческих культов  единой государственной религией. В  этом заключалась главная причина  религиозной реформы. Вторая причина  состояла в стремлении укрепить язычество  перед лицом растущего влияния  христианства.

     Первая  религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:

    Перун Хорс (солнечный конь)
    Дажьбог Мокошь
    Стрибог Симаргл (значение неизвестно)
 

     Среди этих шести главным был бог  грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой  с золотыми усами.

     Первая  религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Именно контакты с соседними  народами привели к проникновению  монотеистических представлений в  славянскую среду. Очевидная неудача  попытки реформировать прежнюю  славянскую веру побудила князя Владимира  обратиться к принципиально новой  религии.

  «Выбор веры»

     Летопись  рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили  представители всех религий. Ислам  был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.

     Скорее  всего, этот рассказ — легенда, цель которой состоит в том, чтобы  подчеркнуть превосходство православия  над другими религиями2. Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути «из Варяг в Греки». Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

Крещение  Руси св.князем Владимиром

     Крещение  Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.

     Византийские  императоры Константин и Василий  просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов — бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.

     Крещение  остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.

     Крещение  Руси не означало полного прощания с язычеством. Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон, а языческие боги были отождествлены  с христианскими святыми. Так, громовержец  Перун был отождествлен с Ильей-пророком, Велес — со св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя. Масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу. В народе сохранилась вера в низшие божества — леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это — лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.

Значение  принятия христианства

     Принятие  христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело — все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась  с наследием античного мира.

     С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими  просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

     Христианство  повлияло на нравы и мораль. Церковь  запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

     Христианство  укрепило княжескую власть. Церковь  внушала подданным необходимость  беспрекословного повиновения, а князьям  — сознание своей высокой ответственности.

     Приняв  христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических  браках. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал  католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось  изолированным от западного мира.

     Принятие  христианства способствовало сплочению  восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену  сознанию племенной общности постепенно приходило осознание общности всех русских вообще.

Информация о работе Русь при первых киевских князьях ( 862-980 гг)