Русь и Золотая Орда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:57, реферат

Описание работы

В начале XIII в. в Центральной Азии возникло новое государство - Монгольская империя. Объединение монгольских племен в немалой степени было вызвано изменением климатических условий местности, где проживали монголы. XI и XII вв. были благоприятными для монголов. Длительный период влажных лет в восточной степи привел к тому, что умножились стада, а, следовательно, одна и та же территория могла прокормить больше людей. Произошло увеличение населения в Монголии. Однако в конце XII в. климат стал постепенно меняться в сторону ухудшения, стал более засушливым. Кочевое скотоводство стало малопродуктивным, в степи стало много избыточного населения. Началась обычная в таких условиях борьба с соседями за пастбища, а также вторжения на земли соседей-земледельцев.

Работа содержит 1 файл

Русь и Золотая Орда.docx

— 30.24 Кб (Скачать)

     Куликовская битва имела огромное значение для  Северной Руси и для Москвы. Современники считали ее величайшим событием и  победителю татар, великому князю Дмитрию  дали прозвище «Донского» за победу на Дону. Военное значение Куликовской  победы заключалось в том, что  она уничтожила прежнее убеждение  непобедимости орды и показала, что  Русь окрепла для борьбы за независимость.

     Потери  от Куликовской битвы были нескончаемо  велики. (Здесь есть одна неясность: на том месте, где предполагаемо  происходила битва и полегла  не одна тысяча людей, археологи не нашли останков погибших!) Это стало  причиной того, что в 1382 году татары под предводительством хана Тохтамыша сумели одолеть Русь и снова обложили данью русские земли. Таким образом, свержение монголо-татарского ига было отложено еще на сто лет. 

       Свержение монголо-татарского ига. 

     До  княжения Ивана III Русь продолжала периодически страдать от татарских набегов. В 1462 году, после смерти Василия Темного  княжить стал его старший сын  Иван Васильевич. Выросши в тяжелое  время междоусобий и смут, Иван рано приобрел житейский опыт и привычку к делам. Он блестяще повел свои дела и, можно сказать, закончил собирание  великорусских земель под властью  Москвы, образовав из своих владений единое Великорусское государство. И конечно, одним из самых знаменательных событий его правления стало  освобождение России от гнета монголо-татарского ига.

     Что касается Золотой Орды, Иван III прекратил  всякие зависимые к ней отношения: не давал дани, не ехал в орду, не оказывал почтения хану. Рассказывали, что однажды Иван III даже бросил на землю и топтал ногой ханскую  «басму», то есть тот знак (вероятно, золотую пластинку с надписью), который хан вручил своим послам к Ивану, как знак их полномочий и  власти. Слабый золотоордынский хан  Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой, но так  как Литва не давала ему верной помощи, он ограничивался набегами на московские границы. В 1472 году он пришел к берегам Оки и, пограбив, ушел назад, не смея идти на Москву. В 1480 году он повторил свой набег. Оставив вправо от себя верховья Оки, Ахмат пришел на реку Угру, в пограничные между  Москвой и Литвой места. Но и здесь  он не получил помощи от союзника, так  как в это самое время на Литву напал крымский хан,союзник московского князя. Москва встретила Ахмата сильной ратью. На Угре стояли друг против друга Ахмат и Иван III, оба в нерешимости начать прямой бой. Поведение Ивана III многие считали трусостью. Однако, простояв на Угре с лета до ноября месяца, дождавшись снегов и морозов, Ахмат вынужден был уйти домой. Сам он скоро был убит в усобице, а его сыновья погибли в борьбе с Крымской ордой. Золотая Орда окончательно распалась в 1502 году. Так окончилось для Москвы татарское иго, спадавшее постепенно и в последнюю свою пору бывшее номинальным. Но еще около трех столетий русским людям пришлось бороться с постоянным татарским разбоем, исходившим от оставшихся мелких кочевых татарских орд. 

           

Последствия монголо-татарского ига:

    потеря политической самостоятельности (на 300 лет)

    задержка  экономического развития (на 100 лет); исчезновение целого ряда ремёсел, возвращение примитивной подсеки и перелога; усиление натурализации хозяйства

    усиление политической раздробленности, разжигаемой монголами

    утрата юго-западных и западных земель, владений в Прибалтике и Причерноморье; распад древнерусской восточнославянской народности на русских, украинцев и белорусов

    обезлюдение многих районов Руси (численность населения сократилась примерно в 2 раза)

    превращение христианства в религию всего народа. Митрополит Кирил сумел получить от хана ярлык в пользу церкви, в котором духовенство освобождалось от дани и др. поборов. В этом же приказе хан под страхом смерти запретил надругательство над православием: "Кто будет хулить веру русских или ругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрёт злою смертью". Более того, с разрешения хана Кирил основал в самом Сарае православную епархию. Именно в период монголо-татарского ига христианство стало по-настоящему религией русского народа, так как религия - общая идеология - помогала им сплотиться в борьбе. Само понятие "христианин" трансформировалось в "крестьянин" и стало обозначать подавляющую часть русского населения. В то время как у бояр возникла традиция возводить родословную к знатным ордынцам.

    разрыв международных связей (в первую очередь, торговых)

    смена исторического развития Руси. Монголо-татарское иго во многом определило "азиатское начало", обернувшееся для Руси крепостным правом и самодержавием. В домонгольский период феодальные отношения на Руси развивались по схеме, свойственной всем европейским странам: от преобладания государственных форм феодализма на раннем этапе к постепенному усилению вотчинных форм, правда, более медленному, чем в Западной Европе. После нашествия этот процесс замедлился, происходит консервация государственных форм эксплуатации. Во многом это было связано с необходимостью изыскания средств для выплаты ордынского выхода.

    Большинство исследователей ига считают, что  итогами монголо-татарского ига  для русских земель были разрушения и регресс. В настоящее время  большинство историков также подчёркивает, что иго отбросило русские княжества назад в своём развитии и стало главной причиной отставания России от стран Запада. Советские историки отмечали, что иго явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства.

    Исследователи отмечают на Руси в период ига упадок строительства из камня и исчезновение сложных ремесел, таких как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад  на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального  накопления, русская ремесленная  промышленность должна была вторично проходить часть того исторического  пути, который был проделан до Батыя» (Рыбаков Б. А. «Ремесло Древней Руси», 1948, с.525-533; 780—781).

    Однако ещё Карамзин отметил, что татаро-монгольское иго сыграло важнейшую роль в эволюции русской государственности. Помимо этого он также указал на Орду как на очевидную причину возвышения Московского княжества. Вслед за ним Ключевский также полагал, что Орда предотвратила изнурительные, братоубийственные междоусобные войны на Руси. «Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались Московская государственность и русское самодержавие: школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование»[19]. Сторонники идеологии евразийства (Г. В. Вернадский, П. Н. Савицкий и др.), не отрицая крайней жестокости монгольского господства, переосмыслили его последствия в позитивном ключе. Они высоко ценили религиозную терпимость монголов, противопоставляя её католической агрессии Запада. Монгольскую империю они рассматривали как геополитическую предшественницу Российской империи. Позднее схожие взгляды, только в более радикальном варианте, развивал Л. Н. Гумилев. По его мнению, упадок Руси начался раньше и был связан с внутренними причинами, а взаимодействие Орды и Руси было выгодным политическим союзом, прежде всего, для Руси. Он считал, что отношения Руси и Орды следует называть «симбиозом». 

Информация о работе Русь и Золотая Орда