Р.Рейган и рейганомика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:16, доклад

Описание работы

Несколько дней, посвященные инаугурации президента США, включая и сам день 20 января - особые дни для Америки, но прежде всего для вашингтонцев. Американская столица превращается в «сборный пункт» политической и деловой элиты американского общества. Оказаться приглашенным на торжества по поводу вступления на пост президента- высокая честь и политическая история США. 20 января 1981г. Заметно отличается от других инаугурационных дней, сохранившихся в памяти вашингтонцев и ста с лишним тысяч гостей, заполонивших столицу в связи с торжествами. Рональд У. Рейган был после Дуайта Эйзенхауэра- вторым президентом американской послевоенной истории, который правил два срока. Он ушел с должности, имея высокий общественный авторитет, и значительно способствовал тому, чтобы его вице-президент в 1988 году был избран его приемником.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

3. Р.Рейган и  рейганомика.

      Рональд Рейган-40й президент США (1981-1989)

Несколько дней, посвященные инаугурации президента США, включая и сам день 20 января - особые дни для Америки, но прежде всего для вашингтонцев. Американская столица превращается в «сборный пункт» политической и деловой элиты американского общества. Оказаться приглашенным на торжества по поводу вступления на пост президента- высокая честь и политическая история США. 20 января 1981г. Заметно отличается от других инаугурационных дней, сохранившихся в памяти вашингтонцев и ста с лишним тысяч гостей, заполонивших столицу в связи с торжествами. Рональд У. Рейган был после Дуайта Эйзенхауэра- вторым президентом американской послевоенной истории, который правил два срока. Он ушел с должности, имея высокий общественный авторитет, и значительно способствовал тому, чтобы его вице-президент в 1988 году был избран его приемником. Если следовать комментариям некоторых журналистов, политологов и историков, то никакой другой президент после Фран-клина Д. Рузьвельта не осуществил больших перемен в американской политики, чем он. Речь шла о «консервативной революции», и даже о «революции Рейгана». Президент в начале своего первого срока пребывания должности сам задал тон ударом литавр, когда заявил, что либерализм потерпел полное банкротство  и  что государство более не является решением для проблем, а само стало проблемой. Поэтому это дело времени- остановить рост государства и повернуть его назад. Когда Рональд Рейган в 1976 году тщетно, а в 1980 году успешно боролся за должность президента, казалось что общество и политика Соединенных Штатов переставили стрелки на консервативный поворот. Результаты выборов 1980 и 1984 года показали, что Рейган смог проникнуть в традиционный оплот избирателей демократов и, по сравнению с предыдущими республиканским кандидатом на пост президента, найти большую поддержку у каталико-этнических избирателей, у молодежи на юге. Ударом в литавры Рейган взвестил о начале своего  президентства, и его первоначальные успехи в экономической и социальной  политике в Конгрессе производили впечатление «консервативной» революции. Однако здесь следует различать два срока пребывания в должности, а также 2 президентства. Конгресс функционировал, как либеральный тормозной кондуктор так что консервативная политика Рейгана не могла быть осуществлена в неразбавленном виде

Ядро провозглашенной  революции Рейгана составляла «рейганомика», ориентированная на предложение  экономической программы, которая  понималась как ответ на экономические  проблемы 70-х годов. Согласно ей должны были быть значительно снижены налоги, предложены возможности амортизации и вычеркнуты или упрощенны, препятствующие инвестициям государственные предписания, чтобы вызвать рост экономики. Потери доходов должны были быть краткосрочно предотверщенны экономией на социальных программах, а долгосрочные- покрываться увеличением доходов из расширяющегося народного хозяйства- и все это при уравновешенном бюджете. Было совершенно ясно, что здесь возникнут целевые конфликты, тем более что одновременно должны были значительно возрасти оборонные расходы. Рейган действительно добился принятия основных положений своей экономической программы   с утверждением бюджета на первое полугодие 1981 года. Было решено сохранить налоги на 25% ,5% в первом и по 10% в два последующих года. С 1985 года налоги были индексированны с темпом инфляционного роста цен, так что за обесцениванием денег не следовало больше автоматически повышение реальных налогов. Налоговая квота действительно снизилась для большинства налогоплательщиков. Однако, не в последнею очередь перед лицом угрожающе растущего дефицита бюджета, еще при Рейгане было предпринято 13 повышений налогов, которые отменили почти четверть сокращений налогов. К этому прибавилось повышение взносов по социальному страхованию. В  общем, налоговые поступления как процент совокупного общественного продукта снизились за время президентства Рейгана с 20 до 18,6% что примерно соответствовало доле сразу после второй мировой войны. То что «консервативная революция» не состоялась, наглядней всего демонстрирует тот факт что объем федерального бюджета при Рейгане постоянно возрастал а именно; с 699,1 миллиарда долларов  1980г до 859,3 миллиарда долларов в 1987 году. В этом дефиците государственного бюджета в следствии снижения налогов и одновременно повышения расходов был повинен сам президент, который как консерватор твердо придерживался принципа уравновешенного бюджета  и хотел его видеть закрепленным  в конституции. Сокращений социальных программ было давно недостаточно, чтобы удерживать разрастающеюся дыру в бюджете. Характерно что сильней всего были сокращены те программы которые касались самых бедных и хуже остальных организованных групп населения которые к тому же принимали наименьшее участие в выборах президента или конгресс. Продовольственные карточки были отменены, и пособия для матерей-одиночек   отменены. Одновременно социальные программы, полезные для среднего слоя, остались почти неизменными, так же как и пенсионное страхование и связанное с ним страхование на случай болезни. При Рейгане в американском обществе произошла поляризация между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то время как одновременно увеличивалось число тех кто жил ниже границы бедности. Из-за протеста конгресса потерпела неудачу самая крупная программа децентрализации в истории западной демократии «новый федерализм» Рейгана, которая имела цель как значительное сокращение федеральных отчислений, так и «обратный» перевод социально-государственных задач и одновременно налоговых ресурсов на отдельные штаты. Сокращение федеральных субсидий штатам было ,однако, значительным, в сфере жилищного строительства и городского развития почти драматическим. Темпы роста федеральных средств в штатах номинально замедлилось уже при администрации Картера, реально же в результате высокого темпа инфляции даже снизились. Годы президентства Картера, поэтому могут рассматриваться как переходный период к «новому федерализму» Рейгана. Это также относится к сфере политики дерегуляции: здесь отмена предпринятых в федерально-государственном  масштабе ограничений конкуренции в воздушном и автомобильном сообщением началось еще при Картере и была продолжена при Рейгане упразднением положений о защите окружающей среде и об охране труда. Администрация Рейгана успешно боролась с инфляцией и безработицей. Было создано 18 миллионов новых рабочих мест, хотя многие места приходились на группу с самим низким доходом. Совершенно в духе политики было огромное повышение военных расходов, направленных против Советского Союза, вступление которого в Афганистан было соответственно инструментализировано, Также и здесь, еще при Картере, началась беспримерная программа вооружения, которой нужно было встретить советскою угрозу, поставить на место «империю зла» (так Рейган публично назвал Советский союз)

Экономическая политика администрации Рейгана, получившая название «рейганомика» включила в себя: курс на снижение ставок федеральных налогов и предоставление корпорациям крупных налоговых и других льгот, направленных на стимулирование капиталовложений, прежде всего в наукоемких отраслях промышленности; ограничений роста правительственных расходов на социальные нужды при одновременном наращивание военных расходов; ослабление государственной регламентации (дерегулирование) предпринимательской деятельности (сокращение правил, требований к производственной и рыночной деятельности, в т. ч. требований по охране окружающей среды т.д.) проведение курса кредитно-денежной политике, направленного на преодоление инфляции и осуществление установок  экономической программы правительства. Однако   декларирование «рейганомикой» цели радикального повышения темпов экономического роста  наведения порядка в государственных финансах  избавление федерального бюджета от хронических дефицитов не были реализованы. Одной из основных причин нагромождения бюджетных дефицитов и государственной задолжности явился проводившийся администрацией  Рейгана курс на эскалацию военных расходов. Закономерным следствием многолетнего отвлечения значительной части ресурсов страны в военную сферу является сокращение возможностей для гражданских капиталовложений снижение темпов экономического роста. За истекший период 80-х годов темпы экономического роста США были ниже, чем за предшествовавшие послевоенные дясятелетия, дефициты  федерального бюджета в 80-е годы выросли до астрономических масштабов, что наряду с ростом государственного долга и внешней задолжности породило острейшие проблемы для экономики и финансовой системы страны, для экономической политики правительства.  
 
 
 

4. Лейбористское правительство 1945-1951гг в Великобритании. 

Значительная  часть английских трудящихся отрицательно относилась к коалиции Лейбористской партии с Консервативной,  которая скомпрометировала себя и реакционной внутренней политикой в 20 — 30-е годы, и мюнхенской внешней политикой накануне войны.  Клемент Эттли, также как и лидер Консервативной партии, Уинстон Черчилль, хотел сохранить коалицию до полного окончания войны, т.е. до разгрома Японии. Однако с окончанием войны в Европе, в начале 1945 года, в рядах Лейбористской партии движение за разрыв коалиции стало набирать силу. Учитывая эти настроения, Эттли предложил Черчиллю объявить о назначении парламентских выборов на октябрь 1945г. Черчилль решил опередить события и решил назначить выборы еще раньше (на 5 июля), надеясь, что его популярность как руководителя войны обеспечит победу его партии. Наиболее подготовленной вступила в предвыборную кампанию Лейбористская партия. Еще в апреле 1945 г. она опубликовала свою избирательную программу “Лицом к будущему”, а в мае программа была утверждена партийной конференцией. Программа лейбористов была сильна тем, что в ней учитывались радикальные настроения, распространившиеся в массах в годы войны против фашистской Германии, надежды трудящихся на конструктивную перестройку общества, их мечты о плановом социалистическом хозяйстве без кризисов и безработицы, их чувства восхищения советским народом, внесшим решающий вклад в победу над врагом. Программа “Лицом к будущему” обещала сохранение и расширение свободы слова, союзов, печати, вероисповедания; в ней заявлялось, что лейбористы не допустят свободы эксплуатации, урезывания заработной платы или взвинчивания цен ради личного обогащения. Многие положения программы Лейбористской партии были составлены в весьма туманных и осторожных выражениях. Тем не менее, социалистическая оболочка программы привлекла на сторону лейбористов значительные массы трудящихся, особенно рабочих. Консервативная партия потерпела на выборах сокрушительное поражение, собрав 9,9 млн. голосов и 290 мест в палате общин. За лейбористов было подано 12 млн. голосов, которые обеспечили им 389 мест в парламенте. Значительное большинство в парламенте давало правительству Эттли широкие возможности для осуществления лейбористской предвыборной программы с ее радикальными обещаниями. Однако очень скоро обнаружилось, что многое в этой программе было лишь декларацией, рассчитанной на достижение парламентского большинства, что лидеры партии и не помышляют о замене капиталистической системы социалистической, что главным содержанием их политики является “улучшение” существующей системы с целью ее укрепления. Правительство провело национализацию Английского банка, угольной и газовой промышленности, электростанций, части сталелитейных предприятий, всего внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной связи и радиосвязи. В результате этих мер на принадлежащих государству предприятиях была занята четвертая часть рабочих и служащих Англии. Таким образом, капиталистические противоречия ускорили перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм. Рост промышленного производства в Англии происходил быстрее, чем в период после первой мировой войны, но медленнее, чем в ряде других стран.

Важнейшие проблемы внутренней и внешней политики правительство Эттли стало решать не для блага трудящихся, а в интересах крупного капитала. В августе 1945 г. Соединенные Штаты без предварительного уведомления прекратили поставки по ленд-лизу. Англия должна была впредь оплачивать наличными все, что она приобретала в США. Американские правящие круги решили воспользоваться затруднениями Англии, чтобы получить от нее определенные уступки.

Англия испытывала нехватку долларов для оплаты возросшего импорта из стран долларовой валюты. Кризис английского платежного баланса стал хроническим. Главной его причиной были большие военные расходы за границей. Коммунистическая партия предложила правительству преодолеть кризис платежного баланса путем сокращения военных расходов и расширения торговли с СССР и европейскими социалистическими странами. Но лейбористы решили выйти из создавшихся трудностей с помощью американских кредитов.

В декабре 1945 г. было заключено финансовое соглашение, по которому США предоставили Англии заем в сумме 4400 млн. долларов. За вычетом 650 млн. долларов в качестве возмещения за поставки по ленд-лизу Англия получила кредит на сумму 3750 млн. долларов. Она могла его использовать в течение пяти лет, с 1946 по 1951 г Поражение на парламентских выборах 1945 г. вызвало в рядах Консервативной партии движение за выработку  новой программы, которая привлекла бы массы. Так называемые “прогрессивные консерваторы” заявляли о необходимости полной реорганизации “социальной структуры, на которой основывается партия”, “перераспределения налогообложения для смягчения полярности нищеты и богатства”. В отличие от правых консерваторов они признавали необходимость некоторого государственного вмешательства в экономику, но выступали против “тоталитарной тенденции социализма”, т. е. полного государственного вмешательства при помощи центрального органа по планированию экономики и контролю над капиталами. В 1947 г. Консервативная партия приняла новую программу — Индустриальную хартию, которая провозглашала принципы полной занятости и социального обеспечения, равной оплаты за равный труд, контроля государства над экономикой страны. В качестве альтернативы социализму в программе выдвигались “индивидуальная инициатива и частное предпринимательство в смешанной и управляемой экономике”. Конечной целью программы была борьба против идей социализма и коммунизма и привлечение на сторону консерваторов избирателей Лейбористской партии. В 1945—1949 гг. в руководящих кругах Консервативной партии нарастало недовольство Черчиллем как ее лидером. Молодые руководители партии — Иден, Батлер добивались, чтобы она выглядела демократической, и не одобряли диктаторской линии Черчилля.

Либеральная партия Великобритании, до 1920-х гг. являлясь одной из двух (наряду с Консервативной) ведущих партий страны, затем уступила место Лейбористской партии. Либеральная партия находила поддержку, главным образом, у средней и мелкой буржуазии и интеллигенции.

Лейбористская партия, опираясь на свою победу на парламентских  выборах, не собиралась менять реформистскую политику. Ее мероприятия в области социального законодательства и национализации встретили одобрение трудящихся, которые в большинстве верили, что партия выполнит свои предвыборные обещания. Положение Лейбористской партии было настолько прочным, что в феврале 1948 г. она отважилась на замораживание заработной платы и личных доходов, получив поддержку Генсовета Британского конгресса тред-юнионов.

Однако лидеров  Лейбористской партии беспокоил  заметный рост влияния Компартии, особенно в рядах профсоюзов; коммунисты были избраны в состав руководства крупнейших тред-юнионов — горняков, электриков, работников торговли, механиков. В 1945—1946 гг. среди лейбористов бурно обсуждался вопрос о приеме Коммунистической партии Великобритании в Лейбористскую партию. Число голосов, поданных за прием, достигло почти 50%.

Коммунистическая  партия Великобритании выступала в  авангарде борьбы за мир, дружбу и  сотрудничество с Советским Союзом. По ее инициативе в 1946 г. было создано Общество англо-советской дружбы.

XXI съезд Коммунистической партии, состоявшийся в 1949 г., высказался за необходимость преобразования Англии путем “превращения капиталистической демократии в реальную народную демократию, преобразования парламента — продукта исторической борьбы Англии за демократию — в демократический инструмент воли подавляющего большинства ее народа”.

Лейбористская партия противопоставила Компартии  теорию “демократического социализма”. В речи, произнесенной 3 января 1948 г., Эттли охарактеризовал “демократический социализм” как систему, которая должна сочетать “индивидуальную свободу с плановой экономикой, демократию с социальной справедливостью”. Он утверждал, что в Англии усилиями лейбористского правительства уже “синтезированы достоинства капитализма и социализма”, а присущие им недостатки исправляются, что социализм здесь будет установлен постепенно, путем вкрапливания элементов социализма в капитализм. Социализм, говорил он, будет создаваться на путях “чистой демократии” и “буржуазной свободы”.

Во внешней  политике правые лидеры Лейбористской партии оперировали лозунгом «третьего пути», проводимого ими якобы на практике, как среднего пути между политикой США и СССР. Этим они хотели убедить массы, что внешняя политика правительства Англии не совпадает с агрессивной политикой США, а является чем-то самостоятельным. На деле «третий путь» был путем сотрудничества с американским империализмом, враждебного как СССР и другим социалистическим странам, так и всем демократическим силам мира.

Наряду с пропагандой  лозунгов “демократического социализма” и “третьего пути” правые лейбористы открыто выступили против Компартии с позиции антикоммунизма.

21 декабря 1947 г. Исполком Лейбористской партии разослал за подписью секретаря Моргана Филипса циркуляр, призывавший все тред-юнионы изгнать коммунистов с выборных руководящих постов.

Следующим шагом  в этом направлении было решение, опубликованное 15 марта 1948 г., о проведении чистки в государственных учреждениях, с тем чтобы, как заявил Эттли в парламенте, “ни один человек, о котором известно, что он состоит в Коммунистической партии или связан с ней таким образом, что это внушает законные сомнения в его благонадежности, не использовался на работе, жизненно важной по своему характеру для безопасности государства”.

Левые лейбористы выступали против политики правого руководства партии. На партийной конференции 1946 г. они критиковали правительство Эттли за “явное продолжение традиционного внешнеполитического курса Консервативной партии — курса политики “с позиции силы”, требовали “сохранять и поощрять отношения дружбы и взаимопонимания с Советским Союзом”. В ноябре 1946 г. 53 лейбористских депутата внесли поправку к ответу на тронную речь короля, требуя от правительства обеспечить “демократическую и конструктивную социалистическую альтернативу конфликту между американским капитализмом и советским коммунизмом”.

Лидеры партии быстро расправлялись с элементами оппозиции, используя их малочисленность  и слабость. Когда в апреле 1948 г. группа лейбористских депутатов направила в адрес лидера Итальянской социалистической партии Пьетро Ненни телеграмму с пожеланием успеха на всеобщих выборах, Исполком Лейбористской партии, на конференции 1948 г. объявивший Ненни “находящимся под влиянием коммунистов”, потребовал от подписавших телеграмму дать обязательство, что они прекратят “действовать как группа организованной оппозиции политике партии”, пригрозив исключением из партии в случае отказа. Депутат Плэттс-Миллс, который отказался дать такое обязательство, был исключен из партии. В декабре 1948 г. известный лейбористский деятель Кони Зиллиакус, выступавший в течение длительного времени с острой критикой внешней политики лейбористского правительства, был вновь выдвинут кандидатом в парламент от избирательного округа Гейтсхед. Исполком партии отказался одобрить эту кандидатуру. Однако организация избирательного округа настаивала на своем. В мае 1949 г. Исполком исключил Зиллиакуса из партии.

Антинародный  характер политики правительства проявился  особенно резко в его отношении  к бастующим рабочим, добивавшимся улучшения своих жизненных условий. За шесть послевоенных лет (период правления лейбористов) в стачках и локаутах было потеряно 12,7 млн. человеко-дней, почти в 15 раз меньше чем за такое же время после первой мировой войны (187,6 млн. человеко-дней). Как правило, это были “дикие” стачки, не санкционированные тред-юнионами. Первая из послевоенных забастовок началась в сентябре 1945 г., это была стачка докеров в Биркенхеде. В следующем месяце к ней постепенно примкнули доки Ливерпуля, побережий рек Тайн и Тис, залива Хамбер, некоторые лондонские доки, затем доки Глазго, Лита и Эйвонмута. Всего стачкой было охвачено 50 тыс. докеров. Лейбористское правительство использовало для подавления забастовок войска, вводило чрезвычайное положение на основании закона 1920 г. Все же докерам удалось добиться частичной победы: повышения ставки заработной платы до 19 шилл. (вместо требуемых 25 шилл.) и ежегодного недельного оплачиваемого отпуска (вместо требуемого двухнедельного).

Информация о работе Р.Рейган и рейганомика