Рождественские святки

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:30, статья

Описание работы

Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем отечестве, а и за границей дни праздненства, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года.

Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник - Рождество Христово со святками.

Работа содержит 1 файл

Рождественские святки.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

Рождественские  святки

 Святки, светлые  вечера, так обычно называются  в России, да не в одном нашем  отечестве, а и за границей  дни праздненства, дни веселья  и дни священного торжества  Рождества Христова, начинавшегося  с 25 декабря и оканчивавшегося  обычно 7 января следующего года.

 Зимой жизнь,  казалось, замедлялась. Все сидели  в натопленных домах и без  особой надобности не выходили  на улицу - холодно, да и снега  по пояс. Именно на эту пору  приходится шумный и веселый  праздник - Рождество Христово со  святками.

 Я начала  я свой рассказ со святок  потому, что нет на Руси ни  одного праздника, который бы  сопровождался таким богатым  выбором обычаев, обрядов, примет  и прочего, как во время святок.

 На святках  мы встречаем странную связь  обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе Мира.

 Особенно  таинственна была рождественская  ночь, полная, как считалось, необычных,  загадочных явлений, описанных  в повести Николая Васильевича  Гоголя Ночь перед Рождеством.

 Во время  святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых.

 Гадание на  святки было главным девичьим  развлечением. Каждой девушке хотелось  узнать что ее ожидает в  будущем, особенно волновали мысли  о предстоящем замужестве. Кто станет суженным? - вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали чтобы узнать, в какой стороне живет суженный - на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит предстояло ей сидеть еще год в девках.

 Снег полоть - подбрасывать его вверх и  наблюдать, как он падает. Если  ровно и звонко - быть девушке  скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна  чужого дома. Если говор слышался  веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. Кормили счетным курицу зерном и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели ярый воск топили. По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь - к венчанию, ну, а коль напоминает по очертаниям яму или пещеру - жди смерти.

 Подблюдное  гадание было одним из самых  распространенных. Девушки, сложив  свои кольца в блюдо и накрыв  его платком, пели в лад песенки  подблюдны. После каждой такой песенки блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.

 Пожалуй,  самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой:

Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:

...Робко в  зеркало глядит:

 За ее плечами

 Кто-то, чудилось, блестит

 Яркими глазами...

 Что только  не могло привидеться в крещенскую  или рождественскую ночь испуганной гадальщице!

 Ни один  русский праздник не проходил  без вездесущей ребятни. На  святки детвора собиралась ватагами  и ходила по домам колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь  дома, ребятишки пели особые, рождественские  песенки - колядки. Содержание их было традиционным - славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение - что-нибудь вкусненькое. Иногда в самих колядках содержался намек на это:

 Наша-то Коляда

 Ни мала, ни  велика,

 Она в дверь  не лезет

 И в окно  не шлет,

 Не ломай,  не гибай,

 Весь пирог  подавай!

 После колядования  его участники дружно съедали  собранные лакомства.

 В рождественские  дни дети занимались также  славлением: ходили по домам с  вертепом и Вифлеемской звездой и распевали рождественские песенки. Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора получала вкусные подарки.

 Рождественские  святки не обходились без участия  ряженных. Игры ряженных - древняя русская скоморошья забава, сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала неотделимой частью многих народных праздников.

 Костюмы и  маски ( хари ) ряженных готовились  заранее, хотя особых премудростей  здесь не было.

 Вывернутая  мехом наружу шуба - вот и костюм  медведя. Та же шуба с вставленной  в рукав кочергой изображала  журавля. Парни одевались бабами, девушки - мужиками. И те и другие рядились стариками, циганами, солдатами, различными животными. Особым успехом пользовались группы ряженных - лошадь с седоком, медведь с вожаком, а при нем деревянная коза. Лошадь обычно изображали два парня, накрытые длинной попоной. Передний держал на вилах соломенную кобылью голову. На лошадь садился мальчик, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по улицам.

 Ряженные  заходили в дома и веселились  как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости  и детворе, и взрослым. 

Троица

 Троица - один  из больших летних церковных  праздников. День Святой Троицы  приходится на пятидесятый день  от Пасхи, поэтому еще он имеет название Пятидесятница, Празднуется этот праздник в июне месяце.

 Во имя  Отца, Сына и сына, и Святого  Духа! Этими Великими словами  пастыри Церкви начинают все  свои собеседования. 

 В старину  тема Троицы, воплощавшая идею  триединого божества ( Отца, Сына и Святого духа ), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага.

 Множество  икон, посвященных этой теме, было  написано в древней Руси. Одна из самых знаменитых, дошедших до наших дней, - Троица, написанная еще в XV в. иконописцем Андреем Рублевым, хранится  в Третьяковской галерее.

 В день  праздника Пятидесятницы на живом  мосту ( так называли мосты  через Москву-реку в XVIII в.) собиралось много девушек, которые по древнему обычаю ходили с ветками березы в руках, пели песни, плясали и бросали в волны Москва-реки венки, снятые с голов. 

  Иван Купала

 В древности  праздник этот отмечали почти  все народы Европы. Приходится  он на время летнего солнцестояния - 24 июня, канун христианского праздника рождества Иоанна Предтечи (Крестителя).

 Купала - языческий  праздник поклонения человека  природным стихиям. Две из них  - огонь и вода - участвовали в  праздничном обряде. Считалось, что  огонь очищает человека, а вода - омывает, поэтому на Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купание. Само название Купала, видимо, произошло от слов купать, купанье. Обычно с этого дня начиналось массовое купание в реках и озерах. Вечером на Ивана Купалу, одевшись в чистые белые рубахи, русичи разводили на окраинах костры. Огонь непременно надо было добыть древним способом - трением. Как только пламя разгоралось, наступало оживление. Молодые запевали песни, а старики беседовали в сторонке, вспоминая старое житье. Среди игр любимой были прыжки через костер. Парни и девушки, взявшись за руки, перепрыгивали через огонь.

 Считалось,  что если они не разомкнут  рук, то вскоре поженятся. Верили  и вдругую примету: чем выше  прыгнешь, тем лучше уродиться  хлеб. Заканчивался праздник ночным купанием молодежи.

 По народным  поверьям, купальная ночь - таинственное  время: деревья переходят с  места на место и разговаривают  между собой шелестом листьев,  река покрывается загадочным  серебристым блеском, а ведьмы  слетаются на Лысую гору и устраивают ежегодный шабаш. Считалось, что на Ивана Купалу травы набирают чудодейственную природную силу. До утра знахари и колдуны бродили по лесу в поисках целебных растений.

 Православная  церковь не признавала этот  праздник, находя в нем много языческого и непристойного. На стоглавом соборе в 1551 г. говорилось: ...Против праздника Иоанна Предтечи и ночью и весь день мужи, жены и дети по улицам и водам глумы творят всяческими играми и песнями сатанинскими....

 Преследования  властей привели к тому, что в XIX в. праздник Ивана Купалы почти исчез на Руси.

 Русские народные  праздники были необыкновенно  богаты и разнообразны. К сожалению,  многие из них сегодня почти  полностью забыты.

Информация о работе Рождественские святки