Рост антиколониального движения. Образование новых независимых государств и последствия крушения колониальных империй после 2 Мировой во

Автор: a****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 11:16, реферат

Описание работы

Колонии представляли собой первоначально поселения торг., земледельч.-скотоводч. и воен.-земледельч. типа, основывавшиеся гл. обр. в антич. эпоху путем масс. миграции жителей к.-л. гос-ва, чаще всего за его пределы. Эти колонии были, как правило, либо независимы от т. н. метрополий, либо их население находилось на том же положении, что и жители метрополий (см. Колонии античные, Колонизация). Колонизационные процессы продолжались в ср. века, являясь зачастую формой бегства крепостных крестьян от произвола феодалов, эмиграцией религ. и нац. меньшинств, спасавшихся от преследований со стороны церкви,

Содержание

· Введение 3
· 1. Рост антиколониального движения 5
· 2. Образование новых независимых государств 7
· 3. Последствия крушения колониальных империй после 2 Мировой войны 13
· Заключение 20

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    В результате распада колон. системы империализма потерпели крушение брит., франц., голл., бельг. колон. империи. От португ. империи отпали Гоа, Даман и Диу, воссоединенные с Индией в 1961. Империализм утратил прямое военно-политич. господство над сотнями миллионов людей, потерял многие важнейшие политич., экономич. и стратегич. позиции и резервы. Две трети человечества, к-рые империализм держал в стороне от активного участия в ист. процессе, встают на путь прогрессивного развития. Это ускорило ход всего мирового революц. процесса. "Крушение системы колон. рабства под натиском национально-освободительного движения, - подчеркивается в Заявлении Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий в 1960, - второе по своему значению явление после образования мировой системы социализма". Крушение колон. системы империализма не могло бы произойти без утверждения социализма в значит. части мира.

    В совр. условиях, в отличие от эпохи безраздельного господства империализма, финанс. капитал уже не является решающей силой в междунар. политич. и экономич. отношениях. Большинство освободившихся стран, несмотря на их экономич. слабость, благодаря поддержке мировой системы социализма, междунар. рабочего и нац.-освободит. движения располагают подлинной политич. независимостью. Важные изменения, ведущие к освобождению от зависимого положения, произошли и в странах, в к-рых империализм в значит. мере сохранил свой политич. и экономич. контроль. Возникшие в процессе ликвидации колон. системы нац. гос-ва, как правило, ведут миролюбивую, антиимпериалистич. и антиколониалистскую политику; они играют важную роль в совр. междунар. отношениях, утверждении в них принципов мирного сосуществования.

    —***—***—***—

    Таблица Кризис и распад колониальной системы империализма (цифровые данные) [s]КОЛОН_СИСТ.JPG[/s]

    Распад колон. системы империализма не ведет к немедл. ликвидации колониализма. Во мн. освободившихся странах империалисты удерживают значит., а иногда и преобладающие экономич. позиции. Они "... используют все средства (колониальные войны, военные блоки, заговоры, террор, подрывную деятельность, экономическое давление, подкуп), чтобы держать под своей властью освободившиеся страны, сделать завоеванную ими независимость формальной или лишить их независимости" (Программа КПСС, 1961, с. 46). Гл. оплотом совр. колониализма является империализм США.

    Ведя "арьергардные" бои "традиционного" колониализма (Юж. Вьетнам, Ангола, Мозамбик и т.д.) и не отказываясь от его методов, империалисты в то же время все шире прибегают к неоколониализму, для которого характерны существенные изменения в формах и методах колон. политики при сохранении гл. содержания колониализма - эксплуатации и угнетения империалистич. державами экономически отставших стран Азии, Африки и Лат. Америки. Неоколониализм - это система косвенного контроля над странами, получившими гос. суверенитет в результате распада колон. системы империализма. В экономич. отношении этот контроль осуществляется путем сохранения (на основе капиталистич. развития б. колоний и полуколоний в определенных формах и в огранич. рамках) отсталости и агр.-сырьевой специализации их экономики, господства в ней иностр. монополий, путем включения этих стран в экономич. объединения типа европ. "Общего рынка" и т.п. В политич. и воен. областях он проводится с помощью воен. и воен.-политич. блоков, сколачиваемых под флагом антикоммунизма, через союзы и "ассоциации" с империалистич. державами. Если основой экономич. стратегии "классич." колониализма была консервация докапиталистич. форм в экономике колоний, то экономич. основа планов неоколониализма - насаждение капиталистических отношений в освободившихся странах. Одной из главных задач империализма стало - не допустить отпадения б. колоний и полуколоний от капитализма. Экономич. стратегия неоколониализма предполагает нек-рые уступки освободившимся странам, совместимые с его гл. экономич. целями - эксплуатацией этих стран, сохранением их в системе мирового капиталистич. х-ва. Неоколониалистская политика отводит в перспективе б. колониям и полуколониям роль р-нов, навечно зависимых от империалистич. держав и резко уступающих им по уровню экономич. развития. Если социальной опорой колон. режимов в прошлом были, как правило, феод. и родоплеменная верхушка, а также компрадоры, то теперь империалисты, не отказываясь от связей с этими соц. группами, берут курс на соглашение или даже союз с определенными кругами нац. буржуазии. Хотя и в совр. условиях проявляется стремление к монополии в колон. политике, но в то же время обнаруживается тенденция к "коллективному" колониализму. Важнейшим орудием реализации неоколониалистских планов во всех аспектах становится "помощь" империалистич. держав экономически отставшим странам.

    В условиях распада колон. системы империализма, при всесторонней поддержке со стороны сил мирового социализма, для стран, освобождающихся от колон. господства, открыты новые пути развития. Нек-рые б. колон. и зависимые страны уже вступили на путь некапиталистич. развития (Алжир, Бирма, Гана, Гвинея, Мали, ОАР).

    Проводившие колониальную политику эксплуататорские классы всегда нуждались в идеологич. обосновании и оправдании этой политики для воздействия на население метрополий, а также, хотя и в меньшей мере, для одурманивания порабощенных

    народов. В качестве гл. элементов этого обоснования выдвигались положения о "цивилизаторской" роли колониализма и расистские, шовинистич. идеи об "особой миссии", о "величии" господствующих наций и о "неполноценности" порабощенных народов. Уже в античную эпоху историки (Полибий, Плиний Младший и др.) превозносили завоеват. политику Древнего Рима, подчеркивали превосходство римской цивилизации над "варварством" покоренных народов. В ср. века особое место в идеологич. обосновании колониальных захватов заняла церковь, к-рая оправдывала их соображениями миссионерской деятельности, распространения христианства, борьбы против язычества. Эти "аргументы" в той или иной мере использовались для оправдания колониальной политики и в последующие периоды, хотя в более позднее время церковь избегала выступать с открытой апологетикой колониализма. Однако миссионерская деятельность в колониях и полуколониях продолжала служить орудием колониальной экспансии.

    Уже первые шаги колониальной политики капитализма ознаменовались выдвижением расизма в качестве гл. идеологич. оружия колонизаторов. В период первонач. накопления возникла и получила широкое распространение теория (приверженцы к-рой первоначально опирались также на положения Библии и др. религ. догматы) о "неполноценности" цветных народов, их "неспособности" к самостоятельному развитию и в силу этого об "историческом призвании" белой расы господствовать над этими народами. Традиц. колониалистской идее о "цивилизаторской миссии" господствующей нации был придан расистский смысл. Колониализм стали изображать как "бремя, взятое на себя белым человеком". Расистские идеи, впервые разработанные франц. социологом Ж. Гобино, а позднее Х. Чемберленом, К. Пирсоном (Англия), Дж. Бёрджессом (США), социал-дарвинистами Ж. Лапужем и З. Сейером (Франция), стали "методологической" основой восхваления империализма большей частью бурж. историков и социологов. Англ. историки и социологи 2-й пол. 19 в. Ч. Дилк, Б. Кидд, Дж. Сили и др., восхваляя колониальные завоевания Англии, исходили из тезиса о "превосходстве" англо-саксов. Подобную позицию в отношении франц. колониальной политики занимали франц. историки Ш. Сеньобос, М. Дюбуа и др.

    С наступлением эпохи империализма и усилением колон. захватов, когда в бурж. лит-ре воспевается особенно откровенно культ "силы", расизм превращается чуть ли не в офиц. идеологию пр-в мн. империалистич. гос-в. "Высшие расы, - провозглашал один из вдохновителей и идеологов франц. колониализма Ж. Ферри, - имеют преимуществ. права в отношении низших рас, потому что на них лежит обязанность цивилизовать низшие расы". Инициатор политики "большой дубинки" монополий США Т. Рузвельт так характеризовал обстановку в кон. 19 - нач. 20 вв.: "...В то время считалось, что ни одна сколько-нибудь значительная нация не может обходиться без колоний. Мы были заражены всеобщим стремлением к созданию империи. Мы решили также стать империей и взять на себя бремя "белого человека"".

    Расизмом обосновывал программу создания "великого герм. рейха" гитлеровский фашизм. Идеи расизма и шовинизма были использованы также империалистич. Японией и фаш. Италией. По мере изменения междунар. обстановки и усиления нац.-освободит. борьбы становится все менее возможным прибегать к грубому насилию, а следовательно, и пропагандировать его. "Цивилизаторская миссия" колониальной политики все более аргументируется тем, что колонизаторы переносят в порабощенные страны царящие в Зап. Европе и США "естественные порядки", ликвидируют политич. раздробленность, партикуляризм, насаждают "терпимость", "гуманизм", развивают "просвещение", приобщают эти страны к совр. технике и т.д. В условиях распада колон. системы откровенный расизм теряет свое значение как орудие обоснования колониальной политики. Расистские идеи, если и используются в этих целях, выдвигаются большей частью в завуалированной форме. Кроме положений о "цивилизаторской роли" колон. держав, бурж. идеологи выдвигали и др. обоснования политики колон. захватов. Тесно связанное с расизмом геополитич. направление (см. Геополитика) - Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, Э. Обет (Германия, 30-е гг. 20 в.), Р. Челлен (Швеция), X. Маккиндер (Англия), А. Мэхэн (США), оправдывало колон. политику рассуждениями о "жизненном пространстве" - о том, что географич. особенности диктуют крупным гос-вам необходимость их расширения. Геополитическими соображениями обосновывал свою колониалистскую концепцию Евр-африки франц. социолог Э. Гернье. Группа бурж. исследователей (напр., англ. В. Робинсон) оправдывала политику колониальной экспансии мальтузианской теорией роста народонаселения. Некоторые англ. историки, напр. Дж. Фруд, призывали к колон. политике для того, чтобы набежать взрыва социальных противоречий в метрополиях, а Ф. Гиддингс и Б. Кидд утверждали, что естеств. богатства захваченных р-нов имеют "жизненное значение" для существования и прогресса зап. цивилизации. Бурж. идеологами (напр., франц. социологом Ж. Эраром) выдвигается также версия о "филантропич." и "патерналистич." характере политики колониальных держав.

    Важнейшей чертой бурж. лит-ры явл. стремление отрицать или приуменьшать значение соц.-экономич. корней колониализма. Ссылаясь на то, что завоевательная политика господств. классов прослеживается во всех антагонистич. формациях, бурж. авторы, напр. австр. социолог Й. Шумпетер, амер. историки Э. Уинслоу, X. Моргентау, говорят о "вечном характере" колониализма, отвергают его связь с капитализмом и империализмом. Наряду с тенденциями, характерными для бурж. лит-ры в целом, в работах англ., франц., нем., амер. и дореволюц. русск. авторов, апологетов колониализма, прослеживаются "нац." особенности, к-рые служат ярким свидетельством связи пропагандируемых ими "теорий" с интересами господств. классов. Каждый из этих авторов доказывает "особую" правомерность колониальных захватов "своей" нации и нередко "обличает" политику соперников. Франц. историк М. Дюбуа заявлял: "Мы являемся народом в высшей степени призванным вести колониальную политику". В царской России с апологией империалистич. политики выступали С. Витте, П. Милюков и др. Особенно широко великодержавная и колонизаторская "миссия" "своей" страны обосновывается в англ. лит-ре. Брит. историк Дж. Крэмб, напр., писал, что Англия наиболее подготовлена к этой миссии, будучи "созданной лучшей кровью тевтонской расы". Он доказывал принципиальное отличие "своей" империи от др. колон. империй, как якобы основанной на "свободе" и ставящей своей целью не ограбление, а благоденствие покоренных народов.

    Для амер. бурж. лит-ры характерно стремление доказать мнимый "традиционный" антиколониализм США и тем самым приукрасить экспансию амер. монополистич. капитала. В то же время ряд бурж. исследователей др. стран, например франц. социолог Р. Седийо, подвергает язвительной критике колон. политику США, разоблачает их "антиколониализм".

    В бурж. лит-ре имеется также определенная традиция либерально-реформистской критики колониальной политики. Напр., представители этого течения англичане Э. Морел и Дж. Гобсон, американец П. Мун, француз Лизис довольно остро критиковали колониализм, однако они пропагандировали в то же время иллюзии о возможности для империалистич. держав реформировать колон. политику или даже отказаться от нее. Особое место в либерально-реформистском течении занимают приверженцы фритредерства, идеи к-рых используются бурж. публицистами для доказательства наличия антиколониальной тенденции у господств. классов метрополий.

    Возникновение рабочей аристократии привело к появлению в рядах рабочего движения как апологетики колон. политики, так и мелкобурж.-реформистской критики ее. Голл. социал-демократ ван Кол при поддержке Э. Бернштейна, Э. Давида и др. выступил за "социалистическую" колониальную политику, выдвинув т.н. этич. концепцию, согласно к-рой колониальные народы "не созрели" для независимости и в целях их подготовки к автономии необходимо сотрудничество местной интеллигенции с колониальной администрацией. Широкое распространение во 2-м Интернационале получила в 20-30-х гг. 20 в. т.н. теория деколонизации. Ее сторонники Г. Кунов, К. Реннер и др. утверждали, что, в отличие от периода пром. капитализма, когда метрополии стремились задержать пром. развитие колоний, в эпоху империализма колониальные державы поддерживают индустриализацию закабаленных стран. Известные экономич. сдвиги, к-рые происходят в колониях на основе вывоза туда капитала финанс. монополий, с.-д. теоретики изображали как создание империализмом предпосылок для политич. самостоятельности этих стран, как курс империализма на их "деколонизацию". Теория "деколонизации" исходит из "прогрессивности" колон. политики и фактически повторяет утверждения о "цивилизаторской роли" колонизаторов. Эта теория, нашедшая сторонников в нек-рых компартиях, была разоблачена на VI конгрессе Коминтерна. Теория "деколонизации" с теми или иными изменениями остается по существу на вооружении совр. социал-демократии. Деятель лейбористского движения Англии Дж. Стрейчи говорит о "цивилизаторской миссии" колониальных держав, о том, что именно она "помогла" народам колоний получить независимость, что совр. капитализм не заинтересован в колониальной политике. С реформистской критикой колон. политики империализма выступал К. Каутский. Он расценивал империализм не как фазу в развитии капитализма, а как своеобразную политику пром. наций, направленную на то, чтобы подчинить агр. области, обеспечить рынки сбыта и источники сырья. Объявив эту политику "огромным заблуждением", Каутский проповедовал отказ от нее, доказывая, что она не выгодна. Он утверждал, напр., что "для промышленных классов Европейского континента африканские колониальные владения приносят лишь незначительные выгоды, не перевешивающие тягот", что "мирными", "демократическими" путями можно достигнуть большего. В. И. Ленин доказал, что теория Каутского не имеет ничего общего с марксизмом (см. Соч., т. 22, с. 257).

    Совр. идеологи империализма в условиях распада колон. системы уже не в состоянии открыто отстаивать колон. политику. Они переключаются на обоснование неоколониализма, маскируют апологию империалистич. курса "защитой" демократии. Все большее место в их соч. занимают аргументы антикоммунизма. В то же время многие бурж. идеологи продолжают цепляться за положение о "прогрессивности" колониальной политики. Однако, в отличие от прошлого, большинство из них имеет в виду не историческую "правомерность" колониальной политики, а лишь "позитивные" последствия, к к-рым она объективно привела. При этом в бурж. лит-ре проявляется стремление ((Г. Кон, Р. Эмерсон, Ф. Нортроп (США), Ж. Эрар (Франция) и др.)) поставить в заслугу колониальной политике само нац.-освободит. движение, объявив его результатом политического и экономического "контакта" с Западом. Кроме того, бурж. авторы ((А. Тойнби (Англия), Г. Кон, У. Ростоу (США), Ж. Эрар (Франция) и др.) выдвигают тезис о "добровольности" ухода колонизаторов из порабощенных стран и о "самоликвидации" ими своих колон. империй. В первые годы после 2-й мировой войны нек-рые англ. бурж. историки выдвинули теорию "империи без империализма", пытаясь доказать, что "захватнический империализм" существовал лишь в прошлом. Они, в частности, утверждали, что начиная со 2-й четверти 19 в. англ. колон. власти стали заботиться о "благосостоянии" Индии, что Англия принесла Индии "мир и порядок" (Дж. М. Тревельян).

    Решительной критике подвергли колониальную политику революц.-демократич. идеологи: в Англии - демократ эгалитарист Т. Спенс, чартист Э. Джонс, в России - Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Лучшие черты этой критики были восприняты и развиты марксизмом. Основоположники научного социализма К. Маркс и Ф. Энгельс первыми дали всесторонний анализ колониальной политики в доимпериалистич. эпоху, вскрыли ее соц.-экономич. обусловленность, ее видоизменения в ходе ист. развития, показали значение колоний для периода первонач. накопления капитала и для пром. капитализма, выдвинули положение о колон. системе мирового капитализма. В. И. Ленин дал глубокую научную характеристику колониальной политики в империалистич. эпоху, показал сущность колон. системы империализма и ее место в системе монополистич. капитализма. Он показал неизбежность краха колон. системы под ударами нац.-освободит. движения, выступающего в союзе с социалистич. революциями. Развертывание кризиса колониальной системы, вступление ее в полосу распада и полного крушения получили освещение в материалах XX XXII съездов КПСС, в документах Совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий 1957 и 1960, в решениях съездов братских партий, в выступлениях деятелей мирового коммунистич. движения, в работах ученых-марксистов. Дав научный анализ колон. политики, марксистская мысль разоблачила буржуазную и социал-реформистскую апологетику этой политики. Марксистско-ленинский анализ колониализма оказал определенное влияние и на бурж. лит-ру, принудив нек-рых бурж. исследователей (Р. Эмерсон, Л. Холланд и др.) отказаться от полного замалчивания экономич. основ колониализма. Глубокое воздействие марксистская теория колон. вопроса, особенно ленинская теория империализма, оказала на развивающиеся общественно-политич. науки в бывших колониях и полуколониях, прежде всего на идеологов и политиков революционно-демократич. направления. Идеологи, политики и исследователи этих стран сделали первые шаги в воссоздании подлинной истории своих стран, в разоблачении всей лживости измышлений бурж. историографии о "прогрессивности" колониализма.

Информация о работе Рост антиколониального движения. Образование новых независимых государств и последствия крушения колониальных империй после 2 Мировой во