Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:16, реферат
В западных сочинениях XVI-XVII веков образ России очень популярен. Среди тех, кто написал о нашей стране в это время, были англичане, австрияки, итальянцы, немцы, шведы, датчане, поляки, голландцы, французы, персы. Прежде всего, это были дипломаты, купцы, врачи, художники, писатели. Все они дивились чудной Московии и пытались описать увиденное. Очень большой интерес проявляли иностранцы, прежде всего к нравам, традициям русских людей. На западе появился даже определенный литературный жанр – “Россика”, - заметки о Московии.
Ввеедение
Счастливая случайность торговых отношений России-Англии:
Воспоминания
Книга о великом и могущественном царе России и князе московском.
Политическое устройство
Военное устройство
Экономическое устройство
Религиозное устройство
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
РЕФЕРАТ
Россия в воспоминаниях иностранцев. (Ричард Ченслер).
Выполнил: студент ИСЕ I курса
13 группы
Соколов Юрий Сергеевич
Проверил: к.и.н., доцент
кафедры отечественной истории
Хромых А.С.
Красноярск 2012
Оглавление:
- Ввеедение
- Счастливая случайность торговых отношений России-Англии:
- Воспоминания
- Книга о великом и могущественном царе России и князе московском.
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Введение:
В западных сочинениях XVI-XVII веков
образ России очень популярен. Среди
тех, кто написал о нашей стране
в это время, были англичане, австрияки,
итальянцы, немцы, шведы, датчане, поляки,
голландцы, французы, персы. Прежде всего,
это были дипломаты, купцы, врачи, художники,
писатели. Все они дивились чудной
Московии и пытались описать увиденное.
Очень большой интерес
Записки, воспоминания, дневники путешествий иностранцев, посетивших Россию в XV – XVII веках, составляют целую библиотеку. На протяжении всего столетия в стране находились тысячи людей из всех стран мира. Это были купцы, ремесленники, инженеры, военные, ученые, специалисты по отдельным отраслям знаний, дипломаты, туристы, разведчики, авантюристы и просто искатели счастья. Политика и культура, экономика и быт, религия и нравы – все отразилось в записках и мемуарах, докладах и тайных реляциях. Огромная страна явилась темой бесчисленных сочинений.
Впечатление о государстве, оставленное иностранными гражданами, являлось показателем успешности, гостеприимства, нередко иностранные граждане, оказывали огромное влияние на нашу культуру. Наша цель: на примере одного автора, понять общее впечатление иностранного гражданина о России в целом. Этим автором станет английский мореплаватель-Ричард Ченслер.
Счастливая случайность торговых отношений России-Англии:
В истории
долгое время существовал любопытный
парадокс. Большинство европейских
стран не имело представления
о том, что на их континенте находится
огромная страна – Россия. Дипломатические
отношения с Россией
Из трех
кораблей эскадры уцелел лишь один,
капитаном которого был английский
мореплаватель, главный кормчий
флотилии Ричард Ченслер. 24 августа 1553
года Ченслер высадился в Никольском
устье Северной Двины. Сохранился подробный
рассказ летописца о приезде
в Холмогоры на «малых судах» посла
«Рыцарта» (Ричарда) «от английского
короля Эдварда» с гостями (купцами).
Ченслер благополучно добрался до Москвы.
Иван IV Грозный устроил английскому мореплавателю
торжественный прием. Русский царь выразил
желание установить торговые отношения
с Англией. В марте 1554 года Ченслер покинул
Москву, получив грамоту на право свободной
торговли с Московским государством, и
благополучно вернулся в Лондон.
26 февраля 1555 года в Лондоне была организована
«Московская (русская) компания», которая
направила Ченслера своим представителем
в новую экспедицию в Белое море. В ноябре
1555 года Ченслер вновь прибыл в Москву
и заключил торговый договор с русским
правительством. 20 июля 1556 года Ченслер
вместе с первым русским послом в Англии
Осипом Григорьевичем Непеей (вологодским
наместником) вышел из порта Св. Николая
в Англию. Русское посольство сопровождали
10 холмогорских купцов. На подходе к берегам
Шотландии корабль Ченслера попал в сильный
шторм. Сам Ченслер вместе с сыном погиб,
спасая русское посольство.
Русский посол О.Г. Непея удалось прибыть
к английскому двору. В марте 1657 года прошли
знаменательные переговоры, а в апреле
была подписана Декларация об установлении
дружественных отношений между Англией
и Россией. В соответствии с ней английские
купцы получили право беспошлинной торговли
в России, а русские – в Англии. В мае О.Г.
Непея вернулся в Москву с отчетом о поездке.
«Московская компания» английских купцов
просуществовала свыше 300 лет до конца
XIX века, ее агенты вплоть до 1819 года совмещали
обязанности английских консулов в Архангельске.
Ченслер составил описание своего путешествия
1553—1554 годов, содержащее одно из наиболее
ценных свидетельств иностранцев о Московском
государстве XVI века и положившее начало
русской теме в сочинениях английских
путешественников XVI -XVII веков.
Воспоминания:
Уже позже в своем дневнике, задолго до опубликования книги Ченслер напишет:
- «Сама Москва очень велика. Я считаю, что город в целом больше, чем Лондон с предместьями. Но она построена очень грубо и ст
оит без всякого порядка. Все дома деревянные, что очень опасно в пожарном отношении. Есть в Москве прекрасный замок, высокие стены которого выстроены из кирпича. Царь живет в замке, в котором есть девять прекрасных церквей и при них духовенство» . - «Этот князь, – писал он об Иване Грозном, – повелитель и царь над многими странами. Он в состоянии выставить в поле 200 или 300 тысяч человек» (в те времена в Европе крупными считались армии численностью в 20–30 тысяч человек).
- «Относительно зданий, ничто мне не показалось здесь так удивительным, как постройка домов, которые продаются на торгу совершенно готовые, так же как и покои, и отдельные комнаты. Дома эти строятся из бревен или древесных стволов, сложенных и сплоченных вместе так, что их можно разобрать, перенести по частям куда угодно и потом опять сложить в очень короткое время».
Книга о великом и могущественном царе России и князе московском.
Новое плавание и открытие царства
Московии по северо-западному пути
в 1553 году, предпринятое рыцарем сэром
Х. Уиллоуби и выполненное Ричардом
Ченслером, старшим кормчим плавания.
Написано на латинском языке Климентом
Адамсом.
Теперь непосредственно перейдем к впечатлению автора, но для удобства все его комментарии разделим по сферам государственного устройства:
- Политическая (личность государя)
- Военная
- Торгово-экономическая
- Судебная
- Духовная
Военная мощь России.
Этот князь – повелитель и царь над многими
странами, и его могущество изумительно
велико. Он может вывести в поле 200 и 300
тысяч людей; сам он никогда не выступает
в поле менее, чем с 200 тысяч людей, и когда
он выступает в поход—еще оставляет на
границах войска, численность которых
не мала. На Лифляндской границе он держит
до 40 тысяч человек, на Литовской—до 60
тысяч, против ногайских татар—тоже 60
тысяч людей—просто удивительно слышать,
к тому же он не берет на войны ни крестьян,
ни торговцев. Все его военные— всадники,
пехоты он не употребляет, за исключением
служащих при артиллерии и прислужников,
которых будет тысяч 30. Всадники-стрелки
имеют такие же луки и ездят верхом так
же, как и турки. Доспехи их , состоят из
кольчуги и щита на голове. Некоторые покрывают
свои 'кольчуги бархатом или золотой или
серебряной парчей; это их страсть одеваться
роскошно в походе, особенно между знатными
и дворянами. Как я слышал,—украшения
их кольчуги очень дороги, отчасти это
я и сам видел, иначе едва ли бы поверил.
Сам князь одевается богато выше всякой
меры; его шатер покрывается золотой и
серебряной парчей, до того усыпанной
драгоценными камнями, что чудно смотреть;
я видал шатры королей английского и французского,
которые великолепны, однакоже и не походят
на этот..
В сражении
они без всякого порядка бегают поспешно
кучами, почему они неприятелям и не дают
битв большею частью, а если и дают, то
украдкой, исподтишка. Я думаю, что под
солнцем нет людей, способных к такой суровой
жизни, какую ведут русские. Хотя они проводят
в поле два месяца, когда промораживает
землю уже аршина на 2 вглубь, но простой
солдат не имеет ни палатки, ни чего-либо
иного над своей головой; обычная их защита
против непогоды— войлок, выставляемый
против ветра и непогоды; когда навалит
снегу, солдат сгребает его, разведет себе
огонь, около которого и ложится спать.
Так поступает большая часть из них, исключая
дворян, доставляющих себе на собственный
счет другие припасы. Но и такая жизнь
в поле не так удивительна, как их крепость:
каждый должен добыть и привезти провизию
для себя и своей лошади на месяц или на
два; сам он питается водой и овсяной мукой,
смешанными вместе, лошадь его ест зелень
и ветки и т. п. Несмотря на все это, русский
работает и служит очень хорошо. Спрошу
я вас, много ли найдется между нашими
хвастливыми воинами таких, которые могли
бы пробыть с ними в поле хотя бы один месяц. Не знаю ни одной
страны около нас, которая славилась бы
такими людьми и животными. Теперь, что
могло бы быть совершено этими людьми,
если бы они были выучены порядкам и познаниям
цивилизованных войск. Если бы этот князь
имел в своей стране людей, которые могли
бы выучить их вышесказанным вещам, то
я думаю, что два лучших и сильнейших христианских
государя не могли бы соперничать с ним,
вследствие ею могущества, суровости и
выносливости его народа и лошадей и тех
незначительных издержек, которых стоят
ему войны. Исключая иностранцев, князь
не платит никому жалованья (иностранцы
получают ежегодное жалованье, но небольшое);
воины из его областей служат на собственный
счет, исключая, что стрельцам он дает
жалованье на порох и пули, т. е. в его землях
никто не получает ни гроша жалованья.
Если же кто-нибудь заслужит перед ним,
то князь жалует ему поместье или кусок
земли, за что получивший обязан быть всегда
наготове явиться с таким числом людей,
какое укажет князь.
1
Ченслер о торговле в Московии
Россия—страна,
богатая землей и населением, в
изобилии имеющим находящиеся там
произведения. Между жителями очень
много рыбаков, ловящих семгу и треску,
около р. Двины; добывается оно также и
в других местах, но не в таком количестве:
жители также много промышляют вываркой
соленой воды. В северных частях этой страны
есть место, где ловят пушных зверей: соболей,
куниц, серых медведей, лисиц белых, черных
и красных, выдру, горностаев, белок и оленей;
там же добывают клыки от рыбы, называемой
морж. Охотники за этими зверями живут
у г. Пустозерска; на оленях они привозят
свою добычу в г. Лампожню для продажи
а оттуда ее везут в Холмогоры, где в николин
день бывает большая ярмарка.
К западу от Холмогор находится город
Новгород, около ко торого растет прекрасный
лен, конопля, много также воску и меду.
Голландские купцы имеют в Новгороде
свой складочный дом; очень много в Новгороде
и кожи, равно как и в городе Пскове, в окрестностях
которого тоже великое изобилие льна,
конопли, воску и меду.
Новгород отстоит от Холмогор на 120 миль.
Находится здесь еще город Вологда, его
предметы торговли: сало, воск и лен, но
не в таком большом количестве, как в Новгороде.
От Вологды до Холмогор течет р. Двина,
впадающая затем в море. Холмогоры снабжают
Новгород, Вологду и Москву со всеми окрестными
областями солью и соленой рыбой. От Вологды
до Ярославля 200 миль. Последний очень
большой город. Здесь находятся: кожи,
сало, хлеб в очень большом количестве,
есть и воск, но его не так много, как в
других местах.
От Ярославля до Москвы 200 миль. Между
ними область усеяна деревушками, замечательно
переполненными народом. Земля эта изобилует
хлебом, который обитатели возят в громадном
количестве в Москву. Утром можно встретить
700 и 800 саней, везущих хлеб, а некоторые
рыбу. Попадаются везущие хлеб в Москву,
а также и оттуда—это живущие по крайней
мере за 1000 миль; весь их обоз на санях.
Они живут в северных частях владений
княжеских, где холод не позволяет хлебу
расти, такой жестокий там холод. Они привозят
сюда рыбу, меха, шкуры. В этих местах и
скота немного.
2
Судебная система
Русские законы о преступниках и
ворах противоположны английским законам.
По их законам они не могут повесить
человека за первое преступление, но они
могут долго держать его в
тюрьме, часто бить его плетьми
и налагать на него другие наказания;
и он будет сидеть в тюрьме, пока
его друзья не возьмут его на поруки.
Если это вор или мошенник, каких
здесь очень много, то если он попадется
во второй раз, ему отрезают кусок
носа, выжигают клеймо на лбу и держат
в тюрьме, пока он не найдет поручителей
в своем добром поведении. А если
его поймают в третий раз, то его
вешают. Но и в первый раз его
наказывают жестоко и не выпускают,
разве только у него найдутся добрые
друзья или какой-нибудь дворянин пожелает
взять его с собой на войну, но
при этом последний принимает на себя
большие обязательства: этими-то средствами
и поддерживается в стране достаточное
спокойствие. Русские по природе очень
склонны к обману; сдерживают их только
сильные побои. Точно так же от природы
они привыкают к суровой жизни, как в отношении
пищи, так и в отношении жилья.
Я слышал, как один русский говорил, что
гораздо веселей жить в тюрьме, чем на
воле, если бы только не подвергаться сильным
побоям. Там они получают пищу и питье
без всякой работы да еще пользуются благотворительностью
добрых людей, а на свободе они не зарабатывают
ничего. Бедняков здесь неисчислимое количество,
и живут они самым жалким образом. Я видел,
как они едят селедочный рассол и всякую
вонючую рыбу. Да и нет такой вонючей и
тухлой рабы, которую бы они не ели и не
похваливали, говоря, что она гораздо здоровее,
чем всякая другая рыба и свежее мясо.
По моему мнению, нет другого народа под
солнцем, который вел бы такую суровую
жизнь.
Религия
Частично опишу их религию. Русские
соблюдают греческий закон с
такими суеверными крайностями, о каких
и не слыхано. В их церквах нет
высеченных изображений, но только писаные,
дабы не нарушать заповеди "Не сотвори
себе кумира"; но к своим писаным
иконам они относятся с таким
идолопоклонством, о каком в Англии
и не слыхали. Они не поклоняются
и не почитают никакой иконы, сделанной
не в иих стране. По их словам, начертания
и образы их икон установлены от Бога.
Они говорят, что мы, англичане чтим иконы
в том виде, как сделает их живописец или
ваятель, а они, русские, почитают иконы
только когда они освящены. Они считают
нас только полухристианами, потому что
мы, подобно туркам, не соблюдаем всего
Ветхого Завета. Потому они считают себя
святее нас. Они учатся только своему родному
языку и не терпят никакого другого в своей
стране и в своем обществе. Вся их церковная
служба происходит только на родном языке.
Они почитают Ветхий и Новый Завет, которые
ежедневно читаются, но суеверие от этого
не уменьшается. Ибо когда священники
читают, то в чтении их столько странностей,
что их никто не понимает; да никто и не
слушает. Все время, пока священник читает,
народ сидит, и люди болтают друг с другом.
Но когда священник совершает службу,
никто не сидит, но все гогочут и кланяются,
как стадо гусей.
В знании молитв они мало искусны, но обычно
говорят: "Господи, помилуй меня",
и десятая часть населения не сумеет прочесть
"Отче наш"; что касается "Верую",
то в это дело никто и впутываться не будет
вне церкви, ибо они говорят, что об этой
молитве можно даже и говорить только
в церкви. Заговорите с русскими о заповедях,
они скажут, что они были даны Моисею в
законе, который был отменен достойными
почитания страданиями и смертью Христа,
а потому мы (говорят русские) соблюдаем
их плохо или вовсе не соблюдаем. И в этом
я им верю, ибо если их начать испытывать
одновременно во всем их церковном законе
и в заповедях, то согласия было бы немного.
Таинство причащения совершается у них
под обоими видами и с большей торжественностью,
чем у нас. Они выносят дары в чаще под
обоими видами сразу и носят их по всей
церкви на голове священника и так действуют
каждый раз, как это потребуется. Они ставят
большое количество свечей и часто жертвуют
деньги, которые мы в Англии называем "деньгами
по душе", и все с такими церемониями,
что я их пересказать не могу.
У русских четыре поста в году; из них наш
пост считается важнейшим. Но мы начинаем
его со среды, а они - с понедельника перед
тем. Предыдущую неделю они называют "масляной",
и в эту неделю они не едят ничего, кроме
масла и молока. Однако я думаю, что ни
в одной стране не бывает такого пьянства.
Следующий пост называется Петровским;
он всегда начинается в понедельник, следующий
после Троицына дня, и заканчивается накануне
Петрова дня. Русские убеждены, что если
нарушить этот пост, то не пройдешь через
небесные ворота. Когда кто-нибудь из них
умирает, то в гроб ему кладут свидетельство,
которое душа ,подойдя к воротам рая, могла
бы предъявить св. Петру, который тогда
объявляет, что это верный и святой русские
человек. Третий пост начинается за 15 дней
до Успения и кончается накануне его. Четвертый
пост начинается в день св. Мартина и кончается
накануне Рождества. В этот день постятся
в честь св. Филиппа, св. Петра, св. Николая
и св. Климента. Эти четверо - главные и
величайшие святые этой страны. Во время
своих постов русские не едят ни масла,
ни яиц, ни молока, ни сыра, но, строго соблюдая
посты, питаются рыбой, капустой и кореньями.
Кроме постов они круглый год свято соблюдайт
среды и пятницы, а по субботам едят мясо.
далее, у русских очень много духовных
лиц: это - черные монахи, которые весь
год не едят мяса, а только рыбу, молоко
и масло. По их правилам они не должны есть
свежей рыбы, а во время постов едят только
молодую капусту, капусту кочанную, огурцы
и другие коренья, вроде реп ,и т.п. Их напиток
похож на наш пенсовый эль и называется
"квас". В монастырских церквах служат
ежедневно; идут монахи к службе за два
часа до рассвета, а кончается она при
дневном свете. В 9 часов идут к обедне,
по окончании ее - обед; после этого опять
служба и наконец ужин. Вы поймете, что
за обедом и ужином каждый день объясняется
Евангелие на данный день, но как они коверкают
и путают Евангелие с другими частями
Св. Писания - это, по слухам, удивительно. Что
касается разврата и пьянства, то нет в
мире подобного, да и по вымогательствам
это самые отвратительные люди под солнцем.
Судите теперь о их святости. У них вдвое
больше земли, чем у самого великого князя,
но по отношению к ним он действует умеренно.
Когда они обирают простых людей и бедняков,
он получает часть. Когда настоятель какого-нбудь
монастыря умирает, великий князь наследует
все его движимое и недвижимое имущество,
так что его преемнику приходится выкупать
его у великого князя; вследствие этого
монахи - лучшие арендаторы князя. Здесь
я кончаю о их религии, надеясь потом узнать
ее лучше.