Россия в первой половине ХIХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Первая половина XIX века вошла в историю России как предреформенный период. Этот период характеризовался складыванием своеобразных экономических и социальных факторов, созреванием таких объективных причин, которые привели к падению в 1861 году крепостного права в стране.

Содержание

Введение 3
1. Основные тенденции социально- экономического развития страны 4
2. Внутренняя политика Александра I 8
3. Внутренняя политика Николая I 12
Заключение 16
Список используемой литературы 18

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по истории.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

          Александр I надеялся навести порядок и укрепить государство путём введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В 1802 году вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Эта мера укрепила центральное управление. Но решительной победы в борьбе со злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

          Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Им оказался М.М.Сперанский. В 1809 году по поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной Думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров.

          Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственном совете и Государственной думе.

          Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать “мнение народное”. В этом и заключался его совершенно новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения.

          По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главным  было то, что без судебного приговора никого не вправе были наказать. Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными.

          Осуществление проекта началось в 1810 году, когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр I всё более входил во вкус самодержавного правления. Кроме того, высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами крепостных, выражало недовольство. Против Сперанского объединились все консерваторы, среди которых особо выделялся А.А.Аракчеев. Вскоре в 1812 году он был арестован и сослан в Нижний Новгород.

          После завершения Отечественной войны 1812 года император во внутренней политике предпринял очередную серию реформаторских попыток.

          В 1817 - 1818 годах ряд близких к императору людей (в том числе А.А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 году Александр дал задание Н.Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект "Государственной уставной грамоты Российской империи", предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 года и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820 год), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее, мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822 - 1823 годов.

          Одним из парадоксов внутренней политики Александра I послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название "аракчеевщины". Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества.

           В 1817 году вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А.Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 году Александр I запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за "дурные поступки" ссылать своих крестьян в Сибирь.  
 
 
 
 
 

3. Внутренняя политика Николая I

           В отличие от Александра I,  Николай I всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма.

           При Николае I уменьшается роль Государственного совета как законосовещательного органа. Система министерств, созданная при Александре I, была подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Особое место занимает III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и приданный ему корпус жандармов, осуществлявшие политический сыск в России и за ее пределами.

          Огромное значение Николай I придавал борьбе с революционным движением. С этой целью министром просвещения Уваровым была разработана так называемая “теория официальной народности”, суть которой четко выражалась формулой “православие, самодержавие, народность”. Имелось в виду, что духовная жизнь русского народа определяется православной церковью, а политическая самодержавным строем. Подобное положение рассматривалось как идеальное; любые попытки изменить его должны были пресекаться беспощадно. Эта теория стала официальной идеологией, с позиций которой действовала бюрократия, цензура, III отделение.

           В 70-ти тысячной армии чиновников половину составляли военные. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю. Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

          Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех граждан букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) российского законодательства. Эту работу выполнил М.М. Сперанский. 19 января 1833 года “ Свод законов” был одобрен Государственным Советом. Принятие “Свода законов” способствовало усилению бюрократического аппарата. В целом реформы государственного управления Николая I способствовали укреплению личной власти царя и усилению централизации и военизации государства.

          Крестьянский вопрос при Николае  I обострился еще больше. Крестьяне и передовые общественные деятели требовали его немедленного решения. Поэтому правительство вынуждено было принимать меры, направленные на смягчение крепостного права.

          В 1837 – 1841 годах под руководством графа П.Д. Киселева была проведена широкая система мероприятий – реформа управления государственными крестьянами. Цель реформы – поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Реформа улучшала материальное и правовое положение государственных крестьян, ввела принцип крестьянского местного самоуправления. Однако реформа продолжалась недолго.

          Было запрещено отдавать крепостных на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 году был принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 году безземельных дворян лишили права приобретать крестьян. Так было покончено с сами уродливыми формами крепостничества, когда разрушались крестьянские семьи, а их члены использовались как домашние рабы. В 1842 году был издан указ «Об обязательных крестьянах». Он продолжил линию, намеченную указом 1803 года «О свободных хлебопашцах». Он не обязывал помещиков предоставлять землю крестьянам, получавшим личную свободу без выкупа. За данный в пользование надел крестьянин обязан был отработать определенные повинности. Регламентация взаимоотношений между помещиками и крестьянами западных губерний выразилась во введении инвентарей, которые определяли размеры крестьянских наделов и повинностей, способы возможного наказания крестьян. Однако все это были частичные меры, не менявшие сути крепостнических отношений в деревне.

          При Николае I на некоторое время удалось укрепить финансовую систему России. В 1839 – 1844 годах по инициативе министра финансов графа Е.Ф. Канкрина была проведена финансовая реформа. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль. С 1843 года ассигнации стали постепенно изыматься у населения путем обмена по обязательному курсу (3,5 рубля ассигнациями приравнивались к 1 рублю серебром) на кредитные билеты, которые, в свою очередь, свободно обменивались на серебро. Реформа способствовала оздоровлению финансов, но неурожаи 1830-1840-х годов и Крымская война 1853-1856 годов вызвали новые финансовые трудности. Внутренний и внешний долг государства увеличился в несколько раз.

         Внутренняя политика Николая I, особенно в последние годы (1848 – 1855 годов) была реакционно-репрессивной. В «мрачное семилетие» Россия была образцом бюрократически-полицейского государства. Свирепствовала цензура, деятельность жандармов и III-го отделения устрашала всю страну. Реакционной была политика правительства в области образования. Еще в конце 1820-х годов законодательно были закреплены сословность, замкнутость образования, ограничение в получении образования представителями низших сословий. Устав 1855 года фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов. Программы университетов пересматривались, из них изымалась философия и другие «отвлеченные» науки, не имевшие прикладного значения. Подавлялись инициатива и творчество, не согласованные с пожеланиями начальства. В вузах насаждалась казарменная дисциплина. Такая политика тормозила не только развитие образования и науки, но и всей культуры России. К середине века явственно проявилась назревшая необходимость реформирования сложившейся системы образования.

          Экономическое развитие страны заставляло правительство покровительствовать промышленности, торговле и, в конечном счете, способствовать развитию капиталистических отношений. Насаждение промышленности, учреждение банков, строительство железных дорог, основание технических учебных заведений, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок - все эти меры поощрения экономического развития проводились с учетом интересов помещиков и нужд самодержавия.

           Военные расходы и затраты на растущий аппарат управления требовали увеличения денежных поступлений. Отсюда и принятие поощрительных мер для предпринимателей, издание покровительственных тарифов. Консервативная по своим истокам политика тормозила, конечно, развитие новых процессов в экономике. Но они, тем не менее, медленно, но верно пробивали себе дорогу, углубляя кризис всей социально-экономической системы.  

        

                                                  
 
 
 
 
 
 
 

                                                        

             Заключение

           В целом государство не изменило ни социальную, ни экономическую ситуацию.

           Александру I не удалось провести коренные преобразования путем «реформ сверху». Насущные общественно-политические проблемы остались нерешенными.

          Попытка Николая I усовершенствования государственного управления потерпела неудачу. Сверхцентрализация обернулась тем, что высшие инстанции были буквально затоплены морем бумаг и потеряли реальный контроль за ходом дел на местах. Мелочная регламентация вела к волоките и злоупотреблениям. Консервативная по своим истокам политика тормозила развитие новых процессов в экономике. Финансы в результате Крымской войны были расстроены, вырос внешний и внутренний долг.

         Основным содержанием социально-экономического развития этого периода было нараставшее разложение крепостнической системы хозяйствования и постепенное формирование капиталистических отношений, прежде всего в промышленности и торговле, и в незначительной мере - в сельском хозяйстве.

           Крепостной строй оставался самой острой не только социально-политической, но и экономической проблемой России.

Информация о работе Россия в первой половине ХIХ века