Россия в период Смутного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Смутное время — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 48.03 Кб (Скачать)

 После  воцарения Федора Ивановича в  1584 г. родовая корпорация Годуновых  превратилась в главную опору  его трона. Дмитрий Иванович  стал наиболее влиятельным боярином  в Думе и доверенным лицом  царицы Ирины. Борис Федорович,  хотя и получил звание конюшего, то есть старшего боярина, но  занял место ниже дяди. В его  распоряжении оказался Земский  приказ, ведавший сбором налогов  с городов и черносошных крестьян. Таким образом, Годуновы заняли  основные ведущие посты в правительстве  царя Федора и начали наводить  свои порядки: сняли с должности  и наказали казначея П. Головина, укротили наиболее знатных бояр  И. Ф. Мстиславского и И. П. Шуйского, подавили мятеж недовольного Б. Бельского, сняли с поста митрополита Дионисия, выступавшего против царицы Ирины.

Богатство позволило Борису вести активное строительство и заниматься благотворительностью. Для себя в Кремле рядом с Чудовом монастырем он построил большой трехэтажный дом, что было в то время редкостью. В своих владениях он воздвиг храмы: в селах Хорошово, Вяземах и др. Хотя родовым монастырем Годуновых был костромской Ипатьевский, основные вклады он делал в Троице-Сергиев, главное место паломничества царей. В 1587 г. жертвует туда покров, в 1588 г. – красивую лампаду, в 1594 г. – колокол “Лебедь”, в 1597 г. – золотой потир с 16 драгоценными камнями и многое другое. Получает от него дары и Ипатьевский монастырь: в 1587 г. – ризы, в 1588 и 1590 годы – коней, в 1595 г. – двор в Китай-городе. Все это в будущем обеспечило ему мощную поддержку духовенства на избирательном Земском соборе в 1598 году.

Таким образом, по высоте положения, обширности родственных связей с наиболее знатными людьми государства мало кто мог  соперничать с Борисом Годуновым  к моменту смерти царя Федора Ивановича.

Права Бориса на престол объяснялись так: с детских лет вместе с сестрой  он был при “светлых царских очах и от премудрого царского разума навык”. Именно ему царь Иван завещал заботиться о Федоре и Ирине, которую почитал  как дочь. Борис твердо помнил наказ  и верно служил царю и царице: разгромил крымского хана, отнял  города у шведов, охранял границы.

Патриарх  сильно преувеличил заслуги Годунова, но такова была цель его речи, и она  была достигнута. Все собравшиеся  единодушно согласились с избранием  Бориса Федоровича Годунова на царство.

При всей благоприятности стечения обстоятельств  Борис боялся власти и далеко не сразу согласился на коронацию. Поселившись  с сестрой в Новодевичьем монастыре, он издали мог наблюдать за тем, что  происходило в столице. После  единодушного избрания на Земском соборе к нему начались ежедневные шествия  бояр, духовенства и толпами народа, умолявших его принять царский  венец. Но каждый раз пришедшие получали отказ. Борис демонстрировал всем, что  не только не стремится к власти, но даже ее не хочет. 18 и 19 февраля в  Успенском соборе патриарх организовал  многолюдный молебен о даровании нового царя. Наконец 21 февраля, во вторник Сырной недели, все духовенство во главе с Иовом, бояре, дворяне с крестами и иконами направились в Новодевичий монастырь.

Обряд умаления иконой должен был означать, что Борис являлся не только людским избранником, но и божьим. (В 1613 г. он был повторен при избрании на царство Михаила Романова).

После наречения Годунов не сразу поехал в столицу. Дело в том, что начинался  пост, и какие-либо празднества казались неуместными. Только 26 февраля, на Масленницу, состоялся его первый въезд в столицу.

Только 1 апреля царь Борис переехал в Кремль. К тому времени с южных границ неоднократно приходили тревожные  вести о том, что крымский хан  собирает огромное войско для похода на Москву. Действительно, междуцарствие  представлялось наиболее удобным временем для грабительского нападения. 20 апреля на заседании Боярской думы Борис  поставил вопрос о необходимости  отправки на Берег большого войска, не менее 500 тыс. человек, во главе которого собирался встать сам. Вскоре войско было собрано и 7 мая выступило  из Москвы по направлению к Серпухову.11 мая войско прибыло в Серпухов и стало готовиться к обороне.

18 июня  стало известно, что крымский  хан Казы-Гирей не решился напасть  на Русь, узнав о воцарении  Б. Годунова и готовности знати  ему служить. Вместо войска  в царский стан прибыли крымские  посла. 

30 июня  как победитель важно и торжественно  Борис въехал в столицу. Народ  снова радостно приветствовал.  Серпуховский поход показал новому  царю, что открытых противников  у него нет и что подданные  готовы служить ему верой и  правдой.

Только  через полгода после избрания 3 сентября Борис решился венчаться  царским венцом. Весь двор принял участие  в церемонии. Венчание на царство  было отмечено со всей пышностью. До 10 сентября шли праздничные пиры в  кремлевском дворце. Для народа на площадь выкатывали бочки с пивом и медом. Все придворные чины получили тройное годовое жалование, население было освобождено на год от налогов. Заключенных выпустили на волю, и было объявлено, что новый царь 5 лет обещает никого не казнить.

Прежде  всего, для успокоения знати Борис разобрал местнические споры, разгоревшиеся в дни правления царицы Ирины. Затем щедрыми пожалованиями он склонил многих на свою сторону. Поскольку войны не велись, то царская служба стала легкой и необременительной для боярства и дворянства. Городское население и черносошные крестьяне получили послабление в налогах. Многие работы по строительству укреплений, мостов и дорог стали вестись за счет казны наемными работниками.

Царские указы облегчили и участь крепостных крестьян. Согласно им было точно определено, сколько каждый крестьянин был обязан платить хозяину и сколько  дней на него работать. Более того, в 1601 г. был издан указ, разрешающий  крестьянский выход в Юрьев день и определяющий размер “пожилого” – 1 руб. 2 алтына за год. Правда, крестьянам не разрешалось переходить к крупным  вотчинникам, а только к небогатым  служилым людям, жильцам, детям боярским и иноземцам. Это было сделано  для того, чтобы служилые люди не разорялись окончательно, так как  крестьянский труд был их единственным средством для существования.

Умелое  управление государством позволило  царю существенно пополнить царскую  казну. В итоге за казенный счет началось большое строительство. В Кремле выросли обширные каменные палаты для  военных приказов, около Конюшенного  приказа устроили водопровод по образцу  европейских. Был надстроен верх колокольни Ивана Великого и под  ее куполом золотыми буквами написали имя Бориса с полным царским титулом.

В конце 1603 г. до царя дошли слухи, что в  Речи Посполитой появился самозванец, который выдает себя за сына Ивана  Грозного царевича Дмитрия. Началось расследование, в ходе которого выяснили, что царевичем  назвался беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев, служивший когда-то у бояр Романовых и Черкасских. Это очень обеспокоило царя, поскольку он стал подозревать бояр в принадлежности бояр к этой авантюре. Для опознания самозванца в Польшу был направлен его дядя Смирной Отрепьев, но увидеться с племянником ему не удалось. Вопрос о личности новоявленного царевича остался открытым.

Вскоре  стало известно, что войска Лжедмитрия пересекли западную границу России и вступили на ее территорию. В их составе были не только поляки, но и  запорожские казаки, желавшие видеть самозванца своим государем.

Один  за другим стали сдаваться Лжедмитрию северские города. Если царские воеводы  пытались оказать сопротивление, население  их арестовывало и отсылало к Лжедмитрию. Царское войско хоть и сражалось, но доблести не проявляло. В нем началось брожение, появились перебежчики.

Наконец постоянные ощущения тревоги и страха окончательно подточили и без  того слабое здоровье царя. 13 апреля 1605 г. он скоропостижно умер, вероятно, от апоплексического удара, хотя некоторые современники полагали, что царь отравился, предчувствуя страх. 

3.Явление  самозванчества. Лжедмитрий  I.

Под именем Дмитрия Ивановича, или царевича Димитрия, сына Ивана IV Грозного и Марии  Нагой, выступал, как считали тогда  многие, Григорий Отрепьев. Он — мелкий дворянин из Галича, ставший после  скитаний монахом, послушником у  патриарха Иова в Москве. Бежав  в Польшу, Отрепьев принял имя покойного  царевича и заявил права на престол  государей московских. Его поддержали польский король Сигизмунд, магнаты, шляхта и католическое духовенство, мечтавшие  о русских землях и иных богатствах. Папский нунций (посол) Рангони благословил  “царевича”, принявшего тайно католичество,—  папский Рим надеялся провести в  Россию унию (объединение) католичества и православия, подчинить ее своему влиянию.

Человек одаренный, беспокойный по натуре, “царевич”  был одержим мечтами о власти, славе, богатстве. Его стремление подогревали  польские авантюристы, в том числе  Марина Мнишек, дочь сандомирского  воеводы Юрия Мнишка (выходца из Чехии), в которую он влюбился. “Царевич”  обручился с ней, обещая ее отцу, своему тестю, русские земли, деньги и привилегии.

В октябре 1604 г. отряд Лжедмитрия I переправился через Днепр и вошел в места, пограничные с юго-западными уездами  России. Откликаясь на грамоты-призывы  самозванца, местные жители — дворяне, крестьяне и холопы, посадские  люди и казаки, тысячи беглецов, в  том числе и соратники Хлопка, встают под знамена “царевича  Дмитрия”. Надеясь на то, что он облегчит их положение, сбросит ненавистную  власть Годунова и его “злых бояр”, они увидели в самозванце будущего “доброго царя”: нужно только “восстановить” его на престоле “прародителей своих”, и все будет хорошо. Тем более  что “царевич” обещал всем льготы, облегчение в налогах.

Лжедмитрию  один за другим сдаются города —  Моравск и Чернигов, Путивль и  Рыльск, Курск и Кромы. Приходят к  нему и запорожские казаки. К январю 1605 г. его отряд, сначала небольшой, превратился - в 15-тысячное войско. На его  сторону перешли многие русские  дворяне и бояре, недовольные, по тем или иным причинам, Годуновым, его правительством. От самозванца они надеялись получить новые  земли, крестьян, жалованье.

В январе 1605 г. у села Добрыничи, под Севском, встретились армия Лжедмитрия (23 тысячи человек) и войско боярина  князя Ф.И.Мстиславского (20 тысяч). Самозванец потерпел полное поражение, хотел бежать в Польшу. Но русские, воевавшие на его стороне, не пустили его, и  с помощью жителей юго-западной России он снова и снова одерживает верх над воеводами Годунова, захватывает  города и уезды. Самозванец идет к  Москве, обещает сторонникам “вольности”  и “благоденственное житие”.

7 мая  под Кромами, после известия  о смерти Б. Годунова, вспыхивает  восстание в царском войске, и  оно заявляет о поддержке царевича  Дмитрия. 20 июня 1605 г. тот вступает в Москву, где накануне тоже вспыхнуло восстание против царя Федора Борисовича Годунова. Месяц спустя “царевич” венчается на царство в кремлевском Успенском соборе.

Царь  и великий князь всея Руси Дмитрий  Иванович, севший на трон не только благодаря  польской помощи, но, опираясь на восставших против Годунова дворян, крестьян и холопов, вынужден был кое-что сделать для них: дал свободу тем, кто попал в кабальные холопы в голодные годы начала столетия, освободил на 10 лет от налогов жителей Комарицкой волости на юго-западе.

Но в  целом новый царь продолжал крепостническую  политику своих предшественников. Срок “урочных лет” он увеличил с 5 до 5,5—6 лет, жаловал дворян землями и  крестьянами. Из армии по его приказу  “выбили” крестьян, холопов, посадских  людей, вчерашних союзников. Он распустил  и казачье войско.

И сам  Лжедмитрий, и его приближенные из русских и особенно поляков, пришедших  с ним, расхищают казну. Пришельцы  смотрят на Россию как на завоеванную  страну: оскорбляют национальные, религиозные  чувства ее жителей. Всех возмущают  женитьба царя на Марине Мнишек, бесчинства шляхтичей, слухи о переходе правителя  в католичество. Нарастает недовольство, и 17 мая 1606 г. против “истинного царя”, как еще недавно величали самозванца, вспыхивает в Москве восстание во главе с братьями Шуйскими. Лжедмитрий стал его первой жертвой, погибли  некоторые его клевреты, множество  шляхтичей'. Несколько дней спустя, 19 мая, бояре “выкрикнули” на Красной  площади в цари боярина князя  Василия Ивановича Шуйского.

4.Польско-шведская  интервенция и  национально-освободительное  движение: первое  и второе ополчения.

После того как при содействии изменивших интересам родины «седьмочисленных бояр», признавших русским царём  королевича Владислава, Москву захватили польские интервенты, а Новгород Великий оказался в руках шведских оккупантов, борьба народных масс за независимость быстро приобрела широкий размах. Народное движение принимало разные формы. В одних случаях посадские люди  и крестьяне «садились в осаду», как это было в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленске и других городах. В других случаях население бежало в леса, и враг не мог найти в занятых им деревнях ни продовольствия, ни фуража, ни проводников. Нередко оно начинало партизанскую борьбу, не давая врагу передышки ни на минуту. Наконец, создавались народные ополчения.

Информация о работе Россия в период Смутного времени