Россия в конце 17 - начале 18 вв. Внутренняя и внешняя политика Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Одним из наиболее значимых периодов в истории России, оказавшем наибольшее влияние на формирование дальнейшего пути развития российского государства, является время правления Петра 1, Великого.
Этой теме и посвящена данная работа.

Содержание

Введение
1. Предпосылки реформ Петра 1.
2. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула в 1721г. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа.
3. Расширение дворянских привилегий. "Указ о единонаследии" 1714г. и "Табели о рангах" 1722г.
4. Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Меркантилизм.
5. Военные реформы.
6. Церковная реформа.
7. Культура России в 1 четверти 18в.
8. Положение в сельском хозяйстве. Расширение феодальной собственности на землю. Перепись населения и подушная подать.
9. Внешняя политика Петра 1. Северная война (1700-1721гг.).
10. Значение реформ Петра 1.
Заключение

Работа содержит 1 файл

внутр и внеш политика - Аня.doc

— 95.50 Кб (Скачать)


Россия в конце 17 - начале 18 вв. Внутренняя и внешняя политика Петра 1.

 

План.

Введение

1. Предпосылки реформ Петра 1.

2. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула в 1721г. Создание  Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа.

3. Расширение дворянских привилегий. "Указ о единонаследии" 1714г. и "Табели  о рангах" 1722г.

4. Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Меркантилизм.

5. Военные реформы.

6. Церковная реформа.

7. Культура России в 1 четверти 18в.

8. Положение в сельском хозяйстве. Расширение феодальной собственности на   землю. Перепись населения и подушная подать.

9. Внешняя политика Петра 1. Северная война (1700-1721гг.).

10. Значение реформ Петра 1.

Заключение


Введение

Одним из наиболее значимых периодов в истории России, оказавшем наибольшее влияние на формирование дальнейшего пути развития российского государства, является время правления Петра 1, Великого.

Этой теме и посвящена данная работа.

 

Предпосылки реформ Петра 1.

Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований,—важнейший рубеж в отечественной истории. Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его. деде и отце— царях Михаиле и Алексее. Перестройка тогда коснулась многих сторон жизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо дальше их, вложил в преобразования такую энергию, страсть, которые тем и не снились. Правда, начал он преобразования отнюдь не в1682 г., когда формально стал царем, и не в 1689г., когда устранил от власти свою сестру- соперницу Софью. Еще несколько лет ушло на потехи и забавы, взросление и учение.

Предпосылками реформ Петра 1 являются два важных аспекта:

Объективное отставание России от стран Европы и личность Петра 1, сумевшего взять на себя ответственность принятия столь кардинальных решений.

2. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула в 1721г. Создание  Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа.

Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их “конзилией министров”, которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями.

С 1711г. были введены должности фискалов в центре (обер-фискал Сената, фискалы центральных учреждений) и на местах (губернские, городовые фискалы). Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей, подсудности местным властям, даже от ответственности за неправильные доносы.

Сенат руководил всеми учреждениями в стране. Но и за самим Сенатом Петр организовал контроль. С 1715г. его осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенатский обер-секретарь; наконец, с 1722г.—генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал- и обер-прокурору, которых назначал обычно сам император. Генерал- прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата —не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные, с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только Царю, подлежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры (гласный надзор) и фискалы (тайный надзор) империи.

В 1720г. опубликовали Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента,4— советников и4 асессоров. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им— местные учреждения.

Вместо нескольких десятков старых приказов появились11 коллегий со строгим разделением функций. Например, Посольский приказ заменила Иностранная коллегия. Были образованы коллегии: Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор- коллегия, Берг-мануфактур-коллегия.

Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными (армией и флотом отдельно), судебными делами, группа коллегий занималась финансами (доходами— Камер-коллегия, расходами —Штатс-контор- коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств—Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц- коллегия), металлургической и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия, которую в 1722 г. разделили на две: Берг- и Мануфактур-коллегию). Позднее к ним прибавилась Вотчинная коллегия. Действовали коллегии по всей стране. Управление значительно упростилось, например, к Юстиц-коллегии перешли функции семи бывших приказов. Дела в них велись совещательным порядком, коллегиально, решения принимались большинством голосов.

К коллегиям примыкало несколько учреждений, тоже по существу являвшихся таковыми. Таков, например, Синод—центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в 1721г. Его присутствие, как и в любой коллегии, составляли члены —церковные иерархи. Их, на манер чиновников, назначал царь, ему они присягали.

Особой коллегией стал и Главный магистрат —центральное учреждение для управления городами. Политическим сыском по-прежнему занимался Преображенский приказ.

Перестройку местных учреждений Петр начал до того, как взялся за центральные. Восстания начала столетия выявили слабость, ненадежность власти в городах и уездах —воеводской администрации и городского самоуправления. По реформе 1708—гг. Петр разделил страну на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (позднее— Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавлял губернатор, в руках которого находилась вся полнота власти— административной, полицейской, судебной, финансовой.

В 1719г. число губерний увеличилось до 11. Кроме того, страну разделили на 50 более мелких территориальных единиц—провинций. Провинции делились на дистрикты.

Еще одним важным событием было провозглашение Петром 1 себя императором России в 1721 г. В то же время он установил право передачи имперского титула по завещанию, по выбору императора, а не по наследственной линии.

3. Расширение дворянских привилегий. "Указ о единонаследии" 1714г. и "Табели  о рангах" 1722г.

При Петре изменился состав дворянства. В его ряды вошли по служебным заслугам и царскому жалованию многие выходцы из других сословий, вплоть до “подлых”. Важным приобретением для дворян стало окончательное слияние поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения службы на государя, его несоблюдение могло закончиться конфискацией поместья в казну),и вотчин, безусловных владений. Это оформил известный указ Петра о единонаследии от 23 марта1714 г.

На смену старому делению дворян на чины думные, столичные и провинциальные пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. Петровская “Табель о рангах”, обнародованная 24 января 1722 г., окончательно зафиксировала принцип чиновной, бюрократической выслуги. Новый закон Петра разделил службу на гражданскую и военную. Та и другая получили 14классов, или рангов, в распределении чинов. Получив чин VIII класса, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя. Чины XIV классов тоже давали дворянство, но только личное, не потомственное.

4. Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Меркантилизм.

Основа основ жизни всякого государства—труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. И Петр, прекрасно это понимая, немало усилий и нервов тратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, мобилизовывал большие массы людей, крестьян и горожан, на различные работы, а дворян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках.

Петровские указы охватывают почти все стороны хозяйственной жизни страны. Он издал, например, узаконения1715, 1718 гг. об изготовлении крестьянами полотна, которое в большом количестве шло на продажу в Петербург и другие города, селения, за границу. Широко известен факт личной помощи Петра Никите Демидову, который из мелкого производителя металлических изделий в Туле превратился в крупнейшего уральского заводчика, стал основателем династии знаменитых промышленников и меценатов XVIII —XIX вв.

Для управления купцами и ремесленниками Петр создал сначала Бурмистерскую палату, или Ратушу, потом Главный магистрат, который, согласно регламенту, должен был заботиться о росте и процветании не только крупного (мануфактуры), но и мелкого производства.

Мастеров-ремесленников и специальностей, которыми они занимались, в стране было очень много, и Петр задумал организовать их в цехи. 27апреля 1722г. на сей счет вышел царский указ. В городах возникли цехи, в которые входили мастера, имевшие подмастерьев и учеников; возглавляли их старшины. В Москве в 1720-х гг. имелось, например, 146цехов с 6,8тысячи членов.

Петр и власти организовали поиски руд. Там, где их находили, строили предприятия, причем очень быстро. В самом начале века повелением Петра на Урале появились заводы —Невьянский, Каменский, Уктусский, Алапаевский и другие, в Карелии—Петровский (там, где сейчас Петрозаводск), Алексеевский, Повенецкий и Кончезерский; в Воронежском крае —Липецкий и Кузьминский. 11крупных заводов вступили в строй, принадлежали они казне или частным лицам, например Н. Демидову. И в последующие годы строительство мануфактур в России продолжалось —возникали металлургические (железоделательные, медеплавильные) заводы, выплавка чугуна поднялась со Г50 тысяч пудов в 1700г. до 800тысяч пудов в год кончины Петра.

В Москве и других районах центра возникали суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры. К 1725г. в стране имелось 25текстильных предприятий, а также мануфактуры кожевенные, канатные, стекольные, пороховые, верфи, винокуренные заводы.

В области промышленности при Петре появилось много нового. На первое место в металлургии выдвинулся быстро развивавшийся Урал. Старые районы. Тульский и Олонецкий, отходили на второй план. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии. Около Нерчинска, за Байкалом, в 1704г. построили первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро. В Петербурге — детище Петра Алексеевича —выросли Адмиралтейская верфь. Арсенал для производства вооружений. На верфи в1715 г. работали10 тысяч человек, с1706 по1725 г. с ее стапелей сошли 59 крупных и более 200мелких кораблей, краса и гордость российского флота. Кроме того, верфи были в Воронеже и Таврове, Архангельске и московском селе Преображенском, на Олонце и реке Сяси в Карелии. Новые оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) появились, помимо Петербурга, в Сестрорецке и Туле, пороховые заводы —в Петербурге и под Москвой. Текстильная промышленность создавалась заново, так как ни одна из мануфактур XVIIв. не сохранилась к началу следующего века. Ее центром стала Москва. Имелись текстильные предприятия в Ярославле, Казани и на Левобережье Украины. Впервые появились заводы бумажные, цементные, сахарный, шпалерная (обойная) фабрика.

Всего при Петре существовало около 200 предприятий. Как правило, это крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцы мануфактур— преимущественно купцы, меньше дворяне (Меншиков, князь А. М. Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, крестьяне.

Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых правительством мер зависимость, России от импорта или существенно сократилась, или прекратилась. В 1724г. ввели покровительственный таможенный тариф —высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия. При Петре I значительного развития достигает торговля. При этом правительство проводит политику покровительства отечественному производителю и ограждает внутреннюю торговлю от иностранной конкуренции. Центром всероссийского рынка оставалась Москва, куда стекались товары со всей России и из-за рубежа. Большую роль в развитии торговли играли ярмарки. Общероссийское значение имели ярмарки: Тихвинская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская и др.

Чтобы получать большие доходы от торговли, государство объявило производство и продажу определенных товаров казенной монополией. Частные лица не имели права торговать зерном, щетиной, мачтовым лесом, табаком, парусиной. Богатые купцы-откупщики за большие деньги получали у казны право торговли, такие же права покупали и иностранцы.

Петр не только поддерживал купцов, но и облагал их высокими налогами. Царь приказал купцам торговать с заграницей только через Петербург, он насильно переселил в новую столицу 4 тысячи купцов с семьями. В конце Северной войны были отменены почти все монополии, но государство продолжало вмешиваться в торговлю с помощью таких рычагов, как система налогообложения.

Свою экономическую деятельность правительство Петра I основывало на политике меркантилизма, господствовавшей тогда в Европе. Она выражалась в том, что государство накапливает деньги за счет активного торгового баланса, превышения вывоза товаров над ввозом (стимулирование экспорта, ограничение импорта). Составной частью этой политики был протекционизм. По указанию Петра I в 1724 г. вышел Таможенный тариф. На экспорт были установлены низкие пошлины, купцы охотно вывозили товар за границу А на некоторые виды железных изделий были установлены значительные пошлины (75% от их стоимости). Это способствовало интенсивному развитию российской промышленности. В 1725 г. вывоз товаров в стоимостном выражении в 2 раза превысил ввоз. За границу вывозили лен, смолу, лес, пеньку, кожи, нефть, хлеб и др. товары. Ввозили дорогое сукно, шелк, вина, кофе, пряности, фарфор, хрусталь, сахар, предметы роскоши. Ввозились также в большом количестве краски для текстильных мануфактур. К концу правления Петра Великого главным торговым портом стал Петербург.

Информация о работе Россия в конце 17 - начале 18 вв. Внутренняя и внешняя политика Петра 1