Россия в конце 16-17вв.:люди и время

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 23:13, сочинение

Описание работы

В исторической литературе события конца XVI- начала XVII веков принято называть Смутой, а один из ее периодов Гражданской войной. Современники событий, церковная историография первопричину Смуты искали в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим соборную душу Руси.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 28.75 Кб (Скачать)
  1. В исторической литературе события конца XVI- начала XVII веков принято называть Смутой, а один из ее периодов Гражданской  войной. Современники событий, церковная  историография первопричину Смуты  искали в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим соборную душу Руси. С  этой точки зрения, Смута - одновременно кара за безбожную жизнь - и дар, мученический венец, чтобы дать возможность народу явить силу своей веры. В наиболее развернутом виде концепция причин и сущности Смуты, в основе которой  лежал социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса, сформулирована С.Ф.Платоновым в «Лекциях по русской  истории»: « Начальным фактом и  ближайшей причиной Смуты послужило  прекращение царской династии». Что же такое «Смута»? События  конца XVI-начала XVII веков стали результатом  сложнейшего переплетения разнообразных  противоречий: духовно-нравственных, экономических, династических, сословных, национальных, межгосударственных. Историки выделяют политические, экономические, внутрисословные, социальные причины Смуты. последствия опричнины, которые привели к опустошению, разорению земель и дальнейшему закреплению крестьянства;

    неурожаи и голод  в 1601- 1603 годах (на страну обрушились 3 подряд неурожайных года; не были затронуты  только южные пограничные уезды).

    Исследователи отмечают также и внутрисословные причины Смуты:

    происходило нарастание кризиса феодального сословия, который  выразился в увеличении численности  служилых людей и сокращении фонда  поместных земель в ходе «великого  разорения» 70-80 годов XVI века;

    усилился кризис и внутри феодального сословия. В  тяжелом положении оказались  мелкие феодалы, оставшись в обезлюдивших поместьях. Закономерным явлением стал процесс переманивания крупными феодалами крестьян у более мелких.

  1. Однако, как в случае с

    Иваном IV и Смутой начала XVII века, петровская опричнина  набрала инерцию и, несмотря на вялотекущую  «смуту наверху» в виде дворцовых  переворотов, в елизаветинско-екатерининское правление из петровской опричнины откристаллизовалось петербургское самодержавие (правда, с привкусом и послевкусием дворяновластия, с которым пытались бороться Павел I и Николай I), если так можно выразиться, «самодержавие с дворянским лицом».Логическим результатом петровской опричнины и имманентной чертой петербургского самодержавия, достигшей пика при Екатерине II, стало полное рабство крепостных и усиление в её правление в 3-4 раза эксплуатации как частновладельческих, так и крепостных крестьян. И это при внешних и внутренних займах, из-за которых госдолг к концу правления «матушки» достиг 200 млн рублей, и России удалось расхлебать эти результаты правления Екатерины только в николаевское время благодаря реформе Е.Ф.Канкрина.

  1. Личность Бориса Годунова, его неслыханные возвышения и трагический конец. Начав службу заурядным дворянином, Борис занял пост правителя при слабоумном царе, а затем стал властелином огромной державы. В это время Россия вступила в полосу тяжёлых испытаний. Грандиозные стихийные бедствия на десятилетия подорвали её производительные силы. Длительная война довершила дело. В стране воцарилась неописуемая разруха. Борис Годунов родился незадолго до покорения Казани, в 1552 году. Его отец, Фёдор Иванович, был помещиком средней руки. После смерти отца его взял в свою семью дядя. Не только родственные чувства и ранняя кончина собственных детей побудили Дмитрия Ивановича принять особое участие в судьбе племянника. Важно было не допустить раздела последнего родового имения. Невысокое служебное положение и худородство, можно сказать спасли Годуновых в дни, когда разразилась опричная гроза. Дмитрий Годунов пережил все испытания и попал в опричный корпус в момент его формирования. Царь стремился вырваться из старого окружения. Ему нужны были новые люди, и он распахнул перед ними двери дворца. Так скромный вяземский помещик стал придворным. Служебные успехи дяди пошли на пользу племяннику Борису. В конечном счете тонко рассчитанная политика Годунова никого не удовлетворила. Династия сохранила поддержку верхушки феодального класса, зато в среде мелкого дворянства ее популярность стала быстро падать. Борису не удалось завоевать народные симпатии. Насилия помещиков и голод ожесточили крестьянство
  2. В  XVII  столетии  на  территории  Российскогогосударства действовало около 20 самозванцев (из них только в Смутное  времячеловек  12),  век   же   восемнадцатый   отмечен   примерно   40   случаямисамозванства. Совершенно очевидно, что для понимания сущности  и причин  возникновения самозванчества   нужно   прежде   всего    изучить    идейно-психологические особенности русского народного сознания XVII— XVIII веков. Термин  «самозванчество»  относится   к   области   социальной   психологии.Самозванчество начинается тогда, когда лжецарь или псевдомессия  открывается окружающим, формирует группу соратников или становится во главе какого-либо движения социального протеста.
  3. этой точки зрения изучение истории земских соборов XVI—XVII в.в. злободневно и актуально.В процессе изучения темы ставилась цель выяснить, почему появились земские соборы, какие экономические и политические обстоятельства и процессы в Московском государстве к середине XVI в. вызвали к жизни такую форму опоры правительства на феодальное сословие и городскую верхушку общества в форме земских соборов.Важной задачей данной работы было показать, каков был политический голос соборов, какое значение имели земские соборы в формировании и функционировании склада жизни Московского государства второй половины XVI в. — XVII в., как они влияли на внутриполитические отношения. Но самым сильным ударом по владельческим и политическим позициям боярства стала опричнина. Этот феномен, как и противостояние “царь—бояре” в целом, и по сей день является предметом острейшей дискуссии, участие в которой выходит за рамки данной работы; можно лишь присоединиться к остроумному замечанию одного из историков о том, что опричнина казалась очень странным явлением как тем, кто ее изучал, так и тем, кто от нее страдал. Многие исследователи отмечают вовлеченность в орбиту ее кровавого колеса различных слоев населения, несистематический характер ее мер по отношению к главному адресату — боярству: “Вызванная столкновением, причиной которого был порядок, а не лица, она была направлена против лиц, а не порядка” (выделено мною — О. Г.), — писал в этой связи В. Ключевский (100; кн.1, С. 493). . Поведение боярства в период Смуты стало индикатором его качества как элиты: освобождение страны происходило не благодаря лидерству "официальной" власти, а вопреки ей — боярство и само народное ополчение рассматривало как мятеж или бунт. Смута положила конец боярству как цельному правящему классу, однако это не означало уход с политической арены его представителей. Состав правящей элиты XVII в. отличался крайней пестротой: в нем присутствовали немногие уцелевшие старинные княжеские и боярские фамилии, однако постепенно они вытеснялись малоизвестными, незнатными людьми из захудалых родов, средних и низших слоев дворянства, в том числе провинциального.
  4. Внешнеполитическая обстановка была куда более спокойной и стабильной нежели внутриполитическая. Об этом говорит тот факт, что ни одно соседнее государство не вмешалось в дела Московского в период правления Бориса Годунова. Россия вышла из "Смуты" крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым сведениям погибло до трети населения. Преодоление хозяйственной разрухи окажется возможным лишь на путях укрепления крепостничества. Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб ее армейский потенциал, долгое час практически беззащитными оставались южные рубежи.В стране усилились антизападнические настроения, что усугубило ее культурную, а, в итоге, и цивилизационную замкнутость.Народ сумел отстоять независимость, но в результате его победы в России возродилось самодержавие и крепостное право. Однако, вероятнее всего, иного пути спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях и не существовало.
  5. Ополчение выполнило свою роль в борьбе против иностранной интервенции и было распущено, повлиять на принятие политических решений оно не могло. В борьбе с польско-шведской интервенцией начала XVII в. русское войско, в основном состоявшее из дворян и детей боярских, оказалось недостаточно боеспособным. Помещики и вотчинники, ради сохранения своего господствующего положения в условиях крестьянской войны, шли на сговор с интервентами для борьбы с народным антифеодальным движением. Стрельцы оказались более устойчивыми в моральном и боевом отношении, показали образцы самоотверженности и героизма в обороне русских городов, но в полевой войне не имели самостоятельного значения. Служилые казаки растворились в массе вольных казаков и были увлечены последними на сторону противника; часть казаков, оставшаяся верной правительству, также не имела самостоятельного значения в полевой войне из-за слабой организации и дисциплины. Народное освободительное движение, начавшееся в конце 1608 г., превратилось в 1611–1612 гг. в общенациональное движение, освободившее русскую землю от интервентов. Народное ополчение под руководством Д. Пожарского и К. Минина разгромило противника под Москвой и очистило столицу от врага. После окончания интервенции правительство Михаила Федоровича стремилось восстановить и упорядочить войско в прежнем составе и организации. Число служилых дворян и детей боярских увеличилось до размеров конца XVI в., но почти половина этих ратных людей была пригодна только для городовой и осадной службы. В целом дворянское ополчение являлось недостаточной и ненадежной вооруженной силой.
  6. Восстание Болотникова И.И. имело две причины: рост эксплуатации и дальнейшее закрепощение крестьян (введение Годуновым Б.Ф. 5 "урочных лет", расширение Шуйским В.И. срока сыска до 15 лет); политическая нестабильность в стране (Ливонская война, опричнина, голод, нашествие самозванцев - Лжедмитрия I, Лжедмитрия II, польско-шведская интервенция).Основные события восстания доказывают руководящую роль Болотникова в народном движении, показывают проявление установленных нами личностных качеств Болотникова и попытки реализовать поставленные цели, которые с учетом указанных причин закончились трагедией для лидера восстания. Ведущую роль Ивана Болотникова в восстании подтверждают данные, как отечественных источников, так и иностранных, а авторы монографий почти едины в высокой оценке личности вождя восставшего народа, который, на фоне коварного и вероломного Василия Шуйского или же политических авантюристов - Молчанова, Шаховского и других, несомненно, ее заслуживает.
  7. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629–1676) – русский царь (с 1645), второй представитель династии Романовых на российском престоле, сын и преемник царя Михаила Федоровича Романова. Народная память сохранила за Алексеем Михайловичем прозвище «тишайший». Отчасти оно рождено демонстративным христианским смирением в его поведении, добродушным, «тихим» нравом, умением слушать своих приближенных. Тем не менее, многие из них отмечали, что периоды царской «тихости» нередко сменялись вспышками гнева, убежденной твердости и решительности. Добродушный и маловольный, подвижный, но не энергичный и не рабочий, царь Алексей не мог быть бойцом и реформатором Тридцатилетнее царствование Алексея Михайловича принадлежит далеко не к светлым эпохам русской истории, как по внутренним настроениям, так и по неудачам во внешних сношениях. Между тем, причиною того и другого были не какие-нибудь потрясения, наносимые государству извне, а неумение правительства впору отклонять и прекращать невзгоды и пользоваться кстати стечением обстоятельств, которые именно в эту эпоху были самыми счастливыми.

    В годы правления  Алексея Михайловича в России предпринимались попытки строительства  первых военных кораблей, началось формирование постоянной армии "нового строя", состоявшей из добровольцев и заложившей основу будущей системы  рекрутских наборов. В годы его правления произошли важнейшие события русской истории: принятие Судебника 1649 г., церковные реформы патриарха Никона 1653 г., воссоединение Украины с Россией 1654 г. Безусловно, царь Алексей Михайлович внёс большой вклад в развитие правовой системы России, издав Соборное уложение 1649 года. Необходимо отметить и идею создания медных денег, хотя реализовать её не смогли в полном объёме. Все дела царя Алексея красноречиво свидетельствуют о том, насколько благотворно было его тридцатилетнее царствование для народа и как много он подготовил в нашем государстве для деятельности царя-преобразователя.

  1. В еще большей мере изменилась роль Земских соборов. Они стали органом представительства дворян и посадских людей. В начале века в условиях социальных потрясений, иностранных вторжений, ослабления государственной власти их значение сильно возросло. И в годы Смуты, и в начале правления царя Михаила центральная власть остро нуждалась в поддержке “всей земли”. Земские соборы по существу превратились в орган распорядительной власти, в котором большую, даже решающую роль играли представители дворянства и посадских людей. Собор свои функции, такие важные и нужные для страны, выполнял с соизволения и по указаниям верховной власти, которая была сильно озабочена тем, чтобы после страшного разорения побыстрее “землю устроить”.Земские соборы при Михаиле созывали часто, чуть ли не ежегодно. Земский собор с самого начала был обречен на роль послушного орудия в руках самодержавия. Во-первых, большая часть крестьянства была отстранена от представительства на соборах. Во-вторых, созывались они лишь тогда, когда в них нуждалась верховная власть. В первой половине века Земские соборы рассматривали вопросы войны и мира, сбора экстренных налогов и отношений с соседними странами. После 1653г., когда Земский собор вынес решение о принятии Малороссии в российское подданство, деятельность этого сословно-представительного учреждения, по сути дела, прекращается. Формирующаяся абсолютная монархия уже не нуждается в подобном органе управления. Главной опорой власти выступают бюрократия и армия.
  2. В Соборном Уложении определялся статус главы государства — царя, самодержавного и наследного монарха. Утверждение (избрание) его на Земском соборе не колебало установленных принципов, напротив, обосновывало, легитимировало их.

    Соборное уложение  состояло из 25 глав, включавших   в  себя 967 статей. В этом

    большом по объему памятнике феодального права  были  систематизированы на более

    высоком уровне юридической техники правовые нормы, действовавшие ранее. Кроме

    того, имелись и  новые правовые нормы, появившиеся  главным образом под давлением

    дворянства и  чернотяглых посадов. Для удобства главам предшествует

    подробное оглавление, указывающее содержание глав и статей. Система довольно

    беспорядочная, усвоенная  Уложением, в 1-й части кодекса  копирует систему

    статута. Первая глава  Уложения ("о богохульниках и  церковных мятежниках")

    рассматривает дела о преступлениях против церкви (9 статей), в которых

    наказывется смертью "хула" против бога и против богородицы тюремным же

    заключением - бесчинное  поведение в церкви. Глава вторая ("о государьской чести

    и как его государьское здоровье оберегать", 22 статьи) говорит о преступлениях

    против царя и  его властей,  называя их "изменой". К ней примыкает глава третья

    ("о государеве дворе, чтоб на государевом дворе ни от кого какова  бесчиньства

    и брани не было", 9 статей) со строгими наказаниями за ношение оружия на дворе

    и прочее. Глава четвертая ("о подпищекех и которые печати подделывают", 4 статьи)

    говорит о подделках  документов и печатей, глава пятая (2 статьи) - " о

    денежных мастерах которые учнут делати воровские деньги". В главе шестой (6

    статей) сообщается "о проезжих грамотах в и(ы)ные государьства". Близко

    связны с ними по содержанию следующие главы: седьмая ("о службе всяких ратных

    людей Московского  государьства", 32 статьи) и восьмая ("о искуплении

    пленных", 7 статей).B девятой  главе  говорится  "о  мытах и о перевозех и о мостах" (20 статей).Собственно с десятой главы (" о суде", 277 статей) начинаются наиболее важные

    постановления Уложения. К этой статье примыкает глава 11 ("суд о крестьянех",

    34 статьи), глава  12 ("о суде патриарших приказных,  и дворовых всяких людей,

    и крестьян", 3 статьи), глава 13 ("о монастырском приказе",  7 статей),

    глава 14 ("о крестном  целовании", 10 статей), глава 15 "о  вершеных делах", 5

    статей).Глава 16 ("о поместных землях", 69 статей) объединен общей темой с главой 17 "о

    вотчинах" (55 статей). Глава 18 говорит "о печатных пошлинах" (71 статья). 19

    глава носит название "о посадских людех" (40 статей).  Глава 20 заключает "суд

    о холопех" (119 статей), глава 21 говорит "о розбойных и татиных делех (104

    статьи),  22 глава  заключает в себе "указ за какие  вины кому чинити смертная

    казнь и за  какие  вины смертию не казнити,  чинити наказние" (26 сттей).

    Последние главы -23 ("о стрельцах",  3 статьи),  24 ("указ о атаманах и о

    казакех",  3 статьи), 25 ("указ о корчмах", 21 статья) - очень кратки

    Все главы Уложения  могут быть разделены на пять групп: 1) I-Х составляют

    тогдашнее государственное  право, здесь ограждается богопочтение (I), личность

    государя (II) и честь  государева двора (III), воспрещается подделка

    государственных актов (IV), монеты и драгоценных вещей (V), что включено сюда

    потому, что поселку  монеты статут считал преступлением  против величества;

    здесь же паспортный устав (VI), устав военной службы и  вместе с ним

    специальное военно-уголовное  уложение (VII), законы о выкупе пленных (VIII)

    и, наконец, о мытах  и путях сообщения (IX). 2) Гл. Х-ХV содержат устав

    судоустройства  и судопроизводства; здесь (в гл. X) изложено и обязательное

    право. 3) Гл. ХVI -ХХ — вещное право: вотчинное, поместное, тяглое (гл. XIX)

    и право на холопов (XX). 4) Гл. ХХI-XXII составляют уголовное уложение, хотя

    и во все прочие части Уложения вторгается уголовное право. 5) Гл. XXIII-XXV составляют добавочную часть.

    12.

    Сословие –  социальная группа с закрепленными  законом наследственными правами  и обязанностями, окончательно сложившаяся  на основе классовых отношений феодализма. Всякое действие порождает противодействие, в том числе и в обществе, во взаимоотношениях классов и сословий. Во всяком обществе не могут не возникать социальные противоречия, которые, в свою очередь, в периоды крайнего их обострения порождают столкновения интересов, стремлений. Они принимают разные формы — от ежедневной борьбы (невыполнения или плохого выполнения повинностей, борьбы в судах за землю) до открытых восстаний, вплоть до наивысшей их формы — гражданских войн больших масштабов. Бояре и дворяне. Среди всех классов и сословий господствующее место безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его «одворянению». Дворянство превращалось в замкнутый класс — сословие. Сословия, возникшие еще в Киевской Руси, на протяжении многих веков не претерпели каких-либо коренных изменений. Конечно, надо отметить, что монархи пытались изменить положение страны и сословий в частности, направляя свою политику на “европеизацию” (т.е. пытались следовать примерам стран Европы в политике, общественном устройстве и т.д.), но при этом преобразования направлялись на определенное сословие, определенный круг общественности

Информация о работе Россия в конце 16-17вв.:люди и время