Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:53, реферат
К концу 15 в. сложились условия для перехода объединительного процесса в завершающую стадию-формирование единого российского государства. Социально-экономическое развитие страны на протяжении 14-15 вв. привело к значительному усилению феодального землевладение и хозяйства.
К концу 15 в. сложились условия для перехода объединительного процесса в завершающую стадию-формирование единого российского государства. Социально-экономическое развитие страны на протяжении 14-15 вв. привело к значительному усилению феодального землевладение и хозяйства. Эти и другие обстоятельства, в том числе и отрыв России от мировых торговых путей привели к неблагоприятным условиям для вызревания раннебуржуазных отношений, способствовали дальнейшему развитию страны по пути углубления феодально-крепостнических отношений. Большое влияние на развитие объединительного процесса оказала внешняя опасность. Предыдущий опыт страны давал убедительное подтверждение этому. Завершающий этап объединительного процесса занял примерно 50 лет во время княжения Ивана III (1462-1505) г. Ко времени княжения Ивана III Московское княжество выросло в могущественный массив. Перед Иваном III стояли три задачи: подчинить и присоединить оставшиеся еще самостоятельными княжества, освободиться от татарского ига и отбросить от границ складывающегося Русского государства польско-литовских панов и помогавших им немецких рыцарей. Старая удельная система уже начала разрушаться. Ослабела раздираемая внутренними противоречиями и Золотая Орда.
Иван III сравнительно скоро и успешно разрешил стоящие перед ним задачи. Неудивительно, что позднее с именем Ивана связывалось представление о великих преобразованиях и огромных успехах Русского государства, за что он и был прозван "Великим".
Он сочетал в себе все качества, унаследованные от своих предшественников и ставшие фамильными в роде Калиты: хитрость и прозорливость, хладнокровие и расчетливость, медлительность и осторожность, упорство и стойкость. Настойчиво доводивший до конца все дела, Иван III отступал перед опасностью только для того, чтобы продумать обстановку, выждать момент и снова перейти в наступление.
Иван III продолжил и завершил кропотливую и длительную деятельность потомков Даниила Александровича Московского, которая подготовляла создание сильного централизованного государства великороссов. Огромные богатства, Собранные путем строго централизованной систематической феодальной эксплуатации народных масс при помощи государственного аппарата и хорошо организованной военной силы, авторитет церкви, верной прислужницы великого князя, -все это в совокупности объясняет успехи Ивана III в окончательной ликвидации феодальной раздробленности с присущей ей удельной системой.
Начал он с покорения и присоединения Новгорода-"главы русских республик". Новгород клонился к упадку. В городе хозяйничала боярская аристократия. Кучка знати ("триста золотых поясов, "господа") , заправляла делами города. Усилился гнет народных низов, страдавших от самоуправства бояр, от налогов, поборов и ростовщичества.
Во главе бояр "литовской партии" стояли сыновья и вдова посадника Исаака Борецкого, Марфа, -владельцы огромных земель на Северной Двине и в Поморье. Борецкие, опасаясь роста возмущения народных масс, в результате которого они могли бы лишиться своего положения и награбленных богатств, решают изменить своему народу и отдать Новгород Литве. С этой целью они в 1470 году заключают союз с польско-литовским королем Казимиром IV, который не замедлил прислать в Новгород своего наместника, киевского князя Михаила Олельковича, из обруселых православных потомков литовского князя Гедимина. Михаил Олелькович был избран не случайно. Казимир понимал, что посадить сразу наместником "ляха"-католика опасно. Бояре "литовской партии" уже строили планы относительно женитьбы Михаила на вдове Исаака Борецкого, Марфе.
Иван III попробовал было через митрополита Филиппа воздействовать на новгородских бояр, упрекая их в предательстве и увещевая отказаться от "латинской прелести" и "латинского государства". Но увещевания не помогли. Тогда, посоветовавшись с боярами и "служилыми людьми", Иван III объявил поход на Новгород. В июне 1471 года выступили московские рати. На Руси были возмущены предательством новгородского боярства. На новгородских бояр шли как "на иноязычников и на отступников". И Новгород был побежден. Своему успеху Иван III был обязан не только тому, что пошла на Новгород "вся Русь", не только тому единому, централизованному руководству войсками, но и тому, что новгородских бояр "литовской партии", изменников и предателей, ненавистных народным массам из-за их ростовщического и налогового гнета, самоуправства и своеволия, собственно некому защищать, и от новгородских низов они в лучшем случае могли ждать лишь недружелюбного нейтралитета.
Таким образом, было покончено с "главой русских республик" - Новгородом. Пал древний вечевой строй. Некогда он давал возможность народным массам бороться с боярской аристократией, но к XV веку вече превратилось в арену деятельности олигархов, власть которых становилась невыносимой. В силу этого новгородские низы поддержали Ивана, несмотря на то, что он уничтожил их вечевые порядки. Кроме того, сепаратизм бояр, их попытки отдать Новгород в компенсацию за сохранение собственного господства польско-литовскому королю и магистру ордена немецких рыцарей, их явная антинациональная и антинародная политика способствовали укреплению патриотического чувства новгородцев, стремившихся к слиянию с Москвой в единое Русское государство.
Покончив с Новгородом, Иван принимается за уничтожение самостоятельности других княжеств.
Еще в 1463 году было ликвидировано Ярославское княжество, и князь Ярославский Александр Федорович, князья Слуцкие, Курбские и Прозоровские стали уже не "подручниками", а слугами. В 1474 году настал черед князей Ростовских, а через одиннадцать лет князей Тверских. Полным хозяином чувствовал себя Иван и в Рязани. Рязанские князья, бояре, дворяне, дети боярские служили "государю всея Руси", как называл себя Иван III.
Настал черед освобождения от ханства. На Руси уже не было правителя, равного Ивану III по силе власти, богатству, могуществу. Но Русь по-прежнему считалась вассалом Золотоордынского хана. Нежно было свергнуть позорное татарское иго. Некогда сильная и могучая Золотая Орда, несмотря на свой распад и ослабление во второй половине XV века, все же не оставляла притязаний на Москву и пыталась подготовить новое нашествие.
Испуганное усилением Руси при Иване Польско-Литовское государство стремится приостановить рост русского государства, заключив для этого союз с татарами.
В 1480 году хан Золотой Орды Ахмат выступил на Москву. Иван двинул войска навстречу татарам, но Ахмат повернул к реке Урге, со стороны которой Москва была менее защищена. Москва приготовилась к осаде. Сам Иван, отличавшийся осторожностью, решил оставить Москву, причем жену свою, Софью, отправил "к морю"(Белому) вместе с княжеской казной. Иван отступал к Кременцу, желая выиграть время, примириться с братьями и укрепить свои позиции. Среди бояр нашлись люди, поддерживавшие в Иване малодушие и советовавшие ему бежать. 30 сентября Иван въехал в готовящуюся к обороне Москву. Весть о том, что князь в городе, сейчас же распространилась по Москве. Горожане обступили князя, упрекая его в трусости. Ростовский епископ Вассиан назвал Ивана III "бегуном". Под давлением горожан и духовенства, Иван выступил на татар и присоединился к войскам своего сына. Татары и русские стояли на берегах Угры, и ни кто не решался первым перейти реку и вступить в бой. Находясь, как пишет летописец, под влиянием "людей злых, среболюбцев, богатых и тучных предателей христианских, потаковников бусурманских", Иван вел с Ахматом бесконечные переговоры, не желая начать военные действия до тех пор, пока к нему не присоединятся войска братьев, Андрея и Бориса. Подошла осень. Иван приказал отступить к кременцу, и здесь произошло долгожданное Иваном соединение русских войск. 11 ноября 1480 года узнав о соединении русских войск, хан повернул назад. Ахмат зазимовал в устьях Северного Донца. 6 января 1481 года на него напал хан Шибанской (Тюменской) Орды Ивак, разбил золотоордынцев и убил Ахмата. В 1502 году Менгли-Гирей добил Золотую Орду и выгнал сына Ахмата, Шиг-Ахмета. Золотая Орда перестала существовать. Пало столетия длившееся на Руси татарское иго.
Падение татарского ига, угнетавшего и унижавшего русский народ, сопровождавшегося систематическим террором, кровопролитием, массовыми убийствами и разорением, имело громадное историческое значение. Русь сбросила с себя "подавляющие ее цепи татарского ига" (Маркс) , надолго задержавшие экономическое и культурное развитие русской земли, оторвавшие ее от передовых западноевропейских стран и способствовавшие ее отсталости. В борьбе с Золотой Ордой выросло и окрепло молодое Русское государство, нашедшее в себе силы и для ниспровержения татарского ига и для борьбы с врагами с Запада.
В конце XV века Руси снова угрожало окрепшее и усилившееся при Казимире Польско-Литовское государство. Начав против него войну, Иван понимал, что он ведет дорьбу за воссоединение Руси, за создание единого Русского государства с включением в его состав всех старинных русских земель, захваченных некогда Литвой и Польшей-Смоленской, Чернигово-Северской, Киевской, Полоцкой, Пинской, Берестейской, Галицкой и Влынской. Он воевал за Русь в границах киевских времен: от Волги до Галича и Черной Руси, от Мурмана до Переяславля, Канева, Черкас и Олешья.
И поэтому в 1493 году посол его, дворянин Загряжский, читая грамоту Ивана Александру, поразил литовцев новым титулом Московского князя: в грамоте Иван именовал себя "государем всея Руси", а не "великим князем", как ранее. Эти притязания Ивана были подкреплены силой оружия.
Таким образом, Общий итог войнам и внешней политике Русского государства времен Ивана III можно подвести словами Маркса: "начале своего царствования (1462-1505) Иван III все еще был татарским данником: его власть все еще оспаривалась удельными князьями; Новгород и другие русские республики покорны; Литва уменьшилась в своих пределах и ее король является послушным орудием в руках Ивана; Ливонские рыцари разбиты. Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, застигнутой между Литвой и татарами, -была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах, и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи".
Став из "великого князя" "государем всея Руси", Иван III этим титулом подчеркивал, что отныне существует не Москва, Рязань, Тверь, Ярославль и т.д., а Русь, т.е. Русское государство. И действительно, его княжение было тем отрезком времени, в течение которого в основных чертах складывается государство великорусской народности. Москва перестает быть центром княжества и становится столицей государства. Укрепление национального государства при Иване III в свою очередь было обусловлено созданием централизованной власти, установившей систематическую феодальную эксплуатацию крестьянства, власти, способной организовать борьбу с внешним врагом и ликвидировать феодальную раздробленность. Эта централизованная власть, власть "государя всея Руси" и "самодержца" опиралась на хорошо организованную военную силу и государственный аппарат.
Иван III старается подчеркнуть все эти перемены. Следствием возвеличивания княжеской власти и результатом заимствования византийских придворных обычаев было прежде всего изменение его титула. Он уже не Иван, а Иоанн, "божией милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский и иных. "В ряде грамот Иван именуется "царем всея Руси" и "самодержцем". "Самодержцем" "царем" он стал со времени падения татарского ига (1480) , так как до сего времени русские князья получали свои владения "из рук" хана, который и был "царем".
При Иване вводится ряд новых придворных чинов: посельничий, сокольничий, Ясельничий и т.д., складывается придворная иерархия.
"Государь всея Руси" почитается как наместник бога. Иван, став мужем "царевны царегородской", почитался теперь и как глава восточно-христианского, "истинно православного" мира. И московские книжники начали старательно доказывать "божественность" царской власти. В начале XVI века духовенство сложило легенду о том что Рюрик, потомками которого были, по летописным преданиям, Московские князья, -четырнадцатое поколение от Прусса, брата известного римского императора Августа. Таким образом, род русских князей начали выводить ни много ни мало, как из... Рима.
Вспоминали и о Владимире Мономахе, внуке византийского императора Константина Мономаха, которого якобы дед "благословил" царской котоной (отсюда и знаменитая "шапка Мономаха") .
Ореол "божественности" окружает Ивана, его чтут, как земное божество, как царя и самодержца, преемника и наследника некогда могучей и грозной Византии. Иван III, Подчеркивая свои права на византийское наследство, которое так помогло укреплению авторитета его власти, вводит даже древнеримский, позднее византийский герб - двуглавого орла.
Изменился и сам характер правления Ивана. Он все меньше и меньше считался с боярством. Ранее князь совещался с боярской думой, решал все вопросы вместе с боярами и многим был обязан именно боярству. Теперь изменился и характер боярства и отношение к нему князя. Политические претензии заносчивых бояр-княжат, выражавшиеся в попытке провести свою линию в боярской думе, приводят к тому, что Иван стремится обойти думу и окружает себя дворянами и дьяками, которые зачастую становятся подлинными советниками князя. Дворянство складывается в серьезную экономическую и политическую силу, на которую опирается Иван. Большое значение начинает приобретать и чиновная бюрократия: дьяки, подьячие, повытчики.
Таким образом, к началу второй половины XV века укрепляется поместное войско, постепенно вытесняющее к концу столетия народное ополчение.
Дворянство понимало, что только свергнув бояр-княжат, толпящихся у трона, оно может возвысится до правящего сословия стать монополистом в области политической власти, во владении землями и крестьянами. В этом отношении у дворянства с самодержавием был общий враг. Самодержавие опиралось на дворянство, а дворянство искало себе опору в царе. Так назревала борьба между двумя прослойками внутри самого господствующего класса феодалов-дворянством и боярами-княжатами, развивавшаяся в начале второй половины XVI века в форме так называемой "опричнины".
Изменилась система управления государством в центре и на местах, порождая новую группировку чиновничьей бюрократии. Наряду с древней боярской думой появляются "избы" или приказы". Начальником приказа был "судья", боярин или князь, но фактически делами приказа ведали дьяки, подьячие и повытчики, приказные чиновники, которые только и могли разбираться в сложном и запутанном делопроизводстве и писать витиеватым и трудным специфически "приказным" языком. Дьяк был подлинным хозяином приказа.