Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:03, реферат
Целью реферата является изучение реформ Александра II.
Для достижения поставленной цели в рамках реферата необходимо последовательно решить следующие задачи:
- проанализировать деятельность Александра II в управлении государством;
- рассмотреть победы и поражения во внешней политике Александра II;
- определить предпосылки реформаторской деятельности Александра II;
- рассмотреть крестьянскую реформу; проанализировать ход проведения земской и городской реформ и их основные положения; рассмотреть принципы проводимой в XIX в. Судебной реформы, ее влияние на изменение правового статуса различных слоев общества; выявить общие итоги и уроки для России по каждой из проводимых реформ и обобщить их в единый вывод.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………..3
1. Отмена крепостного права…………………………………………..…………5
2. Земская реформа……………………………………………………..…………8
3. Городская реформа ( в продолжение земской )………………………………9
4. Судебная реформа………………………………………………………….…10
5. Военная реформа……………………………………………...………………11
6. Финансовые реформы……………………….………………………………..13
7. Реформы в области просвещения……………………………...…………….13
8. Реформы в области печати……………………………….…………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...……..17
4.
Судебная реформа.
В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.
Страна была разделена на 108 судебных округов.
Сущность судебной реформы сводится к следующему:
- суд делается устным и гласным;
- судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;
- основной формой судопроизводства является процесс состязательный;
-дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.
- по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;
- устраняется канцелярская тайна;
- и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.
Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.
В
1863 году был принят закон, отменивший
телесные наказания шпицрутенами, плетьми,
кнутами и клеймами по приговорам
судов гражданских и военных.
От телесных наказаний полностью
освобождались женщины. Но сохранялись
розги для крестьян (по приговорам
волостных судов), для ссыльных, каторжных
и штрафных солдат.
5.
Военная реформа.
Военное управление подверглось также преобразованиям.
Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.
Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.
В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.
Подверглась
коренным изменениям система военного
управления, чтобы усилить управление
по местам расположения войск. Результатом
этого пересмотра явилось утвержденное
6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных
управлениях». На основании этого
«Положения» устроено первоначально
девять военных округов, а затем
(6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом
округе поставлен, назначаемый по непосредственному
высочайшему усмотрению, главный
начальник, носящий название командующего
войсками военного округа. Эта должность
может быть возложена и на местного
генерал-губернатора. В некоторых
округах назначается еще
К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.
В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.
Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.
Особое
отношение было к пленным. Военнослужащие,
взятые в плен и не бывшие на службе
у противника, по возвращении домой
получали от государства жалование
за все время нахождения в плену.
Пленный считался лицом пострадавшим.
А тех, кто отличился в боях,
ждали воинские награды. Ордена России
ценились особенно высоко. Они давали
такие привилегии, что даже меняли
положение человека в обществе.
6.
Финансовые реформы.
Одним их главных же средств поднять экономическую мощь страны считалась постройка сети железных дорог, связывающих центральные области европейской части России. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также увеличился ввоз товаров. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения - банки, во главе которых стоял Государственный банк (1860 год).
Именно
в это время создаются первые
угледобывающие и металлургические
предприятия на Украине и нефтедобывающие
в Баку.
7.
Реформы в области просвещения.
Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.
Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).
19
ноября 1864 г. появился новый устав
о гимназиях, который
Обращено
было внимание и на женское образование.
Уже в 60-х годах вместо прежних
закрытых женских заведений стали
устраивать открытые, с допущением
девиц всех сословий, причем эти
новые учреждения находились в ведомстве
учреждений императрицы Марии. Подобные
гимназии стало утверждать и Министерство
народного просвещения. В 1870 г. 24 мая
утверждено было новое Положение
о женских гимназиях и
8.
Реформы в области печати.
Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.
В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058).
Уже
в 1862 г. главное управление цензуры
было закрыто и часть его
6
апреля 1865 г. были утверждены «Временные
правила о печати», которые
освобождали от
«Временные
правила о печати» действовали
практически без изменений в
течение 40 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.
Внутренние
реформы Александра II сравнимы по своему
масштабу разве что с реформами
Петра I. Царь-реформатор совершил действительно
грандиозные преобразования без
социальных катаклизмов и
С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.
Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.
В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами.
Трагическая
кончина императора сильно изменила
дальнейший ход истории и именно это событие
привело через 35 лет Россию к гибели, а
Николая II к мученическому венку.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беляев
ИД. История русского законодательства.
- СПб., 2002. - 639 с.
2. Виленский
Б.В. Подготовка судебной реформы 20 ноября
1864 г. в России. - Саратов, 1963.- 147 с.
3. Исаев
И.А. История государства и права России:
Учебник. - М., 2008. - 768 с.
4. Коротких
М.Г. Судебная реформа 1864 года в России:
сущность и социально-правовой механизм
формирования. - Воронеж, 1994. - 240 с.
5. Лаптева
Л.Е. Об истории земских учреждений России.
// Государство и право. - 2003. № 8. - С.122-131.
6. Легкий
ДМ. Судопроизводство накануне судебной
реформы 1864 г. в России // Право и политика:
№ 2. - М., 2002. - С. 103-110.
7. Лященко
Л.М. Александр II. – М.: Молодая гвардия,
2002 г. – 206 с.
8. Николаев
В. Александр
II. - М.: Захаров,
2005. - 432 с.
9. Юрьевская
Е.М. Александр II. Неизвестные подробности
личной жизни и смерти. – М.: Захаров, 2009
г. – 224 с.
10. Яковлев
А. Александр II. – М.: Терра, 2007 г. – 784 с.
Информация о работе Россия в эпоху великих реформ Александра 2