Россия в эпоху "просвещенного абсолютизма"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 14:52, реферат

Описание работы

Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени.

Содержание

1. Введение
2. Внешняя политика и дипломатия Екатерины Второй
3. Власть и управление
4. Крестьяне и крепостное право
5. Наука и культура
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат история.docx

— 61.91 Кб (Скачать)

     В общественной мысли России формируется  и крайне левое радикальное крыло — течение дворянской революционности. Возникновение его связано с именем А.Н. Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским материалистам XVIII в. Основным его произведением стало знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в России. В книге содержались прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Это хорошо почувствовали и власть предержащие. Не случайно Екатерина заявила, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева».

     Русские литература и искусство второй половины XVIII в. развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и направлений, которые отражали разные взгляды  и мировоззренческие установки. Господствующим направлением в литературе был классицизм. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление эпохи абсолютизма (родился  в Италии в середине XVI в.). На формировании русского классицизма отложило свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях торжества новой государственности  литература становится важнейшим средством  утверждения новых идей — идей гражданственности, обоснованных на строгом  соблюдении отдельной личностью  принципа «общей пользы». Особенностью русского классицизма было то, что  он начал развиваться с комедии  сатиры. А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.В. Княжнин и ряд других — представители  классицизма в русской литературе второй половины XVIII в. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русской литературы этого времени  был Гавриил Романович Державин. Он сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка. Наряду с художественной литературой  в XVIII в. получают большое распространение  мемуары. Лучшими из них были записки  А.Т. Болотова. Русская живопись второй половины XVIII в. дает целый ряд блестящих представителей в лице Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Это было время расцвета русского портрета, который и по сей день продолжает поражать своим мастерством. Первым русским академиком исторической живописи был А.П. Лосенко. Для развития русской живописи и скульптуры много сделала Академия художеств, возникшая в 1757 г. Наиболее талантливыми русскими скульпторами были Ф.И. Шубин, Ф.Ф. Щедрин, М.И. Козловский. Наряду с талантливыми иностранными архитекторами, создавшими первоклассные памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж. Кваренги, Ч. Камерон), выступают с самостоятельными блестящими творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы — В.Н. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов.

     В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр, возникший сначала  в Ярославле благодаря деятельности талантливого режиссера и актера Ф.Г. Волкова. Очень много сделал для развития русского театра преемник Волкова его друг И.А. Дмитревский. В истории русского театра немалое значение имел крепостной театр, особенно графа Н.П. Шереметьева в его подмосковных усадьбах — Кусково и Останкино. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      В целом для эпохи «просвещенного абсолютизма» характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить  реакционные феодально-крепостнические  учреждения. Во второй половине XVIII в. уже  раздавались голоса о невыгодности земледелия, основанного на подневольном труде; еще со времен Петра I общим  было порицание продажи крепостных в розницу, без семьи и без  земли; нередки были сетования на расточительных и жестоких помещиков. Однако защитить крепостного от помещичьего произвола можно было, лишь ограничив право собственности и господскую власть помещиков, на что самодержавие не пошло именно из-за его органической связи с крепостничеством; в период завершения строительства военно-бюрократического аппарата феодально-абсолютистскому государству нужны были не столько помещики – «рачительные хозяева», сколько полновластные надсмотрщики над многомиллионными массами подневольного крестьянства.

      В процессе и в результате «примерки» к общественному сознанию господствующего  класса освободительных идей выработался  особенный тип вольтерьянца-крепостника, знающего новинки просветительской литературы Запада, восхищающегося свободой античных республик, конституционными порядками Англии и Голландии, сочувственно следящего за борьбой народа Соединенных  Штатов, осуждающего торговлю неграми  в Америке, но непримиримо враждебного  к самой мысли о признании  человеческого достоинства принадлежащих  ему крепостных, предоставлении им хоть каких-нибудь прав, ослаблении его господской власти и собственности на людей. Если официальной доктриной «просвещенного абсолютизма» были либеральные идеи Просвещения, то подлинной его идеологией стал макиавеллизм: «Во всем должно иметь и лисий хвост и волчий рот», – поучала Екатерина II своих высших сановников.

      В самом общем виде, итоги политики просвещенного абсолютизма можно  свести к следующему: укрепилось и  модернизировалось самодержавие, оживилась  общественная жизнь, появились зачатки  гражданского общества. Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права, зародились понятия свободы и прав личности. Политика «экономического либерализма» правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы: 

 

 1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989 . - 495 с. : ил. - (Ист.б-ка "Хроника трех столетий : "Петербург-Петроград-Ленинград"). - ISBN 5-289-00262-6 

2.  Всемирная история: Учебник для вузов. Под ред.-Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.

М.: Культура и  спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с. ISBN 5-85178-042-8 

3. Исаев И.А. История государства и права России: Учеб. пособие. — М.: Юрист, 1993. ― 272 с.: ил. ISBN 5-7357-0003-0 

4. История России XVIII-XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев [под ред. Л.В. Милова]. – М. : Эксмо, 2006. – 784 с. – ISBN 5-699-19165-8. 

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Просвещенный_абсолютизм  
 

Информация о работе Россия в эпоху "просвещенного абсолютизма"