Россия в эпоху петровских преобразований. Предпосылки, сущность, итоги реформ Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

Второй Романов - Алексей Михайлович - был женат дважды. Первый раз на М.И. Милославской. У них было 13 детей. После смерти первой жены Алексей Михайлович женился во второй раз - на молодой Н.К. Нарышкиной. В 1762 г. Нарышкина родила сына Петра.
А через 4 года Алексей Михайлович умер. После его смерти некоторое время правил его сын от Милославской - Фёдор (1676 - 1682 гг.).
После его смерти Милославские и Нарышкины начинают открытую борьбу за престол. В результате интриг в 1682 г. на престоле оказываются двое - Иван V (16 лет) от Милославской и Пётр I (10 лет) от Нарышкиной.

Содержание

Введение................................................................................................................... стр.2
1. Предпосылки и сущность петровских реформ.................................................. стр.2
2. Военная реформа ………………………………………………………………..стр.8
3. Развитие промышленности и государственная реформа управления …….стр.10
4. Социальная и финансовая политика …………………………………………стр.13
5. Европеизация русского общества и итоги петровских реформ......................стр.14
Список использованной литературы.....................................................................стр.18

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

    Пётр  решил, что в государстве все  должны служить. В 1714 г. был издан "Указ о единонаследии", согласно которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной: отныне дворянское поместье можно было передавать по наследству, но только старшему сыну. Имение нельзя было дробить, продавать и закладывать. Остальные сыновья собственность себе должны были заслужить.

    В результате реформаторской деятельности Петра возросло количество должностей в армии и государственном  аппарате. В 1722 г. Пётр I утвердил Закон  о порядке государственной службы - "Табель о рангах" (положение). В основу "Табели" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона также учитывались чины, уже имевшиеся в России. "Табель о рангах" устранила назначение на государственную службу по степени родовитости и ставила на первый план заслуги перед Отечеством.

    Вся служба в государстве была разделена  на три вида: воинскую (сухопутную, гвардейскую, артиллерийскую, морскую), гражданскую  и придворную. Каждый вид службы был разбит на 14 классов или рангов. Высшим классом считался первый, низшим - четырнадцатый. Причём, военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и придворных чинов. Чины в гвардии, те же самые, что и в армии, но на две ступени выше: высшим чином в гвардии был полковник, как правило, это был сам император. На военной службе уже 14 класс (фендик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство: каждый вместе со своими потомками становился дворянином. На гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8 класса (колежский асессор), а чин 14 класса (коллежский регистратор) давал лишь право на личное дворянство. Потомственное дворянство давало человеку широкие привилегии, в числе которых - освобождение от налогов. Чтобы удерживать сословные границы от размывания, в последующем получение потомственного дворянства по "Табели" затруднялось. Так, в 1790 г. Екатерина II своим указом установила, что право на потомственное дворянство даёт лишь чин 8 класса (майор, колежский асессор); а Александр II указом 1856 г. право получения потомственного дворянства ограничил на военной службе - чином 6 класса (полковник), на гражданской - чином 4 класса (действительный статский советник). При этом первый класс (канцлер, генерал - фельдмаршал) был исключительным: за всю историю он был пожалован лишь 11 человекам.

    Значение "Табели о рангах" - не позволяла  дворянскому сословию вырождаться, т.к. господствующий слой постоянно  укреплялся за счёт включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.

    Таким образом, два сословия феодалов сливались в одно. За ним закрепляется название "дворяне". Петровские преобразования завершили долгий процесс формирования дворянского сословия.

    Финансовая  политика государства. Важной составной  частью социальной политики Петра I явилась  финансовая политика того времени. Северная война постоянно требовала больших финансовых расходов. Государство увеличивало налоги. Государство буквально изощрялось в поисках новых объектов налогообложения. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, бороды и т.д. В 1718 - 1724 гг. Пётр I ввёл новый налог - подушную подать. Теперь налогом стали облагать каждую душу мужского населения: и стариков, и младенцев. Для учёта мужского населения в стране в 1720 г. была проведена перепись мужского населения - были составлены ревизские сказки. Впоследствии перепись проводилась раз в 20 лет. Со всех, числящихся в ревизских сказках, взималась подушная подать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Европеизация  русского общества

    Со  времён принятия православия и до Петра русское общество воспитывалось под влиянием византийского аскетизма, который запрещал все стороны человеческого развития. Православная Церковь ставила идеалом жизни суровое монашество, отрицала всякие житейские наслаждения и радости, противопоставляя им пост, молитву, как существенное средство для достижения загробного блаженства. Вначале Церковь выступала против "игрищ", песен, плясок, затем к ней присоединилась и государственная власть - были изданы несколько указов, запрещавшие всякого рода мирские удовольствия. Веками развлечения были весьма ограничены и не выходили за пределы комнатных забав. Обществу, у которого отсутствовали средства весёлости, было трудно удержаться от злоупотребления единственными узаконенными весёлостями: чревоугодием и питием, а поэтому пиры нередко кончались безобразными сценами, ссорами, кровавыми драками. 

    Жизнь общества текла по раз и навсегда заведённому руслу, не смея отклонить  в сторону.

    В период взросления в Немецкой слободе  молодой Пётр увидел другой мир, другой стиль жизни, который был больше по душе его любознательной и деятельной натуре. В период пребывания в составе "Великого посольства" в Западной Европе, Пётр окончательно пришёл к выводу, что русское общество отстало от стран Западной Европы и в культурном отношении.

    И он решил европеизировать русское  общество, т.е., перенести западноевропейские культурные традиции на русское общество.

    По  возвращении из Западной Европы Пётр стал решительно ломать русские культурные традиции. Указы, коренным образом менявшие старый русский быт, следовали один за другим. Бояре в них с трудом разбирались, роптали, стенали, но нужно было покоряться воле государевой. Следует отметить, что некоторые западноевропейские традиции стали проникать в Россию после воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Так, бритье бород по польскому образцу стало распространяться среди дворянства в середине ХVII в. В 1672 г. в России появился первый театр под руководством немецкого пастора И.- Г. Грегори при дворе Алексея Михайловича. В 1687 г. при царевне Софье появилось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.

    Пётр  запретил носить бороды (за ношение  бороды полагался ежегодный налог  в 100 рублей), дворянам велел пить кофе, солдатам курить.

    До  Петра I школа была подчинена Церкви. Она не могла дать обществу технически грамотных и образованных людей. При Петре I отношение к школе стало политикой государства. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, "навигацким" (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из - за границы учителей. Но эти меры не решали проблемы. Тогда Пётр I начал создавать в России сеть школ. В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта первая в России Школа математических и навигацких наук под руководством профессора шотландского Абердинского университета Форварсона - первое светское государственное учебное заведение. В 1715 г. под названием Морская академия она была перенесена в Петербург. В 1711 г. в Москве была создана Инженерная школа. Причём, в этих учебных заведениях могли учиться как дети дворян, так и других сословий. В 1705 г. саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное искусство и верховая езда. В 1707 г. при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия. Так, при Петре I в России было положено начало системе образования в России.

    При Петре Россия перешла на европейское  летоисчисление на основе юлианского календаря (старый стиль). Западная Европа ещё во времена ордынского ига перешла на летоисчисление от "рождества Христова", а в России летоисчисление велось от "сотворения мира". 31 декабря 7208 г. от "сотворения мира" стало 1 января 1700 г. от "рождества Христова"; новый год велено было отмечать не 1 сентября, а 1 января (В 1582 г. римский папа Григорий ХIII убрал из календаря 10 дней. Европейские страны стали переходить на григорианский календарь (новый стиль). До октября 1917 г. Россия жила по юлианскому календарю, который в ХХ в. отставал от европейского григорианского уже на 13 суток. 1 февраля 1918 г. большевики перешли на григорианский календарь: своим декретом 1 февраля 1918 г. объявили 14 февраля 1918 г.).

    В 1703 г. в России появилась первая газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах".

    В редактировании газеты принимал участие  сам царь. В 1708 г. церковнославянский шрифт был заменён на латинизированный "гражданский".

    Просвещению народа должен был способствовать театр. В 1702 г. в Россию был приглашен  странствующий немецкий театр под  руководством актёра и драматурга Куншта. Здание для театра построили на Красной  площади, и он стал общедоступным. В театре ставились пьесы светского содержания, в основном трагедии античного периода, пьесы Ж.-Б. Мольера. При дворе сестры царя Натальи Алексеевны действовал ещё один театр.

    Пётр I положил начало складывания наградной  системы России. В 1699 г. был учреждён первый российский орден - Андрея Первозванного, ставший высшей государственной наградой в России. Им награждались лица графского, княжеского титула, сенаторы, министры, послы, генералы, адмиралы за особые заслуги на государственном или военном поприще. Первым кавалером ордена стал ближайший соратник Петра Ф.А. Головин, выделявшийся незаурядным умом и выдающимися военными и дипломатическими способностями. Именно он в 1689 г. заключил Нерчинский трактат - о границах России с Китаем, во время Великого посольства ему было поручена организация морского дела в России, позже он заведовал Приказом воинских и морских дел, Посольским приказом. Сам Пётр был отмечен орденом Андрея Первозванного седьмым за конкретный успех - взятие двух шведских судов у устья Невы. В 1713 г. Пётр учредил орден Святой Екатерины, ставший высшей наградой для дам. Царь задумал учредить орден для награждения за воинские успехи. Он обратился к имени Александра Невского. В 1710 г. на берегу Невы, на том самом месте, где в 1240 г. состоялась Невская битва, по воле Петра был основан монастырь в память Александра Невского. В 1724 г. сюда из Владимира были перевезены останки князя и преданы земле. После этого указом Петра монастырь был переименован в Александро - Невскую лавру. В 1722 г. был учреждён орден святого Александра Невского. Но первые награждения орденом были произведены в царствование его жены, императрицы Екатерины I.

    Петром  были произведены перемены в быту дворян - в 1717 г. для дворянских детей  был переведён и издан специальный  учебник "Юности честное зерцало или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов", где просто и доходчиво объяснялись правила поведения образованного, воспитанного дворянина в обществе. В 1718 г. для проведения досуга дворян были учреждены Ассамблеи - вольные собрания.

    До  петровского времени русская  женщина вела теремной (закрытый) образ  жизни. При этом жизнь мужчин и  женщин проходила отдельно. Пётр I потребовал, чтобы русская женщина заняла в обществе то место, которое она  занимала в Западной Европе. Поэтому ассамблеи обязательно должны были проходить с участием женщин. Пётр лично посещал почти каждую ассамблею и зорко следил, что там делается, и обычно распоряжался танцами. Заканчивались ассамблеи ужином, причём спаивание не только мужчин, но и женщин было обычным явлением.

    Особенности культурных преобразований - проводились  сверху, путём навязывания русскому обществу европейских бытовых традиций, которые без пользы раздражали подданных, оскорбляли их религиозные чувства.

    Освещение петровских реформ в отечественной историографии. В исторической науке существуют различные оценки деятельности Петра I. Еще при жизни Петра I его деятельность получила неоднозначную оценку современников. Позднее во второй половине ХVIII в. одни, признавая успехи преобразовательной деятельности Петра, скорбят об ушедших при нем в прошлое старинных нравах и обычаях Московской Руси, упадке аристократических фамилий. Другие (например, А.Н. Радищев), признавая заслуги великого реформатора, ставят ему в упрек то, что он истребил "последние признаки дикой вольности своего Отечества". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    Богданов  А.П. В тени великого Петра. - М.: Армада, 1998.

    Павленко  Н.И. Вокруг трона. - М.: Мысль, 1998.

Информация о работе Россия в эпоху петровских преобразований. Предпосылки, сущность, итоги реформ Петра I