Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:49, контрольная работа
Екатерина II родилась 21/04/1729 г. в немецком приморском городе Штеттин. Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. В 1745 году Екатерина II приняла православную веру и приблизилась к русскому престолу через супружество с внуком Петра I императором Петром III, правившим всего полгода. В 1754 году у Екатерины родился сын (Павел Петрович), будущий наследник русского престола [8, с.316].
1 Начало царствования. Просвещенный абсолютизм. Уложенная комиссия 1767-68 гг. Наказ.
2 Реформы Екатерины после восстания Е.Пугачева. Жалование грамоты дворянству. Жалование грамот городам, 1785 г.
3 Противоречия в политике Екатерины II. Французская революция 1789 г. и России. Русское просветительство: Радищев, Новиков, Щербатов
Тест
Список литературы
Оглавление
1 Начало царствования. Просвещенный абсолютизм. Уложенная комиссия 1767-68 гг. Наказ.
2 Реформы Екатерины после восстания Е.Пугачева. Жалование грамоты дворянству. Жалование грамот городам, 1785 г.
3 Противоречия в политике Екатерины II. Французская революция 1789 г. и России. Русское просветительство: Радищев, Новиков, Щербатов
Тест
Список литературы
Екатерина II родилась 21/04/1729 г. в немецком приморском городе Штеттин. Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. В 1745 году Екатерина II приняла православную веру и приблизилась к русскому престолу через супружество с внуком Петра I императором Петром III, правившим всего полгода. В 1754 году у Екатерины родился сын (Павел Петрович), будущий наследник русского престола [8, с.316].
Екатерина медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. Вскоре после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, а это произошло в декабре 1761, опираясь на гвардейские полки, она свергла его. Церемония коронования была совершена 22 сентября 1762 в Успенском соборе Кремля.
Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого правила.
В начале царствования Екатерина Великая намеривалась произвести радикальные перемены в государстве. Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма.
Просвещенный абсолютизм, политика ряда европейских абсолютистских государств во 2-й половине 18 в., принимавшая форму следования идеям Просвещения; выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве во главе с "просвещённым монархом", способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в 18 в. широкое распространение среди части просветителей Вольтер и др.). С другой стороны, и сами европейские монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ [3, с.170].
В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй . Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.
При Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в отношении своих крепостных. В 1763 г. было установлено, что крепостные крестьяне, которые решились “на многие своевольства и продерзости”, должны “сверх подлежащего за их вины наказания” оплачивать все расходы, связанные с высылкой воинских команд на их усмирение. В 1765 г. императрица разрешила помещикам ссылать по своей воле крепостных в Сибирь на каторгу. Наконец, в августе 1767 г. был издан указ, который объявлял государственным преступлением любую жалобу крестьян на своих помещиков и предписывал подвергать жестокому наказанию тех, кто составлял и подавал жалобы. Таким образом, дворянин становился полновластным судьей и его действия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления.
В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина II считала, что Сенат присвоил себе слишком большую власть, и в 1764 г. реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената, ослабляло его. Необычайно возросла роль личной канцелярии императрицы [1, с.115].
Стремясь создать более реальные гарантии “просвещенной монархии”, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепляла за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, от государственных податей, от телесного наказания, право собственности на движимое и недвижимое имущество, право судиться только “равными” (т. е. дворянами), вести торговлю, заводить “фабрики, рукоделия и всякие заводы”. Городское общество рассматривалось как юридическое лицо; оно имело право обсуждать и удовлетворять свои нужды, избирать городского главу. Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская “общая дума” из депутатов от всех категорий городского общества. Руководствуясь общими принципами свободы экономической жизни, законодательница разрешала жителям деревень “свободно, безопасно свои произрастания, рукоделия и товары в город возить и потребное для них из города вывозить”.
Проект “Сельского положения” не был доведен до конца. Французская революция изменила отношение Екатерины II к идеям Просвещения. В 1794 г. в одном из писем она заявляет, что деятельность философов ведет лишь “к разрушению”: “что бы они ни говорили и ни делали, - продолжала она, - мир никогда не перестанет нуждаться в повелителе... лучше предпочесть безрассудство одного, чем безумие многих, заражающее бешенством двадцать миллионов людей во имя слова “свобода”.
1766 - был обнародован манифест о созыве Уложенной комиссии. Екатерина решила обновить Уложение 1649 и для этого создала Уложенную комиссию. В комиссию входили депутаты, представлявшие все сословия, кроме крепостных крестьян. Депутаты должны были создать новый свод законов, руководствуясь “Наказом”, составленном Екатериной 2, в котором были изложены основные задачи и взгляды императрицы на работу Уложенной комиссии. 1767 - Уложенная комиссия была созвана впервые. Но в следующем году она прекратила свою работу из-за войны с Османской империей. В дальнейшем Екатерина так и не возобновила работу Уложенной комиссии. На втором этапе царствования реформы проводились не так активно. Основное внимание императрица сосредоточила на укреплении государственного аппарата и усилении единоначалия на всех ступенях государственного управления [4, с.87].
Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений. В первые годы своего царствования Екатерина осуществила реформу Сената (1763), сделавшую работу этого учреждения более эффективной; провела секуляризацию церковных земель (1764), значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине, что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья. В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище).
В 1767 она объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян. Екатерина написала для Комиссии "Наказ", являвшийся по сути либеральной программой ее царствования. Призывы Екатерины не были, однако, поняты депутатами Комиссии, которые вели споры по мелким вопросам. В ходе их дискуссий обнаружились глубокие противоречия между отдельными социальными группами, низкий уровень политической культуры и откровенный консерватизм большинства членов Комиссии. В конце 1768 Уложенная комиссия была распущена. Сама Екатерина оценила опыт Комиссии как важный урок, познакомивший ее с настроениями разных слоев населения страны [6, с.102].
После окончания русско-турецкой войны 1768-74 и подавления восстания под предводительством Е.И. Пугачева начался новый этап екатерининских реформ, когда императрица уже сама разрабатывала важнейшие законодательные акты. В 1775 был издан манифест, дозволявший свободное заведение любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-
В 1785 Екатерина издала свои важнейшие законодательные акты — жалованные грамоты дворянству и городам. Была подготовлена также третья грамота — государственным крестьянам, но политические обстоятельства не позволили ввести ее в действие. Основное значение грамот было связано с реализацией важнейшей из целей екатерининских реформ — созданием в России полноценных сословий западноевропейского типа. Для русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий. В 1780-х гг. была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. В последние годы жизни Екатерина продолжала разрабатывать планы серьезных преобразований.
На 1797 была намечена радикальная реформа центрального управления, введение законодательства о порядке наследования престола, создание высшей судебной инстанции, основанной на выборном представительстве от трех сословий. Однако завершить свою программу реформ Екатерина не успела. В целом екатерининские реформы явились прямым продолжением преобразований Петра I [7, с.421].
На внутреннюю политику Екатерины II оказывали влияние многие обстоятельства. С одной стороны, к моменту ее воцарения страна переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствовал рынок свободной рабочей силы для развития мануфактурного производства, не хватало денег в казне. Это требовало расширения свободы предпринимательской деятельности, ослабления государственного контроля над экономикой, вовлечения большего числа населения страны в свободную экономическую деятельность и в политическую жизнь. Такой подход был близок самой Екатерине, хорошо знакомой с трудами французских просветителей. Но, с другой стороны, нарастание народного недовольства, вылившегося в крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачева, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда либеральных идей русскими просветителями Н. И. Новиковым и А. И. Радищевым требовали постепенности и осторожности в проведении реформ, а порой вели к ужесточении внутренней политики. Кроме того, Екатерина была вынуждена считаться с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота. Все это делало внутреннюю политику императрицы противоречивой: одни ее мероприятия были в духе «просвещенного абсолютизма» а другие направлены на усиление репрессивных мер. Идеи «просвещенного абсолютизма» были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей Вольтера, Монтескье, Дидро, д'Аламбера, Руссо [2, с.257]. Основным мотивом у них была критика феодального общества со всеми его пороками. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, выступали за уничтожение средневековых форм эксплуатации и деспотического государственного управления. Согласно разработанной просветителями теории «общественного договора», народ делегирует часть свои полномочий, принадлежащих ему по «естественному праву» правителям, и таким образом в обществе обеспечивается разделение функций: одни занимаются производительным трудом, другие — обороной, третьи — управляют страной. Критике подвергалась и католическая церковь. Просветители предлагали лишить ее земельной собственности и права активно вмешиваться в политику. Екатерина II во многом разделяла эти идеи, но имела свое видение политики «просвещенного абсолютизма», которое изложила в «Наказе» Уложенной комиссии. Она отвергла идею «естественного права» и «общественного договора», считая что в России главным способом организации общества может быть только неограниченная власть монарха (но «просвещенного монарха», «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь «просвещенному монарху» в управлении государством должны оказывать дворяне. Не критикуя места и роли православной церкви в обществе, императрица, вслед за французскими просветителями, выступила с идеей передачи в государственное управление монастырских и церковных земель (секуляризации). В 1764 г. был издан указ о секуляризации церковных земель и переводе двух миллионов монастырских крестьян в категорию государственных. Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики «просвещенного абсолютизма» стал созыв комиссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить действовавшее до того времени Соборное уложение 1649 года. Такие попытки предпринимали и Петр I, и его дочь Елизавета. Но, в отличие от них, Екатерина решила привлечь к разработке этого документа не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий. Депутаты избирались от государственных учреждений (по одному от каждого); от дворян (по одному от уезда); от купечества (по одному от города), а также от государственных крестьян, ясачных людей, казаков и кочевых племен (по одному от провинции). От духовенства был лишь один представитель от Синода. Крепостные крестьяне (составлявшие тогда 53% всего крестьянства) не имели права избирать своих депутатов (считалось, что их интересы будут представлять помещики). Зато такое право впервые получили государственные крестьяне и представители нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей. 30 июля 1767 г. в Московском Кремле для работы в комиссии собрались 564 депутата, привезшие 1465 наказов с мест. 40% депутатов составляли дворяне. В дворянских наказах императрицу просили упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать на местах органы дворянского самоуправления. Купечество выступало за получение монополии на торговлю в городах и лишение дворян и крестьян права торговать там. Оно ходатайствовало о распространении на купцов ряда дворянских привилегий: освобождении от телесных наказаний, владении крепостными крестьянами, покупке крестьян для работы на мануфактурах. Депутаты от государственных крестьян жаловались на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и заводчиков, высокие налоги. Представители нерусских народов требовали уравнения их в правах с русскими. Проработав полтора года и не приняв никаких решений, комиссия была «временно» распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Больше она не созывалась. Возведенная на престол дворянской гвардией, Екатерина опиралась на дворян в течение всего царствования. Кроме того, Екатерина II разрешила создавать дворянские общества в губерниях и уездах. Один раз в три года собирались дворянские собрания, на которых избирались уездные и губернские предводители дворянства. Они имели право обращаться к губернаторам и наместникам со своими нуждами и направлять ходатайства в высшие органы власти и к императрице. Тогда же была обнародована «Жалованная грамота городам», в соответствии с которой все население городов делилось на 6 разрядов, определялась структура городского самоуправления (собрание городского общества, городской голова, городская дума и др.) Крестьянская война. Пугачевщина. Приход к власти Екатерины II после свержения с престола ее мужа, Петра III, вызывал у многих вопросы, связанные с легитимностью ее правления. Этим активно пользовались те, кто был недоволен проводимой Екатериной политикой. Особо распространено было мнение, что Петр III не погиб, а был просто отстранен от власти. Наиболее заметным самозванцем, претендовавшим на роль Петра III, стал донской казак Е. И. Пугачев, который возглавил мощное крестьянское движение. К 1773 г. на стороне Пугачева было уже более нескольких десятков тысяч человек. Войску Пугачева удалось осадить Яицкий городок, Оренбург, взять Самару, Красноуфимск, Бузулук и другие города. Посланные Екатериной войска сначала терпели поражения (отряд генерала В.А. Кара, полковника Чернышева). Только в начале 1773 г. корпусу под руководством А.И. Бибикова удалось нанести Пугачеву поражение. Весной уже А. М. Голицын снял осаду Оренбурга, а И. И. Михельсон разгромил войско Пугачева под Уфой. После этих поражений Пугачев отошел и сумел набрать новое войско, с которым в июле 1774 г. взял Казань, которую удерживал только один день и уже 15 июля был выбит оттуда корпусом Михельсона. Для привлечения на свою сторону крестьян Пугачев издавал «царские» манифесты о даровании казакам и крестьянам вольности, земли и т. д. В августе 1774 г. Пугачев был разбит при попытке взять Царицын. В результате заговора, составленного его же сторонниками, Пугачев был выдан властям. По приговору суда Пугачев был казнен в Москве 10 января 1775 г. Крестьянское восстание под предводительством Пугачева и революционные события во Франции привели к ужесточению внутренней политики. В 1775 г. была проведена губернcкая реформа. Количество губерний увеличилось с 23 до 50. Эта реформа привела к усилению контроля властей над населением страны. Впервые были созданы сословные судебные органы на местах: уездный суд для дворян, городской магистрат для горожан и нижняя расправа для государственных крестьян (суд над крепостными вершил сами помещик). Были ликвидированы Запорожская Сечь и остатки самоуправления на Украине (1775). Революция во Франции привела к введению строгой цензуры и закрытию вольных типографий. За публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев был приговорен к смертной казни, замененной десятилетней сибирской ссылкой. Известного издателя и писателям Н. И. Новикова Екатерина приказала заточить на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Все это свидетельствовало о завершении политики «просвещенного абсолютизма». Таким образом, внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер, проводилась в интересах дворянства — социальной опоры самодержавия [5, с.238].
Наиболее выдающимся представителем направления просвещенного абсолютизма общественно-политической мысли был князь М.М. Щербатов — русский историк, экономист, публицист, депутат Комиссии о новом Уложении, член Комиссии о коммерции и президент Камер-коллегии. В 60—80-е годы, как уже говорилось, он неустанно бьет тревогу по поводу кризисного состояния сельского хозяйства страны, резко выступает против форсированного развития городов, торговли и промышленности, становясь при этом на чисто физиократические позиции. Благодаря работам французских просветителей Щербатов обращает пристальное внимание на специфику природно-климатических условий России и прежде всего на краткий рабочий сезон в земледелии и плохое плодородие почв. В силу этих условий земледелие России находится в критическом состоянии и эффективность труда земледельца чрезвычайно низка. Как знаток экономики земледелия и практик-помещик, он предпринял в одной из своих работ глобальную оценку эффективности земледелия страны и пришел к выводу, что Россия при урожае ржи сама имела чистый сбор примерно в 504 млн. четвериков (пудов) из которых на нормальное питание необходимо свыше 432 млн пудов, и товарный излишек не превышал 72 млн. пудов (или по 4 пуда на человека). "Эта товарность настолько ничтожна, писал Щербатов, что в случае хотя бы незначительного недороду должен наступить голод".
Отсюда огромная тревога дворянского публициста по поводу серии мероприятии правительства Екатерины II, цель которых в развитии торговли и промышленности, вызвавших, по мнению Щербатова, отток крестьянских рабочих рук из земледелия. Этот отток был тем более опасен, поскольку труд в городе, и в торговле, и в промышленности, легче труда в земледелии. Кстати, эти же аргументы были в ходу и при спорах в стенах Уложенной комиссии.
Поэтому, обсуждая "либеральные идеи" своего времени, в центре которых постепенно становилась проблема освобождения крестьян от крепостной зависимости, Щербатов считал безусловно необходимым ее сохранение. В тех реальных экономических условиях острой нехватки рабочих рук в земледелии и одновременно его низкой эффективности и крайне тяжелых условий труда освобождение крестьян он считал преступлением, ибо оно, по словам публициста, приведет к краху основы государственного благополучия — сельского хозяйства страны. А центр империи просто опустеет.
Восстание Пугачева, европейская просветительская мысль, уроки революционной войны в Америке и революционная ситуация во Франции способствовали возникновению в русском просветительстве революционного направления. Этот перелом в истории русской общественной мысли связан с А. Н. Радищевым (1749-1802 гг.), с его знаменитой книгой «Путешествие из Петербурга в Москву». Радищев писал, что крестьянин «заклепан в узы» и «в законе мертв». Дворяне заставляют крестьян «шесть раз в неделю ходить на барщину», взимают с них непосильные оброки, лишают их земли, применяют «дьявольскую выдумку» - месячину. Помещики истязают крестьян «розгами, плетьми, батожьем или кошками», сдают в рекруты, ссылают на каторгу, «продают в оковах как скот». Ни один крепостной крестьянин «не безопасен в своей жене, отец в дочери». [1, с. 121] Помещики оставляют «крестьянину только то, чего отнять не могут,- воздух, один воздух». Из этого Радищев делал вывод о необходимости «совершенного уничтожения рабства» и передачи всей земли крестьянину - «делателю ее».