Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:27, контрольная работа
Прежде чем говорить об «особом пути развития» России, необходимо ответить на вопрос, какими были природно-географические, социально-экономические, исторические условия и как они повлияли на развитие страны. У России собственный путь развития, хотя в целом путь развития Руси и Европы был схожим.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Россия и Запад…………………………………………………………..4
1.1. Природно-климатические условия развития………………….…………….4
1.2. Экономическое развитие………………………………………..…………….7
2. Российский исторический процесс………………………………….10
3.Особенности Западной цивилизации…………………………..……13
Заключение…….…………………………………………………………15
Список источников и литературы.……………………………………16
На Западе появление богатства было связано с землей. Доходы, получаемые с продажи продукции земледелия, служили источником накопления. В России же земля не являлась капиталом. Малая урожайность в связи с холодным климатом делала землю невыгодной для вложений. А наличие огромного массива неосвоенных земель делало возможным освоение целинных участков, использование их до истощения, а затем освоение новых территорий. Происходило экстенсивное, а не интенсивное развитие. Не возникало потребности в частной собственности на землю. Если на Западе появление крепостного права было связано с получением прибыли от владения землей и накоплением капитала, то в России – в первую очередь с содержанием служащих государству людей. На Западе любой феодал мог существовать отдельно от государства. Владея собственностью, землей и людьми, он был в значительной мере независим от действий власти. В России же вплоть до принятия Петром III в 1762 г. Манифеста о вольности дворянства каждый дворянин обязан был служить государству. Его благосостояние целиком и полностью зависело от расположения власти.
Еще одним существенным фактором было то, что при изобилии ресурсов в России всегда была их нехватка. Добыча обходилась дорого. Россия в погоне за ресурсами осваивала новые и новые земли, поэтому и экономика развивалась по экстенсивному пути. Если сейчас основным продуктом экспорта являются энергоносители, то раньше эту функцию выполняла пушнина («мягкая валюта»). В Европе с ее перенаселенностью в погоне за прибылью быстро выбили пушного зверя. А за восточными границами России лежали огромные массивы неосвоенных земель, где можно было добывать пушнину, которая и являлась одним из основных товаров российского экспорта. Именно это обстоятельство, а также необходимость прямого выхода к торговым путям повлияли на формирование огромной территории нашей страны.
2. Российский исторический процесс
Истоки всеобъемлющей роли государства по отношению к обществу во многом кроются и в особом характере складывания Русского централизованного государства в XIV— XV в. Если в Западной Европе главную роль в процессе централизации земель сыграли социально-экономические обстоятельства, то русским землям объединение диктовали политические обстоятельства, прежде всего необходимость борьбы с внешней опасностью (Золотая Орда, Ливонский орден и т.д.) и установления национальной независимости. Такой процесс централизации, который шел при «опережающих» (по отношению к социально-экономическим) политических факторах, консервировал складывающиеся сугубо деспотические отношения.
Тенденция к централизации и абсолютизму развивается и в дальнейшем. При Петре I ликвидируется патриаршество и создается государственный орган — Синод, управляющий делами религии. Это знаменует окончательную победу верховной светской власти над Церковью. В 1721 г. Петр вводит титул императора. Россия становится империей. Вместо сословно-представительного выборного органа при царе (Боярская Дума) создается Сенат, члены которого утверждаются и назначаются императором.
Под непосредственным влиянием власти образовались сословия. Общество было разделено на слои с четким определением статуса и функций каждого. Соборное Уложение 1649 г. закрепило положение различных категорий населения и круг их повинностей.
Служившие в войске или управлении составляли служилое сословие. Прочие — землевладельцы, ремесленники, торговцы и другие работники физического труда — сделались «тягловым» сословием.
Точно так же, путем введения штатов и записи в них, был создан слой церковнослужителей. Часть церковников тоже не попала в штат и была отнесена к сословию «тяглых».
Государство создавало промышленность для быстрого решения встававших перед страной проблем. Для ускоренного развития страны и накопления средств у населения изымался не только прибавочный продукт, но и часть необходимого. Каждый такой «рывок» оплачивался огромными жертвами. Например, в ходе правления Петра I население России сократилось на 15–20 %.Но благодаря таким «рывкам» Россия не только сохранялась как государство, но и являлась мировой державой.
В Древней Руси в наличии было сосуществование сильной княжеской власти и вече.
В период феодальной раздробленности наблюдалось три типа развития княжеств: формирование сильной княжеской власти и подавления оппозиции в виде народного (боярского) вече (Владимиро-Суздальское княжество); постоянная борьба между князем и боярами (Галицко-Волынское княжество); боярская республика (Великий Новгород). Таким образом, существовали как «восточная», так и «западная» альтернативы.
Все изменилось после татаро-монгольского нашествия: изменение отношения к человеку, отсюда внедрение варварских, чрезвычайно жестоких методов наказания, и в целом усилению тенденции, связанной с идеей сильной государственной власти и преобладания коллективного над личным.
Собственностью на все, как и на Востоке, обладало государство, но это, связано не только с татаро-монгольским влиянием.
Что касается коллективизма и общинности, то, на первых этапах развития Руси и затем России она являлась необходимым элементом выживания. Но с развитием хозяйства община становилась тормозом для развития сельского хозяйства – преуспевающие крестьяне вынуждены были тащить на своей шее самых бедных, и в результате проигрывали и те и другие: первые вкладывали средства не в развитие хозяйства, а вторые не имели стимула для развития собственного хозяйства. Община лишь помогала управлять крестьянами в условиях крепостного права.
Государство преобладает над обществом, направляя его развитие.
Отсутствует саморегуляция общества. Реформы в России исходят сверху. Еще со времен Петра при проведении реформ опора делается не на инициативу снизу, а на административный нажим, причем такое положение вещей не приводило к улучшению положения дел в экономике. Кроме того, зачастую, возможно, подсознательно, власть воспринимается как нечто божественное, что нельзя критиковать, на что нельзя посягать. Во многом такое отношение к власти сформировалось в период формирования государства.
Религия – христианство, хотя и восточный его вариант, связывает Россию с Европой. Но необходимо отметить, что в связи с догматическими разногласиями между католиками и православными Русская Православная церковь долгое время активно противодействовала контактам между русскими и европейцами.
Таким образом, Россия совмещает в себе
черты как западной, так и восточной цивилизаций
с преобладанием восточных.
3.Особенности Западной цивилизации
Западный тип цивилизации можно обозначить как тип прогрессивного развития, при котором возникла самоподдерживающаяся экономика, демократическое общественное устройство, развитые системы жизнеобеспечения.
Этот тип цивилизации связан с постоянными изменениями в жизни человека. Жизнь так резко меняется, что опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми. Прошлое воспринимается лишь как материал для извлечения уроков, для патриотизма и национальной гордости, но само общество устремлено в будущее, ориентировано на движение вперед.
Еще в античной цивилизации вышли на первый план частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, появился первый в истории образец демократического (с оговорками) общества.
Западная цивилизация с самого начала стремилась достичь гармонии в обществе, найти разумное сочетание общественных интересов и интересов личности. Законы должны охранять права граждан и неукоснительно соблюдаться как властью, так и гражданами.
Уже в античности произошло абсолютизация свободы личности. Коллектив, общество признаны вторичными. В античном мире были заложены основы так называемого гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод, а также систему социокультурных принципов, способствующих расцвету личности, мобилизации его творческого потенциала. После временного отступления в средние века наступило Возрождение античных традиций отношения к человеку.
Государство практически не вмешивается в частную жизнь человека.
Экономика, культура развивается независимо от власти, но в рамках закона, гарантом которого выступало государство.
Христианство, особенно протестантизм, оказало огромное влияние на развитие западной цивилизации. Протестантизм освободил человека от давления религии в практической жизни. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Упростилась религиозная обрядность. Протестантизм поощряет предпринимательство, активность в профессиональной деятельности человека, так как этим он как бы отдает долг Богу за данную ему жизнь.
Государство на Западе воспринимается
на как нечто сакральное, а как просто
наличие чиновников, нанятых гражданами
для того, чтобы регулировать отношения
между людьми (судебная власть), вести
внешнюю политику, организовывать оборону
в случае войны.
Заключение
Россия стояла не только географически между Европой и Азией, но также социально и исторически. Она отличалась от европейского Запада, но разнилась и от азиатского Востока, приближаясь в разные периоды разными чертами то к одному, то к другому. Восток дал татарское иго, которое вошло важным элементом в строение русского государства. Запад был еще более грозным врагом, но в то же время и учителем. Россия не имела возможности сложиться в формах Востока, потому что ей всегда приходилось приспособляться к военному и экономическому давлению Запада.
По моему мнению, у России собственный
путь развития, хотя в целом путь развития
Руси и Европы был схожим.
...Таким образом, русская история была историей развития самодержавия и власти, как история Запада является историей развития свободы и прав.
А. И. Герцен
Список литературы
Информация о работе Россия: собственный путь или дрейф в "западную цивилизацию"