Россия при первых Романовых

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:31, реферат

Описание работы

При правлении первых Романовых происходят следующие глобальные изменения в культуре и искусстве: 1) рушатся иконографические каноны; 2) достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей и полихромии в архитектуре; 3) происходит сближение культового и гражданского строительства, приобретшего невиданный размах; 4) идет процесс «обмирщения» искусства, то есть освобождения от церковного влияния.

Работа содержит 1 файл

Россия при первых Романовых.docx

— 40.28 Кб (Скачать)

Введение. 
 

     После смерти Ивана Грозного Россия испытывала сложное время неурядиц, безвластия и бедствий – Смутное время. В 1613 г. после неоднократных попыток  русского общества преодолеть Смуту  на русском престоле оказались бояре  Романовы.

     Историческая  заслуга бояр Романовых заключается  в том, что они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решить их.

     В эпоху правления первых Романовых  произошли такие важные события, как принятие первого печатного  законника России (Соборное Уложение), была проведена церковная реформа, произошло воссоединение Украины  и России.

     Благодаря усилиям Михаила Федоровича и  Алексея Михайловича Романовых, к концу ХVII в. Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния. Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили начало второй правящей династии в России - династии Романовых. К правлению первых Романовым историки относят периоды правления Михаила Фёдоровича (1613-1645 гг.), его отца Филарета(1619-1633гг.) и сына Алексея Михайловича (1645-1676 гг.).

     Эволюционные  процессы, происходившие в общественном и государственном строе, ломка  традиционного мировоззрения, выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» - наукам и  накопление знаний отразились на характере  культуры. Для периода правления.

     При правлении первых Романовых происходят следующие глобальные изменения  в культуре и искусстве: 1) рушатся  иконографические каноны; 2) достигает  апогея любовь к декоративной проработке деталей и полихромии в архитектуре; 3) происходит сближение культового и гражданского строительства, приобретшего невиданный размах; 4) идет процесс «обмирщения» искусства, то есть освобождения от церковного влияния. 
 

Начало  царствования 
 

     Принимаясь  за трудное дело успокоения государства, царь Михаил, по своей молодости, болезненности  и душевной мягкости, не мог обойтись без руководства и помощи. Поэтому  около него собрался круг приближенных придворных, среди которых первое место занимала семья Салтыковых, родственников государевой матери. В придворной жизни Салтыковы  играли большую роль и злоупотребляли своим влиянием. Они решились даже на то, чтобы расстроить брак царя Михаила  с избранной им невестой Марией Холоповой и добились ссылки ее в Сибирь. Родовитые бояре, имевшие большое значение в смутное время, стояли далеко от молодого государя, заседая в боярской думе, они не были ближайшими советниками царя. Таким образом, до 1619 года государством правили старица Марфа и ее родня из бояр Салтыковых.

     В первые годы своего царствования царь Михаил правил с постоянной помощью земского собора, который действовал в Москве в течение целых десяти лет и помогал царю во всех важных и трудных делах. Собор не ограничивал царской власти; напротив сам царь не хотел править без собора. Страна была разорена, население напугано смутами и еще плохо подчинялось порядку. Для государя было необходимо, чтобы все важные распоряжения московской власти были обсуждены и одобрены на соборе. Тогда только получалось уверенность, что принятая мера будет исполнена везде и всеми без прекословия. Поэтому царь устраивал так, чтобы вместе с его указами посылались одинаковые указы и от собора. 
 

Двуглавое правительство 
 

     Летом 1619 года возвратился из плена в  Москву отец царя Михаила, Филарет Никитич. В Москве тогда не было патриарха, потому что патриарший сан после  смерти патриарха Гермогена и избрания царя Михаила, берегли для государева отца. По возвращении Филарета в столицу он был поставлен в патриархи и получил титул «великого государя», самый почетный в то время, которым именовали только царя. Таким образом , в Москве стало два государя и установилось двоевластие. Превосходя сына твердостью характера и опытностью в делах, Филарет занял первое место в правительстве. По отзывам современников, он был очень властный человек, держал все дела в своих руках и пользовался таким влиянием, что сам царь не выходил из его воли. До самой кончины он правил государством с редкой энергией и твердостью. До приезда Филарета молодым и неопытным, тихим и мягким Михаилом вертели, как хотели бояре-советники, часто люди малосведущие в делах управления, но агрессивно-эгоистичные и властолюбивые. С появлением царского отца некоторым из них пришлось уйти в тень. При нем лишились своего значения Салтыковы, и вообще не стало сильных фаворитов.

     Филарет ведал в полном объеме церковными делами, здесь он судил и рядил  сам; только уголовные дела по церковному ведомству оставались в компетенции  светских, общегосударственных учреждений.

     В первые же дни после приезда в Москву Филарет собрал земский собор и говорил с земскими людьми о дальнейшем порядке управления. Был предложен ряд мер для того, чтобы улучшить администрацию и достигнуть справедливой равномерности в службе и в податях для всего населения государства. То что было поставлено на соборе, Филарет исполнял потом с большой твердостью и настойчивостью, хотя ему и не удалось достигнуть намеченных целей. Главные заботы Филарета направлялись на улучшение управления местного, в уездах и городах. При Иване Грозном в областях было введено самоуправление: управляли выборные люди, «губные старосты» и «земские судьи». В смутное время во все города были посланы воеводы, которым временно были вверены не только военные, но и все гражданские дела. Таким образом, воеводы заменили самоуправление своим единоличным управлением. Они почти везде злоупотребляли своей властью, брали взятки, чинили насилия. Жалобы на них в Москву, в «приказы», не достигали цели, потому что приказные дьяки покрывали воевод. Великие государи, узнав об этом, принимали различные меры против чиновничьего и воеводского произвола и насилия. Было решено отозвать воевод, а жителям в городах предоставить по-старому, выбирать себе губных старост из дворян. Однако эта попытка восстановить самоуправление тоже не имела полного успеха. И в самой Москве продолжались злоупотребления дьяков. Таким образом, несмотря на большие старания, вывести административные непорядки Филарету не удалось.

     Равномерность в распределении государственных  повинностей также не была достигнута при Филарете и Михаиле. Вместе с  земским собором в 1619 году великие  государи постановили произвести полную опись всех населенных земель государства  в дозорных книгах и писцовых книгах и на основании этих книг определить точно, какие повинности может нести  в пользу государства каждый землевладелец. Совершив опись, постановили следить  за тем, чтобы все городские и  сельские жители служили и платили  каждый в свою меру, по справедливости. Однако служилые люди часто уклонялись от службы, а тяглые от платежей и  повинностей, ссылаясь на то, что они  разорены смутой, и не в силах  служить и платить. Желая помочь населению и в то же время поставить, как следует, свое войско и финансы, государи принимали ряд мер для  устройства сословий. 

Борьба  с врагами государства.

Выведение страны из Смутного времени. 
 

     На  первом месте в начале царствования Михаила Федоровича была борьба с  врагами государства, казаками и  иноземцами. Заруцкий, убежав из-под Москвы, захватил Астрахань и думал образовать там свое государство под главенством персидского шаха. Он собирал вокруг себя казачьи шайки и общался с шахом. Узнав об этом, из Москвы послали на Астрахань войско и всячески просили казаков сидевших на Дону, не помогать Заруцкому. Жестокость Заруцкого оттолкнула астраханцев и они прогнали его еще до прихода московского войска. Он бежал на реку Яик, где его догнали московские воеводы и взяли в плен. Заруцкого казнили, а его казаки разбрелись. Так миновала опасность от казаков сосредоточенных на юге – на Дону и южной Волге. Но оставались мелкие казачьи шайки в самом государстве. Они бродили по областям, живя грабежом и разбоем, и не хотели подчиняться правительству. Выслеживать и ловить их было трудно. Когда же они собирались вместе, то становились дерзкими и отваживались на открытый бой с царскими войсками. Так в 1614 году атаман Баловень повел к Москве большие толпы «воровских казаков». Их встретило войско воеводы Лыкова-Оболенского. Лыков разбил казаков, поймал Баловня и привел в Москву тысячи сдавшихся ему «воров». После этого казаки присмирели. Но продолжали действовать пришлые литовско-польские разбойники. Особенно отличался среди них воевода Лисовский, который в продолжении нескольких лет обходил и грабил все московское государство. Кроме него бесчинствовали «черкесы », забиравшиеся далеко на север, даже к Белому морю. Много времени и усилий понадобилось, чтобы истребить этих «воров» и обеспечить некоторую безопасность в стране.

     В то же время шла борьба со шведами  и с королем Сигизмундом. Шведы  продолжали занимать Финское побережье  и Новгород с окрестными городами и требовали, чтобы новгородцы присягнули на верность шведскому королю. Московские войска пытались отбить Новгород у  шведов, но неудачно. В свою очередь  шведский король наступал дальше и  осадил Псков(1617), однако взять его  не смог. При посредстве голландских  послов и английского купца Джона  Мерика начались переговоры о мире между шведами и русским. В 1617 году в селе Столбове был заключен договор о мире. По Столбовскому договору, Новгород и некоторые другие города были возвращены Москве; у шведов осталось Финское побережье от Нарвы до Корелы. Обе стороны были довольны тем, что окончилась война, хотя Москва не могла примириться с потерей морского берега.

     Король  Сигизмунд не признавал Михаила  Федоровича законным московским государем  и продолжал считать себя и  своего сына обладателями московского  престола. В свою очередь, московские послы не желали признавать власти короля, считали Владислава лишенным Московского царства и требовали  возвращения Смоленска и прочих городов, захваченных поляками. На эти  условия поляки не шли, и переговоры сменялись военными действиями. В 1617 и 1618 годах королевич Владислав  предпринял большой поход на Москву. Осенью 1618 года он подошел к московским стенам, но встретил сопротивление. Поляки отступили к Троице-Сергиеву монастырю. Там, в деревне Деулине, начались переговоры о мире. Обе стороны проявили некоторую уступчивость: стало возможным достигнуть, если не полного мира, то хотя бы перемирия. Оно было заключено на 14 с половиной лет, с временной уступкой королю Смоленска и северских городов и с условием, что поляки вернут из плена митрополита Филарета и произведут обмен вообще всех пленных. Однако вечный мир между Москвой и Польшей был невозможен, так как Москва не могла навек отказаться от Смоленска, а король и королевич не могли отречься от московского престола.

     Романовы  наполнили государственную казну: они обложили налогом всё новые категории населения; правительство пускалось в откровенные финансовые авантюры - резко повышало цены на соль (соль была важнейшим продуктом питания, население закупало её в больших количествах), чеканили медную монету вместо серебряной; брали взаймы у крупных монастырей и не возвращали долгов; активно осваивали Сибирь - 1/3 всех доходов приносила казне продажа за границу сибирской пушнины.

Эти основные меры позволили Романовым вывести  страну из глубочайшего политического  и экономического кризиса. Последствия  Смуты Романовы смогли преодолеть за 30 лет.

     В правление первых Романовых произошли  важнейшие события русской истории: принятие Судебника 1649 г., церковные  реформы патриарха Никона 1653 г., воссоединение  Украины с Россией 1654 г.

Принятие "Соборного  Уложения" 1649 г. В правление Алексея  Михайловича на Земском соборе 1649 г. было принято "Соборное Уложение" - новый сборник законов.

     Соборное  Уложение состояло из 25 глав и содержало  около 1000 статей. "Уложение" было впервые отпечатано типографским способом тиражом в 2000 экземпляров и оставалось действующим вплоть до 1832 г.

     В "Уложении" наиболее важными были три группы глав.

В одной группе глав говорилось о преступлениях  против царской власти и против Церкви. Любая критика Церкви и хула на Бога карались сожжением на костре. Измена царю, оскорбление чести государя, а также бояр, воевод подвергались казни. Это свидетельствовало о  том, что в России фактически сложилась  абсолютная монархия - неограниченной полнотой власти в стране обладал  царь. Монархия, как форма правления, начала складываться в России со времён Ивана III. В 1649 г. она оформилась юридически.

     Ещё одна группа глав была посвящена правам дворян. Отныне по "Уложению" за дворянином признавалось право передачи поместья по наследству, при условии, что сыновья  дворянина также будут находиться на государевой службе. Эти статьи "Уложения" свидетельствовали  о том, что дворянское поместье (получали за службу) приравнивалось к боярской вотчине (получали по наследству). Новый  слой феодалов - дворянство - всё более  уравнивался в правах с боярством.

     Важнейший раздел "Уложения" был посвящён крестьянам и посадским людям. Отныне по "Уложению" крестьянам запрещался переход от одного помещика к другому  и устанавливался пожизненный розыск беглых. Посадским людям переход  из одного посада в другой, переход  от одного ремесла к другому - запрещался. Беглые посадские люди также подлежали  розыску.

     "Соборное  Уложение" 1649 г. завершило долгий  процесс складывания крепостного права в России, начавшийся в 1497 г.

Церковные реформы  патриарха Никона. В правление  Алексея Михайловича в 1653 г. патриархом Никоном были проведены церковные  реформы. Они потрясли духовную основу общества - Русскую Церковь.

Патриарх Никон (в миру Никита Минов) был выдающейся личностью. Личный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652 г. был избран патриархом. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Москве как третьем Риме. После унии с римской католической церковью, после падения Византийской империи престиж Константинополя, как центра мирового православия, резко упал. В то же время, после возведения московского митрополита в сан патриарха престиж Русской Церкви на православном Востоке резко возрос.

Информация о работе Россия при первых Романовых