Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:35, контрольная работа
События октября 1917 года до сих пор вызывают споры и неоднозначные оценки в обществе. В исторической науке также существуют различные точки зрения и оценки по этому поводу. Американский историк Р Пайпс считает октябрь 1917 г. Переворотом, путчем большевиков. Но большинство историков считают это революцией. В отличии от переворота, революции не делаются заговорщиками. Революция – это массовое национальное движение, которое невозможно вызвать чьей-то единоличной или групповой субъективной волей.
Введение. 2
1. Политическая борьба в России после Февральской революции. 3
2. Альтернативы общественного развития в 1917. 8
3. Октябрьская революция 10
Заключение. 13
Список литературы: 15
Первые шаги новой власти были сделаны не под знаменем социализма, а под знаменем демократии. Немного позднее эпитет «демократический» использовался для характеристики системы выборов в Советы и в Учредительное собрание, и особенно «права отзыва», а так же права выборности судей. Упор на демократию сочетался с провозглашением социализма как конечной цели. Ленин в то время считал, что достижение социализма связано прежде всего с мировой революцией.
Колебания относительно масштаба и характера Октябрьской революции нашли свое отражение в терминах первых конституционных положений. От слова «Россия» отказались, а без него трудно было подобрать название для новой власти. Она себя называла «временным рабочим и крестьянским правительством» или просто «революционным правительством», опирающимся на «Советскую власть». Первый в советской истории основной конституционный принцип содержится в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая начинается словами: «Россия объявляется Республикой Советских Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». А в следующем пункте страна впервые названа «Советская Российская Республика». Но слово «социалистический» все еще было пугалом для сторонников и союзников Ленина. Значительное большинство партии в это время определенно придерживалось той точки зрения, что революция еще не вполне прошла буржуазную стадию и, следовательно, еще не созрела для перехода к социализму. С этой точки зрения Октябрьская революция была лишь продолжением и углублением Февральской , не отличаясь от нее ни принципами , ни целью. Колебания внутри партии не кончились с победой революции. В момент победы было образовано правительство полностью большевистское. Между идеей государства , находящегося на пути к собственному отмиранию , и идеей государства диктатуры пролетариата , достаточно сильного , чтобы сломить сопротивление буржуазии , существовало подспудное противоречие , которое отразилось в борьбе между местным самоуправлением и централизацией. Особенность советской структуры состояла в том , что она строилась вокруг Советов , которые уже обрели форму и определенную степень организованности , прежде чем стали конституционным органом государственной власти.
Советы первоначально были , и отчасти всегда оставались , свободными и неформальными собраниями без ясно очерченных функций. Представители сельских Советов собирались на волостные съезды Советов , а их представители в свою очередь – на уездные съезды Советов; уездные съезды вместе с городскими Советами , созданными на другой , главным образом профессиональной основе , посылали представителей на губернские Советы , а те , в свою очередь – на областные съезды. Местный Совет , городской или сельский, считался как бы источником власти , а съезды Советов на разных уровнях и венчающий их Всероссийский съезд Советов – вытекали из них. Таким образом, место Советов в конституционной структуре было прочно закреплено. С одной стороны , они были формально первичными единицами власти и основой для избрания , в несколько промежуточных этапов , делегатов высшего органа – Всероссийского съезда Советов. С другой стороны, Советы были органами местного управления и пользовались значительной самостоятельностью.
В
ходе Октябрьского восстания, как отмечал
Н.А. Бердяев, «…именно ортодоксальному
и тоталитарному марксизму
Постфевральская
демократия потерпела поражение в силу
ряда факторов. Среди них следует отметить
относительную слабость либеральных политических
сил. Социальная база российского либерализма
была сужена, так как отсутствовал широкий
слой частных собственников на селе, сохранялись
пережитки традиционного «общинного»
сознания., общая неграмотность достигла
до 70% взрослого населения страны – все
это способствовало быстрому распространению
социалистических идей. К дестабилизирующим
факторам относились, продолжавшаяся
мировая война, нерешенность аграрного
вопроса, сложное экономическое положение
и, наконец, острейший кризис власти, вызванный
падением самодержавия. Временное правительство
имело не прочные позиции, так как было
создано не посредством выборов, а потому
не могло объявить себя законным преемником
прежнего правительства. Кроме того, Временное
правительство из-за продолжающейся войны
не сумело провести ожидаемые реформы,
а введение им монополии на закупку зерна,
привело к недоверию правительства со
стороны крестьян. В результате быстрой
радикализации массы и отсутствия твердой
государственной власти начавшаяся только
формироваться демократия быстро превратилась
в безвластие охлократию. Большевики в
этих условиях сумели использовать свои
преимущества: твердую политическую волю,
стремление к власти, мощную, гибкую партийную
организацию и широчайшую популистскую
агитацию. Нои решительно возглавили революционно-
анархическую стихию, всемерно поощряя
ее, использовали слабость Временного
правительства, накопивший заряд социальной
ненависти, нетерпения, жажды уравнительной
справедливости масс для захвата власти
и претворения на практике своих ультраидеалистических
и вместе с тем сугубо прагматических
идей и начинаний.