Россия на рубеже XVIII – XIX вв. Павел I

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Тема моей работы актуальна так как она раскрывает действительность, во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами. Я постарался авторски подойти к своей теме и дать анализ основным событиям и явлениям.
В России в XVIII в. наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны. В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начинавшийся еще в XVII в.

Содержание

1. Введение
2. Россия на рубеже XVIII – XIX вв. Павел I
• Сельское хозяйство
• Развитие промышленности
• Торговля
• Транспорт
• Финансы
• Преобразование центрального и местного государственного управления
• Реформа церковного управления
3. Правление Павла I (1796-1801 г.г.)
• Внутренняя политика Павла I
• Внешняя политика Павла I
4. Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории за I курс.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Финансы

      В 1839-1841 гг. в России проводилась перестройка  денежной системы (по инициативе министра финансов Е. Ф. Канкрина). В основу денежного обращения был положен серебряный рубль. С 1843 г. ассигнации (бумажные деньги, впервые введённые при Екатерине II) стали изыматься из обращения путём обмена по курсу (3,5 рубля ассигнациями к рублю серебром) на кредитные билеты, которые могли свободно обмениваться на серебро. Реформа укрепила финансовую систему страны. В силу развивавшегося процесса накопления капитала, деньги, нажитые в торговле, стали более интенсивно переводиться в промышленное производство.

      Таким образом, в первой половине ХIХ в. существовавшая социально - экономическая система тормозила развитие производительных сил и процесс модернизацию страны, но Россия не переживала острого экономического кризиса. В недрах разлагавшегося феодализма развивался новый капиталистический уклад, который стал господствующим во второй половине ХIХ в.

Преобразование  центрального и местного государственного управления

     Абсолютизм  в России складывался во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение  и оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии. Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, умножавших свои богатства благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности.

     Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением  централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием  регулярной армии и флота.

     В проведении реформ государственного управления было два этапа. Первый из них охватывает 1699—1711 гг.— от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана.

     Второй  этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади. Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений. При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению». В проведении реформ Петр I проявил выдающиеся способности, исключительную энергию и настойчивость в осуществлении намеченных планов.

     Законодательные акты начала XVIII в. закрепили неограниченный характер царской власти: «Его царское величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Вместо Боярской думы, к этому времени сократившейся в своем составе, был учрежден Правительствующий Сенат. Первоначально Сенат был создан в качестве верховного органа управления на период отсутствия царя, лично участвовавшего в Прутском походе, но затем он превратился в высшее бюрократическое учреждение, непосредственно подчиненное царю. В отличие от Боярской думы, комплектовавшейся по принципу знатности происхождения, Сенат состоял из немногих (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их родовитости.

     Сенат подготовлял новые законы, ведал  всей системой центрального и местного управления, занимался комплектованием армии и флота и сбором налогов. Одновременно с Сенатом для тайного надзора за исполнением указов был учрежден институт фискалов. Фискалы в городах и губерниях подчинялись обер-фискалу Сената.

     После организации Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями — коллегиями. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Если до того сбором налогов и их распределением ведали десятки разнообразных приказов, то со времени организации коллегий основные статьи бюджета находились в ведении двух учреждений — Камер-коллегии и Штатс-контор-коллегии. В составе новой коллегиальной системы появились ранее отсутствовавшие учреждения, ведавшие юстицией, промышленностью и торговлей. В коллегиях, каждая из которых состояла из десяти человек (президента, вице-президента, четырех советников и четырех помощников их — асессоров), все решения принимались не единолично, а большинством голосов. В отличие от приказов компетенция коллегий по определенному кругу вопросов распространялась на всю страну.

     В 1718—1721 гг. было создано 11 коллегий. Коллегии — Военная, Адмиралтейская и Иностранных  дел составляли группу «трех первейших государственных коллегий». Камер-коллегия ведала расходами, а Штатс-контор-коллегия - доходами государства. Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль. Торговля и промышленность находились в ведении Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии и Коммерц-коллегии. Юстиц-коллегия ведала судами и являлась для них апелляционной инстанцией. Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, охраняла владельческие права дворянства на землю и на крепостных крестьян.

     Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что «сие сначала неосмотря учинено было», ибо такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил принципу подчиненности низших учреждений высшему. Президенты большинства коллегий, за исключением «трех первейших», были выведены из состава Сената. В том же году Петр учредил высшую в государстве должность генерал-прокурора. В учредительном указе генерал-прокурор назван «яко око наше и стряпчей о делах государственных». Ему было поручено «накрепко смотреть» за деятельностью Сената и всех государственных учреждений.

     Местные учреждения также были преобразованы. Старое дробное деление страны на уезды, подчиненные непосредственно  приказам, находившимся в столице, не удовлетворяло новых потребностей государства. По новому административному делению, введенному после подавления восстания на Дону, были установлены более крупные единицы — губернии. Страна была поделена на восемь губерний (Архангелогородская, Петербургская, Московская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская) во главе с губернаторами, обладавшими широкими военными, финансовыми и полицейскими полномочиями. В подчинении губернаторов находились должностные лица, ведавшие определенными отраслями управления (обер-комендант, отвечавший за состояние военного дела, обер-комиссар, ведавший сбором денежных и натуральных налогов, и др.).

     Вторая  областная реформа (1719 г.) основной единицей административного управления сделала  провинцию, более мелкую, чем губерния. Таких провинций было около пятидесяти. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов остались лишь военные дела, а по остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с центральными учреждениями. Провинции, на которые была поделена Россия по второй областной реформе, являлись отдаленными предшественницами губерний, организованных при Екатерине II. Чиновники губернских и провинциальных учреждений, равно как и члены коллегий, назначались из дворян и составляли дорогостоящую бюрократическую машину управления.  
 

     Реформа церковного управления 

     Утверждение абсолютизма значительно изменило положение церкви. Правительство  еще с XVI в. стало принимать меры к ограничению роста землевладения  и числа крестьяв духовных феодалов, имея в виду интересы светского землевладения. Однако церковь и монастыри и в первой четверти XVIII в. еще владели примерно пятой частью сельского населения страны. Политика подчинения духовной иерархии светской власти в первой четверти XVIII в. проводилась более решительно, чем прежде. В 1701 г. Петр осуществил частичную секуляризацию церковного имущества, для чего восстановил Монастырский приказ, управлявший монастырскими вотчинами посредством светских чиновников. Значительная часть доходов от монастырских владений поступала с этого времени в общегосударственную казну.

     Вместо  патриаршей власти по образцу светских коллегий была учреждена для управления церковью Духовная коллегия, переименованная позже в святейший Синод. Члены Синода, так же как и прочих коллегий, назначались царем. Эта реформа завершила подчинение церкви светской власти.

Правление Павла I (1796-1801 г.г.)

    Рубежом XVIII-XIX вв. в России стало правление  Павла I. В 1762 был убит Петр III и на трон взошла Eкaтерина II. В Российской истории не на сцене, а в жизни  разыгрывалась трагедия наследника престола Павла. Родители будущего императора Павла I великий князь Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна оставались бездетными более 9 лет. Императрица Елизавета Петровна с таким нетерпением ожидала рождения наследника по линии Петра I, что торжества по случаю рождения Павла (р. 20 сентября 1754 г.) продолжались около года.

    Павел с первых дней после рождения был  удален от родителей и стал одной  из любимых игрушек императрицы. С детства он воспитывался как  будущий государь, правда в несколько странном стиле. Малолетний великий князь принимал послов и устраивал государственные приемы. Такие представления развлекали Елизавету Петровну, а во времена Екатерины II создавали иллюзию того, что Екатерина не собирается узурпировать власть. Есть свидетельства того, что в последние годы своей жизни Елизавета собиралась передать престол не племяннику Петру, а внуку, при регенстве Екатерины, до его совершенолетия. Но возможно такие слухи распространяла Екатерина.

    Обучение  Павла началось с 4 лет, вначале русскому языку и счету. С 6 лет осуществлялся полный курс обучения и воспитания под руководством графа Н.И.Панина. В учителя были приглашены лучшие европейские ученые. Его обучали французскому и немецкому языкам, истории, географии, физике, французской литературе.

    В ночь переворота, 27 июня 1762 г. семилетний Павел под охраной солдат был  доставлен вместе с графом Паниным  в Зимний дворец, в тот же день принял присягу своей матушке  Екатерине и был объявлен наследником  престола. Однако Екатерина II была холодна со своим сыном, воспринимая его как политического противника.

    В связи с 18-летием цесаревича (20 сентября 1772 г.) он вступил в должность генерал-адмирала русского флота и полковника кирасирского полка. В высшем свете ожидали  большего, да и сам Павел надеялся если не занять престол, то по крайней мере разделить бремя власти с Екатериной II. Екатерина предпочла держать Павла на коротком поводке. Она заставила Павла отказаться от наследства отца герцогства Шлезвинг-Голштейн (договоры от 21 мая и 14 июня 1773г), с тем, чтобы он не стал независимым. 
В течение следующего десятилетия политические надежды Павла и тех, кто делал ставку на него сошли на нет.

    Честолюбие  Павла страдало. Опытная возрастом  Екатерина была безжалостна. Павел  по молодости лет не понимал, что происходит. Он испытывал чувства к матери и в конце концов для себя объяснил поведение Екатерины тем, что на нее оказывали давление такие люди, как Потемкин. После нескольких попыток заняться государственными делами Павел был вынужден удалиться в Гатчину, где прожил довольно замкнуто 13 лет. Пугачевский бунт еще больше разделил Екатерину II и Павла, так как Пугачев выступил под именем Петра III.

    Девятнадцати  лет Павла женили на принцессе  Гессен-Дармштатской Вильгельмине (в  православии Наталья Алексеевна). Павел любил жену, но 15 апреля 1776 года Наталья Алексеевна скончалась при родах. Пытаясь "утешить" иступленного в горе Павла, Екатерина показала перехваченные любовные письма графа Разумовского к покойной жене. Излечив Павла от романтики первой любви, 26 сентября 1776 г. его женили второй раз на 17-летней принцессе Виртембергской Софии-Доротеи (в православии Мария Федоровна). Брак оказался счастливым, у них было 9 детей. 
В течение 1781-1782 гг. Павел с женой под именем графа и графини Северных путешествовали по Европе (Австрия, Италия, Франция, Нидерланды, Швейцария, Германия), где его принимали с почестями не как неизвестного графа, а как наследника. Павел произвел хорошее впечатление и умом, и поведением, в Европе его прозвали "Русский Гамлет". 
С 1783 по 1796 год Павел был удален от реальной политики. На мызе Гатчина он создал миниатюрное государство и миниатюрный придворный круг с второстепенными лицами не имеющих доступ к большому двору. "Государство" Павла имело несколько фабрик и поместий и даже армию в составе 1 батальона.

    5 ноября 1796г. Екатерину II постиг  апоплексический удар, через сутки  она скончалась не приходя  в сознание. Около 30 посланных  и самозванных курьеров бросились  в Гатчину. Первым прискакал  брат последнего фаворита Екатерины Николай Зубов. Бумаги покойной разбирал Павел и Безбородько А.А. - член коллегии иностранных дел, доверенный человек императрицы. Они уничтожили завещание Екатерины о передаче престола сыну Павла Александру. Безбородько сохранил свое положение при дворе, и во времена Павла он стал главой правительства, светлейшим князем, богатейшим человеком России, Украины.

    Павел I был провозглашен императором. Это  было довольно поздно, в 42-летнем возрасте. В 18 лет он составил план преобразования государства, в течение следующих 10 лет он пытался занять какие-нибудь позиции в государственном аппарате, а затем 15 лет находился в "кухонной" оппозиции. К неограниченной власти пришел человек, имеющий программу, но не имеющий навыка бюрократической работы и практики политической интриги.

Информация о работе Россия на рубеже XVIII – XIX вв. Павел I