Россия - страна "христианского" Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:44, лекция

Описание работы

Цель занятия - проанализировать предпосылки и последствия первого масштабного выбора в истории Руси — «выбора веры».
Вопросы:
Язычество восточных славян.
Крещение Руси: предпосылки, методы, последствия.
Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

Работа содержит 1 файл

Семинар№2.docx

— 31.25 Кб (Скачать)

Семинар №2: «Россия  – страна «христианского Востока»»

Цель занятия - проанализировать предпосылки и последствия первого масштабного выбора в истории Руси — «выбора веры».

Вопросы:

  1. Язычество восточных славян.
  2. Крещение Руси: предпосылки, методы, последствия.
  3. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

 

Термины:

  • Государство - политическая организация общества с определенной формой правления.
  • Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит одному монарху и передается по наследству.
  • Феодализм – общественно-экономическая формация, при которой земля и власть принадлежат феодалам, эксплуатирующим зависимых крестьян.
  • Раннефеодальная монархия – форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии
  • Фетишизм - культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами.
  • Анимизм - представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения (в первобытных религиях – также у каждой вещи) и о возможности свободного общения человека со своим духом, душой.
  • Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами – видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами).
  • Политеизм – многобожие.
  • Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы.
  • Религия - одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов).
  • Церковь - организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община.
  • Догматы - в религии – утвержденные высшими церковными инстанциями положения вероучения, объявляемые церковью непреложными истинами, не подлежащими критике.
  • Культ – в религии – служение божеству и связанные с этим действия, обряды.
  • Таинства - по христианскому вероучению обряды, приобщающие верующих к божественной благодати.

 

 

Вопрос 1: «Язычество восточных  славян»

    Язычество – достаточно неопределенный термин, возникший в церковной среде для определения всего нехристианского, дохристианского.  В самом начале XII века современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на 4 стадии:

  1. Культ  упырей и берегинь, одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.
  2. Культ небесных божеств «Рода и рожаниц». Исторически две рожаницы предшествуют Роду. Это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.
  3. Культ Перуна, являвшегося богом грозы, молний и грома, ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей.
  4. После принятия христианства (988 г.) язычество продолжало существовать наряду с выбранной верой.

 

    К богам обращались при помощи магических заклинаний, а просьбы сопровождали соответствующими обрядами и жертвоприношениями. Образовался устойчивый календарь аграрных в своей основе языческих молений и празднеств, которые уже «в рамках» христианства дожили до наших дней.

   Помимо этого люди стремились всеми возможными мерами оградить и свой дом от воздействия враждебных сил – упырей-вампиров и мертвецов-«навий». Для этого существовали особые заговоры и нанесение специальных знаков на жилище, утварь и одежду. Такими знаками служили изображения солнца и вспаханной земли под крышей русской избы, на наличниках окон, ковшах, прялках и пр.

   В эпоху славянского расселения и «предгосударственного» развития происходило изменение в русской погребальной обрядности: захоронение урн с прахом сожженного в деревянных избушках-домовинах сменилось погребением праха в курганах; затем происходит еще один перелом в религиозном сознании – переход от сожжения к простому захоронению тела в кургане с разведением ритуальных костров. Неотъемлемой частью древнего быта было и ежегодное поминовение умерших в родительские дни (радуница, родительская суббота), включенные затем в православный церковный обиход.

 

   Мир язычников состоял из нескольких  частей:

  • Земли
  • Двух небес
  • Подземно-водной зоны

    У многих народов земля изображалась  как округлая плоскость, окруженная  водой. Вода конкретизировалась  как море или в виде двух  рек, омывающих землю.

  Охотники мезолита, разобщенные  на небольшие группы, затерянные  в тайге, поневоле обратились  к небу, звездам, помогавшим им  ориентироваться. Было сделано  важное астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесконечно  движущихся на небе звезд есть  одна статичная – Полярная  звезда.

   Солнце  было ценимо земледельцами  как источник света и тепла.  Был исключен элемент случайности  – Солнце являлось символом  закономерности. Древние славяне,  как и другие народы, принимали  геоцентрическую модель мира.

 

Вопрос 2: «Крещение Руси: предпосылки, методы, последствия»

    Со временем На Руси возникла внутренняя потребность в единой для всего государства религии. Раннефеодальному государству необходима единая государственная идеология, которая:

  • Оправдывает социальное расслоение;
  • Примирит низы с их положением;
  • Освятит высшую власть и оправдает государственное насилие;
  • Будет иметь интернациональный характер.

  Заботясь о целостности страны и желая упорядочить сферу религиозной жизни своих подданных, Владимир в 983 г. создал в Киеве пантеон важнейших славянских богов. В состав Пантеона вошли Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл, Мокош. Однако подобное нововведение не давало результатов, так вновь присоединенные племена (вятичи, например) продолжали поклоняться своим местным богам.

  Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. На выбор Византийского (православного), а не Римского (католического) варианта христианства повлияли:

    • Политическая умеренность Византии;
    • Отсутствие в восточном варианте идеи главенства церковной власти над светской;
    • Возможность богослужения на родном языке.

  Несмотря на агиографическийй трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»: «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись».

  Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».

  В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII  Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.

  Согласно монаху Иакову, более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров.

  Жители Киевской Руси были знакомы с христианством, иудейством и мусульманством. Наиболее активно отношения развивались с христианским миром — Западной Европой и Византией. Именно поэтому, после удачного похода на Херсонес в 988 г. князь принимает христианство и женится на византийской царевне Анне. По преданию, после взятия Херсонеса Владимир потерял зрение, которое вернулось к князю после обряда крещения. Сила христианской веры настолько поразила князя, что он решил распространить ее на всю Русь.

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время  как в Новгороде, где крещением  руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Последствия крещения Руси:

  1. Консолидация различных племен;
  2. Повышение культуры земледелия, развитие огородничества;
  3. Развитие строительного дела, распространение каменного зодчества;
  4. Развитие различных ремесел;
  5. Развитие книжного и школьного дела;
  6. Развитие литературы;
  7. Развитие живописи;
  8. Развитие церковного пения;

НО:

  • Стимулирующее  влияние христианства было непродолжительным;
  • Стимулирование одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось противодействием по отношению к другим;
  • Уничтожались памятники дохристианской славянской культуры;
  • Ряд аспектов христианизации Руси был лишен прогрессивности.

 

Вопрос 3: «Киевская Русь как раннефеодальная  монархия»

   Политический строй Древней Руси IX–X вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Князь управлял при помощи совета других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием Боярская дума. Князь располагал значительной военной силой, куда входил и флот, действовавший как на реках, так и на Черном море. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники – тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение.

   Князья отдельных  земель и другие крупные, средние  и мелкие феодалы находились  в вассальной зависимости от  великого князя. Они обязаны  были поставлять великому князю  воинов, являться по требованию  с дружиной. В то же время  эти вассалы сами осуществляли  функции управления в своих  вотчинах и великокняжеские наместники  не имели права вмешиваться  в их внутренние дела.

  Заметный шаг вперед  в своем развитии сделало молодое  русское государство в период  княжения Владимира Святославича (980-1015). Положение Руси заметно упрочилось. Владимиру удалось создать мощную оборонительную систему, оградить Русь от новых набегов. При нем был создан первый подробный летописный свод. Важное значение имели две религиозные реформы Владимира: стремление унифицировать языческие культы и принятие христианства. До принятия христианства древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов.

  В раннефеодальном  обществе Киевской Руси выделялись  два основных класса – крестьяне  (прежде всего смерды) и феодалы.  Оба класса по своему составу  не были однородными. Смерды  делились на свободных общинников  и зависимых. Свободные имели  свое натуральное хозяйство, платили  дань князьям и боярам и  одновременно являлись для феодалов  источником пополнения категории  зависимых людей. Зависимое население  состояло из закупов, рядовичей,  изгоев, пущенников и холопов. Закупами называли тех, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои – это обедневшие выходцы из общин, а пущенники – вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Информация о работе Россия - страна "христианского" Востока