Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:44, лекция
Цель занятия - проанализировать предпосылки и последствия первого масштабного выбора в истории Руси — «выбора веры».
Вопросы:
Язычество восточных славян.
Крещение Руси: предпосылки, методы, последствия.
Киевская Русь как раннефеодальная монархия.
Семинар №2: «Россия – страна «христианского Востока»»
Цель занятия - проанализировать предпосылки и последствия первого масштабного выбора в истории Руси — «выбора веры».
Вопросы:
Термины:
Вопрос 1: «Язычество восточных славян»
Язычество – достаточно неопределенный термин, возникший в церковной среде для определения всего нехристианского, дохристианского. В самом начале XII века современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на 4 стадии:
К богам обращались при помощи магических заклинаний, а просьбы сопровождали соответствующими обрядами и жертвоприношениями. Образовался устойчивый календарь аграрных в своей основе языческих молений и празднеств, которые уже «в рамках» христианства дожили до наших дней.
Помимо этого люди стремились всеми возможными мерами оградить и свой дом от воздействия враждебных сил – упырей-вампиров и мертвецов-«навий». Для этого существовали особые заговоры и нанесение специальных знаков на жилище, утварь и одежду. Такими знаками служили изображения солнца и вспаханной земли под крышей русской избы, на наличниках окон, ковшах, прялках и пр.
В эпоху славянского расселения и «предгосударственного» развития происходило изменение в русской погребальной обрядности: захоронение урн с прахом сожженного в деревянных избушках-домовинах сменилось погребением праха в курганах; затем происходит еще один перелом в религиозном сознании – переход от сожжения к простому захоронению тела в кургане с разведением ритуальных костров. Неотъемлемой частью древнего быта было и ежегодное поминовение умерших в родительские дни (радуница, родительская суббота), включенные затем в православный церковный обиход.
Мир язычников состоял из
У многих народов земля
Охотники мезолита, разобщенные
на небольшие группы, затерянные
в тайге, поневоле обратились
к небу, звездам, помогавшим им
ориентироваться. Было сделано
важное астрономическое
Солнце было ценимо земледельцами
как источник света и тепла.
Был исключен элемент
Вопрос 2: «Крещение Руси: предпосылки, методы, последствия»
Со временем На Руси возникла внутренняя потребность в единой для всего государства религии. Раннефеодальному государству необходима единая государственная идеология, которая:
Заботясь о целостности страны и желая упорядочить сферу религиозной жизни своих подданных, Владимир в 983 г. создал в Киеве пантеон важнейших славянских богов. В состав Пантеона вошли Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл, Мокош. Однако подобное нововведение не давало результатов, так вновь присоединенные племена (вятичи, например) продолжали поклоняться своим местным богам.
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. На выбор Византийского (православного), а не Римского (католического) варианта христианства повлияли:
Несмотря на агиографическийй трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»: «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись».
Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».
В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.
Согласно монаху Иакову, более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров.
Жители Киевской Руси были знакомы с христианством, иудейством и мусульманством. Наиболее активно отношения развивались с христианским миром — Западной Европой и Византией. Именно поэтому, после удачного похода на Херсонес в 988 г. князь принимает христианство и женится на византийской царевне Анне. По преданию, после взятия Херсонеса Владимир потерял зрение, которое вернулось к князю после обряда крещения. Сила христианской веры настолько поразила князя, что он решил распространить ее на всю Русь.
В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.
В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).
Последствия крещения Руси:
НО:
Вопрос 3: «Киевская Русь как раннефеодальная монархия»
Политический строй Древней Руси IX–X вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Князь управлял при помощи совета других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием Боярская дума. Князь располагал значительной военной силой, куда входил и флот, действовавший как на реках, так и на Черном море. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники – тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение.
Князья отдельных
земель и другие крупные,
Заметный шаг вперед
в своем развитии сделало
В раннефеодальном
обществе Киевской Руси