Российско-Китайские взаимоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:43, реферат

Описание работы

Российско-китайские отношения характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях.

Основные принципы российско-китайских отношений, главные направления и сферы двустороннего сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном 16 июля 2001 года в Москве. Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения.

Работа содержит 1 файл

РОССИЙСКО-кит сотрудничество в атэс.docx

— 29.34 Кб (Скачать)

Меморандум о  взаимопонимании между Группой  компаний "Ренова" и Китайской  государственной золотодобывающей корпорацией; 

Завизированы: 

Меморандум о  взаимопонимании по сотрудничеству в сфере природного газа; 

Меморандум о  взаимопонимании по сотрудничеству в угольной сфере 

На саммите  АТЭС компании России, Японии и Китая  подписали крупный контракт 

13 ноября в  японском городе Иокагама на  саммите Азиатско-Тихоокеанского  экономического союза (АТЭС) компании  России, Японии и Китая подписали  крупный контракт о строительстве  нового химического предприятия  в Татарстане. Подписание состоялось  в присутствии Дмитрия Медведева,  который возглавляет российскую  делегацию. Речь идет и модернизации  существующих производств. 

Работа саммита  началась с обсуждения договоренной, достигнутых в Сеуле на встрече "Большой двадцатки". Прежде всего, речь идет о том, как совместно  бороться с рецессией. Также состоялась встреча лидеров АТЭС с членами  Делового консультативного совета форума, куда входят руководители крупнейших компаний Азиатского-Тихоокеанского региона. 

Кроме того, в  рамках саммита Дмитрий Медведев встретился с премьер-министром  Японии Наото Каном. Лидеры двух стран  заявили о стремлении развивать  доверительный диалог между двумя  странами, отношения которых в  последнее время обострились  из-за спора о принадлежности южных  Курильских островов. 

Начиная встречу, Дмитрий Медведев сказал, что рассчитывает, что в ходе этих переговоров и  других контактов будет заложена "основа для укрепления доверительного диалога между нашими государствами". 

В свою очередь, Наото Кан заявил, что "хотел  бы развивать дружественные отношения  между Россией и Японией на доверительной основе - как между  двумя партнерами. Я хотел бы приложить  усилия для этого. Надеюсь, сегодняшняя  встреча послужит началом для  ведения полномасштабного диалога  с Вами на основе взаимного доверия". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Журнал "ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ  ВЕСТНИК"

ноябрь 2001 год 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 
 

__________________________________________________________________________

Ответы министра иностранных дел

Российской Федерации  И. С. Иванова 

на вопросы  газеты “Жэньминь жибао”

16 октября 
 

Вопрос: Как Вы оцениваете двусторонние отношения  после подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией  и КНР?  

Ответ: Подписанный  в Москве Президентом В. В. Путиным  и Председателем КНР Цзян Цзэминем в июле с. г. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией  и Китаем — это одновременно и  итог глубоких позитивных перемен в  наших отношениях в последние  годы, и надежная основа развития сотрудничества на длительную перспективу.  

В основе Договора — общность долгосрочных стратегических интересов наших стран. Именно поэтому  Договор без преувеличения можно  назвать программой российско-китайского взаимодействия в XXI веке. С учетом веса наших государств в международных  делах значение этого документа  выходит далеко за рамки двусторонних отношений. Я бы назвал его поэтому  фактором стратегической стабильности в АТР и во всем мире.  

Российско-китайские  политические отношения сейчас на беспрецедентно высоком уровне. Об этом говорят  атмосфера и результативность диалога  наших лидеров, тесное сотрудничество России и Китая в Совете Безопасности ООН, в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в АТЭС. Особо выделю важность нашего взаимодействия для укрепления региональной стабильности в сердце Азии — регионе ШОС.  

По восходящей развиваются торгово-экономические  связи. Об этом убедительно свидетельствуют  итоги шестой встречи глав правительств России и Китая в сентябре с. г. в Санкт-Петербурге.  

Подписаны документы  по нефтепроводу “Россия — Китай”, по закупке Китаем партии российских гражданских самолетов, намечены масштабные планы развития сотрудничества в  энергетической сфере, в области  высоких технологий. Отрадно, что  второй год подряд динамично растет двусторонняя торговля: в 2000 году товарооборот между нашими странами увеличился на 40% и достиг рекордной отметки  в 8 млрд. долларов. Скажу откровенно: когда несколько лет назад  лидеры наших стран поставили  задачу довести взаимную торговлю до 10 млрд. долларов, эта “планка” многим казалась фантастической. Теперь же мы можем дотянуться до нее рукой. Ожидаем, что в этом году товарооборот между Россией и КНР приблизится к 10-миллиардному рубежу.  

Вопрос: Дайте, пожалуйста, оценку нынешнего международного положения  и стратегической стабильности.  

Ответ: Международная  ситуация противоречива. С одной  стороны, после “холодной войны” удалось снять угрозу глобального  ядерного конфликта, начать переход  к строительству партнерских  отношений между недавними оппонентами. И в то же время в международных  отношениях еще не изжиты блоковые подходы, синдромы подозрительности, характерные  для периода конфронтации. Об этом красноречиво сказал Президент Российской Федерации в выступлении в  Парламенте ФРГ  

25 сентября 2001 г.  Наслоения прошлого мешают создавать  новую систему международной  безопасности, нацеленную на борьбу  с реальными, а не мнимыми  угрозами.  

В результате мировое  сообщество оказалось не готовым  эффективно противостоять новым  вызовам, возникшим в эпоху глобализации, и в первую очередь международному терроризму. Об этом свидетельствуют  недавние чудовищные теракты в США.  

Россия уже  несколько лет ведет борьбу с  международным терроризмом. Мы постоянно  призывали другие государства к  широкому сотрудничеству в искоренении этого зла, в том числе в решительном пресечении внешней подпитки террористических гнезд. Сейчас, как мы надеемся, дело сдвинулось. Принята резолюция 1373 СБ ООН, за которую вместе голосовали Россия и КНР. Однако мы предлагаем идти еще дальше и создать глобальную систему противодействия новым угрозам. Такая система должна включать в себя многосторонние механизмы сотрудничества, в том числе по раннему предупреждению и предотвращению возникающих угроз, решительному и адекватному реагированию на них в рамках международного права и при центральной координирующей роли ООН.  

Разумеется, мы внимательно наблюдаем за нынешними  событиями в Афганистане и  вокруг него. Сразу после начала контртеррористической операции США  я провел телефонный разговор со своим  китайским коллегой Тань Цзясюанем. Мы оба отметили важность укрепления взаимодействия и тесной координации  усилий в борьбе с международным  терроризмом. И российская сторона, и, как я понял, наши китайские  партнеры глубоко озабочены опасностью распространения нынешнего кризиса  на другие страны и регионы, что чревато  дестабилизацией международной  обстановки в целом.  

Многое мы можем  и должны сделать для укрепления стратегической стабильности как важнейшего элемента международной безопасности. Как известно, Россия выдвинула развернутую  реалистичную программу действий по сокращению СНВ при сохранении и  соблюдении Договора по ПРО 1972 года. Ее практическая реализация требует в  первую очередь ответственного отношения  к судьбе всего сложного комплекса  взаимоувязанных соглашений в области  разоружения и контроля над вооружениями.  

Важно, что и  по вопросам борьбы с терроризмом, и  по проблематике стратегической стабильности Россия и Китай выступают с  единых позиций, тесно координируют свои действия. Видим в этом практическую реализацию российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, воплощение духа стратегического партнерства  между нашими странами.  

Вопрос: Как Вы оцениваете экономическую ситуацию в Китае и в Азиатско-Тихоокеанском  регионе?  

Ответ: Уникальные темпы экономического роста Китая  в последние 20 лет говорят сами за себя. Мы в России искренне радуемся столь динамичному подъему нашего восточного соседа. Важно, что Китай  все больше играет роль локомотива развития АТР. Это особенно заметно  сейчас, когда в ряде других крупных  стран региона — США, Японии —  несколько замедлились темпы  роста.  

В целом Азиатско-Тихоокеанский  регион, при всех его проблемах  и трудностях, останется в ближайшие  десятилетия одной из главных  “зон развития” мировой экономики. Российское руководство и наш  бизнес учитывают этот факт в своих  планах. Мы стремимся использовать новую динамику хозяйственного развития России (в среднем 5—6% в последние  три года) для наращивания связей с азиатскими партнерами, особенно с КНР.  

Вопрос: Каковы предложения российской стороны  по расширению экономического сотрудничества в АТЭС?  

Ответ: Мы придаем  большое значение АТЭС, активному  и конструктивному участию России в его деятельности. Это важный долгосрочный приоритет нашей политики в АТР. Убеждены, что успешное функционирование Форума будет создавать условия  для поступательного бесконфликтного  развития этого обширного региона, способствовать решению многих накопившихся здесь экономических, социальных, экологических  и иных проблем.  

Что касается наших  предложений, то Россия готова внести свой существенный вклад в укрепление Форума и обеспечение устойчивого  экономического развития стран региона  на основе расширения сотрудничества в сфере энергетики. Прежде всего, я имею в виду строительство газо- и нефтепроводов, а также энергомостов в направлении Китая, Республики Корея и Японии.  

Значительный  потенциал видим в использовании  странами АТЭС нашей транспортной инфрастуктуры. Это и кроссполярные воздушные  трассы из Азии в Северную Америку, и Транссибирская железнодорожная  магистраль, и возможности дальневосточных  портов. Важное значение имеет налаживание  инвестиционного, научного и технологического взаимодействия, в первую очередь  с участием регионов Сибири и российского  Дальнего Востока. Надеемся на активное участие других стран, прежде всего  Китая, в этих масштабных проектах. Кстати, первые шаги здесь уже делаются. Как вам известно, недавно Россия и Китай договорились приступить к подготовке строительства магистрального нефтепровода для поставок сибирской  нефти.  

Хотел бы также  привлечь ваше внимание к высказанной  мной 16 мая с. г. на встрече в Москве с членами Делового консультативного совета АТЭС идее создания сети деловых клубов Форума и налаживания тесного взаимодействия между ними. Российский деловой клуб АТЭС готов к этому. Конкретные пути и направления такого взаимодействия сейчас нами прорабатываются.  

Рассчитываем, что  определенный вклад в этот процесс  внесут предстоящие в 2002 году мероприятия  АТЭС на российской территории: конференция  “АТЭС и ЕС: пути развития” (Москва, апрель), Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства (Москва, май), а также Седьмой  инвестиционный симпозиум и Третья инвестиционная ярмарка АТЭС (Владивосток, сентябрь).  

Россия поддерживает инициативы своих партнеров по АТЭС, направленные на расширение экономического и технического сотрудничества в  рамках Форума. Так, мы готовы стать  коспонсором предложенной Китаем “Программы наращивания людского потенциала”, которую предполагается принять  в ходе Шанхайского саммита АТЭС. Мы также активно поддержали инициативу США по борьбе с инфекционными  заболеваниями в Азиатско-Тихоокеанском  регионе, начали энергичное взаимодействие с членами Форума в области  науки и технологий, охраны морских  ресурсов, совершенствования финансовой системы АТР.  

Вопрос: Каких  результатов ожидает Россия от саммита  АТЭС в Шанхае?  

Ответ: Россия придает  самое серьезное значение углублению взаимодействия в рамках Форума в  деле создания в Азиатско-Тихоокеанском  регионе процветающего сообщества наций.  

Поддерживаем  линию Председателя АТЭС — КНР  на активизацию совместных усилий в  сфере наращивания потенциала людских  ресурсов. В контексте главной  темы Шанхайского саммита — обеспечения  дальнейшего экономического роста  в АТР на устойчивой и здоровой основе — выступаем за то, чтобы  АТЭС сконцентрировал первоочередное внимание на проблемах доступа всех членов Форума к выгодам от глобализации и “новой экономики”, создания рациональной системы многосторонней торговли, развития экономического и технического сотрудничества.  

Полагаем, что  встреча глав государств и правительств в Шанхае должна подтвердить приверженность основополагающим принципам АТЭС —  многообразия, добровольности и консенсуса.  

Рассчитываем, что  в результате обсуждения на саммите  проблемы международного терроризма будут  приняты практические решения по установлению действенного контроля над  финансовыми потоками, которые могут  подпитывать экстремизм в самых  различных его формах.  

Информация о работе Российско-Китайские взаимоотношения