Российская экономика в 1991 году

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:15, реферат

Описание работы

Для экономики России период 1991 года был достаточно сложным и переломным.
Экономика перетерпела достаточно много негативных тенденций, таких как падение ВВП, увеличение внешнего долга, снижение общего уровня безработицы ив целом падение уровня жизни населения.
Таким образом, необходимость коренного реформирования не то что назрела – она была жизненно необходима.
Поэтому я считаю рассмотрение этой темы достаточно актуально, так как при ее изучении будут освещены основные моменты состояния народного хозяйства страны, и пути выхода из данного состояния, предложенное правительством.

Содержание

Введение............................................................................................................3
1.Экономика бывшего СССР накануне 1991 года………………………4
2.Характеристика хозяйственного комплекса страны............................6
2.1Промышленность………………………………………………………….6
2.2Сельскохозяйственное производство…………………………………….8
2.3Инвестиционный потенциал……………………………………………...9
2.4 Влияние внешней экономики…………………………………………...10
2.5Оптовые цены и тарифы…………………………………………………10
2.6Финансы и денежное обращение………………………………………..10
2.7Банковский сектор………………………………………………………..11
3.Состояние экономики в конце 1991года ……………………………...12
Заключение………………………………………………………………….16
Список использованных источников и литературы………

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 43.26 Кб (Скачать)

     Особенно  плохо обстоит дело с закупками  зерна, объемы которых в 1991 г. - наименьшие за последние 25 лет. Так как хозяйства  составляют себе зерно не только взамен фуража, (зернобобовых закуплено в 5 раз меньше прошлогоднего), но и в  качестве средства обмена, самым ощутимым стало падение объема закупок  пшеницы ценных сортов. Закупки твердой  неклассной и сильной пшеницы  по сравнению с прошлым годом  сократились в 6 раз, твердой классной - в 2 раза. Вдвое меньше закуплено  ржи и гречихи.

     План  закладки для снабжения населения  в зимне-весенний период 1991-1992 гг. не выполнен ни по одной из овощных  культур и картофелю.

     Бедственным остается положение животноводства. Хозяйства плохо обеспечены кормами.

     2.3Инвестиционный потенциал

     Развитие  советской экономики на протяжении длительного времени характеризовалось  достаточно устойчивым ростом капиталовложений, определяющим тенденции макроэкономики. Традиционные условия хозяйствования при льготных условиях финансирования, за счет бюджета и кредитов, исключали  необходимость создание действенного механизма регулирования инвестиционной деятельности на всех уровнях.

     Свертывание инвестиционной активности и спроса на капитальные вложения, начавшееся в 1990 г. и получившие дальнейшее развитие в 1991 г., усугубило общий спад экономической  деятельности и резко ухудшило хозяйственную  конъюнктуру.

     Продолжали  снижаться объемы капитального строительства  практически по всем направлениям, усилились деструктивные процессы в управлении строительным комплексом, резко ухудшилось материально-техническое обеспечение строек, обострились проблемы финансирования строительства, повысилась текучесть квалифицированных кадров.4

     Катастрофическое  положение складывается со строительством объектов, обеспечивающих межрегиональные  нужды. Наиболее низкий уровень освоения капитальных вложений отмечается по стройкам, финансируемым из союзного бюджета и общесоюзного фонда  стабилизации экономики.

     Новый импульс дальнейшему свертыванию  активности в инвестиционной сфере  дало расширение сферы применения договорных цен на строительные материалы и  строительно-монтажные работы (особенно за счет средств предприятий), на оборудование для строящихся и модернизируемых  предприятий. Либерализация цен  в начальном ее этапе выступает  как сильный фактор сдерживания  производства, тем более, что она не устранила деформированной структуры цен по видам инвестиционных товаров

     2.4 Влияние внешней  экономики

         Cокращение валютных поступлений и уменьшение поставок по импорту в 1991 г.становится одним из важных факторов снижения объемов

производства  продукции и уменьшения фонда  потребления.

     Развитие  внешней торговли СССР в 1991 г. носит  кризисный характер. За истекший год  изменилась географическая структура  внешнеторговых операций. Особенно сократились  экспортные операции со странами, входившими в СЭВ.

     2.5Оптовые цены и тарифы

     В базовых отраслях промышленности оптовые  цены поднялись на новый уровень  в январе 1991 г. и в дальнейшем изменялись под влиянием постепенного расширения доли продукции, реализуемой по свободным  и договорным ценам, а также в  связи с разовыми пересмотрами цен  в отдельных отраслях (главным  образом АПК). В отраслях, выпускающих  потребительские товары, новые оптовые  цены вводились поэтапно в январе-апреле 1991 г. В результате траектория изменения  общего индекса оптовых цен в  промышленности в 1991 года оказалась  достаточно неравномерной: цены росли  заметно быстрее в январе-феврале, июне-июле и в последние месяцы года.

                 2.6Финансы и денежное обращение

     В финансовой сфере новому российскому  правительству досталось наиболее тяжелое наследство. В течение  года, а особенно в период после  апрельского повышения цен, были задействованы, кажется, все возможные  механизмы, способные поставить  финансы как бывшего СССР в  целом, так и в особенности  таких его осколков, как Россия, непосредственно на грань гиперинфляционного взрыва.

     Апрельская  реформа потребительских цен  открыла шлюзы для взрывного  роста денежных доходов населения, особенно в последние месяцы лета и осенью.5

       В результате к концу 1991 г. либерализация цен, ставшая главным и по-существу единственным пунктом стабилизационной программы нового

     правительства России, началась сама собой.

     Общая неблагоприятная обстановка в финансово-кредитной  сфере Российской Федерации усугубилась  резким ухудшением состояния ее бюджета. Начиная с декабря, он был вынужден принять на себя расходы бывшего  союзного бюджета, поступление доходов  в который уже в сентябре-октябре  стало резко падать, а в ноябре фактически прекратилось. В условиях, когда в стране еще нет сколько-нибудь развитого финансового рынка  вообще и правительственных ценных бумаг в частности, весь этот громадный  прирост государственного долга  практически полностью был монетизирован. Наличноденежная и кредитная  эмиссия в размере порядка 107 млрд. руб. (из них на Россию приходится 65 млрд.руб) составили около половины общего примерно 260-миллиардного увеличения кредитных ресурсов республики. Другая половина приходится на кредитную экспансию  коммерческих банков, весьма активизировавшуюся в минувшем году.

     2.7Банковский сектор

     В 1991 г. произошло значительное изменение  структуры и объема денежной массы: резко увеличилось количество наличных денег в обращении - со 144 млрд. руб. до 263 млрд. руб. на конец года (прирост  на 90% против 20% в прежние годы)6.

     Прежде  всего, это вызвано растущим дефицитом  бюджета

     Объяснением такого роста количества наличных денег  является, с одной стороны, увеличение денежных доходов населения в  виде различных выплат социального  характера за счет снятия в значительной степени ограничений на рост цен  в сырьевых отраслях, с другой - ориентация предпринимателей на наличноденежный  оборот, при этом потребность в  наличных деньгах осуществляется перечеслением  безналичных средств на лицевые  счета физических лиц в Сбербанке  по реальным или фиктивным сделкам. Административные ограничения, введенные  Банком России по наличным

платежам  коммерческих банков, приведут в ближайшей  перспективе к

еще большему увеличению объема трансфера Сбербанка  СССР.

     Основными тенденциями развития ситуации на кредитно-денежном рынке были:

       а)рост процентных ставок по  кредитам, депозитам и межбанковским  кредитам; б)сокращение числа кредитных  договоров; 

     в)относительный  и абсолютный рост покупок на кредитных  аукционах;

       г)вследствие общей нехватки платежных  средств, рост спроса и объемов  продаж депозитных сертификатов  и акций коммерческих банков, которые можно использовать в  качестве средств платежа;

       д)заметно различие процентных  ставок по кредитам и депозитам  по территориям страны: в республиках,  планирующих ввести собственную  валюту, процентные ставки самые  высокие; самые низкие процентные  ставки на Украине, где правительство  запретило переводить свободные  средства предприятий за границу  республики;

     е)недостаточность  наличных денег побуждает коммерческие банки активнее привлекать вклады населения  путем повышения процентов по такого рода вкладам.7 

     3.Состояние экономики в конце 1991года.

     Осеню 1991 года положение в экономике  СССР ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок  практически  не существовал, прилавки  магазинов  в  городах были пустыми, торговля производилась по карточкам и  талонам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами.

     Причем  реальная угроза возникла голода возникла не из-за плохого урожая  и нехватки продовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать  государству урожай по официальным  ценам и они выжидали роста  закупочных цен. А поскольку цены на «черном » 

рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился 

контрабандой  за рубеж. Так к ноябрю 1991 года правительство  закупило менее 20% урожая.

     Дефицит бюджета составлял 20% ВВП и практически  вышел из-под контроля. Иностранные  кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в  декабре 1991 года страна не могла выплатить по ним проценты. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня – всего 289,6 т, что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны.. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энегрго- и теплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива.

     В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых  и решительных мер, ответственность  за судьбу страны в ноябре-декабре 1991 года взяло на себя российское правительство  во главе с президентом Б.Н. Ельциным, предложившее два варианта дальнейших действий. В соответствии с первым вариантом следовало сначала  стабилизировать экономическую  обстановку при помощи традиционных советских методов: ужесточения  снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования  цен путем их очередного подъема, расширение сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ.  Такую последовательность действий предусматривала программа 500 дней8.

     Второй  вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании  с некоторыми мероприятиями, направленными  на стабилизацию ситуации: ограничением бюджетного дефицита, рестриктивной  кредитной политики и др. При этом институциональные реформы дополняли  бы макроэкономическую стабилизацию.

           Первый вариант был более понятен  как для руководителей  всех  уровней,

так и  для народа, ожидавшего от государства  быстрейшего преодоления хозяйственных  трудностей. Но реализация этого варианта упиралась в одну проблему: в стране на этот период не было политических и  организационных механизмов, которые  смогли бы осуществить «административную  стабилизацию». Фактически распалась жесткая властная вертикаль, органы принуждения и правопорядка были основательно подорваны, то есть Россия получила в наследство от СССР ослабленные государственные институты, которые надо было теперь создавать заново.

     Второй  вариант был сложен и малопонятен как для населения, так и для хозяйственных руководителей. Этот вариант в любом случае делал поитиков, осуществлявших его, крайне непопулярными среди народа, так как был связан с болезненными шагами. Экономика страны должна была переходить к совершенно новым методам хозяйствования, к чему никто не был подготовлен. Этот путь был сопряжен и с обязательным скачком цен, связанным с существованием огромного инфляционного «денежного навеса». Такие шаги сразу отбрасывали романтическую «перестроечную» иллюзию  о всесильном и популярном правительстве.

     Президент Б. Ельцин после некоторого колебания  сделал выбор в пользу второго  варианта, и в ноябре, 1991 года было сформировано новое правительство. В этот период всем казалось, что  основная политическая борьба в стране завершена и что все силы должны быть направлены на проведение экономических  преобразований. Исходя из этого, Президент  России приостановил реформу политической системы, сохраняя ее прежней, что как  оказалось позже, было большой ошибкой. Ведь в советской Конституции  не было четкого разграничения полномочий между ветвями власти ( да этого  и не требовалось в условиях тоталитарного  строя). Этот фактор стал в скором времени  одним из важнейших препятствий  на пути экономических реформ.9

     Кроме того сохранялась неопределенность в отношениях с некоторыми бывшими союзным республиками, поскольку их руководители принимали решения, которые шли в разрез с курсом российского руководства, что непосредственно отражалось на состоянии экономики России. И лишь подписание  договора о создании СНГ дало возможность правительству России взять под свой контроль финансовую и денежную систему, начать разработку и проведение независимой экономической политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Как это ни парадоксально, но спад производства в 1991 г. был во многом предопределен политикой "ускорения", декларированной после 1985 г. Попытка ее осуществить вызвала заметный всплеск темпов прироста капитальных вложений в период 1986-1989 гг., который нарушил сложившиеся тенденции и пропорции. В результате повышение инвестиционной активности резко повысило потребность в продукции топливно-энергетического комплекса и добывающих отраслей.

Информация о работе Российская экономика в 1991 году