Российская Академия Наук (РАН)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:36, реферат

Описание работы

Много ли в нашей стране культурных учреждений, которые существовали бы почти три века? Их почти нет. Мы еще очень молодой народ. Так называемая современная культура, с которой - хочешь, не хочешь - отождествляют себя образованные русские (даже если они как славянофилы в знак протеста носят ермолки и окладистые бороды), утверждалась на нашей земле с начала XVIII века, времени петровских реформ. В 1724 году в России уже была своя Академия наук и художеств. Просвещенные иностранцы настаивали на том, что для России разумнее было сначала обработать почву, на которой взошли бы ростки научного знания, необходимые для основания Академии. Например, начать с правильной организации школы, создать университет для воспитания собственных ученых. В начале XIX века савойский посланник в Петербурге Ж. де Местр в письме к А. Разумовскому возмущался представлениями Петра I, полагавшего, что «наука - растение, которое можно искусственно вывести, как персик в теплице». Он указывал, что на Западе академические учреждения не насаждались сверху.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Историческая справка……………………………………………..4
Создание Академии наук…………………………………....4
Развитие Российской Академии Наук, первые достижения……………………………………………………..5
Академия наук в советское время………………………….9
2. Цели, предмет деятельности и основные задачи Российской Академии наук…………………………………………………………12
2.1 Цели Российской Академии Наук……………………..…..12
2.2 Предмет деятельности и основные задачи Российской Академии Наук…………………………………………………..….12
Заключение……………………………………………………….....14
Список использованных источников…………………………...15

Работа содержит 1 файл

РАН.doc

— 87.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………3

 

1. Историческая справка……………………………………………..4

 

    1. Создание Академии наук…………………………………....4

 

    1. Развитие Российской Академии Наук, первые достижения……………………………………………………..5

 

    1. Академия наук в советское время………………………….9

 

 

2. Цели, предмет  деятельности и основные задачи Российской                   Академии Наук…………………………………………………………12

 

2.1 Цели Российской Академии Наук……………………..…..12

 

2.2 Предмет деятельности и основные задачи Российской       Академии Наук…………………………………………………..….12

 

Заключение……………………………………………………….....14

 

Список использованных источников…………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Много ли в  нашей стране культурных учреждений, которые существовали бы почти три  века? Их почти нет. Мы еще очень  молодой народ. Так называемая современная культура, с которой - хочешь, не хочешь - отождествляют себя образованные русские (даже если они как славянофилы в знак протеста носят ермолки и окладистые бороды), утверждалась на нашей земле с начала XVIII века, времени петровских реформ. В 1724 году в России уже была своя Академия наук и художеств.  
Просвещенные иностранцы настаивали на том, что для России разумнее было сначала обработать почву, на которой взошли бы ростки научного знания, необходимые для основания Академии. Например, начать с правильной организации школы, создать университет для воспитания собственных ученых. В начале XIX века савойский посланник в Петербурге Ж. де Местр в письме к А. Разумовскому возмущался представлениями Петра I, полагавшего, что «наука - растение, которое можно искусственно вывести, как персик в теплице». Он указывал, что на Западе академические учреждения не насаждались сверху. «Все ученые европейские академии... начали с того, что были свободными собраниями частных лиц, соединенных любовью к науке. После некоторого времени монарх, видя общее к собраниям этим уважение, высочайшими грамотами давал им гражданское существование. Вот как образовывались академии!» И действительно, европейские академии наук возникали на основе уже существующих, завоевавших авторитет ученых обществ (например, французская, учрежденная Ришелье в 1635 году). Государственное участие в академических делах находилось в прямой зависимости от степени централизации власти в стране. В новое время оно было более значительным во Франции, но очень небольшим в Великобритании. Однако такова уж российская действительность - при отсутствии гражданского общества его функции должно брать на себя государство. На протяжении X-XVII веков в России накапливались знания о природе, языке и истории, которые тем не менее не переросли в научную систему. С начала XVIII века параллельно с развертыванием петровских реформ открываются разнообразные учебные заведения, издается множество научных и научно-популярных книг - распространение нового в области культуры идет лавинообразно.

 

 

 

 

  1. Историческая справка

 

    1. Создание Академии наук.

 

Создание  Академии наук прямо связано с  реформаторской деятельностью Петра I, направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости. Петр I понимал значение научной мысли, образования и культуры народа для процветания страны и по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года была учреждена Российская академия наук. По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию.         27 декабря 1725г. Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием. Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни. Академическая Конференция стала органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований. Практически неограниченными были возможности публиковать научные труды. Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Заботясь о соответствии деятельности Академии мировому уровню, Петр I пригласил в нее ведущих иностранных ученых. В числе первых были математики Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, физик Георг Бюльфингер, астроном и географ Жозеф Делиль, историк Г.Ф. Миллер. В 1727г. членом Академии стал Леонард Эйлер. Научная работа Академии в первые десятилетия велась по трем основным направлениям (или "классам"): математическому, физическому (естественному) и гуманитарному. Фактически Академия сразу включилась в умножение научного и культурного богатства страны. В свое распоряжение она получила богатейшие коллекции Кунсткамеры. Были созданы Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Физический и Минералогический кабинеты. Академия имела Ботанический сад и инструментальные мастерские. Благодаря исследованиям академических ученых закладывались основы для развития горного дела, металлургии и других отраслей промышленности России. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745г. была создана первая генеральная карта страны - "Атлас Российский". Деятельность Академии с самого начала позволила ей занять почетное место среди крупнейших научных учреждений Европы. Этому способствовала широкая известность таких корифеев науки, как Л. Эйлер и М.В. Ломоносов.         Плодотворная, поистине титаническая научная деятельность великого ученого Леонарда Эйлера началась в Петербургской академии наук. Математические исследования Л. Эйлера знаменовали важнейший, после Ньютона и Лейбница, этап в развитии математического анализа и его приложений. Л. Эйлер получил глубокие результаты в теории чисел, заложил основы комплексного анализа, вариационного исчисления, аналитической механики и, вместе с Даниилом Бернулли, - гидродинамики. Его математические исследования были тесно связаны с практическими проблемами механики, баллистики, картографии, кораблестроения, навигации. Эйлер воспитал первых российских математиков, ставших членами Академии. Целую эпоху в истории Академии и российской науки составила научная, просветительская и организаторская деятельность великого ученого-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. Он обогатил ее фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии, географии; внес большой вклад в разработку истории, языкознания и поэтики; организовал в 1748г. первую химическую лабораторию; активно участвовал в 1755г. в основании Московского университета, ныне по праву носящего его имя.

 

    1. Развитие Российской академии наук, первые труды, достижения.

 

По инициативе Академии и при ее участии были осуществлены комплексные экспедиционные исследования, внесшие огромный вклад в раскрытие природных ресурсов России, и этнографические исследования территорий страны от Белого до Каспийского морей, от западных областей до Камчатки. Великая Северная (1733-1742) и академические экспедиции 1760-1770гг., капитальные труды участников экспедиций И.Г. Гмелина, С.Г. Гмелина, А.П. Горланова, С.П. Крашенинникова, С.П. Палласа и других сыграли выдающуюся роль в развитии географии, биологии, этнографии, истории и культуры народов России и были высоко оценены в Европе, открыв европейским исследователям малоизвестные территории. Они решили вопрос о проливе между Азией и Америкой и о северо-восточных рубежах России. Были составлены карты обследованных районов, изучен их животный и растительный мир, выявлены полезные ископаемые, описаны история, этнография, хозяйственная деятельность живущих там народов и начато изучение их языков. Плававший вместе с В. Берингом Г.В. Стеллер стал пионером в изучении природы и быта народов Аляски и Алеутских островов. Академия начала публикацию источников по русской истории, а участники ее экспедиций коллекционировали предметы культуры многочисленных народностей, населявших окраины империи. Трудами В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Г.Ф. Миллера, М.М. Щербатова, И.Н. Болтина, изданием "Древнейшей российской Вивлиофики", организацией архивов и отделов рукописей в музеях - в России осуществилось становление истории как науки. Академия становится хранительницей памятников отечественной и мировой науки. В 1773г. были приобретены 18 томов рукописей Кеплера, которые и сейчас составляют гордость академического Архива и используются Баварской академией наук при издании Полного собрания его сочинений. Создавалось богатейшее собрание научной корреспонденции XVIII в., ценнейшего памятника не только русской, но и общеевропейской культуры.

С 1728г. стал издаваться журнал, или, точнее, ежегодный сборник трудов "Комментарии Петербургской академии наук" (на латинском языке), который приобрел в ученом мире популярность и авторитет одного из ведущих научных изданий Европы. Была создана собственная типография, которая быстро завоевала прекрасную репутацию, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это сразу обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры. Уже в 1736г. известный французский физик Дорту де Меран писал: "Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда".       В 1746 году состоялось назначение первого русского президента Академии, им стал граф К. Г. Разумовский. В Академию начали избираться отечественные ученые. Первыми русскими академиками стали С. П. Крашенинников - автор первой естественнонаучной книги ("Описание Земли Камчатки"), написанной на русском языке, М.В. Ломоносов, поэт В.К. Тредиаковский, а позже астрономы Н.И. Попов, С.Я. Румовский, П.Б. Иноходцев, натуралисты И.И. Лепехин, Н.Я. Озерецковский, В.Ф. Зуев и др.     Распространению научных знаний активно содействовали издания Академии. В "Примечаниях на Ведомости" печатались статьи о природных явлениях, минералах, машинах и приборах, о путешествиях, о дальних странах и народах, о болезнях и их лечении, о поэтическом и драматическом искусстве, об опере и многом другом. Большая аудитория была у издававшихся Академией на двух языках "Календарей" или "Месяцесловов", в которых также регулярно выходили статьи на исторические и естественнонаучные темы. И хотя к концу века набирали силу частное книгоиздательство и журналистика, в пропаганде науки сохранили лидерство именно академические издания (это лидерство мы сохраняем и до сих пор). Разнообразна была тематика издававшегося Академией в 1755 - 1764гг. на русском языке журнала "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие". Позднее появились "Академические известия" и другие популярные издания, помещавшие статьи академиков и переводы иностранной научно-популярной литературы.   Ярким элементом культурной жизни Петербурга были публичные лекции, которые читались в 1785-1802 гг. для всех любителей наук. С лекциями по математике, физике, химии, минералогии, естественной истории выступали почти все русские академики и адъюнкты. Эти чтения собирали большую аудиторию. Они читались по-русски. Университет был неотъемлемой частью академии. Он должен был готовить научные кадры. Относительно регулярной работа университета была в 50-е и начале 60-х годов, когда его деятельно опекал М.В. Ломоносов. После его смерти Академический университет стал угасать и в 1767г. был упразднен, сыграв важную роль в воспитании первых отечественных академиков. Академия оказала помощь в создании в 1755г. Московского университета, "доучивала" в своей Обсерватории геодезистов из Морской академии, участвовала в делах Кадетского корпуса, обучала физиологии лекарей Сухопутного и Морского госпиталей. Словом, ее роль в подъеме образовательного уровня первого отряда отечественных специалистов была бесспорно велика. Академия сыграла огромную роль в подготовке и проведении школьной реформы в 80-90-х годах XVIII в. Члены академии разработали основные положения реформы, участвовали в подготовке первых профессиональных педагогических кадров, составили и издали около 30 учебников и пособий. В 1783г. параллельно с Петербургской академией наук начала работать Российская академия, основной задачей которой являлось составление словаря русского языка. Ее членами были знаменитые русские писатели и поэты - Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, с 1833 г. гений русской поэзии А.С. Пушкин, а также ученые С.К. Котельников, А.П. Протасов, С.Я. Румовский и другие. Одним из инициаторов создания и первым председателем этой Академии была княгиня Е.Р. Дашкова. В 1841г. Российская академия была упразднена, а часть ее членов влилась в Академию наук, составив Отделение русского языка и словесности.           Начало XIX в. стало новым ярким этапом в истории русских географических исследований. В 1803-1806 гг. было осуществлено первое кругосветное путешествие под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, в котором участвовали члены Академии В. Тилезиус фон Тиленау и Г.И. Лангсдорф. В первой половине XIX в. русское правительство организовало около 50 крупных морских путешествий, в которых, как правило, участвовали натуралисты Академии. Выдающимся событием в развитии географических исследований стало открытие Антарктиды экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1820). Эти экспедиции принесли славу России и превратили Петербург в один из центров мировой географии.       Проблемы анализа, математической физики, механики получили развитие в исследованиях выдающихся математиков М.В. Остроградского и В.Я. Буняковского. Показателем успехов университетской науки в эти годы может служить опередившее свое время открытие неэвклидовой геометрии гениальным русским математиком Н.И. Лобачевским. К числу крупнейших математиков XIX века принадлежит Пафнутий Львович Чебышев. Им созданы новые направления в математическом анализе, теории функций, теории вероятностей и теории чисел, решены труднейшие задачи большой давности, не поддававшихся усилиям его предшественников. Величайшей заслугой П.Л. Чебышева является также создание знаменитой Петербургской математической школы. В историю науки вошли: открытие электрической дуги В.В. Петровым; исследования Э.Х. Ленца, сформулировавшего закон теплового действия тока, а также фундаментальное правило, определяющее направление индуцированных токов. Выдающимся достижением явилось изобретение радио А.С. Поповым в 1895г.      Вторая половина XIX в. характеризуется расцветом химической науки в России. Неоценим вклад в нее: Д.И. Менделеева - творца периодической системы химических элементов. На рубеже XIX-XX вв. Россия дала миру такие имена, как Д.И. Ивановский - первооткрыватель вирусов, И.И. Мечников - один из первых Нобелевских лауреатов, раскрывший клеточные механизмы иммунитета. Гениальными трудами В.И. Вернадского заложены основы новых наук - геохимии, а позднее радиохимии и радиогеологии. Крупнейшим открытием, относящимся к истории Земли, стало установление новой системы палеозоя, названной Пермской. В этот период были открыты первые значительные месторождения платины на Урале, урана - в Фергане, нефти - в районе Баку, золота и углей - в Сибири. Важнейшей задачей Академии наук было совершенствование русского языка. Академик Я. К. Грот установил нормы русского правописания, которые сохранялись до реформы 1918г. В XIX в. ученые-историки привлекли внимание общества к богатству отечественной истории. В 1818г. начала публиковаться "История Государства Российского" Н.М. Карамзина, избранного в том же году почетным членом Академии.

    1. Академия наук в советское время.

Наступил 1917г. - год великих потрясений. Рухнула Российская империя. Наступил новый почти 70-летний период беспрецедентного развития науки и образования в стране. Именно в этот период трижды предпринимались попытки распустить Академию. С февраля 1917 г. Императорская Санкт-Петербургская академия по решению Общего собрания ученых стала называться Российской академией наук. Впервые был введен принцип выборности руководства. Президентом стал выдающийся геолог А.П. Карпинский. Академия активно включилась в решение социально-экономических и культурных проблем страны. Развернулись исследования Курской магнитной аномалии и минеральных ресурсов Кольского полуострова. Под руководством Г.М. Кржижановского, впоследствии академика и вице-президента Академии, разрабатывается план ГОЭЛРО - государственный план электрификации страны, ставший на многие годы развернутой программой строительства электростанций и высоковольтных линий электропередач и послуживший основой индустриализации всей страны. Признанием возраставшей роли Академии в жизни общества явилось решение правительства 1925г., которым она была провозглашена "высшим всесоюзным ученым учреждением" и получила название "Академия наук СССР". С целью улучшения взаимодействия Академии наук с центральными государственными учреждениями, по решению правительства в 1934г. Президиум Академии и ряд академических научных учреждений был переведен из Ленинграда в Москву. В 1935 г. было создано Отделение технических наук, и в 1938 г. Академия имела уже 8 отделений: Физико-математических, Технических, Химических, Биологических, Геолого-географических наук, Экономики и права, Истории и философии, Литературы и языка. По мере роста Академии возрастает ее вклад в мировую науку, в решение проблем, стоявших перед нашей страной. Внесен крупнейший вклад в развитие современной математики и ее приложений. Важнейшие результаты получены в области механики. Крупные достижения были получены в механике твердого тела, жидкостей и газов, механике пористых сред, в механике навигационных систем, в теории устойчивости движения, в теории управления и их приложениях. Широкое признание получили достижения Академии в области астрономии и астрофизики, в том числе в изучении распределения диффузной материи в мировом пространстве. Существенно расширилась наблюдательная база астрономии. Были созданы крупнейшие в мире Крымская и Специальная астрофизические обсерватории.    Трудно переоценить вклад в развитие физических наук всемирно известной школы физиков во главе с А.Ш. Иоффе и Ленинградского Физико-технического института, давших путевку в жизнь целому ряду новых институтов и научных направлений. Работы физиков-теоретиков углубили понимание структуры ядра и элементарных частиц, внесли большой вклад в создание теории сильных взаимодействий - квантовой хромодинамики. Предсказано синхротронное излучение. Получены фундаментальные результаты в теории высокотемпературной плазмы и проблемы управляемого термоядерного синтеза. И.Е. Таммом и А.Д. Сахаровым предложена основополагающая идея удержания плазмы в магнитном поле, в частности, в установках типа "Токамак", в разработке проблемы инерционного термоядерного синтеза. Очень значителен вклад в физику твердого тела: в разработку основных представлений квантовой теории конденсированного состояния вещества, в развитие физики полупроводников. В 50-70-х годах наши ученые успешно участвовали в решении проблем, имеющих глобальное значение. Среди них - создание вакцины против полиомиелита, позволившей практически искоренить эту страшную детскую болезнь. Разработаны основы радиобиологии, изучена лучевая болезнь и методы ее лечения. При активнейшем участии нашей страны была осуществлена иммунизация населения Земли против оспы. Общеизвестны успехи в области космической физиологии. С 60-х годов интенсивно развиваются исследования в области физико-химической биологии и биотехнологии. В послевоенный период в Академии создана мощная экспериментальная база, введен в действие крупнейший в мире научный флот, развернуты широкие экспериментальные исследования в Мировом океане. В науках о Земле все шире использовались результаты, полученные при помощи космических средств. Особенно велика роль Академии в изучении и освоении космического пространства. Запуск в 1957 году первого в мире искусственного спутника Земли и полет Ю.А. Гагарина стали возможными благодаря работам научных коллективов, возглавляемых С.П. Королевым, М.В. Келдышем, В.П. Барминым, А.Ф. Богомоловым, В.П. Глушко, В.И. Кузнецовым, Н.А. Пилюгиным и другими учеными. Широкую известность получили достижения ученых Академии в углублении наших представлений об околоземном космическом пространстве, изучении влияния процессов в космосе на ионосферу и атмосферу Земли, в развитии космонавтики.     Как и прежде, Академия наук играла в советское время определяющую роль в становлении образования в стране, активно содействуя созданию системы университетов и вузов, в становлении и развитии государственной системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Большое внимание Академия наук уделяла школьному образованию. Многие хорошие школьные учебники и пособия были созданы нашими сотрудниками или при их участии.   Сегодня представляется важным также вспомнить, что в годы народных бедствий, мировых и гражданской войн ученые Академии предприняли титанические усилия для сохранения памятников науки и культуры, оказавшихся под угрозой уничтожения. Бессмертным подвигом стала деятельность работников академических музеев и рукописных собраний по сохранению и пополнению фондов в условиях блокадного Ленинграда.  Велика роль Академии в укреплении обороноспособности страны. Особенно ярко проявилась роль науки в Великой Отечественной войне. Исследования ученых Академии в предвоенные и военные годы позволили осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня, наладить их массовое производство. Огромна роль Академии в обеспечении национальной безопасности в послевоенный период. Созданием ракетно-ядерного щита, достижением военно-стратегического паритета и успешным поддержанием его на протяжении почти 50 лет страна обязана отечественной науке.          

 

 

 

  1. Цели, предмет деятельности и основные задачи Российской Академии Наук.
    1. Цели Российской Академии Наук.

Основной  целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение научных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России. В своей деятельности Российская академия наук руководствуется также следующими целями:               а)   всемерное содействие развитию науки в России;   б) укрепление связей между наукой и образованием, содействие образовательной деятельности;      в) повышение общественного престижа научной деятельности, статуса и социальной защищенности работников науки и образования.

    1. Предмет деятельности и основные задачи Российской академии наук.

Предметом деятельности и основными задачами Российской академии наук являются:         а) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по важнейшим проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук;    б) участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых за счет средств федерального бюджета;             в) изучение и анализ достижений мировой науки с целью их использования в интересах России;       г) разработка на основе достижений фундаментальной науки прогнозов технологического развития мировой экономики, определение места и роли России на рынке наукоемкой продукции;          д) участие в разработке и реализации государственной научно-технической политики, в экспертизе крупных научно-технических программ и проектов, в разработке и реализации природоохранной политики на территории России и за ее рубежами;            е) подготовка научных кадров высшей квалификации, в том числе через аспирантуру и докторантуру, в научных учреждениях Российской академии наук;      ж) реализация мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливых исследователей, содействие творческому росту молодых ученых;       з) развитие интеграции академической и вузовской науки, участие научных учреждений Российской академии наук в подготовке и переподготовке специалистов с высшим образованием;            и) укрепление научных связей и взаимодействия с отраслевыми государственными академиями наук, с другими научными организациями, ведущими фундаментальные и прикладные исследования;         к) расширение связей между наукой и производством, участие в инновационной деятельности, в реализации достижений науки и техники, содействие развитию наукоемких отраслей экономики России;         л) организация и проведение экспедиций и экспедиционных исследований (по различным направлениям науки);    м) хранение и изучение архивных документов и фондов, хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций, являющихся частью Музейного фонда Российской Федерации и находящихся на хранении в фондах музеев Российской академии наук;   н) развитие международного научного сотрудничества, участие в международных программах и проектах, осуществление внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;   о) подготовка предложений и реализация мероприятий, направленных на развитие материальной базы науки, обеспечение безопасных условий труда, укрепление социальной защищенности работников Российской академии наук;   п) участие в популяризации и пропаганде науки, научных знаний и научно-технических достижений.

Информация о работе Российская Академия Наук (РАН)