Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:36, реферат
Много ли в нашей стране культурных учреждений, которые существовали бы почти три века? Их почти нет. Мы еще очень молодой народ. Так называемая современная культура, с которой - хочешь, не хочешь - отождествляют себя образованные русские (даже если они как славянофилы в знак протеста носят ермолки и окладистые бороды), утверждалась на нашей земле с начала XVIII века, времени петровских реформ. В 1724 году в России уже была своя Академия наук и художеств. Просвещенные иностранцы настаивали на том, что для России разумнее было сначала обработать почву, на которой взошли бы ростки научного знания, необходимые для основания Академии. Например, начать с правильной организации школы, создать университет для воспитания собственных ученых. В начале XIX века савойский посланник в Петербурге Ж. де Местр в письме к А. Разумовскому возмущался представлениями Петра I, полагавшего, что «наука - растение, которое можно искусственно вывести, как персик в теплице». Он указывал, что на Западе академические учреждения не насаждались сверху.
Введение…………………………………………………………………3
1. Историческая справка……………………………………………..4
Создание Академии наук…………………………………....4
Развитие Российской Академии Наук, первые достижения……………………………………………………..5
Академия наук в советское время………………………….9
2. Цели, предмет деятельности и основные задачи Российской Академии наук…………………………………………………………12
2.1 Цели Российской Академии Наук……………………..…..12
2.2 Предмет деятельности и основные задачи Российской Академии Наук…………………………………………………..….12
Заключение……………………………………………………….....14
Список использованных источников…………………………...15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Историческая справка……………………………………………..4
2. Цели, предмет деятельности и основные задачи Российской Академии Наук…………………………………………………………12
2.1 Цели Российской Академии Наук……………………..…..12
2.2 Предмет деятельности и основные задачи Российской Академии Наук…………………………………………………..….12
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………...15
Введение
Много ли в
нашей стране культурных учреждений,
которые существовали бы почти три
века? Их почти нет. Мы еще очень
молодой народ. Так называемая современная
культура, с которой - хочешь, не хочешь
- отождествляют себя образованные русские
(даже если они как славянофилы в знак
протеста носят ермолки и окладистые бороды),
утверждалась на нашей земле с начала
XVIII века, времени петровских реформ. В
1724 году в России уже была своя Академия
наук и художеств.
Просвещенные иностранцы настаивали на
том, что для России разумнее было сначала
обработать почву, на которой взошли бы
ростки научного знания, необходимые для
основания Академии. Например, начать
с правильной организации школы, создать
университет для воспитания собственных
ученых. В начале XIX века савойский посланник
в Петербурге Ж. де Местр в письме к А. Разумовскому
возмущался представлениями Петра I, полагавшего,
что «наука - растение, которое можно искусственно
вывести, как персик в теплице». Он указывал,
что на Западе академические учреждения
не насаждались сверху. «Все ученые европейские
академии... начали с того, что были свободными
собраниями частных лиц, соединенных любовью
к науке. После некоторого времени монарх,
видя общее к собраниям этим уважение,
высочайшими грамотами давал им гражданское
существование. Вот как образовывались
академии!» И действительно, европейские
академии наук возникали на основе уже
существующих, завоевавших авторитет
ученых обществ (например, французская,
учрежденная Ришелье в 1635 году). Государственное
участие в академических делах находилось
в прямой зависимости от степени централизации
власти в стране. В новое время оно было
более значительным во Франции, но очень
небольшим в Великобритании. Однако такова
уж российская действительность - при
отсутствии гражданского общества его
функции должно брать на себя государство.
На протяжении X-XVII веков в России накапливались
знания о природе, языке и истории, которые
тем не менее не переросли в научную систему.
С начала XVIII века параллельно с развертыванием
петровских реформ открываются разнообразные
учебные заведения, издается множество
научных и научно-популярных книг - распространение
нового в области культуры идет лавинообразно.
Создание
Академии наук прямо связано с
реформаторской деятельностью Петра
I, направленной на укрепление государства,
его экономической и
По инициативе Академии и при ее участии были осуществлены комплексные экспедиционные исследования, внесшие огромный вклад в раскрытие природных ресурсов России, и этнографические исследования территорий страны от Белого до Каспийского морей, от западных областей до Камчатки. Великая Северная (1733-1742) и академические экспедиции 1760-1770гг., капитальные труды участников экспедиций И.Г. Гмелина, С.Г. Гмелина, А.П. Горланова, С.П. Крашенинникова, С.П. Палласа и других сыграли выдающуюся роль в развитии географии, биологии, этнографии, истории и культуры народов России и были высоко оценены в Европе, открыв европейским исследователям малоизвестные территории. Они решили вопрос о проливе между Азией и Америкой и о северо-восточных рубежах России. Были составлены карты обследованных районов, изучен их животный и растительный мир, выявлены полезные ископаемые, описаны история, этнография, хозяйственная деятельность живущих там народов и начато изучение их языков. Плававший вместе с В. Берингом Г.В. Стеллер стал пионером в изучении природы и быта народов Аляски и Алеутских островов. Академия начала публикацию источников по русской истории, а участники ее экспедиций коллекционировали предметы культуры многочисленных народностей, населявших окраины империи. Трудами В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Г.Ф. Миллера, М.М. Щербатова, И.Н. Болтина, изданием "Древнейшей российской Вивлиофики", организацией архивов и отделов рукописей в музеях - в России осуществилось становление истории как науки. Академия становится хранительницей памятников отечественной и мировой науки. В 1773г. были приобретены 18 томов рукописей Кеплера, которые и сейчас составляют гордость академического Архива и используются Баварской академией наук при издании Полного собрания его сочинений. Создавалось богатейшее собрание научной корреспонденции XVIII в., ценнейшего памятника не только русской, но и общеевропейской культуры.
С 1728г. стал издаваться журнал, или, точнее, ежегодный сборник трудов "Комментарии Петербургской академии наук" (на латинском языке), который приобрел в ученом мире популярность и авторитет одного из ведущих научных изданий Европы. Была создана собственная типография, которая быстро завоевала прекрасную репутацию, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это сразу обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры. Уже в 1736г. известный французский физик Дорту де Меран писал: "Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда". В 1746 году состоялось назначение первого русского президента Академии, им стал граф К. Г. Разумовский. В Академию начали избираться отечественные ученые. Первыми русскими академиками стали С. П. Крашенинников - автор первой естественнонаучной книги ("Описание Земли Камчатки"), написанной на русском языке, М.В. Ломоносов, поэт В.К. Тредиаковский, а позже астрономы Н.И. Попов, С.Я. Румовский, П.Б. Иноходцев, натуралисты И.И. Лепехин, Н.Я. Озерецковский, В.Ф. Зуев и др. Распространению научных знаний активно содействовали издания Академии. В "Примечаниях на Ведомости" печатались статьи о природных явлениях, минералах, машинах и приборах, о путешествиях, о дальних странах и народах, о болезнях и их лечении, о поэтическом и драматическом искусстве, об опере и многом другом. Большая аудитория была у издававшихся Академией на двух языках "Календарей" или "Месяцесловов", в которых также регулярно выходили статьи на исторические и естественнонаучные темы. И хотя к концу века набирали силу частное книгоиздательство и журналистика, в пропаганде науки сохранили лидерство именно академические издания (это лидерство мы сохраняем и до сих пор). Разнообразна была тематика издававшегося Академией в 1755 - 1764гг. на русском языке журнала "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие". Позднее появились "Академические известия" и другие популярные издания, помещавшие статьи академиков и переводы иностранной научно-популярной литературы. Ярким элементом культурной жизни Петербурга были публичные лекции, которые читались в 1785-1802 гг. для всех любителей наук. С лекциями по математике, физике, химии, минералогии, естественной истории выступали почти все русские академики и адъюнкты. Эти чтения собирали большую аудиторию. Они читались по-русски. Университет был неотъемлемой частью академии. Он должен был готовить научные кадры. Относительно регулярной работа университета была в 50-е и начале 60-х годов, когда его деятельно опекал М.В. Ломоносов. После его смерти Академический университет стал угасать и в 1767г. был упразднен, сыграв важную роль в воспитании первых отечественных академиков. Академия оказала помощь в создании в 1755г. Московского университета, "доучивала" в своей Обсерватории геодезистов из Морской академии, участвовала в делах Кадетского корпуса, обучала физиологии лекарей Сухопутного и Морского госпиталей. Словом, ее роль в подъеме образовательного уровня первого отряда отечественных специалистов была бесспорно велика. Академия сыграла огромную роль в подготовке и проведении школьной реформы в 80-90-х годах XVIII в. Члены академии разработали основные положения реформы, участвовали в подготовке первых профессиональных педагогических кадров, составили и издали около 30 учебников и пособий. В 1783г. параллельно с Петербургской академией наук начала работать Российская академия, основной задачей которой являлось составление словаря русского языка. Ее членами были знаменитые русские писатели и поэты - Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, с 1833 г. гений русской поэзии А.С. Пушкин, а также ученые С.К. Котельников, А.П. Протасов, С.Я. Румовский и другие. Одним из инициаторов создания и первым председателем этой Академии была княгиня Е.Р. Дашкова. В 1841г. Российская академия была упразднена, а часть ее членов влилась в Академию наук, составив Отделение русского языка и словесности. Начало XIX в. стало новым ярким этапом в истории русских географических исследований. В 1803-1806 гг. было осуществлено первое кругосветное путешествие под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, в котором участвовали члены Академии В. Тилезиус фон Тиленау и Г.И. Лангсдорф. В первой половине XIX в. русское правительство организовало около 50 крупных морских путешествий, в которых, как правило, участвовали натуралисты Академии. Выдающимся событием в развитии географических исследований стало открытие Антарктиды экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1820). Эти экспедиции принесли славу России и превратили Петербург в один из центров мировой географии. Проблемы анализа, математической физики, механики получили развитие в исследованиях выдающихся математиков М.В. Остроградского и В.Я. Буняковского. Показателем успехов университетской науки в эти годы может служить опередившее свое время открытие неэвклидовой геометрии гениальным русским математиком Н.И. Лобачевским. К числу крупнейших математиков XIX века принадлежит Пафнутий Львович Чебышев. Им созданы новые направления в математическом анализе, теории функций, теории вероятностей и теории чисел, решены труднейшие задачи большой давности, не поддававшихся усилиям его предшественников. Величайшей заслугой П.Л. Чебышева является также создание знаменитой Петербургской математической школы. В историю науки вошли: открытие электрической дуги В.В. Петровым; исследования Э.Х. Ленца, сформулировавшего закон теплового действия тока, а также фундаментальное правило, определяющее направление индуцированных токов. Выдающимся достижением явилось изобретение радио А.С. Поповым в 1895г. Вторая половина XIX в. характеризуется расцветом химической науки в России. Неоценим вклад в нее: Д.И. Менделеева - творца периодической системы химических элементов. На рубеже XIX-XX вв. Россия дала миру такие имена, как Д.И. Ивановский - первооткрыватель вирусов, И.И. Мечников - один из первых Нобелевских лауреатов, раскрывший клеточные механизмы иммунитета. Гениальными трудами В.И. Вернадского заложены основы новых наук - геохимии, а позднее радиохимии и радиогеологии. Крупнейшим открытием, относящимся к истории Земли, стало установление новой системы палеозоя, названной Пермской. В этот период были открыты первые значительные месторождения платины на Урале, урана - в Фергане, нефти - в районе Баку, золота и углей - в Сибири. Важнейшей задачей Академии наук было совершенствование русского языка. Академик Я. К. Грот установил нормы русского правописания, которые сохранялись до реформы 1918г. В XIX в. ученые-историки привлекли внимание общества к богатству отечественной истории. В 1818г. начала публиковаться "История Государства Российского" Н.М. Карамзина, избранного в том же году почетным членом Академии.
Наступил 1917г. - год великих потрясений. Рухнула Российская империя. Наступил новый почти 70-летний период беспрецедентного развития науки и образования в стране. Именно в этот период трижды предпринимались попытки распустить Академию. С февраля 1917 г. Императорская Санкт-Петербургская академия по решению Общего собрания ученых стала называться Российской академией наук. Впервые был введен принцип выборности руководства. Президентом стал выдающийся геолог А.П. Карпинский. Академия активно включилась в решение социально-экономических и культурных проблем страны. Развернулись исследования Курской магнитной аномалии и минеральных ресурсов Кольского полуострова. Под руководством Г.М. Кржижановского, впоследствии академика и вице-президента Академии, разрабатывается план ГОЭЛРО - государственный план электрификации страны, ставший на многие годы развернутой программой строительства электростанций и высоковольтных линий электропередач и послуживший основой индустриализации всей страны. Признанием возраставшей роли Академии в жизни общества явилось решение правительства 1925г., которым она была провозглашена "высшим всесоюзным ученым учреждением" и получила название "Академия наук СССР". С целью улучшения взаимодействия Академии наук с центральными государственными учреждениями, по решению правительства в 1934г. Президиум Академии и ряд академических научных учреждений был переведен из Ленинграда в Москву. В 1935 г. было создано Отделение технических наук, и в 1938 г. Академия имела уже 8 отделений: Физико-математических, Технических, Химических, Биологических, Геолого-географических наук, Экономики и права, Истории и философии, Литературы и языка. По мере роста Академии возрастает ее вклад в мировую науку, в решение проблем, стоявших перед нашей страной. Внесен крупнейший вклад в развитие современной математики и ее приложений. Важнейшие результаты получены в области механики. Крупные достижения были получены в механике твердого тела, жидкостей и газов, механике пористых сред, в механике навигационных систем, в теории устойчивости движения, в теории управления и их приложениях. Широкое признание получили достижения Академии в области астрономии и астрофизики, в том числе в изучении распределения диффузной материи в мировом пространстве. Существенно расширилась наблюдательная база астрономии. Были созданы крупнейшие в мире Крымская и Специальная астрофизические обсерватории. Трудно переоценить вклад в развитие физических наук всемирно известной школы физиков во главе с А.Ш. Иоффе и Ленинградского Физико-технического института, давших путевку в жизнь целому ряду новых институтов и научных направлений. Работы физиков-теоретиков углубили понимание структуры ядра и элементарных частиц, внесли большой вклад в создание теории сильных взаимодействий - квантовой хромодинамики. Предсказано синхротронное излучение. Получены фундаментальные результаты в теории высокотемпературной плазмы и проблемы управляемого термоядерного синтеза. И.Е. Таммом и А.Д. Сахаровым предложена основополагающая идея удержания плазмы в магнитном поле, в частности, в установках типа "Токамак", в разработке проблемы инерционного термоядерного синтеза. Очень значителен вклад в физику твердого тела: в разработку основных представлений квантовой теории конденсированного состояния вещества, в развитие физики полупроводников. В 50-70-х годах наши ученые успешно участвовали в решении проблем, имеющих глобальное значение. Среди них - создание вакцины против полиомиелита, позволившей практически искоренить эту страшную детскую болезнь. Разработаны основы радиобиологии, изучена лучевая болезнь и методы ее лечения. При активнейшем участии нашей страны была осуществлена иммунизация населения Земли против оспы. Общеизвестны успехи в области космической физиологии. С 60-х годов интенсивно развиваются исследования в области физико-химической биологии и биотехнологии. В послевоенный период в Академии создана мощная экспериментальная база, введен в действие крупнейший в мире научный флот, развернуты широкие экспериментальные исследования в Мировом океане. В науках о Земле все шире использовались результаты, полученные при помощи космических средств. Особенно велика роль Академии в изучении и освоении космического пространства. Запуск в 1957 году первого в мире искусственного спутника Земли и полет Ю.А. Гагарина стали возможными благодаря работам научных коллективов, возглавляемых С.П. Королевым, М.В. Келдышем, В.П. Барминым, А.Ф. Богомоловым, В.П. Глушко, В.И. Кузнецовым, Н.А. Пилюгиным и другими учеными. Широкую известность получили достижения ученых Академии в углублении наших представлений об околоземном космическом пространстве, изучении влияния процессов в космосе на ионосферу и атмосферу Земли, в развитии космонавтики. Как и прежде, Академия наук играла в советское время определяющую роль в становлении образования в стране, активно содействуя созданию системы университетов и вузов, в становлении и развитии государственной системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Большое внимание Академия наук уделяла школьному образованию. Многие хорошие школьные учебники и пособия были созданы нашими сотрудниками или при их участии. Сегодня представляется важным также вспомнить, что в годы народных бедствий, мировых и гражданской войн ученые Академии предприняли титанические усилия для сохранения памятников науки и культуры, оказавшихся под угрозой уничтожения. Бессмертным подвигом стала деятельность работников академических музеев и рукописных собраний по сохранению и пополнению фондов в условиях блокадного Ленинграда. Велика роль Академии в укреплении обороноспособности страны. Особенно ярко проявилась роль науки в Великой Отечественной войне. Исследования ученых Академии в предвоенные и военные годы позволили осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня, наладить их массовое производство. Огромна роль Академии в обеспечении национальной безопасности в послевоенный период. Созданием ракетно-ядерного щита, достижением военно-стратегического паритета и успешным поддержанием его на протяжении почти 50 лет страна обязана отечественной науке.
Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение научных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России. В своей деятельности Российская академия наук руководствуется также следующими целями: а) всемерное содействие развитию науки в России; б) укрепление связей между наукой и образованием, содействие образовательной деятельности; в) повышение общественного престижа научной деятельности, статуса и социальной защищенности работников науки и образования.
Предметом деятельности и основными задачами Российской академии наук являются: а) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по важнейшим проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук; б) участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых за счет средств федерального бюджета; в) изучение и анализ достижений мировой науки с целью их использования в интересах России; г) разработка на основе достижений фундаментальной науки прогнозов технологического развития мировой экономики, определение места и роли России на рынке наукоемкой продукции; д) участие в разработке и реализации государственной научно-технической политики, в экспертизе крупных научно-технических программ и проектов, в разработке и реализации природоохранной политики на территории России и за ее рубежами; е) подготовка научных кадров высшей квалификации, в том числе через аспирантуру и докторантуру, в научных учреждениях Российской академии наук; ж) реализация мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливых исследователей, содействие творческому росту молодых ученых; з) развитие интеграции академической и вузовской науки, участие научных учреждений Российской академии наук в подготовке и переподготовке специалистов с высшим образованием; и) укрепление научных связей и взаимодействия с отраслевыми государственными академиями наук, с другими научными организациями, ведущими фундаментальные и прикладные исследования; к) расширение связей между наукой и производством, участие в инновационной деятельности, в реализации достижений науки и техники, содействие развитию наукоемких отраслей экономики России; л) организация и проведение экспедиций и экспедиционных исследований (по различным направлениям науки); м) хранение и изучение архивных документов и фондов, хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций, являющихся частью Музейного фонда Российской Федерации и находящихся на хранении в фондах музеев Российской академии наук; н) развитие международного научного сотрудничества, участие в международных программах и проектах, осуществление внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; о) подготовка предложений и реализация мероприятий, направленных на развитие материальной базы науки, обеспечение безопасных условий труда, укрепление социальной защищенности работников Российской академии наук; п) участие в популяризации и пропаганде науки, научных знаний и научно-технических достижений.