Роль римской армии в период империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы – изучить, охарактеризовать и проанализировать роль римской армии в период империи.

Данная цель ставит перед собой необходимость решения следующих задач:

- дать характеристику направлениям и результатам завоевательной политики Римской армии в период империи;

- изучить эволюцию структуры армии и реформы, которые привели к этим изменениям;

- охарактеризовать место армии и воинов в составе общества;

- описать влияние, которое оказывала армия на процессы, протекающие внутри государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Военные походы Римской армии. Враги Рима. 5
1.1. Завоевательная политика Древнего Рима. 5
1.2. Эволюция структуры армии. Реформы в армии. 11
Глава 2. Роль армии и ее значимость в обществе. 23
2.1. Место армии и воинов в составе общества. 23
2.2. Влияние на политические процессы, протекающие внутри государства. 25
Заключение 27
Список использованной литературы: 29

Работа содержит 1 файл

Роль римской армии в период империи..doc

— 148.00 Кб (Скачать)

      Пехота  союзников тоже получала 35 л. зерна  на человека, а всадникам доставалось всего 70 л. пшеницы и 250 л. ячменя. Однако эти продукты были для союзников бесплатными.

      Таким образом, легион со своей тяжелой  пехотой, конницей, дополнительной конницей союзников, легкой пехотой, осадными орудиями и саперами (инженерами) включал  в себя все рода сухопутных войск., представлял собой хотя и громоздкую, но самодостаточную армейскую единицу.

      Вот в таком виде римские легионы  вступили в период великих войн. Италлия, Сардиния, Сициллия, Испания, наконец, Африка, Греция и Азия изведали «манипул римских топот мерный»14. Число легионов начинает стремительно расти.

      Однако  уже в период 2-ой Пунической войны  становится очевидным, что военная  система Рима далека от идеала. Несмотря на то, что военная служба оплачивалась, жалование в основном уходило  на текущие расходы. Главным источником доходов для себя римский гражданин по-прежнему видел крестьянское хозяйство или торговлю. А потому неудивительно, что воины вовсе не стремились служить подольше. Чем дальше продвигался театр военных действий, чем дольше длились походы (а это случалось все чаще и чаще), тем труднее было набрать рекрутов. Те же, кто попадал в армию, с нетерпением ожидали увольнения. К концу II века до н. э. Рим оказался втянут в продолжительную войну с нумидийцами. Война эта была столь непопулярна, что набрать пополнение в легионы стало практически невозможно.  

        В 107 г. до н.э. консулом был  избран Марий, который сосредоточил  все свое внимание на укреплении  римской армии.15 Он предоставил доступ в легионы всем добровольцам, имеющим римское гражданство, невзирая на их имущественное положение. В легионы хлынули бедняки. Эти люди вовсе не стремились избавиться поскорее от службы – напротив, они были готовы служить всю жизнь. Немало людей могло уже сделать карьеру от простого солдата до центуриона. Волонтеры связывали свою жизнь с судьбой своих командиров, основным источником доходов для них была не плата, а военная добыча. У людей, посвятивших свою жизнь армии, не было хозяйства, к которому они могли бы вернуться после службы, они могли лишь рассчитывать на то, что когда они станут ветеранами, после 16 лет службы, по увольнении полководец обеспечит их наделом земли. Таким образом, отмен имущественного ценза заложила основы создания профессиональной римской армии, чрезвычайно возросла роль полководца

      При старой системе набора легионы формировались  заново при каждой кампании и поэтому  им недоставало чувства сплоченности. Со времен Мария это положение  изменилось. Каждый легион получил  свое знамя. Знаменитый римский орел – аквила, на многие века стал символом победы и могущества.

      Примерно  в это же время коренным образом  изменилось устройство легиона. Еще  во вторую пуническую войну при формировании легионов из-за нехватки живой силы отказались от возрастного принципа деления на гастатов, принципов и триариев. Теперь же все солдаты стали вооружаться мечом и пилумом и защищаться одним типом доспехов. Названия гастат, принцип и триарий сохранились лишь для обозначения центурионских должностей и очередности ввода пехоты в бой (тактика постепенного ввода солдат в бой сохранилась, однако строится легион мог уже в один, два, три, а то и четыре ряда). Манипулы все больше утрачивали свое прежнее тактическое значение, были увеличены до 120 человек и объединены в когорты, по три манипулы в каждой. Тактической единицей стала когорта. Таким образом, легион стал состоять не из тридцати манипул, а из десяти когорт. Деление на центурии сохранилось, как и чин центуриона, и в лагерях и в крепостях солдаты по прежнему располагались по центуриям.

      После войны за гражданские права все италийцы, жившие к югу от реки По получили римское гражданство. Для военной организации это означало, что все различия между римскими и союзными легионами ликвидировались. Отныне легион становится именно легионом, и ничнем иным, и уже не включает в себя равное число солдат из городов-союзников Рима.

      Тенденция к ликвидации различий внутри легиона, а также между легионом и алой (легионом союзников) была поддержана упразднением легковооруженных застрельщиков (велитов) и легионной конницы, которая  теперь входила в состав легиона. Теперь легион хотя и стал более совершенной боевой силой, иногда ему требовалась поддержка других родов войск.

      Появились «ауксилии» или «ауксилы» – вспомогательные войска, не являвшиеся ни римскими, ни союзными. Со времен войны с Ганнибалом римляне, подражая ему, начинают использовать военных специалистов со всего Средиземноморья: критских лучников, балеарнских пращников. Испания поставляла и конницу, и пехоту, преимущественно тяжелую. После завоевания нумидии появились ауксилии нумидийской легкой конницы. Римлянам теперь требовались крупные отряды кавалерии для поддержки легионов и профессиональные легкие пехотинцы для расстройства вражеских порядков и боя на пересеченной местности.

      До  Мария армию старого образца  всегда сопровождал длинный обоз. Обозы представляли собой легкую добычу для противника и сильно замедляли продвижение войск. Марий заставил тащить легионеров все необходимые припасы и снаряжение на себе, за что солдаты получили кличку “мариевы мулы”. Обозы не были ликвидированы, но сильно сократились и сделались более организованными.

      Окончательное превращение римской армии в  профессиональную произошло в середине I в до н. э. при Помпее и Цезаре. Цезарь организовывал набранные  им легионы на новых основах. Численность  легиона теперь колебалась от 3000 до 4500 человек. Каждый легион должен был иметь свою кавалерию. В состав каждого легиона включалось 55 карабаллистов, метавших тяжелые стрелы и 10 онагр и катапульт для метания камней. «Артиллерийский парк» легиона заметно усилился. Обоз легиона опять вырос до 500 мулов и возил теперь осадное снаряжение, лагерные принадлежности и утварь. Цезарь использовал галльскую и германскую конницы, применяя тактику совместного сражения кавалерии и легкой пехоты. Всего же союзнической кавалерии галлов и германцев в армии Цезаря было 4000 – 5000 всадников. Со времен же Цезаря название “ала”, обозначавшее раньше союзнический легион, закрепилось за отрядами конницы (впоследствии – так назывались только кавалерийские отряды неиталийских союзников численностью в 500-1000 всадников).

      Должность трибунов утратила свое прежнее значение, хотя легион по-прежнему находился под их командованием. Теперь, вместо пожилых людей, на должность трибуна назначались молодые люди, которые желали попробовать себя в военной жизни, либо просто попасть в Сенат. В сенат ежегодно избирались лишь двадцать квесторов, из людей не моложе тридцати лет. Остальным всадникам оставалось довольствоваться должностями офицеров в римской армии. Срок службы офицеров был неограничен. Над трибунами стояли префекты, от лат. praefectus – «начальник, командющий», – высшие должностные лица армии и флота. В легионе префекты могли командовать кавалерией, саперами, лагерем легиона. Общим для префектов было то, что они занимали свою должность поодиночке, в отличии от трибунов и консулов, их должность была более-менее постоянной и назначались они лично военачальником.

      Высшую  должность в легионе занимал легат ( лат. «избранный»)16. Легатами назначали обычно сенаторов, это означало, что они должны были иметь опыт службы квесторами.

      У Помпея и Цезаря легаты представляли собой сплоченную группу опытных воинов, хотя иногда, чисто из политических соображений, легатами, как и трибунами, назначали не вполне подходящих на эту должность людей. Цезарь нередко поручал своим легатам командовать то легионом, то несколькими легионами или отдельным подразделением на особо ответственном участке. Из этого следует, что легаты были правой рукой главнокомандующего, его ближайшими помощниками.

      Своеобразной  школой подготовки будущих военачальников стал штаб полководца, который состоял из легатов, трибунов и префектов, а молодые добровольцы исполняли обязанности адъютантов. Штаб также имел при себе личную охрану. Ведь еще с древнейших времен при консуле состояли двенадцать исполняющих обязанности личной стражи - ликторов. Эти стражи носили при себе топоры и связки розог, отличительный знак того, что консул имел неограниченное право наказывать римских граждан, вплоть до смертной казни. Но для полководца во время ведения военных действий такой охраны оказалось недостаточно. Так появились экстраординарии – консульская стража17.

      Консулы, еще со времен царей унаследовали должности главнокомандующих. Римская  армия не знала единоличного командования и даже перед нашествием Ганнибала, консулы продолжали ежегодно сменять  один другого.

      И все же в дополнение к войскам, которых набирали новые консулы, имелись еще и другие части, которыми командовали бывшие консулы или  преторы. Им и передавались дополнительные полномочия, в результате чего те поднимались  до ранга проконсулов и пропреторов. Риму, продолжающему приобретать новые провинции, такое расширение полномочий высших армейских чинов показалось самым легким способом назначения наместников в эти провинции.

      Изучая  историю римской республиканской  армии, поистине удивляешься тому, насколько сильна была в стране приверженность традициям и обычаям, Они оказали огромное влияние на формирование, организацию и управление легионом.

      Однако, нельзя сказать, что армейская система  Древнего Рима была застоявшейся. Она, напротив, быстро приспосабливалась к изменяющейся политической и военной ситуации в стране, своевременно реагировала на изменения тактики противника. Римские легионеры, пусть и немалой ценой, разгромили грозную военную машину Карфагена, возглавляемую Ганнибалом, сумели одолеть македонскую фалангу, доказав тем самым, что могут противостоять и побеждать военные системы, бывшие до них лучшими.

 

Глава 2. Роль армии и ее значимость в обществе.

2.1. Место армии и  воинов в составе  общества.

      Римская императорская армия была не только военной силой, важнейшей частью римской государственной организации, но и особой социальной прослойкой. Во II в. переживает консолидацию, в ней укрепляются корпоративные связи и постепенно возрастает ее социально-политическая роль в жизни Империи.

      Римская армия после ее реорганизации при Августе состояла из трех разных по своему положению частей. Прежде всего, это привилегированная преторианская гвардия; служили 16 лет и после почетной отставки располагали солидным имуществом, позволявшим им влиться в ряды господствующего класса Империи. Основной костяк армии — легионные части комплектовались по принципу добровольного набора из римских граждан,  главным  образом  провинциального происхождения, т. е. принадлежавших к привилегированному сословию в провинциях. Третья часть римской имперской армии состояла из так называемых вспомогательных частей, комплектовавшихся из провинциалов, не имеющих прав римского гражданства, — перегринов. Эти части не входили в состав легионов, имели свою организацию, даже национальные вооружение и экипировку. Срок обязательной службы 25 лет. Массовая раздача прав гражданства при демобилизации служила мощным каналом широкого распространения прав римского гражданства во всех провинциях огромной Римской державы. Новоиспеченные римские граждане, прослужившие 25 лет в римской армии, усвоившие латинский язык и приобщенные к более высокой римской культуре, становились верными защитниками римского социального и политического порядка18.

      Наиболее  существенным источником материального  обеспечения, который могло предложить солдату государство до правления Северов, являлась, как мы полагаем, военная добыча: движимое имущество и рабы. Согласно традиции, взятый штурмом город отдавался на четырехдневный грабеж солдатам-победителям. В случае добровольной сдачи контрибуцию получал полководец, который делился с солдатами в соответствии с их рангами. Награбленное солдатами имущество чаще всего распродавалось торговцам из гарнизонного поселка — канабы, во время похода следовавшим за войском. Захваченные пленники частично становились лагерными служками, частично продавались. Из эпитафий известно о существовании личных рабов, прежде всего, у легионных всадников. Император Адриан (117 — 138 гг.) разрешил солдатам освобождать рабов и тем самым признал право легионеров быть патронами. Cогласно же данным эпиграфики, вольноотпущенники легионеров известны уже с начала Империи. Вероятно, Адриан узаконил давно существующую практику.

      Маркоманнские войны (166 — 180 г.н.э.) открыли эпоху  бедствий, обрушившихся на Римское  государство и, в частности, показали недостаточную эффективность существовавшей системы комплектования в условиях широкомасштабных конфликтов, одновременно разразившихся на разных участках границы19. Думается, проблема заключалась и в том, что глубинные кризисные процессы, возникшие поначалу в обществе и экономике наиболее развитых территорий государства и постепенно распространявшиеся на периферию, ускорили размывание средних слоев римского гражданства, составлявших костяк легионов. Прогрессирующее ухудшение физических кондиций новобранцев, их образовательного и нравственного уровня, неизбежно возникшее при наборе выходцев из низов общества, негативно сказывалось и на боеспособности вооруженных сил.

      Реформы Септимия Севера, призванные укрепить армию, ставшую чуть ли не единственной наряду с пограничными провинциями социальной опорой принципата, и радикально улучшить качественный состав новобранцев, по сути дела завершили процесс разрыва армии с гражданским обществом Империи. Легионеры превратились в зажиточную и привилегированную социальную группу, неразрывно сросшуюся с обществом пограничных территорий. Благодаря мужеству легионов и стойкости населения лимитрофных провинций Империя была спасена. Однако политика «солдатских» императоров, опиравшихся на легионы и пограничные провинции, нацеленная на сохранение античных форм жизни, оказалась глубоко чужда жителям внутренних территорий, где античность изжила себя исторически.

Информация о работе Роль римской армии в период империи