Роль Православной церкви во время Великой Отечественной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:54, реферат

Описание работы

Цели:
1. Выявить, каким образом Великая Отечественная война повлияла на взаимоотношения власти и Церкви.
2. Определить патриотическую роль Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне.
3. Определить роль Православной Церкви в поднятии боевого духа в народе.

Содержание

Введение.
Глава 1. Церковь и власть.
1.1. Церковь и власть в годы войны.
Примечания.
Глава 2. Церковь и народ.
2.1. Патриотическая деятельность Православной Церкви во время Великой Отечественной войны.
2.2. Вера в Бога на грани закона.
2.3. Вера в Бога в тылу и на фронте.
Примечания.
Заключение.
Источники.
Литература.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 43.65 Кб (Скачать)

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

        профессионального образования  Свердловской области

                     «Екатеринбургский монтажный колледж» 
 
 
 
 
 

                                                   РЕФЕРАТ

   Роль  Православной церкви во время  Великой Отечественной войны 
 
 
 
 

Работу  выполнил студен гр.

                                                                                     Мыльников А.В. 

                                                                                  Научный       руководитель

преподаватель Гарбузов И.С. 
 

г. Екатеринбург

2012 
Содержание:

Введение.

 Глава 1. Церковь  и власть.

1.1. Церковь и власть в годы войны.

 Примечания.

 Глава 2. Церковь  и народ.

2.1. Патриотическая  деятельность Православной Церкви  во время Великой Отечественной  войны.

2.2. Вера в  Бога на грани закона.

2.3. Вера в  Бога в тылу и на фронте.

 Примечания.

 Заключение.

 Источники.

 Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В этом году празднуется 67-летие победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Эта победа досталась нелегко: огромные потери, разруха и кошмар концентрационных лагерей вошли в историю Отечества навсегда. Важнейшую роль в итоге войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и верой. Верили в Сталина, в Жукова, ещё верили в Бога. Всё чаще мы слышим из средств массовой информации о вкладе Русской Православной Церкви в победу. Долгое время эта тема не обсуждалась в печати из-за коммунистической цензуры. Только теперь у нас появляется возможность получить достоверную информацию, дать объективную оценку роли Православной Церкви в Великой Отечественной войне. А был ли значительный вклад на самом деле? Или, может быть, это только миф?

В настоящее  время многие учёные и обычные  люди отмечают снижение гуманности в  обществе (растёт преступность, безразличие  людей друг к другу). Издавна православие  в России олицетворяло гуманистические  начала. Церковь не потеряла своей  роли и в наше время. Поэтому тема работы актуальна, история Церкви - это история духовной культуры, и  если мы хотим жить в гуманистическом  обществе, эту историю нельзя забывать. 

Цели:

1. Выявить, каким  образом Великая Отечественная  война повлияла на взаимоотношения  власти и Церкви.

2. Определить  патриотическую роль Русской  Православной Церкви в Великой  Отечественной войне.

3. Определить  роль Православной Церкви в  поднятии боевого духа в народе.

Во время Великой  Отечественной войны произошло  изменение отношения власти к  церкви. Церковь вела активную патриотическую деятельность, и вера в Бога морально поддерживала людей в тылу и на фронте. Материал по аспектам православия  во время Великой Отечественной  войны рассредоточен в различных  изданиях. Можно говорить о том, что  тема работы нова и малоисследованна.Православной Церкви во время Великой Отечественной войны посвящён документальный фильм «За други своя», в котором рассказывается об отношениях Церкви с властью в этот период, вере в Бога в народе. В работе используются различные виды неопубликованных источников. Велась работа в ЦХИДНИ КК с фондами 1, 26 и 1474. В работе с источниками основной трудностью являлось то, что нельзя было получить документы ГАККа для изучения в читальном зале, так как в фондах о Православной Церкви содержалась конфиденциальная информация о людях, которая не может быть опубликована в течение 75 лет. Антирелигиозная статья из газеты «Типографский рабочий» от 1925 года изучались на выставке в доме-музее П.И.Красикова, основанной на материалах фондов Краеведческого музея. Важнейшими источниками стали интервью с очевидцами событий Великой Отечественной войны. Каждый из них рассказывал какие-то факты, давал разную личностную оценку тем событиям, но все они помогли нам составить примерную картину отношения к религии в обществе во время войны.

Глава 1. Церковь  и власть

1.1. Церковь и Власть в годы Великой Отечественной войны

«Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои»

 И.В.Сталин, 3 июля 1941 года

Знаменитое обращение 3 июля 1941 года Сталин начал именно со слов «братья и сестры». Так обращались к прихожанам православные священники. Этими словами Сталин поддерживает единство русских в борьбе против интервентов.Началась война. По указанию Сталина Е.Ярославский пишет статью «Почему религиозные люди против Гитлера», кардинально отличающуюся по тональности от всех его антирелигиозных статей.1 В это время многое переоценивается.Во время войны сложно было победить без исконно русских убеждений. Православие издавна было национальным вероисповеданием. В «период перемен» (1917-1941 гг.) большевики отказывались от традиционной русской религии. Но во время войны, «времени собирать камни», нужно было вернуться к исконно русскому, традиции помогали объединению народа на основе общей истории, общего вероисповедания. Это хорошо понимал и Гитлер. Одно из его указаний гласило, что фашисты должны препятствовать влиянию одной церкви на большой район, зато появление сект на оккупированных территориях, как форму раскола и разъединения, следует поощрять.2Россия нуждалась в помощи иностранных государств, чтобы перестроить промышленность на военные рельсы. В качестве потенциальных союзников выступали Англия и США. Но для получения их поддержки нужно было доказать соблюдение хотя бы основных принципов демократии в России. Террор Сталина внутри страны и угнетение Церкви, то есть свободы вероисповедания, не соответствовал этим принципам. Прибывший в Москву в конце сентября 1941 года личный представитель президента США А.Гарриман выразил Сталину обеспокоенность американской общественности судьбой Церкви в России. При составлении проекта декларации «Объединившихся держав» (будущие Объединённые Нации), ближайший помощник Рузвельта Гарри Гопкинс говорил президенту о необходимости включения пункта о свободе религии. Слова «о свободе религии» в итоге всё-таки появились в тексте декларации.3Во время войны не было препятствий для массовых богослужений и церковных сборов (которые шли, в основном, на помощь фронту), снимались ограничения на религиозную деятельность. Органы власти на местах теперь не препятствовали открытию храмов, прекратились репрессии. Когда проводилась политика гонений на церковь, верующие вели религиозную деятельность подпольно, теперь же они получили свободу вероисповедания. Ряд телеграмм представителей православного духовенства с сообщениями о перечислении денежных средств на нужды обороны в первые же месяцы войны появились на страницах центральных газет «Правда» и «Известия», там же давалась информация о работе Православной Церкви, печатались биографии новоизбранных патриархов Сергия и Алексия. То есть патриотическая деятельность Церкви освещалась в печати и признавалась властью. Из лагерей освободили десятки церковнослужителей, в том числе 6 архиепископов и 5 епископов. Вновь открывались православные храмы. Ещё в 1941 году были закрыты антирелигиозные периодические издания и свёрнута деятельность Союза воинствующих безбожников. В 1942 году, по предложению Л.П.Берии, 50-тысячным тиражом вышла книга «Правда о религии в России». Эту книгу можно назвать ответом советского правительства Рузвельту, предложившему организовать «информационную кампанию в США о свободе религии в СССР»4 В книге звучали заверения в полной свободе вероисповедания в СССР. Но адресованы они были иностранцам. Слова «Конституция... решительно ни в чём не стесняет религиозной жизни верующих и жизни Церкви вообще»5 советских верующих не могли убедить. На Пасху 1942 года в Москве разрешили беспрепятственное движение по городу на всю ночь. В 1942 году в Ульяновске был собран первый за всю войну Собор епископов. Весной 1943 года правительство открывает доступ к иконе Иверской Божьей Матери, которую привезли из закрытого Донского монастыря на поклонение в Воскресенскую церковь Москвы.1943 год можно считать годом официального «потепления» отношений Сталина с православием. В октябре 1941 года вышло распоряжение Московского Городского Совета депутатов о том, что митрополит Сергий и его Патриархия должны покинуть Москву и направиться на жительство в город Чкалов (Оренбург). В один из июльских дней 1943 года Сергию и его ближайшим сотрудникам пришло сообщение о том, что им разрешено возвратиться в Москву. «Компетентные органы» предложили Сергию, митрополиту Ленинградскому Алексию и Киевскому Николаю провести встречу со Сталиным. Сталин принял трёх митрополитов в Кремле. Он говорил о том, что правительство высоко ценит патриотическую деятельность Церкви. «Что теперь мы можем сделать для вас? Просите, предлагайте», - сказал он. В ходе той встречи Сергий был избран патриархом. Его кандидатура оказалась единственной, митрополит глубоко занимался делами Церкви. Принято также решение о создании духовных академий в Москве, Киеве и Ленинграде. Сталин согласился с церковнослужителями по вопросу о необходимости выпуска церковных книг. При патриархе решено было образовать Священный Синод из трёх постоянных и трёх временных членов. Принято решение об образовании Совета по делам Русской Православной Церкви. Руководителем этого органа был назначен Г.Г.Карпов, в прошлом начальник отдела НКВД, где арестовывали и расстреливали священнослужителей и закрывали храмы. Однако, теперь Сталин поручил Карпову стать покровителем Церкви.Деятельность нового совета курировал Молотов, а «особо важные вопросы» решал Сталин. Во время встречи с церковниками Сталин пребывал в хорошем настроении, делал широкие жесты и вёл себя как радушный хозяин. Читая стенограммы той встречи, понимаешь, что для России было очень важно выглядеть на международной арене демократической страной, если партия начала с таким рвением поддерживать Церковь. Конечно, патриотическая деятельность Церкви была действительно существенной. Но, зная характер Сталина, его довоенное отношение к религии, факт того, что бойцов, побывавших в плену за границей, после войны нередко расстреливали, можно предположить, что благодарность, которая последовала со стороны власти, могла обратиться во что угодно при других обстоятельствах. Сталин дал Карпову инструкцию: «Совет должен осуществлять связь между правительством и патриархом. Совет сам решений не принимает, а докладывает обо всём правительству и от него передаёт государственные решения Церкви», и Совет чётко следил за недопущением административных гонений на Церковь местными властями. Главный упор был сделан на соблюдение законодательства о религиозных культах.К 1 апреля 1946 года на территории СССР действовало 10544 православных храма.6 Казалось бы, настал конец гонениям на Церковь. Но как объяснить принятое в сентябре 1944 года постановление ЦК ВКП(б) «Об усилении антирелигиозной деятельности через пропаганду научного мировоззрения»?7 В Красноярском крае, например, уже в том же 1944 году бюро крайкома ВКП(б) постановило, что «в целях коренного улучшения постановки научно-просветительской пропаганды среди населения, дальнейшего подъема культурного уровня широких слоев трудящихся края и преодоления пережитков бескультурья, суеверий и предрассудков» необходимо улучшать уровень научно-просветительской пропаганды, для чего был чётко установлен ряд необходимых мер. В ЦК не хотели кардинально менять отношение к Церкви, ведь в стране по-прежнему правил коммунизм с одной идеологией. «Не готовим кадры антирелигиозников, а положение такого, что нам надо эти кадры тщательно готовить, заниматься с ними, растить их», - писала учительница эвенкийской школы Красноярского края уже после страшной войны, в 1956 году. Со смертью Сталина влияние Совета, амортизатора в церковно-государственных отношениях, пошло на убыль. В 1954 году вышло Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения». В КПСС теперь призывали к недопущению оскорблений Церкви, церковников и верующих, ссылаясь на Конституцию. Однако «Коммунистическая партия, опирающаяся на единственно верное научное мировоззрение - марксизм-ленинизм... не может безучастно, нейтрально относиться к религии, как к идеологии, ничего общего не имеющей с наукой». Атеистическая пропаганда обратилась в форму научно-просветительской деятельности, одной из задач партии была поставлена систематическая идейная борьба с религией.8Итак, коммунистическая власть боролась с православием как с пережитком царизма и несовместимой с марксизмом идеологией. Ещё до войны, после переписи населения, власть задумалась о необходимости изменения тактики религиозной деятельности. По переписи населения 1937 года, большинство респондентов оставались православными. Политика воинствующего атеизма не приносила ожидаемых результатов. С началом войны произошли коренные изменения в положении Церкви в России. Власть стала поощрять её деятельность. Единая православная религия способствовала объединению православного народа в борьбе с Гитлером. Кроме того, правительству было необходимо показать потенциальным странам-союзницам, что в России соблюдаются принципы демократии, такие, как свобода религии. Однако, с одной стороны ослабляя давление на Церковь, власть уже во время войны, стремилась усилить атеистическую работу путём проведения просветительской деятельности. Это говорит о том, что с концом войны власть не готова была продолжать начатую политику лояльности к религии. В послевоенное время сохранилось стремление власти не допускать оскорблений в адрес Церкви, укрепившееся во время войны. Но на смену воинствующему атеизму пришла новая политика научно-просветительской формы борьбы с православием.

Глава 2. Церковь  и народ

2.1. Патриотическая  деятельность Православной Церкви  во время Великой Отечественной  войны

«Православие  осуждает войну вообще. Но православие  не только

 оправдывает,  но и благословляет освободительную  борьбу 

 за свою  Родину»

 Отец Иоанн  (Боев), настоятель церкви Рождества  Христова 

 города Красноярска9

Уже 22 июня 1941 года глава Православной Церкви в России патриарший местолюбитель Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием, собственноручно напечатанным на машинке и разосланным по всем приходам.10 В этом послании он выражает уверенность в том, что «с Божиею помощью, и на сей раз он (русский народ - прим. авт.) развеет в прах фашистскую вражескую силу». Митрополит вспоминает имена Александра Невского, Дмитрия Донского и былинных богатырей. Вспоминает он «неисчислимые тысячи наших православных воинов», которые жертвовали своей жизнью ради веры и родины. Сергий призывает в «тяжкий час испытания» всякого помочь Отечеству тем, чем сможет. Говорит о том, что Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа, и сейчас Церкви нужны пастыри, несущие службу «ради Иисуса, а не ради куска хлеба». «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу» - такими словами заканчивается его обращение. В посланиях духовенства к народу, так же, как в обращениях светской власти (Молотова, Сталина), заключена идея о том, что «наше дело правое», война русских с фашистами - священная война народа с единой Родиной, единой верой против языческих сатанистов.11Гитлеровцы объявили свой поход на русскую землю «крестовым», но Русская Православная Церковь опровергала это.За годы войны было множество подобных этому посланий, призванных поднять боевой дух (они печатались в государственных типографиях и распространялись с помощью государства). Но уже в этом, самом первом, Русская Православная Церковь обозначила свою позицию во время войны. Церковь неотрывна от государства и наравне с остальными она должна трудиться на благо общей победы. «Малодушного - ободрить и вразумить; огорчённого - поддержать и утешить; колеблющемуся - напомнить о долге...»- в этом заключалась моральная помощь Церкви в годы войны. Репрессированные в 30-е годы священники теперь работали на благо общей победы. Так, на 1946 год из 21 представителей духовенства в Красноярском крае только двое не подвергались репрессиям.Результаты патриотической деятельности Церкви были и материально ощутимы. Хотя на восстановление храмов после их массового разрушения требовались немалые средства, Церковь посчитала неправильным во время войны и в период послевоенной разрухи заботиться о своём благополучии, а не народном. К примеру, за 1944-1946 церкви Красноярского края внесли в фонд обороны и на другие патриотические цели 965000 рублей. Однако встречались среди церковнослужителей и такие, которые не понимали необходимость общей народной жертвы. Так, один из настоятелей Канской церкви Красноярского края требовал в 1946 году выдачи государственного кредита на восстановление храма, увеличения пайка для служащих церкви, допускал в своих проповедях выпады о том, что комсомолки - женщины испорченные, умрут рано.12 На оккупированных территориях, в начале войны, немцы разрешали церквям их деятельность. Некоторые священники принимали фашистскую культуру, мотивируя это тем, что в России Церковь подвергается гонениям. И всё же большинство церковнослужителей проявили себя во время войны смиренно, забывая прошлые обиды. Фашисты прекратили практиковать открытие церквей, потому что священники проводили патриотические проповеди среди населения. Теперь священников избивали и расстреливали.(2) Религия, которую они проповедовали, учит смирению и любви к ближним. Кроме того, церковнослужители в определённой степени боялись Сталина и возобновления гонений на православие.Ярким примером целителя души и тела можно назвать священника, бывшего в ссылке, В.Ф.Войно-Ясенецкого, хирурга Красноярского госпиталя № 1515. В операционной у него висели иконы, а перед операцией он разрешал больным целовать крест, висевший у него на груди. До болезни в 1942 году Святой Лука делал по 4-5 операций в день, работая по 8-9 часов, но после болезни он был вынужден сократить свой рабочий день. В.Ф.Войно-Ясенецкий писал медицинские и философские работы, в 1946 г. был награждён сталинской премией первой степени за фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии». В своём письме Лука писал «За мною исключительно ухаживают... поистине стремительная эволюция!», подразумевая изменение отношения к церковнослужителям до войны и во время неё. Синод назначил Святого Луку епископом Енисейским и Красноярским. В первый день принятия сана он отслужил молитву о даровании победы над немецко-фашистскими захватчиками, призвал прихожан к пожертвованиям на танковую колонну. В.Ф.Войно-Ясенецкий делал патриотические воззвания, учил паству милосердию и соблюдению заповедей. Сейчас в Красноярске поставлен памятник Святому Луке, на здании школы № 10 установлена мемориальная доска. Владыка Варфоломей, архиепископ Новосибирский и Барнаульский, призывал людей к пожертвованиям на нужды армии, совершая богослужения в храмах Новосибирска, Иркутска, Томска, Красноярска, Барнаула, Тюмени, Омска, Тобольска, Бийска и других городов. Сборы шли на приобретение тёплых вещей для бойцов, содержание госпиталей и детских домов, на восстановление районов, пострадавших во время немецкой оккупации и помощь инвалидам войны.Митрополит Ленинградский Алексий оставался со своей паствой в блокадном Ленинграде на протяжении всей блокады.«...зажигает сердца воинов тот дух единения и воодушевления, которым живёт теперь весь русский народ» - гласило его обращение к верующим в вербное воскресенье.В первые же годы войны в храмах Москвы было собрано более трёх миллионов рублей на нужды фронта и обороны. В храмах Ленинграда собрали 5,5 миллионов рублей. Церковные общины Нижнего Новгорода за 1941-1942 годы собрали в фонд обороны более четырёх миллионов рублей. Новосибирская епархия за первое полугодие 1944 года собрала на нужды военного времени около двух миллионов рублей. На средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского.

2.2. Вера в  Бога на грани закона

Вот что говорит  Мария Мироновна Асташкина, очевидец событий довоенного времени, в войну бывшая командиром санитарного взвода: «По утрам мы (дети - авт.) в деревенском клубе готовили атеистические выступления. А рядом с клубом была церковь. По вечерам мы ходили туда».Выше уже говорилось, что в народе вера жила и после 1917 года. В первое время после отмены преподавания Закона Божьего в школе, некоторые родители в деревнях стали запрещать посещать своим детям школы.(13) Прихожане протестовали против закрытия церквей. Возникли такие понятия, как «самосвятство» - верующие объявляли себя священниками, «попы-передвиженцы» - церковники, ездившие из одного села в другое и проводившие там религиозную работу.Существует свидетельство о том, что ученики Лугавской и Дубининской школ Красноярского края организованно посещали церковь. По проведённому Крайкомом ВКП(б) Красноярского края обследованию школ, большинство учителей были бывшими священниками или их детьми.

 2.3. Вера в Бога в тылу и на фронте

Православие, как  и любая другая религия, существует для людей. Каково было отношение  населения к православию в  России и Советском Союзе в  годы войны? Никто другой, кроме военных тыловиков и фронтовиков, теперешних пенсионеров, не расскажет лучше об этом. Воспоминания переживших войну людей - уникальный источник, с каждым годом становящийся всё большей редкостью. Вот что говорят о Боге пережившие войну.«В первый день войны... Мама стояла вечером у окна и молилась. Я не знала, что моя мама верит в Бога. Она долго смотрела на небо...» Ефросинья Григорьевна Бреус, капитан, врач.«В тот день мне исполнилось 18 лет... Я счастливая... а все вокруг кричат: «Война!». Помню, как люди плакали. Сколько встречала людей на улице, все плакали. Другие молились. Было странно. Непривычно. Люди на улицах молятся, крестятся... В школе нас учили, что Бога нет», Серафима Ивановна Панасенко, младший лейтенант, фельдшер мотострелкового батальона..Вера в Бога в тылу и на фронте принимала несколько отличавшиеся формы. В тылу оставались старики, женщины и дети. Они переживали за близких, которые были на фронте, но уберечь их от смерти не могли. Оставалось молиться, просить Бога, чтобы Он защитил и уберёг. Кто может сделать так, чтоб кончилась война? Сталин? Гитлер? Для людей Бог оказался ближе, чем Сталин или Гитлер. «Моя дочь в 5 лет читала молитвы, а не стихи. Тётя Даша учила как надо молиться. Она молилась за папу и маму, чтобы мы остались живы», Людмила Михайловна Кашечкина, подпольщица. «Моя мама - малограмотная крестьянка. Она верила в Бога. Она молилась всю войну. Но как? Падала перед иконой на колени: «Спаси народ! Спаси Сталина! Спаси коммунистическую партию и этого ирода Гитлера!», Софья Мироновна Верещак, подпольщица. Молитвы помогали обрести хотя бы минимальное душевное успокоения, а это оказалось очень дорого в неспокойное военное время.И всё же, молитвы помогали не всегда: «Я слышала, как соседки разговаривали «Где Бог? Куда он смотрит, когда убивают наших сыновей, наших мужей, когда немцы ходят по нашей земле?», Ковалёва Надежда Никитична, труженица тыла. Интересно, что даже в такие моменты отчаянья, у людей оставалось ощущение, что Бог где-то есть, но он не оберегает СССР. В таких высказываниях - отчаянье и обида. Конечно, были и такие, кто оставался во время войны убеждёнными атеистами. Но большинство тыловиков верили в Бога как в последнюю надежду на справедливость, защитника свыше.А что же на фронте? «Религия? Без веры на фронте нельзя было, но там всё-таки важнее было научиться вести бой. А верил ли я? Не знаю. Вот, помню, приехал когда домой, живой, тётка мне сказала, что молилась за меня. Мол, столько погибло, с кем на фронт шёл, а меня Бог спас. Что-то в этом, наверное, есть...», Н.Е.Литвиненко, четырежды герой Ордена Славы.«Я думала, что я материалистка, притом ярая. А на самом деле я верю в дух, в то, что человеком правит дух. На войне я в это поверила», Александра Ивановна Храмова, секретарь подпольного райкома партии..В годы войны, по словам Марии Мироновны Асташкиной, в народе ходило предание, что во время наступления на Москву, в самолёт поместили икону Тихвинской Божией Матери, самолёт летал вокруг Москвы и освящал границы.Вспомним историю Древней Руси, когда на поле боя часто выносили икону, чтобы Господь защитил страну. Даже если это была недостоверная информация, люди верили ей, а значит, ждали чего-то подобного от власти.На фронте нередко перед боем солдаты осеняли себя крёстным знамением - просили Всевышнего защитить их. Большинство воспринимали православие как национальную религию. Мария Мироновна Асташкина вспоминает, что раненые на поле боя кричали «Мама, помоги!» или «Боже, помоги!»13, что свидетельствует о вере в божественную помощь. По информации Марии Мироновны, рядом с госпиталями Москвы и Ленинграда находились небольшие церкви, чтобы раненный человек мог исповедоваться, в храме он обращался к Богу.Известный маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил: «Ну, с Богом!». В народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. Не так давно архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подтвердил это. В Киеве есть чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери, которую маршал Жуков отбил у фашистов.В книге «Россия перед вторым пришествием» протоиерей Василий Швец приводит воспоминания одного из солдат, участвовавших в штурме Кенигсберга. Когда силы советских воинов были уже на исходе, приехал командующий фронтом, офицеры и священники с иконой. Они отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Бойцы восприняли это скептически. Но священники шли по передовой, под огнём, и пули в них не попадали. Неожиданно стрельба с немецкой стороны прекратилась. Была дана команда к штурму крепости. Скорее всего, события в ходе устной передачи были приукрашены, но из того, что подобные истории были распространены в народной среде, можно сделать вывод: люди верили.Подведём итоги главы. Православная Церковь объединилась со светской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну. Помимо материальной помощи, Церковь морально поддерживала людей, на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крёстного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели.

Заключение

Итак, обобщая  материал работы, можно сделать следующие  выводы. В истории Русской Православной Церкви существовал период коммунистического  угнетения. После революции закрывались  церкви, издавались антирелигиозные  указы, собирались организации по антирелигиозной  работе, многие церковнослужители были репрессированы. Наиболее правдоподобное объяснение этому в том, что власть не допускала существования в  коммунистической России какой-либо другой идеологии, кроме марксизма. Традиционно  в России верили в Бога. Широко развёрнутая  антирелигиозная деятельность не принесла ожидаемых результатов. Велась подпольная религиозная работа, по переписи населения 1937 года большинство советских граждан  идентифицировало себя православными. С началом войны Церковь обрела новый статус. Она объединилась с  властью и приступила к активной патриотической деятельности. Вновь  открывались храмы, власть стала  показывать своё положительное отношение  к православию. В тот период времени  необходима была сплочённость, объединение  население в священной борьбе. Православие - традиционная всеобщая религия  русского народа. Во время войны  помощь православной церкви состояла из двух направлений - духовного и  материального. На нужды фронта собирались немалые суммы. Православие помогало людям обрести относительное  душевное успокоение, надежду на победу России и Советского Союза. В тылу многие молились за фронтовиков. На фронте часто верили в божественную силу икон и крестов (атрибутов религии). Внешняя политика требовала принятия в России свободы вероисповедания  как проявления демократии. Демократические  страны-союзники США и Англия хотели поддерживать страну, где люди свободны в выборе религии. Правительство  изменило тактику ведения антирелигиозной  деятельности, не отказываясь от неё. Антирелигиозная работа перестала  широко освещаться среди населения, но указы, принятые в послевоенный период времени свидетельствуют, что власть стала воспринимать широкое научное  просвещение населения как путь к атеизму.Отвечая на вопрос темы работы, можно сказать, аргументируя это многочисленными фактами, что Православная Церковь внесла немалый вклад в общесоветскую борьбу против фашистов во время Великой Отечественной войны. Положение Православной Церкви в советской России на время укрепилось. Но власть следовала, прежде всего, своим интересам, и это укрепление было лишь временным. Простые же люди часто верили в Бога и надеялись на него как на поддержку свыше.

Устные источники 

Респонденты

Информация о работе Роль Православной церкви во время Великой Отечественной войны