Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:19, реферат
Самоуправление городов Беларуси взяло свое начало еще со времен Киевской
Руси. В Полоцке и в Витебске, как в Киеве и в Новгороде всеми полномочиями
обладало вече. Оно утверждало управителей города - «мужей», старшин,
тысячников, сотников и других представителей городской администрации. Эти
традиции сохранялись и в 14-15 веках, особенно в восточно-белорусских
городах.
1. Магдебургское право. ………………………………...………………………2
2. Источники Магдебургского права…………………………………………....3
3. Права городов, пользовавшихся правом. …………………………………..4
4. Магдебургское право в 16 – первой половине 17 веков……………………..8
5.Заключение. ……………………………………………………………………10
6.Список литературы…………………………………………………….………11
Содержание.
1. Магдебургское
право. ………………………………...……………………
2. Источники
Магдебургского права…………………………
3. Права городов, пользовавшихся правом. …………………………………..4
4. Магдебургское право в 16 – первой половине 17 веков……………………..8
5.Заключение. ……………………………………………………………………10
6.Список литературы……………………………
1. Магдебургское право .
Самоуправление городов Беларуси взяло свое начало еще со времен Киевской
Руси. В Полоцке
и в Витебске, как в Киеве
и в Новгороде всеми
обладало вече. Оно утверждало управителей города - «мужей», старшин,
тысячников, сотников и других представителей городской администрации. Эти
традиции сохранялись и в 14-15 веках, особенно в восточно-белорусских
городах.
Находясь в составе Великого Княжества Литовского, Беларусь осваивала многие
приобретения Запада. На ее территории увеличился ряд типично европейских
норм правовой и политичной культуры, в частности право организации жизни
города на основе самоуправления. И происходило это не случайно. В
средневековье
население крупных городов
полиэтичным, что само по себе благоприятствовало развитию культурных
отношений между народами. В 13-14 вв. тут поселилось много иноземцев,
особенно немцев. В Полоцке, например, была частная ганзейская фактория. Много
немецких купцов и ремесленников поселяются в Гродно и Бресте. Формируя
вольную общину, они управлялись своим, принесенным с немецких земель,
правом, знакомым нам как магдебургское. Немецкое право давало им
значительные преимущества по сравнению с другими горожанами.
Вече, особенно в первое время, еще собираются, но дела, обсуждаемые на них,
все меньше и меньше касаются волости. Их интересуют почти что исключительно
жизнь города. Только на востоке державы долго сохраняется древний вече вый
обычай. Тут вече собирает на свои сходы не жителей городов, но и жителей
округи, деревенских крестьян. Тут еще долго сохраняется мещанско-
крестьянское самоуправление; старосты, выбранные вечем, собирают дань,
распределяют между всеми жителями волости обязательные работы, ведут все
судебные дела. Но и на востоке с течением времени в городах начинают
вводиться новые порядки и обычаи, базированные на нормах магдебургское право.
Право Магдебургское (SACHSISCHAS WEICHBILD или magdeburger Weibildrecht)-
сборник законов , появившийся около конца 13 века и образовавшиеся из
«Саксонского Зеркало» и магдебургского городского шеффенского права. Особое
городское право появляется в Германии после ознакомления германских
императоров, совершавших походы в Италию, с итальянскими городами. Оттонь
Великий основал на Одере, Эльбе, Заале саксонские города по обычаю и образцу
городов римских. Города обычно основывались на том месте, где люди
съезжались на торги и ярмарки: это место обозначалось особым знаком WEICHBILD
(от слова WICH, одного корня с греческим словом, означавшим «дом, укрепленный
дом»). Сначала эти города были непосредственно подчинены
королевской власти. Впоследствии, когда города освободились от нее WEICHBILD
стало означать городское право. Преимущественно под WEICHBILD
подразумевается магдебургское право. Древнее магдебургское право шеффенов,
вместе с Саксонским Зеркалом, Саксонским вейхбильдом и другими подобными
сборниками Прав, послужило основанием гражданского и уголовного
законодательства, судоустройства и судопроизводства в средневековой Гер-
мании. В прусских владениях немецкого ордена Магдебургское право шеффенов под
именем хелминского права, служило общим законом страны и сохранило это
значение и после падения ордена, до 17 века.
Магдебургское право в Польше и Литве. Магдебургское право проникло и
Польшу вместе с немецкими колонистами. Первой из славянских земель
подверглась онемечиванию Силезия; сюда и перешло немецкое право. Из Силезии
в 13 веке оно проникло в земли Великой и Малой Польши. С 1252 года
немецкое право в Краковской земле Бохния, Заторь, Величка, Краков и
др. Особенно благоприятным временем для распространения немецкого права было
царствование Казимира Великого Усиленное внедрение немецкого права
продолжается и в 14-15 веках. Лет через двести после Казимира Великого все
«места и «местечки» в коренной Польше жили по немецкому праву
(магдебургскому, хелминскому,). Из Польши немецкое право распространилось на
Литву и Русь.
В Галиции Магдебургское право впервые появляется еще при русских
князьях. Данил Романович призывал немцев-колонистов селиться в своих городах;
его внук в 1320 году обещал торнским князьям право свободной торговли в своих
владениях. Ко времени польского господства немецкое право здесь имело
характер частной привилегии, данной немецким обитателям города. В русское
время точно известна только одна попытка распространить немецкое право на
целый город: В 1339 году последний голицкий князь, Болеслав-Юрий,
пожаловал городу Сансоку привилегию на магдебургское право. С переходом под
польское правление почти все галицко-русские города получают от королей
привилегию на Магдебургское право. После первой унии Литвы с Польшей (1386)
немецкое право начинает быстро распространяться и в литовско-русских
городах. Польское правительство смотрело на распространение немецкого
права, которое к тому времени сделалось уже обычным польским, как на
средство полонизации, а потому охотно выдавало городам привилегии такого
рода. В русских землях распространилось преимущественно Магдебургское
право; другие же разновидности немецкого права встречались только в виде
редких исключений.
2. Источники Магдебургского права.
Магдебургское право распространялось в Польше не путем узаконивания какого-
нибудь сборника (его еще не было и в Магдебурге, когда оно появилось в
Польше): распространялось
и держалось оно путем
Ландрехта и Вейхбильда, двух сборников по Магдебургскому праву, они попадают
в Краков-столицу Польши. В Краковской универсальной библиотеке сохранилась
рукопись этих сборников на немецком языке от 1308 года.
При Казимире Великом Магдебургское право получило официальное признание. В
Вислицком статуте король угрожал отнять привилегии у тех поселений , которые
будут применять польское, а не немецкое право. Магдебургское право в Польше
носило разные названия, заимствованные у городов, которые раньше других
его получили и потом сделались образцами для других магдебургий. Право
хелмское (хелминское) заимствовало свое название от города Хелмна, который
получил Магдебургское право в 1251 году и был сделан апелляционной инстанцией
для всех прусских городов. Хелмское право создавало общность имущества
супругов, чем значительно отличалось от общего.
По вопросу о том, какие из памятников Магдебургского права применялись в
русских городах Речи Посполитой, между ученными существует разногласие.
В.Б.Антонович (19в) высказывал мысль, что было взято только внешнее
устройство городов, руководящими же юридическими нормами в русских
городах были местные обычаи.
Профессор М.Ф.Владимирский-Будаков (19в) держался противоположного мнения и
полагал, что в русских городах действовали чужеземные источники, а не
местные обычаи. А.Ф.Кистяковский (19в) занимал середину между этими двумя
мнениями: он признавал применение судами ручных книг «Магдебургское
право»,составленных польскими юристами, но находил, что «Магдебургское
право терпело видоизменения от местных юридических обычаев и воззрений,
которые нередко действовали наряду с ним и его заменяли».
Белорусский исследователь Я.Юхо думает, что тут нашли отражение местное
право обычаев и новые нормы, выработанные в процессе выделения горожан в
обособленное сословие феодального общества - мещан, и, что города ВКЛ
управлялись не немецким, а городским (мещанским) правом Беларуси и Литвы.
Следовательно, белорусские города не просто переняли новые принципы жизни, но
и прикрепляли их до своих условий и особенностей. Магдебургское право
дополнялось тут местной традицией, поэтому организация и функции органов
самоуправления в разных городах Беларуси могли либо совпадать, либо иметь
значительные отличия между собой.
Однако
в общем организация
Магдебургское право в Белорусских городах ставила их в этом плане на один
уровень с европейскими. Как отмечает А.П.Грицкевич, получение магдебургского
права городами Беларуси и Литвы означало, что они достигли достаточно
высокого экономического и социального уровня и сравнялись в этом
соотношении со многими немецкими и польскими городами.
Одновременно с магдебургским правом города получают и право иметь свой
собственный герб.
Древние гербы белорусских
явление. Существование этого атрибута свидетельствовало о довольно высоком
экономичном и культурном уровне того или иного центра. Герб присутствовал на
печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской или
королевской власти.
Впервые изображение герба
печатях городского самоуправления 2-ой половины 16 века.
В соответствии с привилеем, пожалованным королевой Боной в 1540 году,
войту и лавникам разрешалось иметь печать. На печати 1565 (наиболее ранней
из известных) изображен стремительно бегущий благородный олень с крестом
Информация о работе Роль магдебургского права в социальном развитии белорусских городов