Культурное пространство Якутии
занимает одну пятую часть
России. Корни культур коренных
народов уходят вглубь тысячелетий
арктической ледяной тверди, а
кроны поднимаются к свету
полярного сияния. Эти культуры
обладают собственным достоинством,
самодостаточны и выражают
уникальные художественные традиции.
Именно поэтому ныне мир открывает
для себя якутский культурный
феномен. В сущности, до недавнего
времени европейская Россия и
понятия не имела про культуру
народов Якутии. Бытовало расхожее
представление, что там чум, олени и дикость.
Массовый и напористый выход культуры
народов Якутии в российское и мировое
культурное пространство состоялся только
в период президентского правления М.Е.
Николаева. Культурный мир России стал
многоцентричным. Якутия вступила в диалог
разнообразных культур, притягивая к себе
открытостью, жаждой свободного творчества
и достоинством древней креативности.
Культурная практика Якутии сочетает
опыт самосохранения и саморазвития
народов на огромных территориях
с экстремальными природно-климатическими
условиями. Преодоление информационной
изоляции – извечное стремление
якутской культуры, стремящейся
к диалогу. Духовной ценностью
диалогической культуры является
культурное единство, выраженное
в Якутии в создании региональной
общности под названием «якутяне».
Сами нормы жизни в суровых условиях создают
естественно-культурный уклад взаимопомощи
и взаимопонимания, выталкивая отчуждение,
изоляцию и безделье. Север не прощает
бездельников. Все здесь, даже сказки,
деятельностны. Слов на арктическую пургу
не бросают. Неразрывность слова и дела
– основа культуры в зоне вечной мерзлоты.
И эту особенность М.Е. Николаев воздвиг
на уровень стиля государственного управления.
Он выработал думающий стиль разговора
Президента с людьми, соответствующей
якутскому отношению к Слову как к живой
магической силе. Его выступления, беседы
всегда содержательны, исходят из интересов
людей. Он умеет вслушиваться, задавать
вопросы по существу и зажечь в собеседнике
творческую и интеллектуальную искру,
реально поддерживать таланты и идеи.
Михаил Ефимович обладает редким даром
– искусством работать с проблемами, что
безусловно помогло ему стать достойным
лидером, сохранив не только нацию, но
и приумножив ее культурное разнообразие
в тяжелые годы распада социализма.
Культурное разнообразие и единство
народов Якутии ярко проявляется
в локальных формах: каждый
наслег, улус бережно хранят свои
фольклорную, культурную память. Как Млечный
Путь, состоящий из созвездий, якутский
культурный ландшафт светится множеством
культурных миров. Особенно отчетливо
они обнаруживаются в песнях-гимнах, воспевающих
красоту родных мест, отчий дом, землю
предков. Эта особенное притяжение к родным
аласам создает своеобразный многополюсный
мир, состоящий из равновеликих центров
культуры. Поэтому за годы президентского
правления М.Е. Николаева сформировались
несколько «точек роста» саморазвивающихся
культур, где становятся традиционными
различные фестивали, конкурсы, мероприятия:
Сунтарский и Таттинский ысыахи, фестиваль
«Туой Хайа» в Мирном, Мегино-Кангаласская
эстафета культуры и спорта… Наполнение
творческой культурной энергией выразилось
в создании множества молодежных, детских
ансамблей, творческих коллективов, созданных
в образовательных учреждениях. Естественным
образом народная культура вошла в школу,
превращая ее в социокультурный и этнокультурный
центр села, обогащая исконным смыслом
творческого самовыражения личностей.
Период президентского правления М. Е.
Николаева отличается подлинной событийностью,
пульсирующей в едином порыве людей, вдохновленных
творческим азартом стремления к красоте
и добру.
Многие века, развиваясь в условиях
устной и символической передачи
информации, народы Якутии выработали
особую культурную память и
способы ее сохранения и преемственности.
М.Е. Николаев создал новую
инфраструктуру для развития
культурной памяти в виде хранилища
кинодокументов, создания компании
по производству кинофильмов,
музеев, библиотек и издательств.
Он бережно сохранил свидетельства
исторической памяти о советском
периоде, не дал разрушить памятники,
изменить названия и уничтожить
архивные фонды. Вместе с тем
при его поддержке вернулись
исконные названия Хангаласского,
Таттинского и Нюрбинского улусов, появились
города Покровск и Нюрба как первые города,
созданные коренным населением. Активный
диалог с прошлым позволяет удерживать
вектор культурного развития в смысловом
контексте жизни.
М.Е. Николаев неустанно занимается
интенсивным духовным творчеством,
вслух размышляя о судьбах
народов Якутии, мечтая о будущем,
выпускает множество публикаций,
направленных на самопознание
общества. Ведь новый опыт требует
нового знания. Граждане суверенной
Республики Саха (Якутия) учились
у Михаила Ефимовича свободно
мыслить, любить свой народ,
поверить в свои возможности,
видеть перспективу его развития.
В отличие от советско-партийных
лидеров, к концу советской
власти ставших манипуляторами
общественного мнения, Первый Президент
Якутии выбрал стратегию понимания,
стремясь проложить совместный
путь к благополучию. Он мастерски
владеет кодами и метафорами
якутской импровизационной речи,
доступной для народного слуха
и открытого мышления. Устремленность
и открытость лидера нации
создают духовную твердь, как
магнит, притягивая и упорядочивая
повседневную жизнь людей. Он,
как талантливый запевала осуохая,
ввел в эпицентр культурного самовыражения
все слои общества. И творческая интеллигенция,
наиболее одухотворенная часть общества,
прониклась доверием открытого диалога
с властью и почувствовала востребованность
своих способностей, реальность возможностей
осуществления идей, сопричастность к
осуществлению сокровенных мечтаний родного
народа.
Дух свободы, присущий лидеру
народа, освоившего одну пятую
часть территории России, вырвался
на мировой простор, охваченный
современной глобализацией. Были
исторические периоды, когда предки
коренных народов Якутии были
гегемонами культурного влияния
на огромных просторах Евразии.
И эта генная память возродилась
за годы президентского правления
М.Е. Николаева, активно устанавливающего
разносторонние международные связи
и сообщения. Деятели искусства
и творческие коллективы вступали
в диалог культурных ценностей
и оказывались везде победителями,
где бы они не принимали участие. Этот
феномен фантастических триумфальных
шествий якутов по миру сначала трудно
было осознать и поверить. Потом стало
ясно, что это искрилась и светилась культурная
свобода, словно напор вешней воды, наполненная
и увлеченная новой энергией пробуждения
и обновления.
Культурные процессы крайне чувствительны
к личностному стилю руководителя
государства. Пассионарная энергия
Михаила Ефимовича Николаева как духовный
сэргэ достойно вывела Республику Саха
(Якутия) в культуру мира, открыла блестящие
перспективы творения культурных ценностей.
Заключение
Сегодня Михаил Николаев — депутат Государственной
Думы. Таких опытных политиков в новом
созыве ГД, пожалуй, нет ни у одного субъекта
РФ. Авторитет Михаила Ефимовича позволяет
открывать двери многих кабинетов высшего
руководства страны и решать самые важные
вопросы в жизни не только республики,
но и наших дальневосточных соседей.
Десять
лет руководил Якутией Михаил Ефимович
Николаев. То был один из самых сложных
и драматичных периодов в новейшей истории
республики. Этот человек — целая эпоха
в жизни нашего северного края. Человек
неоднозначный, но взявший на себя большую
ответственность за судьбу народа. Благодаря
Михаилу Ефимовичу мы ушли от одной жизни
к другой и самое главное — познали дух
свободы.
Именно
М.Е. Николаев отстоял собственность республики,
добился справедливой квоты в распределении
доходов от использования своих природных
ресурсов. Благодаря умелым действиям
Президента республики в период «шоковой
терапии», Якутия избежала страшных экономических
катаклизмов, которых не смогли миновать
большинство регионов России. Благодаря
своему лидеру, Республика Саха (Якутия)
смогла в годы экономического кризиса
сохранить стабильность в обществе, защитить
слабых и инвалидов, детей и стариков,
создать условия для достижения благополучия
населения. Именно этот путь позволил
якутянам впоследствии уверенно выйти
из кризиса и сегодня дает возможность
построить более защищенное цивилизованное
общество.
Многие
тысячи жителей республики благодарны
М. Е.Николаеву за то, что он дал им возможность
реализовать себя, действительно, дал
шанс по жизни. Одни им воспользовались,
другие — нет, но, так или иначе, он уважал
нашу с вами свободу и войдет в историю
достойно, с большим знаком плюс.
Для молодежи
Якутии есть достойный пример
жизни, любви к Родине, огромного
трудолюбия и преданности своим
духовным идеалам!
Список использованной
литературы:
- « Якутское – Саха Информационное Агентство»,www.ysia.ru;
- «Сайт Первого Президента Республики Саха (Якутия)», http://www.1sakhapresident.ru ;
- «Интеллигенция и цивилизация» Михаил Николаев, -М.: Издательство «Сигнар5», 2005год;
- « Я твой сын, Саха Сирэ!» Под общей редакцией К.Е. Иванова, издательский дом «ХХ век». Журнал «Лазурный берег».
- Иннокентий Птицын Газета "Спорт в Якутии". – 2007. – 15 ноября
- Ульяна Винокурова, Евдокия Винокурова «ДУХОВНЫЙ СЭРГЭ» - Культурный вектор Республики Саха (Якутия). – М.: Агробизнесцентр, 2007. – С.67-70