Роль бюрократии в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:44, доклад

Описание работы

Мой доклад посвящен бюрократии и её роли в современной России. Бюрократия в современном мире – это не просто технический аппарат, организующий исполнение политических решений и формирующий их. В условиях отсутствия развитого гражданского общества, представительной партийной системы, политика превратилась во взаимодействие государства с несколькими созданными властью и наделенными ею же монопольным правом на принятие решений группами. Само государство сейчас получило право контролировать общество и влиять на процесс формирования его интересов. Бюрократия же в современной России является господствующим сословием современного общества.

Работа содержит 1 файл

Роль бюрократии в современной России.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

Роль  бюрократии в современной России.

Мой доклад посвящен бюрократии и её роли в современной  России. Бюрократия в современном мире – это не просто технический аппарат, организующий исполнение политических решений и формирующий их. В условиях отсутствия развитого гражданского общества, представительной партийной системы, политика превратилась во взаимодействие государства с несколькими созданными властью и наделенными ею же монопольным правом на принятие решений группами. Само государство сейчас получило право контролировать общество и влиять на процесс формирования его интересов. Бюрократия же в современной России является господствующим сословием современного общества. И при сложившихся в стране обстоятельствах она приобретает особый негативный характер. Бюрократизм превращается в жестокую власть аппарата, стоящую над законом и волей общества. Бюрократия, готовящая проекты политических решений, влияющая на их содержание и принимающая решения исполнительного характера, - это и есть государственная власть. В ее руках – мощнейшие ресурсы, которые она стремится на реализацию собственных интересов, а не интересов общества в целом. Быть бюрократом в современной Росси не только престижно, но и во многом очень выгодно и комфортно. И помешать данному комфортному положению, на мой взгляд, может лишь реальная демократия в стране. Бюрократический аппарат отчетливо понимает это. Поэтому стремится противодействовать процессам демократизации общества. Для этого предпринимается практика ограничения административными органами участия общественности в управлении, подмена общественно-гражданской инициативы администрированием, ограничение возможностей института гражданского общества и т.д. В результате, принятием очень многих политических решений, предложенных российской бюрократией, гражданское общество все более и более оттесняется от активного участия в политической жизни. Бюрократия всегда активно участвовала в политической жизни России. И в современном мире она вполне способна самостоятельно формировать свою «представительную» власть и поставить её под свой контроль. На мой взгляд, политическая суть бюрократизма заключается в отчуждении народа от власти. Данная тема на протяжение многих веков являлась предметом рассмотрения.

К теме русской  бюрократии обращался и М.Вебер, при анализе событий первой русской революции. Бюрократия - по М.Веберу - тип идеальной рациональной организации, характеризующийся: эффективностью административных действий, достигаемой за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей; иерархической системой контроля и подчинения должностных лиц; безличностными отношениями, основанными на зафиксированных законах и правилах, определяющих принятие решений; отделением административных функций от собственно средств управления. Весьма характерно его суждение о том, что в борьбе царизма и либерализма в период первой русской революции победителем, точнее, социальной группой, более всего выигравшей от этих событий, была русская бюрократия. Тема бюрократии - особая тема социологии М.Вебера. Он выделяет эту социальную группу по некоторым универсальным признакам, обусловленным ее участием в управлении обществом. К этому можно лишь добавить, что на ментальность бюрократии в каждом обществе накладывает отпечаток культурная и социальная история этого общества, и в этом ментальном контексте бюрократия везде разная и различно ее поведение как в спокойном течении жизни, так и в экстремальных ситуациях. Есть много общих черт у бюрократии разных стран (например, коррупция традиционно сопровождает управленческую деятельность бюрократии), но есть и существенные различия даже в коррупции.

Своеобразное положение  бюрократии в том, что она не является самостоятельной политически организованной силой, выражающей определенную идеологию, и по сути не может существовать в таком качестве. Она есть класс исполнительный, точнее сказать - аппаратный, для деятельности которого чувство гражданского долга не столь актуально в сравнении с чувством долга солдата. Ее отношение к службе определено традицией, характером политической власти и характером контроля за бюрократией со стороны власти и со стороны общества. Прямой контроль со стороны общества за деятельностью бюрократии, как мне представляется, вообще невозможен, ибо будет представлять собой вмешательство в процесс принятия текущих решений, нарушающий управление в обществе. Возможен лишь косвенный контроль, осуществляемый через представительные органы, через прокуратуру и т.п. Но главное не в контроле, любой контроль можно тем или иным способом "обходить". Гораздо важнее представить себе "градус государственности", которым может обладать и обладает бюрократия, в частности, российская бюрократия.

Какой бы ни была бюрократия, принципиально антигосударственной  по ментальности она быть не может уже в силу того, что она существует как часть государства, и разрушение такового есть для нее самоликвидация. Бюрократия же, как показывает история, в том числе история "перестройки", никак к самоликвидации не склонна, более того, всякие процессы в обществе она стремиться использовать для упрочения своего положения. В этом, можно сказать, своеобразный инстинкт ее столь же своеобразной синергии, ее "самоорганизации". Что же касается "градуса" ее государственности, то он определяется как социальным и культурным воспитанием, полученным в процессе обучения и профессионального созревания, так в еще большей, возможно в решающей степени характером политической власти, характером задач и требований, которые власть ставит перед бюрократией. Для бюрократии лучший контролер ментальная установка, формируемая целым рядом факторов.

В свете высказанных суждений есть резон обратиться к становлению  ментальности советской бюрократии. Не располагая социологическим исследованием  социального состава и социального поведения формирующейся советской бюрократии, можно обратиться к тому, как ее становление отражено в общественном сознании. Советская бюрократия имела свой "оклад" в виде разных привилегий и преференций как легализованных (штатных), так и извлекаемых из своего положения. Однако всякое снижение регулирующего воздействия политической власти вело к снижению способности управленцев преследовать в своей деятельности государственный интерес и к росту роли "нелегальных" привилегий. Это, можно сказать, естественный процесс, так как бюрократия не вырабатывает политических решений, она лишь непрерывно осуществляет процесс управления, в ходе которого вольно или невольно корректирует политические решения в соответствии со своей ментальной установкой и в соответствии с той социальной средой, в которой она решения реализует. Отмечу попутно, что в сталинский период установка на государственный интерес не только воспитывалась в процессе подготовки к управлению, но и контролировалась политической властью, в том числе и репрессивными средствами. Свой оклад в этих условиях бюрократия имела, но это был "оклад" даваемый государством и под государственным контролем.

Отдельный и особый вопрос это - вопрос об отношениях бюрократии и политической элиты. Формирование бюрократии и формирование политической элиты представляют собой разные процессы, хотя и связанные друг с другом.

Административный ресурс бюрократии очевиден. Не вполне очевидной  оказывается та работа по коррекции  решений высшей власти, которую она  выполняет каждодневно в силу непрерывности процесса управления. Решения высшей власти принимаются аппаратом к исполнению, но сам процесс исполнения происходит, с одной стороны, в контексте ментальности самих бюрократов, с другой стороны - в контексте реальных условий, которые ставит социальная среда при выполнении решений.

Развитие российской бюрократии (количественное и качественное) не соответствует интересам страны на современном этапе, не способствует динамике развития и адекватному  решению возникающих задач. Более  того, в своем современном виде бюрократизм, преследующий корпоративные интересы, противостоит демократическим принципам «прозрачности» работы властных структур и подотчетности чиновников гражданскому обществу.

Существуют две закономерности развития государственной бюрократии. Во-первых, данный институт необходим как обязательный элемент современного государства. Во-вторых, характер развития бюрократии, масштаб ее полномочий и деятельности определяется потребностями государства, интересами общества. Ее количественные параметры задаются типом политической системы, набором управленческих механизмов, суммой функциональных обязанностей, масштабом государства.

Как правило, экономическое положение  напрямую зависит от уровня экономической  развитости страны, благосостояния общества; от эффективности управленческой системы; от занимаемой должности и меры ее ответственности в управленческой иерархии.

Борьбу с бюрократизмом  следует рассматривать в широком  контексте демократического обновления, который предусматривает достаточно длительный процесс формирования демократической политической культуры у граждан, построение и развитие гражданского общества, активное политическое участие людей в политических процессах.


Информация о работе Роль бюрократии в современной России