Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:11, контрольная работа
В Институциях Юстиниана обязательство определяется следующим образом: обязательство - это правовые узы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства».
Способы обеспечения обязательств.
Задаток (аrrа)
В классическую эпоху задаток имел целью подтвердить, подкрепить факт заключения договора (агга comfirmatoria). Это была денежная сумма или ценность, например, кольцо, которое одна сторона, чаще всего покупатель, иногда наниматель, вручал другой стороне в момент заключения договора: «То, что дается в виде задатка, является доказательством заключенного договора купли-продажи».
Способы обеспечения обязательств в римском праве классического периода. 3
10 вопросов по теме «Наследственное право» 6
Схема по теме: «Виды исков» 16
Задача 17
Список используемой литературы 18
7. Наследование по закону (эпоха законов XII таблиц).
Древнейшая известная нам римская система наследования по закону (ab intestato) относится к эпохе Законов XII таблиц и исходит из приоритета агнатского родства принципа общности семейного имущества. Законодательно устанавливались три очереди наследования. Первоочередными наследниками Законы XII таблиц признают непосредственных подвластных наследодателя (прежде всего дети, внуки от ранее умерших детей, не вышедшие из-под власти домовладыки к моменту смерти последнего). Эти наследники получали независимо от воли принять его, то есть являлись «необходимыми наследниками». Если после наследодателя не оставалось «необходимых наследников», к наследству призывался ближайший агнатский родственник умершего. Он мог не принимать наследство, в таком случае наследуемое имущество становилось выморочным, преемство правомочий наследника не допускалось. Таким образом действовал принцип однократности призвания к наследству.
Только если после наследодателя совсем не оставалось агнатских родственников, к наследованию призывались члены одного с ним рода (gentiles), то есть когнатские родственники (являвшиеся лишь наследниками третьей очереди).
По мере разложения патриархальной семьи система наследования на основании агнатского родства теряла свою актуальность и значимость. Преторский эдикт придал большее значение когнатскому родству. В первую очередь наследников претор поставил детей наследодателя (liberi), в отличие от норм Законов XI! таблиц в их число были также включены эмансипированные дети умершего лица.
Вторую очередь наследников составили legitimi, то есть лица, имеющие право наследования после умершего по Законам XTI таблиц (агнатские родственники наследодателя).
Третью очередь наследников образовали кровные (когнатские) родственники наследодателя, вплоть до шестого колена.
Лишь
в четвертой очереди
Принцип
однократности призвания к
8. Наследование по закону в Юстиниановом праве.
Последнее изменение условий римского наследования по закону относится к Юстиниановому праву и содержится в новеллах Юстиниана. Им была установлена несколько обновленная очередность наследования по закону.
Первую очередь наследников составили нисходящие родственники наследодателя (сыновья и дочери, внуки и т.д.). Между нисходящими родственниками одной степени родства (например, между всеми сыновьями и дочерьми наследодателя) наследство при наследовании по закону делилось поровну. К наследству в первоочередном порядке призывались нисходящие родственники более близкого к наследодателю родства (например, если у наследодателя были дети и они не отказывались от наследства, внуки к наследованию уже не призывались). Эти правила распространялись и при наследовании наследниками других очередей наследования.
Вторую очередь наследования в Юстиниановом праве составляли восходящие родственники наследодателя (родители наследодателя, его бабушки, дедушки и т.д.).
Третью очередь наследования составляли братья и сестры наследодателя.
Четвертую очередь наследования образовывали все остальные кровные (когнатские) родственники наследодателя (без учета степени родства). Как и прежде, лишь в последнюю очередь к наследованию призывался переживший наследодателя супруг. Однако при этом пережившая мужа вдова получала право на необходимое наследование в размере одной четверти от наследства; если наследников было более трех, то наследственная доля вдовы равнялась их долям. Наследственное право в Древнем Риме развивалось в соответствии с социально-экономическими реалиями. Так, в древнереспубликанский период наследование основывалось исключительно на агнатском родстве. Когнатское родство получило признание только в преторском праве и окончательно восторжествовало лишь в императорском законодательстве. Изначально когнатский родственник умершего мог быть его правопреемником в порядке наследования лишь при условии отсутствия конкуренции со стороны агнатских родственников наследодателя. В период принципата претор стал обеспечивать обладание правом на наследство новыми наследниками (по когнатскому родству). Не имея полномочий на отмену норм цивильного права, претор лишь защищал владение наследуемым имуществом когнатскими наследниками, у которых вследствие этого фактически возникала бонитарная собственность на наследство.
9 Понятие и виды легатов.
Легат (завещательный отказ) - распоряжение наследодателя, содержащееся в завещании, предоставляющее определенному лицу (легатарию) право или иную выгоду за счет наследственного имущества. Легат по своей природе несет сингулярный характер правопреемства, то есть легатарий (лицо, в чью пользу назначен легат) является преемником наследодателя только в отдельном праве, а не в определенной доле наследства, соответственно легатарий по общему правилу не несет ответственности по обязательствам наследодателя.
Поскольку легат можно было оставить только в завещании, нельзя было возложить легаты на наследников по закону (ab intestato). Легаты по своему правовому статусу делились на легаты per vindicationem и легаты per damnationem.
С помощью легата per vindicationem легатарий получал право собственности на конкретную вещь наследодателя (это его право в полной мере обеспечивалось виндикационным иском). Легат per damnationem назначался в форме «heres damnas esto dare» («пусть наследник будет обязан передать то-то такому-то»). По этому легату легатарию предоставлялось только обязательственное право требования исполнения воли завещателя в части предоставления данного легата.
В процессе приобретения легатарием его права выделялись два момента: dies legati cedens (момент смерти наследодателя либо наступления иных условий, указанных в легате, уже после смерти наследодателя) и dies legati veniens (момент вступления наследника по завещанию, которым предоставлен легат, в наследство). Значение момента dies legati cedens заключалось в том, что если легатарий переживал его, то принадлежащее ему право на получение легата само становилось способным переходить по наследству, к наследникам легатария (по закону либо по завещанию). После момента вступления наследника в наследство (dies legati veniens) легатарий получал право треоовать осуществления своего права на легат.
В интересах наследников римским правом были установлены определенные ограничения легатов. Первоначально их размер был ограничен 1000 ассами, кроме того, было установлено, что ни один легатарий не может получить больше, чем наследник. Этих мер оказалось недостаточно, поэтому законом Фальцидия (I в. до н.э.) были установлены новые ограничения в области предоставления легатов: не могло быть выдано наследникам в качестве легатов более трех четвертей от всего наследства (совокупной наследственной массы). Четверть наследства (оставшаяся после погашения долгов наследодателя) должна была в любом случае поступить в собственность наследника по завещанию (так называемая Фальцидиева четверть).
10. Фидеикомиссы.
Фидеикомисс - распоряжение, даваемое наследодателем на случай смерти без соблюдения формы цивильного завещания (распоряжение на случай смерти, не содержащее в себе назначения наследника или направленное к наследнику по закону). Так как в доклассическии период такого рода распоряжения физических лиц не обеспечивались исковой защитой, их исполнение зависело лишь от совести наследника, то и сам фидеикомисс являлся скорее моральным, чем правовым институтом; отсюда и само название фидеикомисса, переводимое с латыни как «порученный совести».
Позже фидеикомиссы, снабженные исковой защитой, по своему правовому положению фактически слились с легатами, что было окончательно закреплено новеллами Юстиниана.
Задание
№ 3. Составьте схему
по теме: «Виды исков».
Задача.
«Юлии пожертвовал храму вещь, являющуюся предметом судебного разбирательства». Каковы юридические последствия его действий на основании «Закона XII таблиц»?
Согласно Таблице № 12 «Закона XII таблиц» было запрещено жертвовать храмам ту вещь, которая является предметом судебного разбирательства. За нарушение этого правила Юлий подвергся штрафу в размере двойной стоимости вещи, но «Закон XII таблиц» не давал четкого понятия, должен ли этот штраф уплачиваться государству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь.
Список используемой литературы: