Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:26, реферат
В Риме еще в древние времена различались две отрасли права – публичное и частное право. Тит Ливий (1 в.н.э.), очевидно, пользуясь уже сложившийся терминологией, говорит, что законы 12 таблиц являются источником всего публичного и частного права.
Введение
В Риме еще в древние времена различались две отрасли права – публичное и частное право. Тит Ливий (1 в.н.э.), очевидно, пользуясь уже сложившийся терминологией, говорит, что законы 12 таблиц являются источником всего публичного и частного права.
Частное
право противополагается
Рим был государством рабовладельческим. Классу рабовладельцев противостоял класс рабов. Раб был вещью, находившейся в собственности господина, и никаких прав не имел. Права представлялись лишь свободным людям, и одной из основных задач римского частного права являлось закрепление за рабовладельцами неограниченной возможностью эксплуатировать рабов. Коренное противоположение свободных и рабов являлось важнейшим принципом римского частного права, проходящим через всю его историю.
На всем протяжении истории общества не встречается другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической техники, как римское частное право.
Труд
римских юристов – это
Система
римского права – это порядок
изложения правовых норм, их расположение
в законодательных актах и
трудах римских юристов. В состав римского
права входят отдельные системы – ( квиритское)
цивильное право, преторское право, справедливое
право и естественное право.
Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего рода квиритов. Это название оставило свой след в древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи. Эта система права впоследствии получила название цивильного, и определило национальный характер права римских граждан, права города-государства. Законодательство 12 таблиц и последующие законы определяли подробные порядки охраны, а также прижизненных и посмертных распоряжений важнейшими объектами квиритской собственности.
Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко национальная система частного права. В более широком смысле цивильное право обнимало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения в 12 таблицах.
Цивильное право (квиритское) – совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее сената; источниками цивильного права были обычаи и законы. Это было превелигированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Цивильное право закрепляло патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки. В его рамках не было развитого права собственности, отношения гражданства заканчивались на пороге римского доме и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях восходящих к временам военной демократии.
Вплоть до середины III в. до н.э. безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом. Квиритское право несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства — общины. Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством (но не к перегринам — иностранцам), и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина.
Совокупность правомочий, которые цивильное право предоставляло римскому гражданину, открывало перед ним возможность (во всяком случае формально) участвовать в политической жизни республики, претендовать на определенные преимущества, в том числе на выделение земельного участка из государственного фонда. Борьба плебеев с патрициями за равноправие, красной нитью проходящая через всю историю ранней республики, завершилась в конечном счете их приобщением ко всем привилегиям, предусмотренным в цивильном праве.
Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества. Оно долгое время было связано с деятельностью жрецов-понтификов. И даже с постепенным усилением в нем светского начала оно многое сохранило от религиозной торжественности и ритуальности. Вместе с тем оно отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в архаическом римском праве регулировались уже имущественные отношения и в первую очередь — право частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над своей вещью. Однако гражданская община долгое время сохраняла право верховного контроля за распоряжением землей и другим хозяйственно важным имуществом, которое имело семейный характер.
Большое значение в квиритском праве имело строжайшее соблюдение торжественных судебных обрядов, в силу чего форма в этот период превалировала над его содержанием, а судебный процесс — над материальным правом. Формализм был одним из условий поддержания в раннеклассовом обществе устойчивого правопорядка, способствовавшего сохранению и воспроизводству патриархального уклада жизни. Но объективно он тормозил развитие не только частнособственнических отношений, но и демократических форм общественной и политической жизни. К 3 веку н.э. консервативное по своей социальной роли цивильное право стало превращаться в определенное препятствие на пути роста торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями быстро развивающейся рабовладельческой системы.
Наряду с системой цивильного права сложилась другая система права – право преторское.
Эта система права была вызвана к жизни развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Рост групп рабовладельцев – ростовщиков и землевладельцев сопровождался обострением классовых противоречий. Все эти новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного права недостаточными и с количественной и с качественной стороны. Эти постановления нужно было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистратов, главным образом – преторов. Она совершалась постепенно. В результате получился ряд институтов, разработанных престорами преимущественно путем эдиктов и снабженных созданными ими новыми средствами защиты.
Преторское право – совокупность правил и формул, созданных претором; источниками римского права являлись эдикты преторов. Преторское право представляло собой наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права. Оно действовало не только в отношении римских граждан.
С разрастанием римской империи и развитием товарооборота, в которую вступали лица не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перигримов. Магистраты, обладавшие высшей властью, преторы, правители провинций в пределах своей компетенции издавали эдикты, программные заявления общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имеющее жизненное значение – появились постоянные эдикты. Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в деятельности римских юристов, которые комментировали как цивильное так и преторское право. К концу 3 н.э. века различия между цивильным и преторским правом практически исчезли.