Революция мейдзи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:46, реферат

Описание работы

В процессе перехода Японии от феодализма к капитализму исключительно важное место занимают события 1867-1868 гг., которые в японской исторической науке традиционно именуются "Мэйдзи исин".

Содержание

Введение ……………………………………………….…3
Гражданская война 1867-1868 гг……..……..5
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ
МЭЙДЗИ ИСИН………………………………………..…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение ……………………………………………….…3

Гражданская война 1867-1868 гг……..……..5

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ

МЭЙДЗИ ИСИН………………………………………..…15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..21

 

I. ВВЕДЕНИЕ

В процессе перехода Японии от феодализма к капитализму исключительно  важное место занимают события 1867-1868 гг., которые в японской исторической науке традиционно именуются "Мэйдзи исин".

В российской историографии  преобладает точка зрения на эти  события как на "незавершенную  буржуазную революцию". Хотя определение  сущности этих событий оставляет  много простора для дискуссий, вряд ли можно отрицать в них аспект социальной революции[1].

Исследование буржуазной революции в Японии имеет не только страноведческое, но и общеметодологическое значение. Как революция межформационная, протекавшая при своеобразном сочетании внутренних и внешних факторов, она может служить исключительно благоприятной моделью для изучения закономерностей развития буржуазной революции в эпоху промышленного капитализма. Очевидно, именно этим обстоятельством объясняется возрастающий интерес к революции Мэйдзи среди специалистов, работающих в области теоретико-методологических проблем революции.

Особенно большой интерес  к Мэйдзи исин проявляют естественно историки Японии. Можно смело утверждать, что ни одно из событий национальной истории не пользовалось таким огромным вниманием, не вызывало такого обильного потока различного рода научно-исследовательской литературы, не порождало столь острых дискуссий, как Мэйдзи исин. В японской историографии накоплен огромный материал по различным аспектам исследования буржуазной революции Мэйдзи: об уровне социально-экономического развития Японии накануне революции Мэйдзи, о международном положении страны и влиянии внешних факторов на ее внутренне развитие, о расстановке классовых сил, ходе политической борьбы и народных движениях в отмеченный период, о характере новой государственной власти, установившейся в результате переворота, о смысле и сущности преобразований, проведенных новой властью в 70-е годы XIX в.

Место, которое заняла тема Мэйдзи исин в японской историографии, объясняется во многом особой сложностью данного исторического феномена. Изучение его вбирает в себя целый комплекс проблем социально-экономического, политического, идеологического и культурного развития Японии. Выяснение сущности и исторического места Мэйдзи исин не ограничивается хронологическими рамками событий 1867-1868 гг., так как они немыслимы без решения вопросов о предпосылках, причинах и следствиях революции, а также о ее влиянии на последующий ход исторического развития японского общества.

 

II. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1863-1867 гг.

Целая серия так называемых ансэйских[2] договоров, заключенных Японией с западными странами в 1854-1858 годах (японо-американские - 31 марта 1854 г., 29 июля 1858г.; голландско-японские - 30 января 1856 г., 1858 г.; англо-японские - 14 октября 1854 г., 26 августа 1858 г.; франко-японский - 9 октября 1858 г.; русско-японские - 7 февраля 1855 г., 19 августа 1858 г.), завершили длительную изоляцию страны и в то же время стали рубежом нового периода - превращения ее в независимое государство.

Подписание японо-американского  договора 1858 года привело к усилению политического брожения в стране и расколу в правящей группировке. Если в первые годы после открытия страны (1854-1859) оппозиционные правительству силы лишь формировались и охватывали главным образом разнообразные (начиная от даймё и кончая служилым самурайством) слои правящего класса, то заключение договора стало толчком к расширению социальной базы и активизации всего движения.

Действия оппозиционных  сил включали теперь выступления  горожан, представителей разнообразных  слоев складывающейся буржуазии, ронинов, крупных боевых отрядов самурайства, которые боролись не только против бакуфу, но и против верхушки феодальных княжеств.

Обратившись к императору за "советом" в момент прибытия в страну эскадры Перри[3], сёгун как бы связал себя обязательством и в дальнейшем консультироваться с двором. Переговоры с американцами вызвали сопротивление императора и кугэ, но сёгунат, невзирая на их противодействие, подписал договор. Это усилило противостояние двух группировок правящего лагеря и объединило различные группы дворянской оппозиции в активных действиях и пропаганде против сёгуната. Особенную ненависть вызывал правительственный деятель Ии Наосукэ (1815-1860), назначенный регентом (тайро) в мае 1858 г. и жестоко расправлявшийся с оппозицией. Вскоре после подписания договора (1858) более ста самураев подверглось тюремному заключению, четверо были казнены. Среди них Хасимото Санаи (1834-1859) и Ёсида Сёин (1830-1859) - два образованных самурая, деятельные противники сёгуната, сторонники реформ и реставрации императорской власти. Фигура Ёсида Сёин после событий 1867-1868 годов была овеяна легендами, он стал национальным героем. Крупные политические деятели считали его своим духовным и интеллектуальным наставником.

Однако полицейские расправы не могли остановить ни продолжавшихся крестьянских восстаний, ни массовых выступлений  самурайства. В марте 1860 года Ии Наосукэ был убит самураями из возглавлявшего антисёгунскую оппозицию княжества Мито. Тогда токугавское правительство решило изменить тактику - оно пошло на соглашение с группой высшей придворной бюрократии в Киото. Это объединение военно-феодального дворянства буси с кугэ (своеобразная форма политического компромисса между сёгуном и рядом влиятельных даймё) составило группировку кобугаттай, которая, с одной стороны, стремилась укрепить оплот феодализма - сёгунат, а с другой - содействовала проведению политики бакуфу "изгнания варваров". Внешне сёгунские чиновники продолжали соблюдать договоры, поддерживать нормальное обращение с иностранцами, в то же время по стране тайно рассылались директивы населению готовиться по сигналу выступить против "иностранных варваров".

Этот лозунг, рассчитанный на удовлетворение самурайской оппозиции, хотя и привлек значительные социальные силы, но не смог предотвратить выступления  тодзама-даймё.

В 1862 году князь Симадзу (юго-запад Кюсю, княжество Сацума) во главе своих войск вошел в Киото с намерением продемонстрировать императору верноподданнические чувства, а потом двинулся на Эдо. Это была явная демонстрация независимости, к тому же Симадзу потребовал у сёгуна отмены прежних регламентаций в отношении санкинкотай[4]. Сёгунат вынужден был отступить, система заложничества была отменена. Даймё должны были являться в столицу не ежегодно, а раз в три года; кроме того, они должны были привлекаться к участию в решении важнейших для страны политических вопросов.

Маневры сёгуната в политике в отношении иностранцев привели к тому, что по всей Японии начались стихийные и организованные выступления против представителей запада. В 1862 году в княжестве Сацума самураи убили англичанина, в июне 1863 г. крепостные укрепления Симоносэки в княжестве Тёсю в соответствии с директивой "почитание императора, изгнание варваров" обстреляли иностранные суда. Правительству пришлось выплатить компенсацию за убийство англичанина, а попытка объявить решение о закрытии портов для иностранцев была встречена разрушительной бомбардировкой Кагосима - столицы княжества Сацума. Самурайские войска Симадзу, все еще державшие в полном подчинении занятую в 1862 году императорскую столицу Киото, спешно отправились на юг, в Сацума, чтобы вступить в борьбу с англичанами. В Киото осталось самурайство из Тёсю. Значительную часть этих воинских сил составляли самураи из низших рангов, ронины, примыкавшие к ним вооруженные отряды горожан (кихэйтай). Социальный состав определял их действия - выступления были не только против сёгуната, но все чаще против имущих классов: феодалов-торговцев, ростовщиков и других привилегированных представителей городского населения - сторонников кобугаттай. Боясь движения низов гораздо больше, чем мятежных феодалов, сёгунат попытался договориться с иностранцами, уладить конфликт между англичанами и Сацума и получить помощь в ликвидации критической ситуации в Киото. Используя помощь войск феодального дома Симадзу, который на этот раз пошел с сёгуном на соглашение, а также поддержку французов, предоставивших оружие и инструкторов, обучающих правительственные войска, бакуфу заставило самураев из Тёсю и другие вооруженные отряды покинуть Киото.

Однако отступившие отряды кихэйтай нашли подкрепление в Тёсю и других княжествах и вновь двинулись на Киото. 19 августа 1864 года в жестоком сражении они потерпели поражение от сёгунских войск. Получив приказ от императора организовать карательную экспедицию против Тёсю и опираясь на кобугаттай, представители дома Токугава разгромили силы дворянско-буржуазной оппозиции.

Дополнительным ударом по оппозиционному движению стали совместные действия иностранных держав. 4-5 сентября объединенный флот Англии, США, Франции  Голландии подверг сокрушительной бомбардировке Симоносэки (Тёсю). Расширение гражданской войны со все возрастающей активностью низших слоев населения вызвало беспокойство держав и определило тактику, отражавшую их соперничество в стране. Англия все более определенно поддерживала антисёгунскую коалицию, Франция по-прежнему ориентировалась на сёгунат.

Однако, несмотря на цепь неудач, в 1865 году оживилась деятельность радикальной  части дворянско-буржуазной оппозиции, представленной сацумскими руководителями - Окубо Тосиминти, Сайго Такамори. Усилилось влияние руководителей кихэйтай в Тёсю Ито Хирабуми (1841-1909) и Такасуги Синсаку (1839-1867), образованных дворян, побывавших за границей и уверовавших в необходимость скорейшей перестройки общественной жизни и экономики Японии с учетом достижений западной культуры и техники. Организация второй карательной экспедиции против Тёсю, объявленной бакуфу в мае 1865 года, затянулась, княжество Сацума, на помощь которого рассчитывал сёгунат, отказалось принимать в ней участие, и даже фудай-даймё всячески старались избежать посылки своих войск. Фактически подготовка к экспедиции привела к сплочению и укреплению дворянско-буржуазной оппозиции. Со временем поражения сёгунских соединений в июле 1866 года в войне с Тёсю требование "Тобаку!" - "Долой бакуфу!" становится центральным лозунгом и стержнем всего движения. Антисёгунская коалиция четырех юго-западных княжеств - Тёсю, Сацума, Тоса и Хидзен - получила значительную финансовую поддержку от нескольких банковских домов, в том числе дома Мицуи. Главенство в антисёгунском движении все более активно переходило к рядовому, радикально настроенному самурайству. Требование ликвидации сёгуната как виновника навязанных Японии неравноправных договоров, так же как и призыв "Долой варваров!", приобретало в глазах представителей широких городских и крестьянских масс патриотический и прогрессивный смысл.

60-е годы стали временем  нарастания общего политического  кризиса – движение оппозиции  проходило на фоне непрерывных  антифеодальных крестьянских восстаний  и выступлений горожан. С 1860 по 1867 год крестьянских восстаний  было примерно в два раза  больше, чем в предшествующие 50-е  годы. Массовые крестьянские выступления,  парализовавшие всю центральную  часть острова Хонсю, прошли  в провинциях Сэцу, Синано, Кодзукэ, Этиго, Ивами, Мусаси, Кавати, Бинго и других. Причиной выступлений было повышение цен на рис. Нередко восставшие крестьяне объединялись с городской беднотой, как это произошло, например, в Хёго и Титибу. Городские восстания охватили прилегающие территории Хёго, Осака, Эдо и Титибу.

Антифеодальные движения нередко носили и полурелигиозную  форму, например массовые беспорядки, известные под сокращенным названием "Ээ дзя най ка?" В августе 1867 года в Центральной Японии - традиционном районе храмового паломничества - распространился слух, что в Нагоя произошло чудо: над храмом с неба спустились амулеты, что толковалось как событие, возвещавшие большие перемены. В Нагоя со всей Центральной Японии хлынули толпы народа, стихийно стали возникать шествия, пляски, во время которых пелась песня, высмеивающая существующие нормы морали, с постоянным рефреном "Ээ дзя най ка?" ("Разве так не лучше?"), хотя и не было организованным, охватило две трети страны и было продолжением крестьянских восстаний и городских бунтов.

В условиях обострения обстановки и явного ослабления позиций сёгуната западные державы осенью 1865 года потребовали немедленного открытия предусмотренных договором 1858 года Хёго и Осака, а также пересмотра таможенных тарифов. Сёгун полностью принял требования иностранцев и добился их ратификации императорским двором.

В 1886 году умер сёгун Иэмоти и к власти пришел Кэйки (Хитоцубаси), последний сёгун Токугава. Группировка южных княжеств, объединенная лозунгом "тобаку", двинула войска к Киото.

В начале 1867 года умер император  Комэй, и это также сыграло немаловажную роль в дальнейшем ослаблении позиций сёгуната - Комэй был крупнейшей фигурой кобугаттай и поддерживал соглашение с сёгунатом. Его преемник, четырнадцатилетний Муцухито, естественно, не мог выступить серьезным противником этой политики. Воспользовавшись слабостью его позиций, лидеры дворянско-буржуазного блока предъявили сёгуну меморандум, составленный от имени нового императора, с требованием немедленно "вернуть" власть "законному правителю". В октябре 1867 года меморандум был вручен сёгуну Кэйки. Кэйки, видя решительность глав оппозиции и военную силу противника, согласился с предъявленными требованиями. Но формальный отказ от власти был простым прикрытием: Кэйки, сохранивший власть в Центральной и Северной Японии, активно готовился к борьбе. Однако в битвах при Фусими и Тоба в окрестностях Киото с антисёгунской коалицией в январе 1868 году он потерпел поражение и бежал в свою резиденцию - замок Эдо. Войска южных феодалов, выступавшие как правительственные (сёгун был объявлен мятежником), быстро двигались к столице. 3 мая 1868 года Кэйки без боя сдал эдосский замок, однако окончательное господство дома Токугава было сломлено лишь в длительной гражданской войне, охватившей три четверти территории страны. Даймё некоторых феодальных княжеств в Канто, а также северной части Хонсю отказались подчиниться новому правительству и начали сопротивление. На Южном побережье Хоккайдо, куда отплыл непокоренный флот сёгуна, адмиралом Эномото Такэаки была провозглашена "дворянская республика". В мае 1869 года после ожесточенных боев на Хоккайдо было сломлено сопротивление последнего оплота защитников сёгуната и окончательно ликвидировано господство феодального дома Токугава.

Информация о работе Революция мейдзи