Революция и гражданская война на Кубани

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:31, реферат

Описание работы

Вступление России со второй половины 1980-х годов в этап радикальных преобразований всех сфер общественной жизни привел к ломке старых догм и стереотипов, переосмыслению фактов и явлений исторического прошлого страны. Неизбежно в связи с этим повышение интереса к переломным моментам отечественной истории. Одним из таких переломных моментов и является период революций 1917 г. и гражданской войны в России.

Содержание

План:
1. Революция и гражданская война на Кубани.
2.Великая отечественная война на Кубани.

Работа содержит 1 файл

История Кубани.doc

— 58.50 Кб (Скачать)


                       ИСТОРИЯ КУБАНИ

 

План:

1. Революция и гражданская война на Кубани.

2.Великая отечественная война на Кубани.

 

 

 

                 1. Революция и гражданская война на Кубани

 

ВВЕДЕНИЕ
Вступление России со второй половины 1980-х годов в этап радикальных преобразований всех сфер общественной жизни привел к ломке старых догм и стереотипов, переосмыслению фактов и явлений исторического прошлого страны. Неизбежно в связи с этим повышение интереса к переломным моментам отечественной истории. Одним из таких переломных моментов и является период революций 1917 г. и гражданской войны в России. Процессы, происходящие в настоящее время в России, во многом имеют параллели с этим периодом; сходство - в переходном характере этапа, в неустойчивом состоянии общества, в противостоянии политических сил, в поляризации процессов социального расслоения. Как и в 1917 году, перед страной стоит выбор между конструктивным ходом развития и дальнейшим усугублением противостояния в обществе. Для того, чтобы этого противостояние не переросло в гражданскую войну, и необходимо изучать и анализировать события восьмидесятилетней давности. При этом особенно важно учитывать региональный фактор. Этим и определяется актуальность темы нашего исследования – «Кубань в годы революций 1917 г. и гражданской войны».
Историография. Тема событий 1917 г. и гражданской войны не может быть отнесена к малоизученным – за восемьдесят лет в нашей стране и за рубежом появились тысячи специальных работ, посвященных различным аспектам этих событий. Долгое время литературу по проблемам гражданской войны ее можно было объединить в два главных направления, первое из которых относится к советской исторической традиции, а второе – к белоэмигрантской. Оба направления отличала сильная идеологизированность. Как отмечают современные отечественные историографы гражданской войны, большинство написанного до 90-х годов ХХ века «находится под прямым или косвенным влиянием трагических событий гражданской войны» . Каждое из этих направлений создавало свою картину изучаемого периода, чаще всего в черно-белых красках, без полутонов, свой образ «врага» и свой образ патриота, борющегося за лучшее будущее для своей Родины. 
Особое место в отечественной историографии гражданской войны за-нимают 20-е годы, когда идеологический пресс не довлел еще так сильно  над советскими историками. В сентябре 1920 года была учреждена Комиссия для собирания и изучения материалов по истории октябрьской революции и истории РКП(б) – Истпарт. Деятельность Истпарта, а затем Центрархива создала возможность для собирания и опубликования материалов и работ, посвященных истории Октябрьской революции и гражданской войны. Необходимо отметить также деятельность Комиссии по исследованию и использованию опыта мировой и гражданской войн, которая издавала работы, освещающие в первую очередь военно-оперативную сторону событий. Создавались работы и более широкого плана, содержавшие анализ расстановки классовых сил в годы гражданской войны, а также первые военно-исторические исследования. Можно отметить многотомный труд В.А. Антонова-Овсеенко , в котором воспоминания сочетаются с исследованием документальных источников. На богатейшем документальном и фактическом материале основан был труд Н.Е. Какурина , в котором значительное место уделено южному те-атру военных действий. В 1920- начале 30 гг. вышел ряд работ, посвященных событиям 1917-1921 годов на Северном Кавказе. Это работы Д. Кина, Г. Ладохи, Н. Янчевского, И. Борисенко . Систематизировав и обобщив накопленный к тому времени материал, авторы проанализировали экономическую обстановку и расстановку социально-классовых сил в регионе накануне и в период Октябрьской революции, проследили процесс установления Советской власти на Северном Кавказе, основные этапы борьбы с контрреволюцией и интервенцией. Большее место в этих работах уделено развитию событий изучаемого периода на Кубани.
В эти же годы в России выпускаются ряд мемуаров видных деятелей белого движения и пятитомная серия «Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев» (1926-1931) под ред. С.А. Алексеева. При общей негативной оценке белого движения, в последнем издании противник оценивается довольно высоко с военной точки зрения. В целом же уже в те годы был заложен основной подход советских историков к теме противников Советской власти. Они однозначно воспринимались как контрреволюционная сила, ставившая своей целью восстановление монархии и дореволюционных порядков в стране. Игнорировался тот факт, что в «белом» лагере оказались представители самых разных социальных слоев и политических течений, зачастую полярных друг другу.
Главным достоинством литературы 1920-начала 1920-х годов о гражданской войне было наличие в ней большого фактографического материала. Как отмечает А.А. Зайцев, для нее было «характерно тесное переплетение элементов публицистики, мемуаристики и научного исследования. …Все это придавало историческим трудам живой эмоциональный облик, иногда, к сожалению, в ущерб объективности содержания» 
В начале 1930-х годов А.М. Горький предложил начать издание научно-популярной массовой «Истории гражданской войны в СССР». Ее публикация продолжалась с 1938 по 1960 гг. и стала первым фундаментальным трудом на эту тему. Первоначально планировалось раскрыть в специальных разделах внутреннее состояние контрреволюции в 1917 и годах гражданской войны. Но по идеологическим причинам этот замысел реализовать не удалось. Подобная методология – показ только лагеря сторонников Советской власти, в целом был характерен для советской историографии вплоть до конца 1950-х годов. 
В конце 1950-х годов наступает новый этап в изучении гражданской войны. Разработка этой темы и истории Октябрьской революции приобрела широкий размах и более глубокий характер в особенности после ХХ съезда КПСС и разоблачения «культу личности» Сталина. Но и в это время  преимущественное внимание уделялось деятельности Коммунистической партии по разгрому белого движения, а оно само рассматривалось через призму того, как с ним боролись и  какими методами.
Начиная с этого времени, авторы стремились более глубоко изучить проблемы гражданской войны с учетом деятельности противников Совет-ской власти путем локальных исследований. В частности, получили некоторое освещение такие вопросы, как расстановка и соотношение классовых сил на Кубани в канун и после Октябрьской революции, отдельные эпизоды гражданской войны в регионе . В целом же эта проблема оставалась изученной недостаточно.
В 60-70-е годы складывается комплекс работ по истории борьбы революции и контрреволюции. Для данного периода характерен возросший интерес к изучению сил, противостоящих лагерю революции. Эта задача решалась в исследованиях внутренних процессов, происходивших в противостоящих лагерях, консолидации сил революции, противоречий, существовавших в лагере ее противников, исследовании «антинародного» характера политики этого лагеря. Революция и контрреволюция изучались не как два параллельных ряда, а в их постоянной конфронтации, а реальных столкновениях . Эти работы объединяет единая методология – стремление раскрыть логику развития и внутреннего противоборства  двух лагерей, в конечном итоге, закономерности победы революционного лагеря и решающих поражений контрреволюции.
Во второй половине 1970-х годов в региональных научных центрах появляются работы, в которых ход борьбы за Советскую власть рассматривается в рамках территорий, обладающих общими чертами . Больше внимания уделяется казачьему фактору в гражданской войне. Казачество стало рассматриваться как важнейшая опора «помещичье-буржуазной реакции». Активизации научного поиска по вопросам казачьей проблематики способствовали Всесоюзные научные конференции, проходившие в Черкесске,  Нальчике, в 1980, 1986 и 1992 годах. Так, на конференции 1980 г. была выдвинута задача создания монографических исследований с анализом роли и места казачьей контрреволюции в лагере противников Советской власти . 
В 1980 г. было начато издание двухтомника «Гражданская война в СССР» . Эта официальная и масштабная работа носила установочный и ориентирующий характер как по методологии изучения проблемы, так и по оценкам основных явлений периода гражданской войны. В рамках прежних идеологических доктрин здесь главное место уделялось деятельности большевиков, в белое движение рассматривалось как ставленники Антанты и оплот реакционных сил.
Таким образом, в силу существовавших идеологических доктрин в советской историографии гораздо более изученными оказались проблемы, связанные со становлением и функционированием Советской власти и ее институтов. Деятельность противной стороны освещалась не полностью и тенденциозно.
К сожалению, работы зарубежных историков, в т.ч. представителей русской эмиграции, по проблемам событий 1917 г. гражданской войны, за исключением работ 20-х годов (когда они издавались в СССР или поступали в страну из-за границы), долго время являлись для отечественных историков недоступными. С начала 1930-х годов их изучение фактически находилось под запретом. Эмигрантская же историография данной проблематики широка и разнообразна. Нужно отметить, что первые издания по истории гражданской войны, созданные противниками Советской власти, появились уж в ходе самой войны. В качестве примера можно привести работу Н. Льдинского . Такие издания носили в основном очерковый характер и идеализировали тех людей, которым были посвящены. Большинство из них создавалось в чисто пропагандистских целях. Тем не менее, они представляют большую ценность в силу наличия в них значительного количества мелких деталей и подробностей, позволяющих создать целостную картину событий. Любо-пытно, что уже во время войны командованием Вооруженных Сил Юга России предпринимались попытки создания истории войны, для чего шла работа по сбору документов, фотографий, материалов о ходе войны, воспоминания очевидцев. Планировало создать свой музей истории «борьбы с большевизмом» и Кубанское казачье войско . В силу развития событий эта идея не была доведена до конца.
1920-1930-е годы отмечены расцветом белой мемуаристики. Одной из наиболее фундаментальных работ этого плана является, несомненно, пятитомный труд А.И. Деникина «Очерки русской смуты» , созданные не только на основе личных воспоминаний, но и с использованием огромного комплекса документов. Выходили в это время и сборники: «Архив гражданской войны», «Архив русской революции», «Белое дело. Летопись белой борьбы» и др., в которых издавались воспоминания участников войны и работы ее первых историков-эмигрантов (в настоящее время часть этих работ полностью или частично переизданы в нашей стране, но в силу объективных обстоятельств не всегда доступны провинциальному историку). Издавалось большое количество журналов и периодических изданий, также посвященных этой проблематике. За рубежом выходили воспоминания и активных участников революционных событий и гражданской войны на Кубани. В них даются зачастую полярные оценки происходивших событий. Как одну из самых объективных необходимо отметить работу Д.Е. Скобцова «Три года революции и гражданской войны на Кубани» . В целом же для белой историографии характерна та же черта, что и для советской – идеологическая односторонность и необъективность в оценке противника. Большинство работ отличает значи-тельная эмоциональность в оценках. Но все же эмигрантская литература носила более многогранный характер и освещала более широкий диапазон мнений, чем советская историческая школа. 
С конца 1980-х годов  можно говорить о появлении третьего направления – свободного от догматики, несущего неидеологизированный взгляд на события того сложного времени. В это время резко возрастает интерес в исследуемому периоду. Усилилась интенсивность исследований, началась разработка ранее закрытых тем, в первую очередь, белого движения. Начиная с 1993 года, прошло несколько международных и всероссийских конференций по гражданской войне в России. Вышел целый ряд работ, посвященных как осмыслению гражданской войны в целом, так и ее развитию на Северном Кавказе и на Кубани .  Активно изучаются в настоящее время такие аспекты гражданской войны на Кубани, как земельная реформа, становление государственности Кубанского края, взаимоотношения кубанского казачества с белым движением. Наиболее полно освещены проблемы развития революций 1917 г. и гражданской войны на Кубани в коллективной монографии «Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г.» . Если раньше внимание отечественных историков привлекали в основном сторонники Советской власти, то в настоящее время главным образом исследуется лагерь ее противников. Делаются попытки непредвзято взглянуть на прошлое, увидеть все многоцветие разворачивавшихся в 1917-1920 годах на Юге страны собы-тий. К сожалению, следует отметить, что для ряда современных историков характерно стремление идеализировать белое движение, относя все беды гражданской войны на счет большевиков. 
Подводя итог краткому обзору историографии революции и гражданской войны, можно сделать вывод, что перспективы ее развития – в преодолении идеологических стереотипов и объективном рассмотрении великой трагедии российского народа во всем многообразии составлявших ее явлений.
Предметом данной дипломной работы является развитие революци-онных событий 1917 г. и гражданской войны на Кубани. 
Цель работы –  исследовать процесс развития Февральской и октябрьской революций, перерастания их в вооруженное противостояние, выявление региональных особенностей гражданской войны на Кубани.
Достижение сформулированной цели  решалось путем постановки сле-дующих задач:
-    раскрытие специфики развития революционных процессов 1917 г. на Кубани;
-    показ расстановки основных политических сил Кубани в 1917 г.;
-    анализ причин перехода политического противостояния в вооруженное противоборство;
-    исследование основных этапов гражданской войны на Кубани и их особенностей.
Территориальные рамки. Географически исследование ограничивается территорией Кубанской области (Кубанского края) и Черноморской губернии.                                                                                                                      Хронологические рамки – февраль 1917-сентябрь 1920 гг. Начальные хронологические рамки обусловлены победой Февральской революции, конечные – разгромом врангелевских десантов на Кубани в августе-сентябре 1920г.
Методологическую основу настоящего исследования составляют принципы историзма и объективности.
Принцип историзма предполагает рассмотрение каждого исторического явления и события во взаимосвязи с другими явлениями и событиями, с учетом конкретно-исторических условий и в хронологической последовательности. Этот принцип позволяет историку ощутить «дух времени», во многом понять психологию и мотивацию действий людей той или иной эпохи.
Принцип объективности означает свободу исследователя от партий-но-классовых, национальных, личных и других пристрастий, подразумевает стремление сделать исследование предельно достоверным.
Источниковую основу дипломной работы составляют материалы Государственного архива Краснодарского края, отложившиеся в фондах Коллекции документов по истории революционного движения на Кубани (Р-411), Совета Кубанского краевого правительства (Р-6), Кубанской законодательной Рады (Р-1542), личного фонда П.В. Миронова (Р-1547), Войскового штаба Кубанского казачьего войска (Ф. 396). Основную массу архивных материалов составляют официальные документы, а также воззвания и  листовки.
Использованы также журналы Екатеринодарской городской думы и материалы газеты «Вольная Кубань» («Свободная Кубань»).
В определенной мере изучение проблемы облегчается наличием опубликованных источников, в основной касающихся деятельности большевистских организаций на Кубани, и опубликованной В.Ф. Латкиным и И.П. Осадчим  хроники развития событий 1917-1920 годов . 
Для рассмотрения истории революционных событий 1917 г. и граж-данской войны в Екатеринодаре имеет существенное значение издание до-кументов по истории Екатеринодара-Краснодара, изданное к 200-летию города - «Екатеринодар-Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Материалы к Летописи» . Несмотря на популярный характер, названное издание имеет огромное источниковедческое значе-ние.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов для разработки специальных курсов по истории Кубани. Результаты работы могут также использоваться в школьном курсе «Региональный компонент в отечественной истории».
Исходя из степени изученности, цели и задач, строится структура  работы, она  состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения – тематико-экспозиционного плана музейной экспозиции, посвященной периоду правления Кубанского краевого правительства на Кубани в августе 1918-марте 1920 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог рассмотрению событий революций 1917 г. и граждан-ской войны на Кубани, можно отметить сложность и зачастую противоречивость политических исканий основных противоборствующих сторон и сделать следующие выводы:
-    развитие событий 1917-1920 г. на Кубани отличает своя специфика. Она заключается в активном действии казачьего фактора, вследствие чего власть на Кубани уже в июле 1917 г. переходит в руки Кубанского войскового (затем краевого) правительства и Кубанской краевой Рады. Пытаясь укрепить свою власть, Рада создает коалиционное правительство с социалистами, которое просуществовало всего два месяца – до установления Советской власти на Кубани.
-    первый период советского строительства на Кубани проходил в условиях постоянной военной опасности – как со стороны Добровольческой армии, так и со стороны германской армии; непродуманная политика советского руководства по отношению к казачеству привела к переходу кубанских казаков от нейтралитета в гражданской войне к поддержке Деникина летом и осенью 1918 г. и в конечном счете к падению Советской власти в августе 1918 г.;
-    период с августа 1918 по начало 1920 г. – относительно мирный в истории гражданской войны на Кубани, поскольку боевые действия шли в основном за ее пределами. В то же время он характеризуется постоянно нарастающими противоречиями между кубанскими вла-стями и Деникиным, так как Кубанское краевое правительство и Кубанская Рада пытаются идти по своему собственному, «третьему» пути в революции. Неумение обеих сторон найти компромисс стало одной из основных причин изгнания противников Советской власти с Кубани весной 1920 г. 
-    непоследовательная и зачастую весьма жесткая  политика администрации Вооруженных Сил Юга России в Черноморской губернии по отношению к крестьянству привела к возникновению и росту массового «красно-зеленого» движения, сначала направленного и против Добровольческой армии, и против Советской власти, но затем перешедшего к союзу с последней, что способствовало ее восстановлению на Кубани и в Черноморье весной 1920 г.
-    основная масса иногороднего крестьянства и пролетариат заняли просоветскую позицию.



Информация о работе Революция и гражданская война на Кубани