Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:25, контрольная работа
Главными предпосылками радикализации общественного движения в начале XX в. было наличие серьезных пережитков в развитии политической системы страны: сосредоточение абсолютной законодательной и исполнительной власти в руках царя; высокая степень бюрократизации системы власти и управления; отсутствие элементов представительной демократии и всесословных представительных учреждений; отсутствие легальных политических партий.
Введение.
Главными предпосылками радикализации общественного движения в начале XX в. было наличие серьезных пережитков в развитии политической системы страны: сосредоточение абсолютной законодательной и исполнительной власти в руках царя; высокая степень бюрократизации системы власти и управления; отсутствие элементов представительной демократии и всесословных представительных учреждений; отсутствие легальных политических партий. Сохранение и углубление многочисленных противоречий в социально-экономической и политической сферах способствовали активизации общественного движения во всех его проявлениях: крестьяне выступали за возвращение отрезков и отмену выкупных платежей; рабочие — за принятие прогрессивного рабочего законодательства; студенты — за возвращение университетской автономии; национальные меньшинства — за право учиться на родном языке, за ослабление национального гнета; либеральная оппозиция — за привлечение ее представителей к управлению делами общества..
Помешать нарастанию революционного настроения среди рабочих власть не смогла. Обстановка в стране накалялась. Начавшаяся в 1904 г. русско-японская война, вызвав на первых порах известный подъем верноподданнических чувств, в конечном счете, способствовала лишь дискредитации власти.
Жизнь
остро ставила вопрос о необходимости
политических преобразований в стране,
о необходимости участия выборных представителей
земств и органов городского управления
в деятельности Государственного совета.
Предлагал это и глава правительства П.
Д. Святополк-Мирский. Ответом на все предложения
стало заявление царя в декабре 1904 г., рекомендовавшего
«оставить бессмысленные мечтания». Революция,
начавшаяся в стране через несколько недель
после его выступления, заставила власти
пойти на гораздо большие уступки.
Революция
1905—1907 гг.: причины,
характер, движущие
силы, основные этапы
и итоги
Революция 1905—1907 гг. была вызвана рядом экономических (помещичье землевладение, отрезки, крестьянская община, чересполосица, отработочная система и др.) и политических (царское самодержавие, сохранение сословных привилегий, отсутствие демократических прав и свобод и др.) предпосылок. Ускорила революцию неудачная для России русско-японская война.
Революционные события начались 9 января 1905 г., когда мирное шествие петербургских рабочих к Зимнему дворцу, с петицией к царю об установлении 8-часового рабочего дня и минимальной оплаты труда, было расстреляно войсками. В ответ в столице началось сооружение баррикад, а по стране Прокатилась волна возмущения. Начались массовые выступления в самых различных регионах. Революция носила буржуазно-демократический характер так как ее главной задачей была ликвидация пережитков крепостнического строя. Однако, в отличие от аналогичных революций на Западе, она имела ряд особенностей. Основными движущими силами выступали пролетариат, крестьянство и либеральная буржуазия. Причем главной и наиболее последовательной политической силой в революции стала не буржуазия (в России она была нерешительна и слаба), а пролетариат, готовый идти к достижению поставленных целей до конца. Ситуация осложнялась и тем, что революция приобрела национальный оттенок на окраинах страны, где о своих собственных интересах заявили представители национальной буржуазии и рабочего класса. Кроме того, у разных политических партий различным было представление о начавшейся революции. Даже в рядах социал-демократов оно было диаметрально противоположным: большевики считали, что результатом победоносной революции должно стать формирование временного правительства, как органа революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, а меньшевики настаивали на том, что временное правительство (если оно будет сформировано) должно состоять из представителей буржуазии, как это было в странах Запада. Большевики выступали за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, а меньшевики считали, что об этом не может быть и речи, пока пролетариат не стал большинством населения страны. Революционные события развивались путем взаимодействия и борьбы трех политических лагерей: правительственного, либерального и революционного.
В ходе революции можно выделить два основных этапа: нарастание революционной борьбы (январь—декабрь 1905 г.) и ее спад (конец декабря 1905 — июнь 1907 г.).
На первом этапе следует отметить 72-дневную стачку иваново-вознесенских рабочих, впервые выдвинувших помимо экономических радикальные политические требования (созыв Учредительного собрания, введение политических свобод и т. п.). Здесь был образован первый в России Совет уполномоченных депутатов. 14 июня началось восстание на броненосце «Потемкин» (Черноморский флот), участники которого подняли красный флаг и рассчитывали на поддержку других кораблей эскадры., В Лодзи всеобщая стачка рабочих в июне 1905 г. переросла в вооруженное восстание. В августе 1905 г. возникла первая массовая организация в деревне — Всероссийский крестьянский союз, в котором ведущие позиции принадлежали эсерам; и либералам. Они предлагали объявить землю собственностью всего народа, но выступали против насильственных форм борьбы. Во Всероссийской политической стачке в октябре 1905 г. участвовало свыше 2 млн. человек. Наряду с рабочими ее участниками стали студенты, учителя, врачи, служащие государственных учреждений. Главными требованиями участников стачки были: 8-часовой рабочий день, введение демократических свобод, созыв Учредительного собрания.
В условиях сложившегося равновесия политических сил царь был вынужден подписать составленный С. Ю. Витте манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозгласил политические свободы (слова, совести, собраний и союзов) и объявил о созыве законодательного органа — Государственной думы. Таким образом, требования одной из трех основных движущих сил революции были удовлетворены. Либеральная оппозиция восприняла этот документ как завершение революции и начало конституционного строя в России. Манифестом царь, по сути, склонил на свою сторону представителей либерального лагеря. В стране начался процесс формирования легальной многопартийности. Были созданы две крупные политические партии — «Союз 17 октября» (лидерами которой стали крупный заводчик А. И. Гучков и лидер земского движения Д. Н. Шипов) и конституционно-демократическая партия (ее лидером стал известный историк, профессор П. Н. Милюков). Программы обеих этих партий были нацелены на формирование конституционно-монархического строя.
Однако, несмотря на принятие Манифеста, волнения не прекратились. В ноябре руководство Крестьянского союза, недовольное тем, что аграрный вопрос до сих пор не решен, объявило о присоединении к всеобщей забастовке рабочих. Продолжались и выступления в армии. В ноябре произошло восстание под руководством лейтенанта П. П. Шмидта на крейсере «Очаков». Апогеем революции явилось декабрьское вооруженное восстание в Москве (6—19 декабря). Вооруженные выступления произошли в Сормове, Красноярске, Чите. Все они были подавлены войсками. Крупных выступлений рабочих в дальнейшем не последовало, однако крестьянские восстания не только не прекратились, но и усилились (в апреле 1906 г. их было 47, а в июне — 739). Необходимо было срочно проводить аграрную реформу.
Спаду
революционной активности во многом
способствовало начало работы Государственной
думы, а также принятие царем Основных
законов Российской империи, воспринятых
в кругах либеральной общественности
как первая российская конституция. Революция
1905—1907 гг. имела большое историческое
значение. Она показала властям, что их
выбор лежит между реформами и революцией,
а промедление грозит социальным взрывом.
В 1905—1906 гг. царская власть, под давлением
народного недовольства, пошла на серьезные
изменения в политической и экономической
системе страны, что создавало возможность
для поступательного и относительного
спокойного развития российского общества.
Особенности
формирования и работы
Государственного совета
и Государственной
думы
20 февраля 1906 г. Николай II утвердил новый закон о Государственной думе, в соответствии с которым она наделялась законодательными правами. В тот же день император санкционировал акт о преобразовании Государственного совета, превращавший Совет в еще одну (наряду с Думой) палату возникшего таким образом российского парламента (собственно закон о новом статусе Государственного совета был издан несколько позже, в апреле 1906 г.). Существенно изменив саму организацию государственной власти, эти реформы сделали необходимой и подготовку нового Свода Основных законов. После продолжительного обсуждения в верхах в самый канун созыва I Государственной думы 23 апреля 1906 г. Николай II одобрил соответствующий проект.
Упомянутые акты юридически оформили утверждение в России представительного строя. При этом за монархом сохранялись весьма широкие полномочия. Однако законодательную власть император отныне должен был делить с Думой и Государственным советом. В принципе никакой новый закон не мог вступить в силу без согласия обеих палат. В прежнем своде Основных законов царь характеризовался как "монарх самодержавный и неограниченный", то в новом его власть определялась лишь как самодержавная. Власть управления по-прежнему, впрочем, принадлежала во всей полноте императору. Он мог издавать в соответствии с законами указы "для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления..." Царь являлся верховным руководителем "всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами", ему предоставлялось право объявления войны и заключения мира, равно как и вообще заключение любых международных соглашений. Императору принадлежало "верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства". Распоряжениями монарха те или иные местности могли объявляться на военном или исключительном положении. Правительство зависело только от императора. Председатель Совета министров и министры назначались и сменялись со своих постов по решению царя. Монарх наделялся правом абсолютного вето, и без его санкции никакой закон в силу не вступал. В перерывах между сессиями Государственной думы (а она созывалась и распускалась царем) император мог в случае чрезвычайных обстоятельств издавать по представлению правительства те или иные законодательные акты с последующим внесением их на одобрение парламента.
Возможности
Государственной думы в смысле влияния
на законодательный процесс
Государственный совет получил права, тождественные правам Думы. Прошедшие через Думу законопроекты должны были заручиться поддержкой Государственного совета и лишь в этом случае они поступали на утверждение к императору. Правящие круги рассматривали Государственный совет как своеобразный противовес Думе, призванный парализовать нежелательные для монарха и высшей бюрократии думские инициативы. Согласно новому закону о Государственном совете в его состав наряду с "членами по высочайшему назначению" вводились "члены по выборам". Число членов Совета, назначенных императором, не должно было превышать число "членов по выборам", которые посылались в Государственный совет губернскими земскими собраниями, дворянскими обществами, торгово-промышленными организациями, православной Церковью в лице Синода, Академией наук и университетами. Представляя общественные верхи (главным образом дворянство), Государственный совет играл роль оплота наиболее консервативных сил.
В марте - апреле 1906 г. в стране прошли выборы в I Государственную думу. Существенных успехов на них добились кадеты, получившие более всех мандатов (153).
Значительную
по численности фракцию в Думе
(107 человек) образовали трудовики, в
рядах которых оказались
Крайне правые партии в Думе мест не получили. Октябристам же удалось провести только 13 депутатов. В целом итоги выборов, давших леволиберальную по составу Думу, вызвали беспокойство в верхах.
Важнейшее место в ряду проблем, обсуждавшихся I Государственной думой, занимал аграрный вопрос. Кадеты подготовили так называемый законопроект 42-х, составленный в соответствии с их аграрной программой. За постепенную национализацию земли и введение уравнительно-трудового землепользования ратовали трудовики (законопроект 104-х). Законопроект 33-х, правда, отвергнутый Думой без обсуждения, предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю. В целом характер аграрных прений в Думе вызывал недовольство правящих кругов.
В конечном счете после долгих колебаний в верхах возобладала точка зрения сторонников разгона Думы. В начале июля 1906 г. I Государственная дума была распущена. Часть депутатов, переехав в Выборг, обратилась к народу с Манифестом, который призывал население ответить на роспуск Думы отказом платить налоги, давать новобранцев на службу в армию. Роспуск I Государственной думы прошел сравнительно спокойно. Одновременно в отставку ушел и И.Л. Горемыкин. Новым главой правительства Николай II назначил П.А. Столыпина, занимавшего с апреля 1906 г. пост министра внутренних дел.
20
февраля 1907 г. начала свою работу II Государственная
дума. По своему составу она была в целом
левее первой В центре внимания II Думы,
как и ее предшественницы, находился аграрный
вопрос. Кадеты продолжали выступать за
отчуждение части помещичьей земли и передачу
ее крестьянам за выкуп. Крестьянские
депутаты настаивали на национализации
земли. В конечном счете со II Думой правительство
ужиться также не смогло. 1 июня 1907 г. Столыпин
предъявил социал-демократической фракции
обвинение в подготовке военного заговора.
3 июня 1907 г. II Государственная дума была
распущена Одновременно появился новый
избирательный закон, резко перераспределявший
голоса избирателей в пользу помещиков
и крупной буржуазии. Третьеиюньский государственный
переворот -новое Положение о выборах
в Думу в нарушение Основных законов было
утверждено царем без санкции Думы и Государственного
совета
Политические
партии в России в
начале XX века.
Провозглашение
в Манифесте от 17 октября 1905 г.
свободы слова, собраний и союзов создало
условия для формирования легальных политических
партий: в 1906 г. в России их насчитывалось
до 50. Но заметное место на российской
политической сцене занимали лишь несколько
партий. В буржуазно-либеральном лагере
это были партии конституционали-стов-