Революция 1905—1907 гг.: причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:25, контрольная работа

Описание работы

Главными предпосылками радикализации общественного движения в начале XX в. было наличие серьезных пережитков в развитии политической системы страны: сосредоточение абсолютной законодательной и исполнительной власти в руках царя; высокая степень бюрократизации системы власти и управления; отсутствие элементов представительной демократии и всесословных представительных учреждений; отсутствие легальных политических партий.

Работа содержит 1 файл

история света.нов.docx

— 41.40 Кб (Скачать)

      Введение. 

      Главными  предпосылками радикализации общественного движения в начале XX в. было наличие серьезных пережитков в развитии политической системы страны: сосредоточение абсолютной законодательной и исполнительной власти в руках царя; высокая степень бюрократизации системы власти и управления; отсутствие элементов представительной   демократии   и   всесословных   представительных учреждений; отсутствие легальных политических партий. Сохранение и углубление многочисленных противоречий в социально-экономической и политической сферах способствовали активизации общественного движения во всех его проявлениях: крестьяне выступали за возвращение отрезков и отмену выкупных платежей; рабочие — за принятие прогрессивного рабочего законодательства; студенты — за возвращение университетской автономии; национальные меньшинства — за право учиться на родном языке, за ослабление национального гнета; либеральная оппозиция — за привлечение ее представителей к управлению делами общества..

      Помешать нарастанию революционного настроения среди рабочих власть не смогла. Обстановка в стране накалялась. Начавшаяся в 1904 г. русско-японская война, вызвав на первых порах известный подъем верноподданнических чувств, в конечном счете, способствовала лишь дискредитации власти.

      Жизнь остро ставила вопрос о необходимости  политических преобразований в стране, о необходимости участия выборных представителей земств и органов городского управления в деятельности Государственного совета. Предлагал это и глава правительства П. Д. Святополк-Мирский. Ответом на все предложения стало заявление царя в декабре 1904 г., рекомендовавшего «оставить бессмысленные мечтания». Революция, начавшаяся в стране через несколько недель после его выступления, заставила власти пойти на гораздо большие уступки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Революция 1905—1907 гг.: причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги 

    Революция 1905—1907 гг. была вызвана рядом экономических (помещичье землевладение, отрезки, крестьянская община, чересполосица, отработочная система и др.) и политических (царское самодержавие, сохранение сословных привилегий, отсутствие демократических прав и свобод и др.) предпосылок. Ускорила революцию неудачная для России русско-японская война.

    Революционные события начались 9 января 1905 г., когда мирное шествие петербургских рабочих к Зимнему дворцу, с петицией к царю об установлении 8-часового рабочего дня и минимальной оплаты труда, было расстреляно войсками. В ответ в столице началось сооружение баррикад, а по стране Прокатилась волна возмущения. Начались массовые выступления в самых различных регионах. Революция носила буржуазно-демократический характер так как ее главной задачей была ликвидация пережитков крепостнического строя. Однако, в отличие от аналогичных революций на Западе, она имела ряд особенностей. Основными движущими силами выступали пролетариат, крестьянство и либеральная буржуазия. Причем главной и наиболее последовательной политической силой в революции стала не буржуазия (в России она была нерешительна и слаба), а пролетариат, готовый идти к достижению поставленных целей до конца. Ситуация осложнялась и тем, что революция приобрела национальный оттенок на окраинах страны, где о своих собственных интересах заявили представители национальной буржуазии и рабочего класса. Кроме того, у разных политических партий различным было представление о начавшейся революции. Даже в рядах социал-демократов оно было диаметрально противоположным: большевики считали, что результатом победоносной революции должно стать формирование временного правительства, как органа революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, а меньшевики настаивали на том, что временное правительство (если оно будет сформировано) должно состоять из представителей буржуазии, как это было в странах Запада. Большевики выступали за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, а меньшевики считали, что об этом не может быть и речи, пока пролетариат не стал большинством населения страны. Революционные события развивались путем взаимодействия и борьбы трех политических лагерей: правительственного, либерального и революционного.

    В ходе революции можно выделить два  основных этапа: нарастание революционной борьбы (январь—декабрь 1905 г.) и ее спад (конец декабря 1905 — июнь 1907 г.).

    На  первом этапе следует отметить 72-дневную  стачку иваново-вознесенских рабочих, впервые выдвинувших помимо экономических радикальные политические требования (созыв Учредительного собрания, введение политических свобод и т. п.). Здесь был образован первый в России Совет уполномоченных депутатов. 14 июня началось восстание на броненосце «Потемкин» (Черноморский флот), участники которого подняли красный флаг и рассчитывали на поддержку других кораблей эскадры., В Лодзи всеобщая стачка рабочих в июне 1905 г. переросла в вооруженное восстание. В августе 1905 г. возникла первая массовая организация в деревне — Всероссийский крестьянский союз, в котором ведущие позиции принадлежали эсерам; и либералам. Они предлагали объявить землю собственностью всего народа, но выступали против насильственных форм борьбы. Во Всероссийской политической стачке в октябре 1905 г. участвовало свыше 2 млн. человек. Наряду с рабочими ее участниками стали студенты, учителя, врачи, служащие государственных учреждений. Главными требованиями участников стачки были: 8-часовой рабочий день, введение демократических свобод, созыв Учредительного собрания.

    В условиях сложившегося равновесия политических сил царь был вынужден подписать составленный С. Ю. Витте манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозгласил политические свободы (слова, совести, собраний и союзов) и объявил о созыве законодательного органа — Государственной думы. Таким образом, требования одной из трех основных движущих сил революции были удовлетворены. Либеральная оппозиция восприняла этот документ как завершение революции и начало конституционного строя в России. Манифестом царь, по сути, склонил на свою сторону представителей либерального лагеря. В стране начался процесс формирования легальной многопартийности. Были созданы две крупные политические партии — «Союз 17 октября» (лидерами которой стали крупный заводчик А. И. Гучков и лидер земского движения Д. Н. Шипов) и конституционно-демократическая партия (ее лидером стал известный историк, профессор П. Н. Милюков). Программы обеих этих партий были нацелены на формирование конституционно-монархического строя.

    Однако, несмотря на принятие Манифеста, волнения не прекратились. В ноябре руководство Крестьянского союза, недовольное тем, что аграрный вопрос до сих пор не решен, объявило о присоединении к всеобщей забастовке рабочих. Продолжались и выступления в армии. В ноябре произошло восстание под руководством лейтенанта П. П. Шмидта на крейсере «Очаков». Апогеем революции явилось декабрьское вооруженное восстание в Москве (6—19 декабря). Вооруженные выступления произошли в Сормове, Красноярске, Чите. Все они были подавлены войсками. Крупных выступлений рабочих в дальнейшем не последовало, однако крестьянские восстания не только не прекратились, но и усилились (в апреле 1906 г. их было 47, а в июне — 739). Необходимо было срочно проводить аграрную реформу.

    Спаду революционной активности во многом способствовало начало работы Государственной думы, а также принятие царем Основных законов Российской империи, воспринятых в кругах либеральной общественности как первая российская конституция. Революция 1905—1907 гг. имела большое историческое значение. Она показала властям, что их выбор лежит между реформами и революцией, а промедление грозит социальным взрывом. В 1905—1906 гг. царская власть, под давлением народного недовольства, пошла на серьезные изменения в политической и экономической системе страны, что создавало возможность для поступательного и относительного спокойного развития российского общества. 

    Особенности формирования и работы Государственного совета и Государственной  думы 

    20 февраля 1906 г. Николай II утвердил новый закон о Государственной думе, в соответствии с которым она наделялась законодательными правами. В тот же день император санкционировал акт о преобразовании Государственного совета, превращавший Совет в еще одну (наряду с Думой) палату возникшего таким образом российского парламента (собственно закон о новом статусе Государственного совета был издан несколько позже, в апреле 1906 г.). Существенно изменив саму организацию государственной власти, эти реформы сделали необходимой и подготовку нового Свода Основных законов. После продолжительного обсуждения в верхах в самый канун созыва I Государственной думы 23 апреля 1906 г. Николай II одобрил соответствующий проект.

    Упомянутые  акты юридически оформили утверждение  в России представительного строя. При этом за монархом сохранялись  весьма широкие полномочия. Однако законодательную власть император отныне должен был делить с Думой и Государственным советом. В принципе никакой новый закон не мог вступить в силу без согласия обеих палат. В прежнем своде Основных законов царь характеризовался как "монарх самодержавный и неограниченный", то в новом его власть определялась лишь как самодержавная. Власть управления по-прежнему, впрочем, принадлежала во всей полноте императору. Он мог издавать в соответствии с законами указы "для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления..." Царь являлся верховным руководителем "всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами", ему предоставлялось право объявления войны и заключения мира, равно как и вообще заключение любых международных соглашений. Императору принадлежало "верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства". Распоряжениями монарха те или иные местности могли объявляться на военном или исключительном положении. Правительство зависело только от императора. Председатель Совета министров и министры назначались и сменялись со своих постов по решению царя. Монарх наделялся правом абсолютного вето, и без его санкции никакой закон в силу не вступал. В перерывах между сессиями Государственной думы (а она созывалась и распускалась царем) император мог в случае чрезвычайных обстоятельств издавать по представлению правительства те или иные законодательные акты с последующим внесением их на одобрение парламента.

    Возможности Государственной думы в смысле влияния  на законодательный процесс оказывались  весьма ограниченными. Поскольку председатель Совета министров и министры зависели лишь от императора, постольку и  способность Думы контролировать исполнительную власть была невелика. Значение представленного депутатам права законодательной инициативы уменьшалось в силу того, что с почином пересмотра Основных законов мог выступать только царь. Все это, однако, отнюдь не превращало Думу в некий лишенный всякого влияния государственный орган. Весьма существенное значение имело, как показала практика, предоставленное ей право рассматривать бюджет. Согласие Думы требовалось для получения ведомствами дополнительных ассигнований. Поэтому так или иначе, но с депутатами правительству приходилось считаться.

    Государственный совет получил права, тождественные  правам Думы. Прошедшие через Думу законопроекты должны были заручиться поддержкой Государственного совета и лишь в этом случае они поступали на утверждение к императору. Правящие круги рассматривали Государственный совет как своеобразный противовес Думе, призванный парализовать нежелательные для монарха и высшей бюрократии думские инициативы. Согласно новому закону о Государственном совете в его состав наряду с "членами по высочайшему назначению" вводились "члены по выборам". Число членов Совета, назначенных императором, не должно было превышать число "членов по выборам", которые посылались в Государственный совет губернскими земскими собраниями, дворянскими обществами, торгово-промышленными организациями, православной Церковью в лице Синода, Академией наук и университетами. Представляя общественные верхи (главным образом дворянство), Государственный совет играл роль оплота наиболее консервативных сил.

    В марте - апреле 1906 г. в стране прошли выборы в I Государственную думу. Существенных успехов на них добились кадеты, получившие более всех мандатов (153).

    Значительную  по численности фракцию в Думе (107 человек) образовали трудовики, в  рядах которых оказались преимущественно  крестьянские депутаты, выступившие  в ходе выборов с позиций "левее  кадетов". Социал-демократы (на IV съезде РСДРП в апреле 1906 г. произошло объединение большевиков и меньшевиков) бойкотировали выборы в Думу

    Крайне  правые партии в Думе мест не получили. Октябристам же удалось провести только 13 депутатов. В целом итоги  выборов, давших леволиберальную по составу Думу, вызвали беспокойство в верхах.

    Важнейшее место в ряду проблем, обсуждавшихся I Государственной думой, занимал  аграрный вопрос. Кадеты подготовили  так называемый законопроект 42-х, составленный в соответствии с их аграрной программой. За постепенную национализацию земли  и введение уравнительно-трудового  землепользования ратовали трудовики (законопроект 104-х). Законопроект 33-х, правда, отвергнутый Думой без обсуждения, предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю. В целом характер аграрных прений в Думе вызывал недовольство правящих кругов.

    В конечном счете после долгих колебаний в верхах возобладала точка зрения сторонников разгона Думы. В начале июля 1906 г. I Государственная дума была распущена. Часть депутатов, переехав в Выборг, обратилась к народу с Манифестом, который призывал население ответить на роспуск Думы отказом платить налоги, давать новобранцев на службу в армию. Роспуск I Государственной думы прошел сравнительно спокойно. Одновременно в отставку ушел и И.Л. Горемыкин. Новым главой правительства Николай II назначил П.А. Столыпина, занимавшего с апреля 1906 г. пост министра внутренних дел.

    20 февраля 1907 г. начала свою работу II Государственная дума. По своему составу она была в целом левее первой В центре внимания II Думы, как и ее предшественницы, находился аграрный вопрос. Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу ее крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли. В конечном счете со II Думой правительство ужиться также не смогло. 1 июня 1907 г. Столыпин предъявил социал-демократической фракции обвинение в подготовке военного заговора. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена Одновременно появился новый избирательный закон, резко перераспределявший голоса избирателей в пользу помещиков и крупной буржуазии. Третьеиюньский государственный переворот -новое Положение о выборах в Думу в нарушение Основных законов было утверждено царем без санкции Думы и Государственного совета 

    Политические  партии в России в  начале XX века.  

    Провозглашение  в Манифесте от 17 октября 1905 г. свободы слова, собраний и союзов создало условия для формирования легальных политических партий: в 1906 г. в России их насчитывалось до 50. Но заметное место на российской политической сцене занимали лишь несколько партий. В буржуазно-либеральном лагере это были партии конституционали-стов-демократов (кадетов) и партия 17 октября (октябристов). Обе они сформировались на базе развернувшихся еще в конце XIX в. движений земцев и либеральной буржуазии.

Информация о работе Революция 1905—1907 гг.: причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги