Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:09, контрольная работа
Свержение российской монархии в феврале 1917 года и в западной, и в советской историографии принято оправдывать “вековой отсталостью” России и “тяжким гнетом царизма”, который довел “бесправный и голодный” народ до свержения “ненавистного режима”. Факты, однако, свидетельствуют и об ином облике России накануне революции, и об иных революционных силах — совсем не народных.
В предвоенных международных отношениях царская Россия занимала, по мнению российского историка А.В.Игнатьева, место “первоклассной, но не вполне самостоятельной страны” [25]. Война внесла коррективы в международное положение Российской империи: ее роль в системе Антанты менялась в зависимости от роли русской армии в войне. Кроме того, многие историки подчеркивают прогрессирующее усиление зависимости от военно-экономической помощи со стороны Англии и Франции. Однако были периоды, когда в связи с успехами русской армии или отвлечением на себя главного внимания противника международное положение России возрастало.
Хорошо известно,
что Россия оказалась полностью
не подготовленной к длительной войне,
и ее социально-экономическая и
политическая структура не выдержала
столь сильного испытания. К февралю
1917 года престиж страны оказался существенно
подорванным. Военные планы царского
правительства не были выполнены. Вместо
ожидавшейся быстрой победы над
Центральными державами Россия прочно
увязла в кровавом болоте войны, в
котором на ее долю выпало больше поражений,
чем успехов. К 1917 г. были утрачены территории
прибалтийских владений, Польши, часть
Белоруссии. Австро-Венгрия по-прежнему
контролировала славянские территории
и Сербию. Царское правительство
не смогло достичь своей заветной
цели - обладания Черноморскими
Многие историки, изучавшие глобальное соотношение сил во время первой мировой войны, отмечали, что победа в сражениях, а вместе с ней и престиж той или иной державы зависели скорее от социально-экономических факторов, чем от численности и состава армии. “К 1917 году Италия, Австро-Венгрия и Россия соревновались друг с другом в движении к своему краху” [26], - писал известный британский историк П.Кеннеди. В соревновании военных блоков по выпуску военной продукции, а значит и потенциальной победе Франция, Англия и присоединившиеся к ним США заметно опережали страны Центрального союза [27].
Тем не менее, правительства стран Антанты нуждались в помощи и активных действиях русской армии. Военные руководители стран Антанты на конференции в Шантильи в ноябре 1916 г. подчеркнули в принятом плане, что операции 1916 г. будут носить решающий характер. Страны Антанты рассчитывали опередить противника, начав генеральное наступление на главных фронтах в феврале 1917 г. Параллельно должно было вестись наступление русской армии и Салоникского фронта против Болгарии с целью вывести ее из военных действий [28].
Союзники вновь собрались в феврале 1917 года на конференцию в Петрограде. Изменившаяся обстановка (особенно положение в России) заставили внести коррективы в план действий на 1917 год. От операций против Болгарии пришлось отказаться совсем. Сроки генерального наступления были с риском потерять инициативу перенесены на апрель. Наконец, сама формула о решающем характере операций 1917 г. получила новое, более осторожное толкование. Теперь державы Антатнты рассчитывали не на победу в 1917 году, а на достижение “решительных результатов”, т.е. перелома в войне, предрешающего ее конечный исход [29].
В этой обстановке в феврале 1917 г. в Петрограде побеждает революция, первая революция в странах-участницах войны. И хотя во всех воюющих странах с осени 1916 и до конца 1917 можно было наблюдать серьезные внутренние кризисы и политические столкновения, но ни в одной из них не случились столь глубокие перемены, как в России.
Как встретили Европа и мир Февральскую революцию в России, как это повлияло на изменение целей участников войны? Сошлемся в этом случае на мнение британского историка Дж. Джолла. Он считает, что эффект событий в Петрограде имел немедленный отклик повсюду в Европе. Либеральные круги во Франции и Англии приветствовали падение царизма в России само по себе, а также в связи с тем, что это сделало Россию более респектабельной с точки зрения целей войны и заключения справедливого мира. Февральская революция в России облегчила вступление американцев в войну. Как объяснил госсекретарь США Р.Лансинг, “это сняло единственное возражение против утверждения, что европейская война является войной демократии против абсолютизма и что единственная надежда на прочный мир между всеми нациями зависит от установления демократических институтов во всем мире” [30].
17 марта новости
о февральской революции
В.Вильсон заявил
с энтузиазмом на заседании кабинета,
что новое русское
Радость В.Вильсона была понятной. Президент готовил политическую почву для ступления США в войну в Европе на стороне Антанты. После установления нового режима в Петрограде В.Вильсону стало легче использовать пропагандистский тезис об “освободительной войне” демократических стран против “австро-германо-османского” деспотизма.
Таким образом, и состав Временного правительства и объявленный им внешнеполитический курс встретили одобрение правительственных кругов Антанты. Они сразу признали временное правительство де-факто. Еще 1 марта английский и французский послы заявили председателю Государственной думы М.В.Родзянко, что правительства Англии и Франции выступают в деловые сношения с Временным исполнительным комитетом Государственной думы как “единственным законным временным правительством России” [33]. Позднее в Петроград была послана специальная миссия союзников во главе с А.Тома, который пробыл в России несколько недель, оказывая поддержку курсу Временного правительства на продолжение войны до победного конца.
Министром иностранных
дел в первом составе Временного
правительства стал, как известно,
П.Н.Милюков, который позднее писал
в своих воспоминаниях о
Одним из главных
вопросов, стоявших на повестке дня
революции с самого ее начала, был
вопрос о войне и мире. П.Н.Милюков
выбирает, как ему казалось, самую
верную политическую линию. По его мнению,
“старое правительство было свергнуто
ввиду его неспособности
Таким образом, февральско-мартов-ские 1917 г. события в России и приход к власти Временного правительства были с воодушевлением восприняты в столицах государств Антанты. Несмотря на трудное положение русской армии на фронтах, Россия после Февраля заметно укрепила свои дипломатические позиции. Нет оснований недооценивать изменение в пропагандистской аргументации союзников: появление демократического правительства в Петрограде сняло многие вопросы о характере военных действий и будущего мира. Союз с царским режимом ставил под сомнение лозунг, провозглашенный в Лондоне и Париже, о борьбе мировой демократии против монархических режимов Центрального блока. Февральская революция создала более благоприятную атмосферу для вступления в войну США. Вместе с тем, дипломатическую линию, выбранную П.Н.Милюковым, и сформулированные им экспансионистские цели войны следует признать ошибочными; они вызвали серьезное противодействие различных слоев населения и лишь углубили раскол общества.
1) Социальное, экономическое
и внутриполитическое
В XX веке западный мир вступил в новую эпоху своего индустриального развития. Она знаменовалась крупными научными открытиями, широкой механизацией труда, интенсификацией производства, существенными сдвигами в социальной структуре западного общества. Большинство самодеятельного населения США, Германии, Англии, Франции перешло в разряд наемных рабочих. Рабочее и социалистическое движение развивалось в условиях буржуазной демократии и было представлено практически во всех парламентах западноевропейских государств. Рабочие добились 8-часового рабочего дня, но в начале века ни в одной стране не было достигнуто всеобщее избирательное право, не имели его и женщины.
На рубеже веков
Старый свет подчинил своему экономическому
и политическому господству почти
весь остальной мир. Сложилась гигантская
колониальная империя: Британии принадлежало
70% всего колониального населения,
Франции - до 10%, Германии - более 2%. Большая
часть из 1,6 млрд. жителей Земли, 55%
всей поверхности суши составляли колонии,
которые приобщались к западной
цивилизации насильственными
В начале XX века Россия представляла собой одно из крупнейших государств мира с населением 126,5 млн. человек, состоящим из более чем 100 наций и народностей. Переход к индустриальному обществу, хотя и осуществлялся с запаздыванием, позволил России включиться в мировую экономическую систему, сократить разрыв в военно-экономической области. Промышленный переворот не привел еще к завершению индустриализации страны. На долю тяжёлой промышленности приходилось лишь 40% общего объема производства. В российской экономике ведущей оставалась аграрная сфера. По производству промышленной продукций на душу населения Россия намного отставала от передовых держав, составив лишь 20-30 рублей против 300-400 рублей в США. Жизненный уровень народных масс был вдвое ниже, чем в Германии, и вчетверо ниже, чем в Англии. На начало XX века 73,7% населения; России было неграмотным.
В российском обществе
сохранялось официальное
Господствующим
сословием являлось дворянство. По
переписи 1897 г. насчитывалось 1,2 млн. потомственных
и 631 тыс. личных дворян. Особо выделялись
около 830 титулованных фамилий - княжеских,
графских, баронских. Среди них были
крупные земельные
Другим привилегированным сословием являлось духовенство. К началу XX в. оно насчитывало около 600 тыс. человек. Среди 1 различных конфессий православие занимало главенствующее положение. Церковь сама была частью государственного аппарата, ею руководил обер-прокурор Синода. Подчиненное положение государству вело к утрате авторитета церкви среди населения.
Около 600 тыс. человек принадлежали к купечеству, являющемуся частью российской буржуазии. Буржуазия в целом насчитывала около 1,5 млн. человек. Она недостаточно активно боролась за гражданские права, за участие в управлении государством и поэтому сама нуждалась в поддержке власти, вела себя с ней верноподданнически. На данном этапе русская буржуазия была неспособна сыграть роль руководящей силы в политическом переустройстве общества.
Крестьянство, насчитывавшее около 86 млн. человек, было главным податным сословием. После отмены в 80-е годы XIX в. подушной подати, важнейшим прямым налогом были выкупные платежи. Крестьянство несло основные расходы на индустриализацию, содержание армии, растущего госаппарата. Оно все больше страдало от аграрного перенаселения: за период с 1861 по 1900 гг. сельское население выросло с 50 до 86 млн. человек, в результате средний размер крестьянского душевого надела сократился с 4,8 до 2,6 десятин (1 дес. = 1,09 га). Положение крестьян усугублялось отсталостью сельскохозяйственной техники. Одна треть крестьянских дворов была безлошадной, ещё одна треть имела всего одну лошадь. В итоге русский крестьянин получал самые низкие урожаи зерновых в Европе - 30-36 пудов с десятины.
Особую категорию составляло казачество, насчитывающее около 3 млн. человек. Казаки имели значительные привилегии во владении землей: средний размер земельного надела у них был в 10 раз больше крестьянских хозяйств Европейской России. В силу этого они были превращены в часть военно-репрессивного аппарата царизма. Ещё одно сословие - мещанство, состояло из городских ремесленников и мелких торговцев.
Информация о работе Революция 1905-1907 г.г и реакционно-монархические партии